Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2010 в 04:07, курсовая работа
Цель исследования состоит в обосновании региональных закономерностей особенностей издержек производства на этапе становления рыночных отношений.
В соответствии с поставленной целью в задачи исследования входили:
-- изучение и обобщение теоретических вопросов издержек производства в отечественной и зарубежной литературе, формулирование выводов об экономическом содержании издержек производства, как важнейшей экономической категории;
-- углубление отдельных теоретических аспектов издержек производства и установление взаимосвязей издержек с другими экономическими категориями в условиях рынка, такими как доход и прибыль.
Введение.
1. Экономическое содержание издержек производства.
1.1. Понятие издержек производства.
1.2. Теория вопроса.
1.3. Классификация издержек производства.
1.4. Региональные особенности издержек и затрат предприятия.
1.5. Издержки производства и доход.
Заключение.
Литература.
Рассмотрим пример:
Руководство компании запланировало на 2009 год следующие результаты: Бюджет (план) на 2009 г., руб.
Валовая выручка - 5000000
Издержки по затратному методу - 4600000
Собственный капитал - 1500000
Руководству предстоит решить, будет ли он продолжать свою хозяйственную деятельность или продаст предприятие и высвободит собственный капитал и свою личную рабочую силу.
Если мы рассмотрим издержки при продолжении компанией хозяйственной деятельности, то в соответствии с затратным методом их величина будет 4600000 руб.
С точки зрения же метода альтернативных издержек (утраченных возможностей) издержки на продолжение фирмой хозяйственной деятельности составят, руб.:
Издержки в соответствии с бюджетом 4600000
+Потери дохода (прогноз) в связи с утратой владельцами
возможности работать в другой фирме 300000
+Потери возможных получении выплат по процентам в
связи с утратой возможности разместить собственный
капитал 1500000 руб. каким-либо иным образом
(из расчета 12% годовых ЦБ) 180000
Итого 5080000
Ранее определенная прибыль (400000 руб.) на деле -- при расчете издержек с точки зрения утраченных возможностей -- оборачивается не прибылью, а убытками в 80000 руб.: валовая выручка 5000000 руб. -- издержки 5080000 руб.
Значительная часть решений, принимаемых на предприятиях, состоит в выборе из альтернативных возможностей. Как следует из приведенного примера, необходимо принимать во внимание утраченные возможности, которые становятся определяющим фактором при прочих равных условиях. В этом заключается буквальный смысл таких терминов, как «упущенная выгода», «с точки зрения упущенных возможностей», «издержки утраченных возможностей», «альтернативные издержки».
И.В. Липсиц (10) предложил модель идентификации издержек, существенных для анализа цен.
Он указывает, на первый взгляд задача определения издержек достаточно проста, но здесь же отмечает, важно не столько уметь точно определять сумму затрат, сколько хорошо представлять, как она будет изменяться при изменении объемов продаж.
Задача усложняется тем, что далеко не все виды издержек необходимо принимать во внимание при обосновании ценовых решений, считает автор. Такого внимания заслуживают, во-первых, только предельные, или приростные, затраты (а вовсе не средние величины), а во-вторых, только те издержки, которых можно избежать. На практике, однако, выделить именно важные издержки не всегда просто. Чтобы разобраться в связанных с этим проблемах И.В. Липсиц предлагает обратиться вначале к предельным (приростным) издержкам.
В соответствии с законом спроса при более высокой цене компания будет иметь возможность продать товаров меньше, чем при более низкой. Обычно -- если речь идет о нормальных товарах -- дело именно так и обстоит.
Однако столь же однозначной зависимости издержек от объемов продаж не существует. При достаточно существенных колебаниях объемов производства (продаж) некоторые элементы издержек останутся теми же по абсолютной величине. Поэтому соответственно и изменение прибыльности при изменении цен совсем не линейно. Это побуждает нас при анализе различных ценовых политик фирмы придавать первостепенное значение только тем издержкам, которые действительно меняются при изменении цен, и связанным с этим изменениям в объемах продаж.
