Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 21:38, доклад
Система экономической безопасности (СЭБ) каждой компании сугубо индивидуальна. Ее полнота и действенность во многом зависят от имеющейся в государстве законодательной базы, выделяемых руководителем предприятия материально-технических и финансовых ресурсов, понимания каждым из сотрудников важности обеспечения безопасности бизнеса, а также от знаний и практического опыта начальника СЭБ, непосредственно занимающегося построением и поддержанием в «рабочем состоянии» самой системы.
Специфика национальных рыночных отношений таит в себе множество опасностей для добросовестного предпринимателя, которому приходится постоянно действовать в условиях повышенного риска.
Особая общественная опасность рейдерства заключается именно в использовании государства как прикрытия для совершения преступных деяний: помимо прямого ущерба, наносимого экономике, рейдер еще и дискредитирует государство, разлагая его ключевые элементы.
С этой точки зрения к понятию рейдерства можно отнести приватизацию, носившую в России в целом разрушительный характер: класс собственников создавался в прямом смысле слова «огнем и мечом», ценой уничтожения целых отраслей экономики и лишения не просто работы, но и возможности сколь-нибудь приемлемого существования миллионов россиян.
Однако с формальной точки зрения приватизация, будучи, по всей вероятности, преступлением против России и, более того, против человечества, не является примеров рейдерства. С одной стороны, преступления не совершались против бизнеса: распределению и разрушению подвергалась не частная, но государственная собственность. С другой - и это представляется наиболее важным - на всех этапах приватизации, даже во время залоговых аукционов, ее инициаторами были, как правило, не захватчики собственности, но представители государства, получавшие за свои действия разнообразные «откаты» и политическое влияние. Бизнесмены лишь пользовались предоставляемыми им возможностями, что совершенно не свойственно для рейдера.
Приватизация была первичным разделом собственности; рейдерство же представляет собой, хотя и схожий с ней по своему цинизму и разрушительным последствиям, один из методов ее последующего передела.
Вероятно, о рейдерстве
в полном смысле этого слова можно
говорить с 1997 года, когда подготовленный
реформаторами и стремительно принятый
для, насколько можно судить, максимального
облегчения захвата предприятий
Закон о несостоятельности (банкротстве)
превратил искусственное
Разрушительность
широкомасштабного применения технологий
банкротства для захвата
В конце 2002 года
вступившая с неимоверным опозданием
(относительно потребностей экономики)
в силу новая редакция Закона о
несостоятельности (банкротстве) наконец-то
ограничила использование банкротства
для «перехвата корпоративного контроля»,
как это изысканно называется
на официальном языке. В результате,
по данным Высшего арбитражного суда,
интенсивность банкротств в России
упала в 8 раз: если в 2002 году в арбитражные
суды поступило 106,5 тысяч заявлений
о признании должников
Однако на смену
преднамеренному банкротству
Кроме того, еще
в процессе ограничения возможностей
рейдеров инструмента использовать
банкротство в качестве инструмента
захвата собственности
Результат предсказуем:
даже по официальным данным, в последние
годы в России наблюдается «всплеск
количества недобросовестных корпоративных
захватов», причем, в отличие от применения
процедуры банкротства, официальная
статистика захватов с использованием
недостатков «арбитражного