Экономическая сущность и функции прибыли предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 20:02, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является раскрыть сущность прибыли как экономической категории и как источника функционирования предприятий, определить основные принципы распределения и использования прибыли на предприятии.
Для реализации поставленной цели исследования в работе поставлены следующие задачи:
- рассмотреть основные теории прибыли
- дать определение прибыли предприятия, изучить её функции и источники формирования;
- рассмотреть виды прибыли;
- выявить направления распределения и использования прибыли на предприятии.

Оглавление

1.Экономическое содержание прибыли
1.1 Понятие прибыли в экономической науке.
1.2 Сущность прибыли, природа ее происхождения
2.Виды прибыли, ее функции и источники формирования
2.1 Методы планирования, формирование и распределение прибыли на предприятии
2.2 Пути увеличения прибыли
3. Роль прибыли в формировании финансовых ресурсов предприятия

Файлы: 1 файл

Экономическая сущность и функции прибыли предприятия.docx

— 52.25 Кб (Скачать)

• стимулирующая - часть ожидаемой или полученной прибыли может быть использована в качестве источника материального вознаграждения работников предприятия и выплат дивидендов владельцам капитала.

Стимулирующую функцию, проявляющуюся  в процессе ее распределения и  использования. Содержание этой функции  состоит в том, что прибыль  одновременно является финансовым результатом  и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Реальное обеспечение  принципа самофинансирование определяется полученной прибылью. Доля чистой прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей,  должна быть достаточной  для  финансирования  расширения производственной деятельности, научно-технического и социального  развития  предприятия, материального поощрения работников. Рост прибыли определяет рост потенциальных возможностей предприятия, повышает степень его деловой активности, создает финансовую базу для самофинансирования, расширенного воспроизводства, решения проблем социальных и материальных потребностей трудовых коллективов. Она позволяет осуществлять капитальные вложения в производство (тем самым, расширяя и обновляя его), внедрять нововведения, решать социальные проблемы на предприятии, финансировать мероприятия по его научно-техническому развитию. Помимо этого прибыль является важным фактором в оценке потенциальным инвестором возможностей компании, служит показателем эффективного использования ресурсов, т.е. необходима для оценки деятельности фирмы и ее возможностей в будущем

-Как показатель, характеризующий  финансовые результаты хозяйственной  деятельности. Показатели прибыли  являются важнейшими для оценки  производственной и финансовой  деятельности предприятия. Они  характеризуют степень его деловой  активности и финансового благополучия. По прибыли определяют уровень  авансированных средств и доходность  вложений в активы предприятия;

В условиях рыночных отношений  предприятие должно стремиться, если не к получению максимальной прибыли, то, по крайней мере, к тому объему прибыли, который позволял бы ему  не только прочно удерживать свои позиции  на рынке сбыта своих товаров  и оказания услуг, но и обеспечивать динамичное развитие его производства в условиях конкуренции. В конечном итоге это предполагает знание источников формирования прибыли и нахождение методов по лучшему их использованию.

В условиях рыночных отношений, как свидетельствует мировая  практика, имеются два основных источника  получения прибыли.

Первый источник — это  монопольное положение предприятия  по выпуску той или иной продукции  или уникальности продукта. Поддержание  этого источника на относительно высоком уровне предполагает проведение постоянной новации продукта. Здесь  следует учитывать такие противодействующие силы, как антимонопольную политику государства и растущую конкуренцию  со стороны других предприятий.

Второй источник связан с  производственной и предпринимательской  деятельностью, поэтому касается практически  всех предприятий. Эффективность его  использования зависит от знания конъюнктуры рынка и умения постоянно  адаптировать под нее развитие производства. Здесь, по сути, все сводится к маркетингу.

Величина прибыли в  данном случае зависит:

во-первых, от правильности выбора производственной направленности предприятия по выпуску продукции (выбор продуктов, пользующихся стабильным и высоким спросом);

во-вторых, от создания конкурентоспособных  условий продажи своих товаров  и оказания услуг (цена, сроки поставок, обслуживание покупателей, послепродажное обслуживание и т.д.);

в-третьих, от объемов производства (чем больше объем продаж, тем  больше масса прибыли);

в-четвертых, от ассортимента продукции и снижения издержек производства.

