Конкурентоспособность предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 11:28, реферат

Краткое описание

Исходя из рассмотренной нами концепции конкурентоспособности предприятия и критического анализа представленных классификаций и понимания под факторами конкурентоспособности тех явлений и процессов производственно-хозяйственной деятельности предприятия и социально- экономической жизни общества, которые вызывают изменение абсолютной и относительной величины затрат на производство и реализацию продукции, а в результате изменение уровня конкурентоспособности самого предприятия, предлагается всю совокупность факторов, определяющих отношение потребителя к самому субъекту хозяйствования и его продукции или услуге, разделить на внутренние и внешние по отношению к нему.

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 66.13 Кб (Скачать)

Таким образом, на сегодняшний день одной из главных целей любого предприятия является формирование работоспособного и конкурентоспособного персонала, от которого зависит точность выполнения принимаемых решений и успех работы каждого подразделения в отдельности и всего предприятия в целом.

 глава 4. Пути повышения  конкурентоспособности предприятия

Переход к рыночной экономике поставил новые проблемы для предприятий. Превратившись в юридически самостоятельных  товаропроизводителей, они стали  испытывать затруднения в финансировании, кредитовании, организации продвижения  товаров к потреблению, в анализе  и учете рыночной конъюнктуры, изучении спроса и предложения, планировании производства в соответствии со спросом  и предложением, ресурсным обеспечением. Сравнительно высокая степень нерешенности этих вопросов ведет к снижению динамики развития производства и его эффективности.

Конкуренция создает условия для  успешной деятельности предприятий, стимулирует  производство тех видов продукции, которые нужны потребителю. В  результате действия конкурентной борьбы устанавливаются более высокие  параметры эффективности экономической  системы, определяются виды и способы  производства, уровень издержек и  потребительские цены, выполняются  научные и технологические разработки.

Содержательные теоретические  и методические основы рыночной экономики, маркетинга, конкуренции исследованы  в трудах целого ряда многих зарубежных и отечественных ученых: А. Смита, Д. Рикардо, Д. Робинсона, Ф. Хайека, П. Самуэльсона, М. Портера, В. Леонтьева, С. Шаталина, Багиева, Г.А. Краюхина, Т.Д. Масловой, A.M. Немчина, В.П. Попкова.

Конкуренция — это цивилизованная форма борьбы за выживание, это сильнейший способ непрерывного стимулирования работников и трудовых коллективов [2].

Существуют общие методы повышения  конкурентоспособности предприятия, однако пути повышения конкурентоспособности  конкретной фирмы должны рассматриваться  исходя из сферы ее деятельности, вида предприятия, организационной структуры  и других факторов.

Основными факторами, которые определяют конкурентоспособность предприятия, являются: стратегия фирмы, наличие  материальных, трудовых, финансовых ресурсов, инновационный потенциал, доля рынка, эффективность менеджмента, выпуск конкурентоспособной продукции. Существуют два вида конкурентного преимущества:

  1. более низкие затраты - означают способность предприятия разрабатывать, выпускать и продавать похожий товар с наименьшими затратами, чем у конкурентов;
  2. дифференциация товаров - это способность обеспечения покупателя большей ценностью в форме нового качества товара, его особенных потребительских свойств или послепродажного обслуживания, что дает возможность устанавливать более высокие цены [1].

Для того, чтобы предложить пути повышения конкурентоспособности предприятия необходимо хорошо представлять внешнюю среду, в которой работает предприятие, её факторы и иметь четкое представление о внутренней среде предприятия.

Для повышения конкурентоспособности  предприятия необходимо обращать внимание на обдуманное, взвешенное и квалифицированное  управление производством с учетом специфических условий переходного  периода, а также на разработку и  реализацию внешней и внутренней конкурентоспособной политики предприятий.

