Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2013 в 16:02, контрольная работа
Комбинирование производства – одна из форм организации производства, основанная на соединении разных отраслей производства в одной крупной организации с целью упрощения межпроизводственных связей по технологической цепочке[1].
В промышленности характерными признаками комбинирования являются следующие:
наличие тесных производственно-технических и экономических связей между производствами, включенными в состав комбината;
пропорциональность по производительности и пропускной способности объединенных в рамках предприятия различных технологически связанных производств;
Комбинирование производства: сущность, формы, предпосылки развития, показатели уровня, экономическая эффективность. Методика оценки эффективности комбинирования.
3
Диверсификация производства как способ повышения устойчивости организации: понятие, виды, эффективность.
10
Задача
18
Список использованных источников
Данную формулу можно представить и в более упрощенном виде:
,
т. е. комбинирование позволяет получить экономический эффект за счет снижения себестоимости продукции ДС, снижения транспортных расходов (ЛЗ ), снижения удельных капитальных вложений (ДК) и экономии капитальных вложений (ДК), необходимых на развитие добывающих отраслей, если бы не осуществлялся процесс комбинирования производства[5, с. 78-81].
Кроме того, комбинирование – один из способов диверсификации производства, что в условиях рыночных отношений приводит к снижению риска банкротства предприятия.
Таким образом, развитие комбинирования на предприятии является одним из действенных направлений для увеличения выпуска продукции, улучшения использования всех ресурсов предприятия, снижения себестоимости продукции и увеличения прибыли.
Развитие экономических
отношений в последнее время
вновь вызвало интерес к
В настоящее время в научной литературе еще не сформировано однозначное определение такого сложного и многогранного понятия как диверсификация. Отечественные и зарубежные ученые трактуют это понятие по-разному, что связано с различным пониманием процессов диверсификации протекающих в тех или иных отраслях в разных странах. В экономическом словаре под ред. А.И. Архипова диверсификация рассматривается как «рассредоточение капитала между различными объектами вложений с целью снижения экономических рисков» [9, стр. 169].
Е.Е. Румянцева определяет диверсификацию как общую деловую практику направленную на расширение номенклатуры товаров и услуг и или географической территории для того чтобы рассредоточить риск и снизить зависимость от цикличности бизнеса» [1, с. 66-67].
По мнению А.Н. Петрова диверсификация представляет собой в самом общем виде расширение номенклатуры товаров производимых отдельными предприятиями и объединениями. Она связана с использованием накоплений предприятия не только на производство основной продукции или установление контроля над каким-то этапом производства, но и для организации новых видов производства проникновения в другие отрасли.
Стратегией диверсификации называют освоение новых товарных рынков, выпуска новых товаров, оказания новых видов услуг. Стратегия диверсификации обычно подразумевает не только внесение разнообразия в товарные группы или группы услуг, но и распространение деятельности предприятия на новые, не пересекающиеся с уже освоенными предприятием сферы хозяйственной деятельности.
Иначе говоря, стратегия диверсификации – система мер, которую предприятие использует, чтобы исключить зависимость экономической эффективности бизнеса от одной товарной группы или одного стратегического направления деятельности. Стратегия диверсификации разрабатывается так, чтобы разрабатывать новые виды продукции одновременно с вхождением на новые товарные рынки.
Диверсификация – это стратегия высокого риска. С точки зрения финансов, она требует значительных вложений. Финансовая же отдача, скорее всего, будет получена в долгосрочном плане. В то же время, если стратегия удачна, уровень финансовой отдачи может быть значительным и существует высокая вероятность достижения финансовой синергии [4, с. 408-410].
Диверсификация производства – одновременное развитие многих не связанных друг с другом видов производства, расширение ассортимента производимых изделий в рамках одного предприятия, концерна и т.п. Диверсификация применяется с целью повышения эффективности производства, получения экономической выгоды и предотвращения банкротства.
Стратегия диверсификации целесообразна, если:
Решение о диверсификации принимается на основе ожиданий и прогнозов. При разработке стратегии диверсификации необходимо пользоваться следующими тремя критериями:
Основные направления диверсификации представлены на рис. 2.1. Критерием выбора является принцип взаимодействия стратегических зон хозяйствования, далее СЗХ.