Однако получение прибыли  в условиях рынка всегда связано  с риском -  над предприятием постоянно  висит угроза потерять вложенный  капитал целиком или частично. Именно поэтому в теории и на практике используется понятие «предпринимательская прибыль», которая по своей величине должна быть больше, чем процент, получаемый по вкладам в банк.

По своему содержанию понятие  «риск» относится как к хозяйственной, коммерческой, так и к финансовой деятельности. Для определения риска  используются два основных метода: статистический и экспертный. В основе статистического лежат приемы математической статистики (расчет вариации, дисперсии  и стандартного отклонения по показателям  финансово-хозяйственной деятельности). Этими показателями являются рентабельность производства, продукции, инвестиций, продаж и т.д.

Полностью избежать риска  в предпринимательской деятельности практически невозможно, но существует система методов смягчения его  отрицательных последствий. К ним  относятся самострахование, (создание резервных фондов), участие в венчурных  компаниях, хеджирование, заключение фьючерсных сделок и т.д.

2.1 Методы планирования, формирование и распределение прибыли на предприятии

 

               В совокупном виде конечные  итоги  деятельности любого  хозяйственного субъекта принимают  стоимостную форму, и выступают  в виде финансовых результатов.  Позитивные финансовые результаты  предприятия выражаются в форме  прибыли. 

Отрицательным результатом  хозяйствования являются убытки, которые  свидетельствуют о неэкономном  расходовании ресурсов,  потерях, недостатках  в разных областях деятельности предприятия. 

Прибыль, как конечный результат  многогранной деятельности предприятия  зависит от  многих внутренних и  внешних факторов. Внешние факторы  – это в основном общие условия  хозяйствования предприятия в конкретном периоде времени. К важнейшим  из них можно отнести: общую экономическую  ситуацию в стране, отражающуюся на конъюнктуре рынка, спросе и предложении; уровень инфляции; условия кредитования, налогообложения и т.д.

Внутренние факторы    охватывают множество конкретных условий, связанных с организацией производства, реализацией продукции, ценообразованием, методами управления различными участками  деятельности субъекта хозяйствования. Решающие факторы, влияющие на прибыль  от основной деятельности  можно  условно поделить на три основные группы.

Первая из них влияет на рост (уменьшение) поступлений от    реализации продукции. Вторая - на уровень  затрат. Третья – на уровень рентабельности реализованной продукции. Эти факторы  тесно связаны между собой, хотя их положительное воздействие на финансовые результаты  требует  решения различных вопросов. 

Кроме факторов, влияющих на повышение финансовых результатов  от  основной  деятельности, целесообразно  активизировать  управленческие действия, позволяющие увеличить поступления  и сократить затраты на  другие виды деятельности. Это касается  поиска возможности реализации излишних запасов сырья, материалов, запасных частей и других ценностей, сокращения непроизводственных расходов (штрафов, пеней, неустоек). В связи с расширением финансового рынка возрастает возможность увеличения денежных поступлений от выгодных финансовых операций с ценными бумагами, вложениями свободных средств в депозиты и другие инвестиции.   

При определении планового  объема прибыли   используются следующие  методы:

- метод прямого счета;

- аналитического  счета;

- смешанный метод.

Метод прямого счета применяется  при небольшом ассортименте выпускаемой  продукции. Сущность его заключается  в том, что прибыль определяется по всей номенклатуре реализуемой продукции (или по укрупненным группам) посредством  исключения из суммы выручки от реализации продукции в отпускных ценах  налогов (НДС, Акцизы, отчисления в отдельные  бюджетные фонды) и полной себестоимости  этой продукции. При этом учитываются  переходящие остатки нереализованной  продукции на начало и конец планируемого года.

Пр= П1+Птв.- П2, где 

П1- прибыль в остатках нереализованной продукции на начало года.

П2- на конец года

Птв- прибыль по товарному выпуску планируемого года

Этот метод планирования прибыли является весьма  громоздким, особенно при большом ассортименте выпускаемой продукции.

Аналитический метод планирования прибыли применяется при большом  ассортименте выпускаемой продукции. Преимущество этого способа состоит  в том, что он позволяет определить влияние отдельных факторов на плановую прибыль. При этом методе прибыль  определяется  по всей сравнимой  продукции в целом. Исчисление прибыли  аналитическим методом состоит  из нескольких этапов:

1.Определение  базовых  показателей отчетного периода.  В качестве которых, принимают  полученную в отчетном периоде  прибыль от всех видов деятельности.