Факторами повышения конкурентоспособности  предприятия являются:

  1. внедрение инновационной политики предприятия, которая определяет возможность предприятия конкурировать не только на внутреннем, но и на внешних рынках.
  2. наличие квалифицированных трудовых ресурсов, соответствующим требованиям международного рынка труда.
  3. система управления качеством на предприятии.
  4. непрерывное совершенствование реализуемой на внутреннем рынке продукции национальных производителей и расширение их деятельности на международном рынке. Сюда можно отнести: обеспечение приоритетности продукции, изменение качества товара и его технических параметров, изучение методов конкурентов по совершенствованию аналогичных товаров, дифференциацию продукции, изменение структуры импорта и видов импортируемой продукции.

Кроме того конкурентоспособность  предприятия зависит от выполнения следующих условий:

  • правильного понимания предпочтений зарубежных потребителей;
  • знания правил и культуры ведения бизнеса в отдельно взятой стране;
  • знания уровня конкурентоспособности в отрасли;
  • внесения в свой продукт изменений и модификаций в соответствии со вкусами и традициями потребителей той страны, куда будет экспортироваться товар;
  • учет особенностей каналов распределения;
  • правильный выбор способа проникновения на рынок;
  • учет культурных, политических, технологических, экологических и юридических особенностей [2].

Исходя из проведенного выше анализа, можно сказать, что в условиях глубоких структурных изменений рынка главная задача предприятия состоит в нахождении своей ниши в жестких условиях конкуренции на рынке. Для этого предприятие, действующее в глобальной экономике, должно учитывать особенности современного рынка.

Также предприятие, должно учитывать  культурные, социальные, политические, технологические, экологические и  юридические особенности, рынка  отдельно взятой страны.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исходя из рассмотренной нами выше концепции конкурентоспособности  предприятия и критического анализа  представленных классификаций и  понимания под факторами конкурентоспособности  тех явлений и процессов производственно-хозяйственной  деятельности предприятия и социально- экономической жизни общества, которые  вызывают изменение абсолютной и  относительной величины затрат на производство и реализацию продукции, а в результате изменение уровня конкурентоспособности  самого предприятия, предлагается всю  совокупность факторов, определяющих отношение потребителя к самому субъекту хозяйствования и его продукции или услуге, разделить на внутренние и внешние по отношению к нему.

При этом под внешними факторами  следует понимать, во-первых, меры государственного воздействия как экономического характера (амортизационная политика, налоговая, финансово-кредитная политика, включая различные государственные  и межгосударственные дотации и  субсидии; таможенная политика и связанные  с ней импортные пошлины; система  государственного страхования; участие в международном разделении труда, разработке и финансировании национальных программ по обеспечению конкурентоспособности предприятия), так и административного характера (разработка, совершенствование и реализация законодательных актов, способствующих развитию рыночных отношений, демонополизации экономики; государственная система стандартизации и сертификации продукции и систем ее создания; государственный надзор и контроль за соблюдением обязательных требований стандартов, правил обязательной сертификации продукции и систем, метрологический контроль; правовая защита интересов потребителя). То есть, все то, что определяет формальные правила деятельности субъекта хозяйствования на данном национальном или мировом рынке.

Во-вторых, факторами конкурентоспособности  выступают основные характеристики самого рынка деятельности данного  предприятия; его тип и емкость; наличие и возможности конкурентов; обеспеченность, состав и структура трудовых ресурсов.

К третьей группе внешних факторов следует отнести деятельность общественных и негосударственных институтов. С одной стороны, через различные  организации по защите прав потребителей, они выступают сдерживающим моментом роста конкурентоспособности предприятия. А с другой, через негосударственные  инвестиционные институты способствуют росту конкурентоспособности предприятия, обеспечивая инвестиции на наиболее перспективных направлениях деятельности.

В таком понимании представленная выше совокупность факторов определяет формальные и неформальные «правила игры» на рынке, определяет ту внешнюю  среду, в которой предстоит работать предприятию, и те моменты, которые  оно должно учитывать при разработке стратегии своего развития.

