История банковского права

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2011 в 16:43, реферат

Краткое описание

Российские ученые отмечают своеобразие и характерное отличие зарождения и развития банковского дела. “Банковская политика России издавна существенно отличается от таковой же политики в Западной Европе. Там банки с самого начала находились в частных руках, будучи созданы частной инициативой и на частные капиталы”.

Оглавление

1.Возникновение банков в России.

2.Дальнейшее развитие российских банков.

Файлы: 1 файл

История банковского права в России.doc

— 109.50 Кб (Скачать)

Летом 1922 года был предпринят еще один шаг к стабилизации финансовой системы: была открыта подписка на первый государствен-ный хлебный заем на общую сумму в 10 млн. пуд ржи в зерне. Государ-ство выпустило беспроцентные облигации достоинством в 100 пудов, которые подлежало оплатить в период с 1 декабря 1922 года по 31 ян-варя 1923 года натурой или наличными деньгами по полной рыноч-ной цене ржи вдень оплаты. Вслед за этим был выпущен 6%-ный заем на 100 млн. золотых рублей. Все это проводилось с целью подготовки условий для денежной реформы, поскольку облигации служили в ка-честве внутреннего кредита, а также средством выкупа обесцененных бумажных денег. 

Была создана  целая сеть акционерных банков, среди  акционеров которых были Госбанк, синдикаты, кооперативы, частные лица и даже иностранные предприниматели. Эти банки кредитовали, в основном, отдельные отрасли промышленности. Для кредитования предприятий потребительской кооперации открывались кооперативные банки, для сельскохозяйственного кредита -- сельскохозяйственные банки, для кредитования частной промышленности и торговли -- общества вза-имного кредита, для мобилизации денежных накоплений населения учреждались сберегательные кассы. В 1923 году в стране существова-ло 17 самостоятельных банков, а в 1926 году их число возросло до 61. Доля Госбанка в общих кредитных вложениях банковской системы снизилась за это время с 66 до 48%. 

Подтверждением  рыночного характера экономики  может слу-жить конкуренция, возникавшая  между банками в борьбе за клиентов путем предоставления им особо выгодных условии кредитования. За-частую одни и те же организации, предприятия, тресты кредитовались у нескольких банков одновременно. Широкое распространение полу-чил коммерческий кредит, то есть кредитование друг друга различны-ми предприятиями и организациями. Примерно половина краткос-рочного банковского кредита осуществлялась через учет коммерческих векселей. Все это говорит о том, что в стране уже функционировал еди-ный денежный рынок со всеми его атрибутами. 

Сформированная  в СССР к началу 30-х годов в общих чертах командно-административная система управления экономикой потребовала скорейшего завершения централизации банковской системы. В этих целях в 1930 - 1932 гг. была проведена кредитная реформа, принципиально изменившая характер кредитных отношений в стране и создавшая систему банков, не имевшую аналогов. Ее идейная направленность определялась все той же мыслью о "едином банке". 

Началом коренной реформы банковской деятельности послужило  постановление СНК СССР от 30 января 1930 г. О кредитной реформе, которым был запрещен коммерческий кредит (получивший широкое применение в годы НЭПа). Он заменялся прямым банковским кредитованием. Постановлением был завершен начатый в 1927 - 1928 гг. процесс сосредоточения краткосрочного кредитования в Госбанке. Отныне последнему передавались все краткосрочные кредитные операции, сохранившиеся к тому времени в других банках. Помимо этого постановлением ликвидировались все филиалы “Всероссийского” и “Всеукраинского кооперативных” банков, а их клиентура передавалась Госбанку. В итоге в лице Госбанка был создан единый центр краткосрочного кредитования. Правда, было сделано одно временное отступление, коснувшееся сельскохозяйственного кредита. Вследствие высоких темпов коллективизации действовавшая до той поры система сельскохозяйственного кредита потребовала существенных преобразований, главным образом переориентирования на обслуживание крупных коллективных хозяйств. Реорганизация свелась к следующему. Постановлением от 30 января 1930 г. Центральный сельскохозяйственный банк преобразуется во Всесоюзный сельскохозяйственный кооперативно-колхозный банк. В филиалы последнего превращается республиканские, краевые и областные сельскохозяйственные банки. Низовым звеном системы сельскохозяйственного кредита стали сельскохозяйственные кредитные товарищества. 

Однако период деятельности кредитной кооперации оказался непродолжительным. В условиях массовой коллективизации индивидуальных крестьянских хозяйств было решено отказаться от услуг кредитной кооперации. С  начала 1931 г. кредитно-расчетное обслуживание колхозов передали государственной банковской системе. На базе 1800 районных кредитных товариществ были созданы филиалы Госбанка, вследствие чего сеть низовых учреждений Государственного банка значительно возросла. 