2. Обоснование важнейших  задач и факторов, которые   могут воздействовать на изменение  объема прибыли. К ним относятся:   рост объема производства, изменение  цен, снижение себестоимости,  увеличение внереализационных доходов и др.

3. Учет индексов инфляции, изменения конъюнктуры рынка,  наличие договоров и контрактов  на поставку сырья и сбыта  готовой продукции.

4. Фактический объем прибыли  прошлого периода корректируется  на предполагаемые изменения  вследствие учета влияния   решающих факторов (в абсолютном  и относительном выражении).

   Смешанный  метод планирования прибыли  применяете при значительном изменении ассортимента выпускаемой продукции. В данном  случае по   производимой  новой продукции прибыль исчисляется прямым методом, а по сравнимой  с помощью аналитического счета.

Эффективные действия предприятия  в процессе его функционирования позволяют не только достигать  намеченный планом объем прибыли, но и превысить  его   величину. Общий объем, полученный в текущем периоде прибыли  является объектом распределения.  

В первую очередь из общей  прибыли уплачиваются обязательные  платежи  государству. К ним относятся: налог на прибыль, местные налоги и сборы, а также штрафы, пени в  бюджет за нарушение налогового законодательства.  После вычета из общей прибыли  этих платежей у предприятия  остается чистая прибыль, часть  которой капитализируется и в последствии используется на увеличение имущества, капитала, расширение резервных фондов  и др. нужды. Вторая часть прибыли расходуется на социально- культурные потребности работников предприятия (премии, оздоровительные, просветительные мероприятия и т.д.).

Таким образом, в процессе распределения прибыли во многом удовлетворяются потребности в  стратегическом развитии производства, одновременно  обеспечиваются  бытовые  нужды   членов трудового коллектива.

 

Финансовое планирование – это сознательный процесс обоснования  объема и движения финансовых ресурсов, соответственно и предвидения конечных результатов деятельности. 

 

Обобщая подходы в определении сущности прибыли и методов ее планирования и учитывая требования действующего законодательства, можно определить основы механизма формирования и распределения прибыли предприятия.

Прибыль формируется как  результат следующих слагаемых:

• прибыли от реализации продукции;

• прибыли от прочей реализации;

• прибыли, полученной по внереализационным операциям.

Укрупненно прибыль от реализации продукции (фактически полученная) рассчитывается как разность между выручкой от реализации продукции, налогами, включаемыми в цену и уплачиваемыми из выручки, и себестоимостью реализованной продукции.

Прибыль, ожидаемая от реализации продукции, определяется с учетом планируемой  цены на продукцию, которая может  быть реализована на рынке; планируемых  налогов, включаемых в цену; планируемого уровня издержек производства и реализации (себестоимости), планируемого уровня рентабельности продукции.

Прибыль от прочей реализации образуется от реализации излишних и  ненужных в производстве материальных ценностей. Она рассчитывается как  разность между выручкой от реализации материальных ценностей, налогами, включаемыми  в цену и выплачиваемыми из выручки, а также затратами, связанными с реализацией данных материальных ценностей (транспортировка, складирование и др.).

Прибыль, полученная по внереализационным операциям, - это прибыль, образуемая путем вычитания из доходов, полученных по данной операции расходов, связанных с осуществлением этих операций (например, дивиденды от акций, принадлежащих предприятию, от совместной деятельности).

Облагаемая и необлагаемая налогом прибыль, чистая прибыль  или прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, образуется в процессе распределения прибыли предприятия.

На формирование прибыли  как финансового показателя работы, который отражается в бухгалтерском  учете, официальной отчетности субъектов  хозяйствования, влияет установленный  государством порядок: формирования затрат на производство продукции (работ, услуг); учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг); определения внереализационных доходов и затрат; определения балансовой (валовой) прибыли. Следовательно, на формирование абсолютной величины прибыли предприятия оказывают влияние результаты, эффективность его финансово-хозяйственной деятельности, сфера деятельности, определенные законодательством условия учета финансовых результатов.

Информация о работе Экономическая сущность и функции прибыли предприятия