К внутренним факторам, обеспечивающим конкурентоспособность данного  предприятия, следует отнести потенциал  маркетинговых служб, научно-технический, производственно-технологический, финансово- экономический, кадровый, экологический  потенциал; эффективность рекламы; уровень материально-технического обеспечения, хранения, упаковки, транспортировки; уровень подготовки и разработки производственных процессов; эффективность  производственного контроля, испытаний  и обследований; уровень обеспечения  пусконаладочных и монтажных  работ; уровень технического обслуживания в постпроизводственный период; сервисного и гарантийного обслуживания. То есть речь идет о потенциальных возможностях самого предприятия по обеспечению собственной конкурентоспособности.

 

Литература:

  1. Портер М. Международная конкуренция: / пер. с англ. /М.Портер - М.: Международные отношения, 1993. - 896с.
  2. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент: пер. с англ. под ред. Л.А. Волковой, Ю.Н. Каптуревского /Ф.Котляр.,- Петербург: - СПб. Питер, 2002. - 752с.

.     Кантор Е.Л., Маховикова Г.А, Кантор В. Е. Экономика предприятия. СПб.: Питер, 2007.

  1.     Владыкина Л.Б. Формирование конкурентоспособного персонала организации и рост нематериальных активов // Проблемы современной экономики, 2009. № 1(29).
  2. Волчкова Н.А. Российские финансово-промышленные группы на международных рынках. - М.: Логос, 1999. - 136 с.
  3. Киреев А.А. Международная экономика. - М.: Международные отношения,1997. – 348 с.
  4. Мировая экономика / под ред. В.К. Ломакина. - М.: Анкил, 1995. – 424 Мировая экономика: введение во внешнеэкономическую деятельность:
  5. Учебное пособие для вузов / М.В. Елова и др. – М.: Логос, 2000. – 248 с.
  6. Морозова Т.Г., Победина М.П., Шишлов С.С. Экономическая география
  7. России: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ, 1999. – 527 с.
  8. Основы внешнеэкономических знаний / Под ред. И.П. Фоминского. - М.: Международные отношения, 1995. – 296 с.
  9. .Шлихтер С.Б., Лебедева С.Л. Мировая экономика. - М.: Catallaxy, 1998.– 522 с.
  10. Андриянов В. Конкурентоспособность России в мировой экономике //
  11. Мировая экономика и международные отношения, 2000. - № 3. – С. 47-57.
  12. . «Газпром» – о компании // http://www.nefte.ru/company/rus/gazprom.htm
  13. . Кудров В. Место России в мировой экономике в начале XXI в. // Мировая экономика и международные отношения, 2000. - № 5. – С. 75-83.
  14. Куренков Ю., Попов В. Конкурентоспособность России в мировой экономике // Вопросы экономики, 2001. - № 6. – С. 36-49.
  15. Макаревич Л. России и странам СНГ нужен локомотив мощных национальных компаний // Общество и экономика, 2001. - № 1. – С. 5-56.
  16. . Мельников В. Перспективы развития транснациональных финансово-промышленных групп СПГ // Проблемы теории и практики управления, 2000. № 3.– С. 72-76.
  17. . Мовсесян А., Огнивцев С. Транснациональный капитал и национальные государства // Мировая экономика и международные отношения, 1999. - № 6. С.55-63.
  18. . Мордашев А. Мы хотим конкурировать на мировом рынке http: www.ng.ru regions/1999-10-01/mordashov.html
  19. . СИБАЛ: Российский масштаб // http://www.sibal.ru/sibal
  20. . Столяров Б. Непродажная Россия стоит в пять раз меньше «Дженерал электрик». // Новая газета, 2000. - № 19. - С.10
  21. . Финансово-промышленные группы в России (аналитический обзор) Менеджмент в России и за рубежом, 1998. - № 6. – С. 9-21.
  22. . Хлопонин А. РАО «Норильский никель» на мировом рынке // Российский экспортер, 2000. - № 10. С. 3-4.

 

 


Информация о работе Конкурентоспособность предприятия