Экономическая сущность и функции прибыли предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 20:02, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является раскрыть сущность прибыли как экономической категории и как источника функционирования предприятий, определить основные принципы распределения и использования прибыли на предприятии.
Для реализации поставленной цели исследования в работе поставлены следующие задачи:
- рассмотреть основные теории прибыли
- дать определение прибыли предприятия, изучить её функции и источники формирования;
- рассмотреть виды прибыли;
- выявить направления распределения и использования прибыли на предприятии.

Оглавление

1.Экономическое содержание прибыли
1.1 Понятие прибыли в экономической науке.
1.2 Сущность прибыли, природа ее происхождения
2.Виды прибыли, ее функции и источники формирования
2.1 Методы планирования, формирование и распределение прибыли на предприятии
2.2 Пути увеличения прибыли
3. Роль прибыли в формировании финансовых ресурсов предприятия

Файлы: 1 файл

Экономическая сущность и функции прибыли предприятия.docx

— 52.25 Кб (Скачать)

Особенности распределения  прибыли предприятия зависят  от хозяйственно-правовой формы предприятия  и от формы собственности. Общим  в механизме распределения прибыли  является то, что предприятие из прибыли уплачивает налоги на доходы, налог на недвижимость, налог на прибыль и местные сборы и  налоги. Различия заключаются в том, как распределяется прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, поскольку  порядок распределения этой части  прибыли устанавливается собственником.

При распределении прибыли  выделяют:

• прибыль, полученную от видов деятельности, облагаемых налогом на доходы;

• прибыль, облагаемую налогом на прибыль;

• льготируемую прибыль.

(комментарий  : повторяется про льготируемую прибыль)Прибыль, облагаемая налогом на доходы, может быть получена от следующих источников:

• казино;

• видеосалонов;

• лотерей;

• акций, облигаций и других ценных бумаг.

Ставки налога на доход  дифференцированы по видам деятельности.

Льготируемая прибыль — это прибыль, освобождаемая от уплаты налога на прибыль. Например, в состав льготируемой прибыли может быть отнесена прибыль, полученная от мероприятий, направленных на снижение последствий от аварии на ЧАЭС; прибыль производственных мастерских, опытно-экспериментальных предприятий и предприятий учебных заведений, полученная в процессе практического обучения студентов и учащихся; прибыль предприятий, использующих труд инвалидов, если численность инвалидов в их составе составляет не менее 50 % от среднесписочной численности промышленно-производственного персонала, и т.д.

Для того чтобы определить величину налога на прибыль, необ¬ходимо учитывать, что вначале предприятие обязано уплатить из прибыли налог на недвижимость. Он рассчитывается исходя из остаточной стоимости основных фондов, числящихся на балансе предприятия, и установленной величины ставки данного налога. Налогооблагаемая прибыль определяется как разность между прибылью, облагаемой налогом на прибыль, и величиной налога на недвижимость. Она является базой для определения налога на прибыль (ставка налога на прибыль устанавливается законодательно).

В процессе распределения прибыли предприятие также определяет величину прибыли, которая является базой для расчета ме¬стных налогов и сборов (прибыль, облагаемая налогом на при¬быль, минус налог на недвижимость, минус налог на прибыль).

Заключительным этапом в  распределении прибыли является расчет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия (чис¬той прибыли), и установление направлений ее использования.

Основное направление  распределения чистой прибыли оговаривается в учредительном договоре, уставе и соответствует требованиям законодательства (например, наличие требования обязательности формирования резервного фонда предполагает, что предприятие осуществляет соответствующие регулярные отчисления из чистой прибыли).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Пути увеличения прибыли на предприятии

 

            На каждом предприятии должны  предусматриваться плановые мероприятия  по увеличению прибыли. В общем  плане эти мероприятия могут  быть следующего характера:

- увеличение выпуска продукции,

- улучшение качества продукции,

- продажа излишнего оборудования и другого имущества или сдача его в аренду,

- снижение себестоимости продукции за счет более рационального использования материальных ресурсов, производственных мощностей и площадей, рабочей силы и рабочего времени,

- диверсификация производства,

- расширение рынка продаж и др.