Таким образом, И.В. Липсиц предлагает все виды затрат, которые изменяются при изменениях цен и объемов продаж называть приростными издержками производства.
Как мы увидим далее, разделение издержек на приростные и неприростные достаточно близко к традиционной классификации затрат на постоянные и переменные, но все же не вполне совпадает с ней по существу. И именно этим фактором объясняется тот факт, что классификацию издержек по И.В. Липсицу мы рассматриваем прежде всего.
По своей экономической природе переменные издержки -- это затраты на реальное осуществление целевой деятельности, ради которой была создана фирма, т.е. затраты на сырье и материалы, комплектующие и детали, заработную плату производственного персонала.
Постоянные издержки, напротив, по своей экономической природе являются затратами на создание условий для осуществления целевой деятельности. Важнейшими их элементами являются затраты на аренду помещений, оплату труда административного персонала, налоги на заработную плату, страховые платежи и т.д. И поскольку величина этих издержек не меняется в прямой связи с изменениями объемов производства, то, решая задачу о рациональности того или иного изменения цены на конкретный продукт фирмы, мы не можем полностью отнести эти издержки к категории приростных.
Однако некоторые из фиксированных затрат в состав приростных могут и должны быть включены, и не сделать этого -- значит допустить ошибку в рассуждениях. Какие же издержки следует классифицировать как постоянные, но не приростные издержки производства? К этой группе И.В. Липсиц относит те постоянные издержки, осуществление которых оказывается необходимым как прямой результат изменения цены.
Проблема осложняется, как отмечает автор (10), тем, что часть затрат не может быть строго отнесена к постоянным или переменным. И поэтому было введено понятие условно-постоянных издержек, под которыми понимаются те виды постоянных затрат, которые остаются неизменными лишь в определенном диапазоне колебаний объемов выпуска.
Есть в методике обоснования коммерческих решений один принцип, который обычно усваивается практикующими менеджерами достаточно тяжело. Он состоит в том, что при обосновании цен следует учитывать только предотвратимые затраты. Предотвратимые издержки -- затраты, которые еще не были осуществлены или могут быть аннулированы без потерь. Например, затраты, связанные с осуществлением рекламной кампании нового товара, являются предотвратимыми -- фирма может их осуществлять или не осуществлять в зависимости от того, какое решение она примет. Но вот затраты на аренду помещения, в котором размещается отдел рекламы, если они обусловлены долгосрочным договором аренды, -- это уже затраты невозвратные. Их фирма должна осуществить в любом случае и при любом варианте выбранной ею рекламной политики.
Таким образом, противоположностью предотвратимых издержек являются невозвратные издержки (иногда их еще называют утраченной стоимостью). Именно к этой категории следует относить затраты на маркетинговые исследования. То есть невозвратные издержки -- затраты, которые фирма будет вынуждена осуществить при любом выбранном ею варианте коммерческой политики.
Постоянные издержки.
Вопрос, в котором практически все экономисты единодушны, так это в классификации издержек производства в зависимости от влияния на их величину объемов производства.
Кэмпбелл Р. Макконнелл и Стэнли Л. Брю (19) дают следующее определение: «Постоянными называются такие издержки, величина которых не меняется в зависимости от изменения объема производства». О.Ю. Мамедов (19) добавляет: «Постоянные издержки фирмы имеют место даже в том случае, если фирма ничего не производит». Постоянные издержки связаны с самим существованием производственного оборудования предприятия. К постоянным издержкам, как правило, относится оплата обязательств по облигационным займам, рентные платежи, часть отчислений на амортизацию зданий и оборудования, страховые взносы, а также оплата труда высшего управленческого персонала и будущих специалистов предприятия.