Заключительным аккордом реорганизации банков под командно-административную систему явилось постановление ЦИК и СНК СССР от 5 мая 1932 г. “Об организации специальных банков долгосрочных вложений”. Им был завершен начатый в 1927 - 1928 гг. и продолженный в 1930 г. процесс превращения специальных банков в банки долгосрочных вложений. 

Превратившись фактически в банки долгосрочных вложений, специальные банки сохраняли  ведомственную подчиненность. Так, БДК был подчинен ВСНХ, Всекобанк - Центросоюзу и т.д. В силу этого  каждый специальный банк в индивидуальном порядке разрабатывал свою систему финансирования и контроля. Между тем крепнувшая командно - административная система требовала максимально высокой степени концентрации в одних руках процесса управления финансовыми ресурсами государства. 

Возникло и  другое немаловажное обстоятельство, также подталкивавшее к очередной  реорганизации специальных банков. В 1930 г. были существенно изменены бюджетные  взаимоотношения в народном хозяйстве  как по линии финансирования предприятий, так и по линии платежей в бюджет. Согласно постановлению ЦИК и СНК СССР от 23 мая 1930 г. все бюджетные ассигнования на финансирование капитальных вложений государственных предприятий стали безвозвратными. Долгосрочное кредитование капитальных вложений было сохранено лишь для колхозов и кооперации. Тем самым специальные банки становились банками преимущественно безвозвратного бюджетного финансирования, что в свою очередь потребовало в условиях командно-административной системы централизовать все бюджетные ассигнования в руках Наркомфина. Поэтому постановление ЦИК и СНК СССР от 5 мая 1932 г. по-своему логично решало, что всесоюзные специальные банки организуются в составе Народного комиссариата финансов СССР. Таких банков было четыре: 

банк финансирования капитального строительства промышленности и электрохозяйства (Промбанк), преобразованный  из Банка долгосрочного кредитования промышленности и электрохозяйства (БДК); 

банк финансирования социалистического земледелия (Сельхозбанк); 

банк финансирования капитального строительства кооперации (Всекобанк), преобразованный из Всероссийского кооперативного банка; 

банк финансирования коммунального и жилищного строительства (Цекомбанк). 

Новым специальным  банкам было поручено: 

Промбанку - финансирование (в порядке безвозвратных вложений и долгосрочных ссуд) капитального строительства всех государственных  предприятий и строительных организаций  союзного, республиканского и местного значения; 

Сельхозбанку - финансирование (и порядке безвозвратных вложений и долгосрочных ссуд) всех видов капитальных затрат предприятий и организаций государственного сектора сельского хозяйства, Трактороцентра и колхозной системы; 

Всекобанку - финансирование (в порядке долгосрочных ссуд) всего капитального строительства всех видов кооперации, кроме жилищной; 

Цекомбанку - финансирование (в порядке безвозвратных вложений и долгосрочных ссуд) всего жилищного, коммунального и культурно-бытового строительства, а также комплексного строительства новых городов и поселков. 

Названные банки  распространяли свою деятельность на всю территорию страны. За исключением  Цекомбанка, который проводил свою работу через местные коммунальные банки, все они имели сети своих  филиалов, открываемых в пунктах с достаточным количеством объектов финансирования. В тех пунктах, где открытие филиала оказывалось экономически нецелесообразным, обслуживание клиентуры проводилось через учреждения Госбанка на договорных началах. В этих случаях специальным банкам разрешалось иметь своих уполномоченных при конторах Госбанка. При этом кассовое обслуживание специальных банков осуществлялось Госбанком на основе соответствующих соглашений. 

Отмеченные меры преследовали цель сконцентрировать в  специальных банках под контролем Наркомфина все средства, предназначенные на капитальные вложения, - бюджетные ассигнования, собственные средства государственных и кооперативных организаций и средства специальных фондов. Схема давала возможность определять "сверку" направления капитальных затрат и следить за выполнением принятых центральными органами решений. 

Что касается Государственного банка, то его роль в экономике  страны была определена постановлением СНК СССР от 20 марта 1931 г., в котором, в частности, содержались следующие  два требования. Госбанк должен был, во-первых, стать общегосударственным аппаратом учета производства и распределения продуктов, во-вторых, обеспечить действенный повседневный контроль рублем за ходом выполнения планов производства и обращения товаров, за выполнением финансовых планов. 