Рисунок 2.1 – Основные направления диверсификации
Несвязанная диверсификация (конгломератная) рис.2 предполагает отсутствие очевидных связей СЗХ с существующими сферами бизнеса: фирма расширяется за счет производства технологически не связанных продуктов, которые реализуются на новых рынках. Выбор СЗХ в этом случае осуществляется по следующим признакам:
Конгломератная диверсификация, обеспечивает значительную финансовую синергию. Это может происходить в форме преимуществ в налогообложении, большей возможности в обучении или лучшем использовании финансовых ресурсов.
Рисунок 2.2 – Несвязанная диверсификация.
Несвязанная диверсификация (рис. 2.2) подразумевает, что различные бизнесы компании никак не связаны между собой, то есть не имеют пересечений в каких-либо аспектах деятельности бизнесов, либо эти пересечения ничтожно малы. Основным аргументом в пользу несвязанной диверсификации является возможность распределения финансовых ресурсов корпорации по различным рынкам и отраслям, снижая, таким образом, риски, связанные с упадок на каком либо отдельном рынке или в отдельной отрасли [7, с. 164-166].
Таким образом, диверсификация в неродственные отрасли обладает рядом преимуществ, среди которых повышение внешней гибкости, относительная финансовая стабильность и максимально эффективное использование финансовых ресурсов компании.
Несмотря на преимущества, стратегия несвязанной диверсификации является одной из сложных для реализации, так как ее успешное осуществление зависит от многих факторов, например, размера конгломерата и квалификации менеджеров высшего уровня. Кроме того, несвязанная диверсификация не обеспечивает дополнительных конкурентных преимуществ и имеет высокий уровень риска, так как компания может иметь очень мало опыта работы в новой технологии или на новых рынках и не иметь управленческих навыков, необходимых для эффективного руководства новым предприятием.
Связанная диверсификация (концентрическая) (рис. 2.3) – новая область деятельности компании, связанная с существующими СЗХ посредством стратегических соответствий (совпадений звеньев цепочки ценности), которые приводят к достижению эффекта синергизма и являются основой для формирования и использования конкурентного преимущества.
Рисунок 2.3 – Связанная диверсификация.
Выделяют следующие стратегические соответствия:
Возможны два варианта реализации связанной диверсификации:
Нередко компании реализуют один из вариантов смешанного типа диверсификации:
При решении вопроса о диверсификации компании следует учитывать два аспекта (табл. 2.1).
Таблица 2.1 – Критичные факторы при выборе стратегии диверсификации.
Стратегия диверсификации |
Пути реализации |
Источники затрат на управление |
Связанная |
Внутренний рынок капитала, реструктурирование, передача искусств, распределение ресурсов |
Число СЗХ, Координация между СЗХ |
Несвязанная |
Внутренний рынок капитала, реструктурирование |
Число СЗХ |
1 Диверсификации осуществляется следующими путями:
Часто несвязанная диверсификация реализуется путем приобретения: предпочтение отдаются компаниям с заниженной стоимостью.
2 Стоимость управления диверсифицированной компанией складывается из двух составляющих: стоимости управления в каждой СЗХ и стоимости по координации СЗХ. Результат управления связанными и несвязанными СЗХ, представлен в табл. 2.2
Таблица 2.2 – Результат управления связанными и несвязанными СЗХ
Вид диверсификации |
Результат |
Содержание |
Связанная диверсификация |
Доходы |
Доходы от каждой СЗХ Доходы от синергизма |
Расходы |
Расходы по каждой СЗХ Расходы на координацию СЗХ | |
Несвязанная диверсификация |
Доходы |
Доходы от каждой СЗХ |
Расходы |
Расходы по каждой СЗХ |
Таким образом,
выбор между связанной и
Альтернативой диверсификации может быть создание стратегического альянса между двумя или более компаниями в области стоимости, риска и прибылей, связанных с использованием новых возможностей бизнеса. Таким образом, любая компания создает стратегию диверсификации, максимально соответствующую ее ситуации и отношению к риску.
Имеется мало оснований утверждать о наличии систематической связи между стратегией диверсификации и финансовым успехом предприятия. Однако разумно проведенная диверсификация деятельности может быть предпосылкой повышения эффективности отдельных подразделений. Например если затраты в рамках какой-либо отрасли являются по своей природе в основном постоянными, то их разбивка по разным участкам с большими объемами продаж ведет к значительному снижению удельных издержек[7, с. 218-220].
Информация о работе Комбинирование и диверсификация производства