            Из этого перечня мероприятий  вытекает, что они тесно связаны  с другими мероприятиями на  предприятии, направленными на  снижение издержек производства, улучшения качества продукции  и использование факторов производства.[3;67]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3  Роль прибыли в  формировании финансовых ресурсов    предприятия

 

            На предприятии прибыль образуется  в результате реализации продукции.  Ее величина определяется разницей  между доходом, полученным от  реализации продукции, и издержками  на ее производство и реализацию. Общая масса получаемой прибыли  зависит, с одной стороны, от  объема продаж и уровня цен,  устанавливаемых на продукцию,  а с другой  - от того, насколько  уровень издержек производства  соответствует общественно-необходимым  затратам.

            Вместе с тем прибыль на  предприятии зависит не только  от реализации продукции, но  и от других видов деятельности, которые ее либо увеличивают,  либо уменьшают. Поэтому в теории  и на практике выделяют так  называемую «балансовую прибыль». Ее название говорит само за  себя. Она состоит из прибыли от реализации продукции (выручка от реализации продукции без косвенных налогов минус затраты на производство и реализацию продукции) плюс внереализационные доходы (доходы по ценным бумагам, от долевого участия в деятельности других предприятий, от сдачи имущества в аренду и т.п.) минус внереализационные расходы (затраты на производство, не давшее продукции, на содержание законсервированных производственных мощностей, убытки от списания долгов и т.д.)[14;22]

            Кроме того, выделяется валовая  прибыль, которая представляет  собой балансовую прибыль за  минусом или плюсом финансового  результата от операций с основными  фондами, нематериальными активами  и иным имуществом.

            Таким образом, балансовая прибыль  (Пб) может быть определена по  формуле: [2;137]

              Пб = + Пр + Пи + Пв.о. ,   где

       Пр – прибыль (убыток) от реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг,

       Пи –  прибыль (убыток) от реализации  имущества предприятия,

       Пв.о. – доходы (убытки) от внереализационных операций.

            Как правило, основной элемент  балансовой прибыли составляет  прибыль от реализации продукции,  выполнения работ или оказания  услуг.

            Прибыль от реализации продукции  зависит от внутренних и внешних  факторов. К внутренним факторам  относятся: ускорение НТП, уровень  хозяйствования, компетентность руководства  и менеджеров, конкурентоспособность  продукции, уровень организации  производства и труда и др. К внешним факторам, которые не  зависят от деятельности предприятия,  относятся: конъюнктура рынка,  уровень цен на потребляемые  материально-технические ресурсы,  нормы амортизации, система налогообложения  и др.

            Внутренние факторы действуют  на прибыль через увеличение  объема выпуска продукции, улучшение  качества продукции, повышение  отпускных цен и снижение издержек  производства и реализации продукции.  Величина прибыли от реализации  продукции определяется по формуле: [2;139]

                   Пр =     ( Цi – Сi ) * Vi  ,  где

Цi  -  отпускная цена единицы i-ой продукции,

Сi  -  себестоимость единицы i-ой продукции,

Vi  -  объем реализации i-ой продукции.

            Прибыль облагается налогом, поэтому  на практике принято выделять  налогооблагаемую прибыль. Последняя представляет собой валовую прибыль за вычетом отчислений в резервные фонды, доходов по видам деятельности, освобожденной от налогообложения, отчислений на капиталовложения. [2;143]          

            В результате на предприятии,  как это принято называть в  теории и на практике, остается  так называемая чистая прибыль.  По своей величине она представляет  налогооблагаемую прибыль за  минусом налога на прибыль.

            Из чистой прибыли предприятие  выплачивает дивиденды и различные  социальные выплаты, образует  фонды. В результате остается  прибыль неиспользованная, или убыток, непокрытый деньгами.

            В условиях рыночных отношений,  как свидетельствует мировая  практика, имеется два основных  источника получения прибыли.