Рассмотрим пример:
Предприятие, производящее и реализующее лишь один вид продукции, планирует на предстоящий период следующие постоянные издержки, руб.:
Оклады сотрудников - 600000
Аренда помещений - 75000
Разное - 125000
Амортизация - 200000
Итого - 1000000
В указанный период запланировано произвести и реализовать 10000 единиц данного товара.
Соотношение между объемом произведенной и реализованной продукции, с одной стороны, и постоянными издержками предприятия -- с другой, может быть описано, как показано в таблице 1. Средние постоянные издержки (на единицу продукции) вычисляются путем деления постоянных издержек на соответствующий им объем произведенной и реализованной продукции.
Таблица 1
Производство и реализация, единиц | Постоянные издержки (ПОИ), руб. | Средние постоянные издержки (СПОИ), руб. |
0 | 1000000 | - |
1000 | 1000000 | 1000 |
2000 | 1000000 | 500 |
3000 | 1000000 | 333 |
4000 | 1000000 | 250 |
5000 | 1000000 | 200 |
6000 | 1000000 | 167 |
7000 | 1000000 | 143 |
8000 | 1000000 | 125 |
9000 | 1000000 | 111 |
10000 | 1000000 | 100 |
Таким образом, постоянные издержки на производство и реализацию продукции в интервале от 0 до 10000 единиц не зависят от величины и структуры производства и реализации. По-иному обстоит дело со средними постоянными издержками (СПОИ), они уменьшаются с ростом производства и реализации.
В этом примере величина постоянных издержек в рассматриваемый период была принята равной 1000000 руб. Важно отметить, что постоянные издержки в различные периоды могут составлять разные величины. К примеру, вполне возможно, что арендная плата за помещения и оклады сотрудников в более поздний период будут выше, несмотря на прежний производственный потенциал. Решающим фактором при определении, относить ли данный вид издержек к постоянным, или нет, является то, остаются ли они неизменными в случае увеличения или уменьшения производства и реализации.
С.Н. Абдуллина и Н.И. Вишневская (1) предложили постоянные издержки разделить на две группы: остаточные и стартовые. К остаточным издержкам относится та часть постоянных издержек, которые продолжает нести предприятие, несмотря на то, что производство и реализация на какое-то время полностью остановлены.
К стартовым издержкам относится та часть постоянных издержек, которые возникают с возобновлением производства и реализации.
Так, постоянные издержки величиной 1500000 руб., делятся на остаточные -- 1100000 и стартовые -- 400000 руб.
Разделение издержек на остаточные и стартовые может представлять интерес лишь в случае, когда рассматривается вопрос о целесообразности полного прекращения хозяйственной деятельности.
Как уже упоминалось, определенная величина постоянных издержек является выражением того, что создан определенный потенциал, позволяющий достичь определенного объема производства и реализации. Если хозяйственная деятельность осуществляется в рамках данного объема, постоянные издержки будут неизменными. Расширение потенциала, например, в форме увеличения машинного парка, увеличения числа штатных сотрудников и расширения помещении, повлечет за собой рост постоянных издержек (на амортизацию, оклады и арендную плату). Этот рост произойдет в форме скачков, ибо перечисленные производственные факторы могут приобретаться лишь в определенных неделимых количествах.
Вернемся,
к примеру, приведенному выше. Предположим,
что данное предприятие получило возможность
расширить свои потенциал с 10001 единицы
продукции до 15000 с соответствующим ростом
постоянных издержек на 400000 руб. и с 15001
до 20000 единиц с соответствующим ростом
постоянных издержек еще на 500000 руб.
Таблица 2
Производство и реализация, ед. | Постоянные издержки, руб. | Средние постоянные издержки, руб. |
5000 | 1000000 | 200 |
7500 | 1000000 | 133 |
10000 | 1000000 | 100 |
10001 | 1400000 | 140 |
12500 | 1400000 | 112 |
15000 | 1400000 | 93 |
15001 | 1900000 | 127 |
17500 | 1900000 | 109 |
20000 | 1900000 | 95 |