            Первый – это монопольное положение  предприятия по выпуску той  или иной продукции или уникальность  продукта. Поддержание этого источника  на относительно высоком уровне  предполагает проведение постоянной  новации продукта. Здесь следует  учитывать такие противодействующие  силы, как антимонопольную политику  государства и растущую конкуренцию  со стороны других предприятий.

            Второй источник связан с производственной  и предпринимательской деятельностью,  поэтому касается практически  всех предприятий. Эффективность  его использования зависит от  знания конъюнктуры рынка и  умения постоянно адаптировать  под нее развитие производства. Здесь, по сути, все сводится  к маркетингу. Величина прибыли в данном случае зависит: во-первых, от правильности выбора производственной направленности предприятия по выпуску продукции (выбор продуктов, пользующихся стабильным и высоким спросом); во-вторых, от создания кнкурентноспособных условий продажи своих товаров и оказания услуг (цена, сроки поставок, обслуживание покупателей, послепродажное обслуживание и т.д.); в-третьих, от объемов производства (чем больше объем продаж, тем больше масса прибыли); в-четвертых, от ассортимента продукции и снижения издержек производства.

            От прибыли зависит нормальная  деятельность любого предприятия,  т.к.:

- прибыль обеспечивает расширенное воспроизводство (капитальные вложения в основные фонды и прирост оборотных средств),

- прибыль необходима для развития НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы), обеспечивающие НТП,

- за счет прибыли финансируются затраты на социальные нужды,

- прибыль необходима для выплаты дивидендов, а следовательно от нее зависят инвестиции.

            Кроме того, прибыль предприятия  имеет более широкое значение, т.к. из нее выплачивается налог  на прибыль, являющийся частью  доходов, за счет которых формируется  бюджет государства.[2;45 ]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АКЛЮЧЕНИЕ

 Экономическая ситуация, сложившаяся в нашей стране  в последнее десятилетие, требует  от предприятий повышения эффективности  производства, конкурентоспособности  продукции и услуг на основе  внедрения достижений научно-технического  прогресса, эффективных форм хозяйствования  и управления производством, преодоления  бесхозяйственности и активизации  предпринимательства. 

  Предприниматели стремятся получать всё больший доход, предельно экономно использовать естественные, трудовые и инвестиционные ресурсы и максимально широко реализовывать такой ресурс, как свои творческие и организационные (предпринимательские) способности в избранной ими сфере деятельности, что служит мощным стимулом развития и совершенствования производства, раскрывает созидательные возможности частной собственности.

 Заинтересованность предприятий  в производстве и реализации  качественной, пользующейся спросом  на рынке продукции, отражается  на величине прибыли, которая  при прочих равных условиях  находится в прямой зависимости  от объема реализации этой  продукции. Прибыль - наиболее  простая и одновременно наиболее  сложная категория рыночной экономики.  Её простота определяется тем,  что она является стержнем  и главной движущей силой экономики  рыночного типа, основным побудительным  мотивом деятельности предпринимателей  в экономике. 

 Прибыль является основным  источником собственных средств  фирмы. С одной стороны, прибыль  рассматривается как результат  деятельности фирмы, с другой,  как основа дальнейшего развития. Для страны прибыль фирм означает  наполняемость доходной части  бюджета, возможность решения  социальных проблем страны или  региона. 

 Каждое предприятие,  фирма прежде, чем начать производство  продукции, определяет, какую прибыль,  какой доход она сможет получить.

 Прибыль предприятия  (фирмы) зависит от двух показателей:  цены продукции и затрат на  ее производство. Цена продукции  на рынке есть следствие взаимодействия  спроса и предложения. Под воздействием  законов рыночного ценообразования  в условиях свободной конкуренции  цена продукции не может быть  выше или ниже по желанию  производителя или покупателя, она  выравнивается автоматически. Другое  дело – затраты на производство  продукции – издержки производства. Они могут возрастать или снижаться  в зависимости от объема потребляемых  трудовых или материальных ресурсов, уровня техники, организации производства  и других факторов. Следовательно,  производитель располагает множеством  рычагов снижения затрат, которые  он может привести в действие  при умелом руководстве. 

Информация о работе Экономическая сущность и функции прибыли предприятия