В последующие  два десятилетия банки страны совершали свою деятельность, не подвергаясь  сколько-нибудь существенным реорганизациям. Лишь в 1936 г. Всекобанк был переименован в Банк финансирования капитального строительства торговли и кооперации - Торгбанк. 
 

Во второй половине 50-х годов серьезные преобразования коснулись специальных банков. Коротко  суть преобразований сводилась к  сокращению количества банков. 

С января 1957 г. прекратил  операции Торгбанк. Это было вызвано  прежде всего тем, что несколько ранее была ликвидирована промысловая кооперация, предприятия которой составляли значительную часть клиентуры данного банка. Остававшуюся клиентуру передали Цекомбанку и Сельхозбанку. 

Спустя некоторое  время Сельхозбанк и Цекомбанк  с системой коммунальных банков также были упразднены (Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 апреля 1959 г. "О реорганизации системы банков долгосрочных вложений“. Функции упраздненных банков были переданы Госбанку и Промбанку, причем последний был реорганизован во Всесоюзный банк финансирования капитальных вложений Стройбанк СССР. Все долгосрочные операции, выполнявшиеся Цекомбанком и местными коммунальными банками, перешли к Стройбанку, а операции по краткосрочному кредитованию и осуществление расчетно-кассовых операций коммунальных предприятий и организаций жилищного хозяйства были переданы отделениям Госбанка. 

Также Госбанку были переданы практически все операции ликвидированного Сельхозбанка. Исключение составили операции по финансированию капитальных вложений в хлебопродуктовые предприятия и организации, перешедшие к Стройбанку. Тем самым Сельхозбанк, длительное время являвшийся отраслевым банком долгосрочных вложений, оказался включенным в состав Госбанка, который с конца 20-х годов формировался исключительно в качестве центра краткосрочного обслуживания народного хозяйства. Подобный шаг, совершенный вопреки ранее проводившейся политике четкого разграничения между Госбанком и спецбанками краткосрочных и долгосрочных операций, теперь обосновывался необходимостью сосредоточения в одном банке как краткосрочных, так и долгосрочных операций по обслуживанию сельскохозяйственных предприятий и организаций. 

Дело в том, что работники Госбанка на практике нередко решали проблемы взаимоотношений  с сельскохозяйственными предприятиями независимо от состояния их сферы капитальных вложений. В свою очередь работники Сельхозбанка не обращали внимания на состояние текущей деятельности сельскохозяйственных предприятий и результаты их взаимоотношений с Госбанком. Такой узковедомственный подход порождал формализм.  

Кроме того, принималось  во внимание, что Сельхозбанк, не имея достаточно разветвленной сети своих  низовых филиалов, поручал учреждениям  Госбанка обслуживание сельскохозяйственных предприятий в части финансирования и кредитования капитальных вложений. Следовательно, во многих районах работники Госбанка в той или иной степени уже совершали долгосрочные операции с сельскохозяйственными предприятиями.  

Ликвидация Торгбанка, Цекомбанка и Сельхозбанка и передача их операций в основном Госбанку снова позволили говорить о превращении Госбанка в “единый банк”. 

Таким образом, в стране осталось три банка Госбанк  СССР, Стройбанк, и Внешторгбанк СССР. Госбанк и Стройбанк совершали  операции на внутреннем рынке, Внешторгбанк - на внешнем.  

В 1962 г. Государственному банку СССР были переданы сберегательные кассы, которые до того находились в  системе Министерства финансов СССР. Благодаря этому значительные ресурсы  в форме вкладов населения  перешли в распоряжение Госбанка и стали использоваться им в интересах кредитования народного хозяйства.  

Каждый из оставшихся трех банков представлял собой сложную  централизованную систему с разветвленной  сетью учреждений на местах. К началу 1986 г. их количественные характеристики выглядели следующим образом.  

Самым крупным  был Госбанк СССР. Он включал правление, конторы и отделения (филиалы). Центральным  звеном являлось правление, которое  руководило всей системой через конторы - республиканские, городские, областные  и краевые. Всего насчитывалось 185 таких контор. Им непосредственно подчинялись 4274 отделения, функционировавшие практически в каждом административном районе страны. Они обслуживали предприятия и организации, расположенные на территории данного района и имевшие в этом отделении свой расчетный или текущий счет. 

Стройбанк СССР также являлся многозвенной централизованной организацией. Правление осуществляло руководство всеми учреждениями через республиканские и областные (краевые) конторы, число которых  составляло 180. Правда, Стройбанк не имел на местах столь широкой сети отделений (филиалов). Отделения открывались с учетом объема финансирования и кредитования капитальных вложений в данном районе. К началу 1986 г. их насчитывалось 908. 

В районах, где  в связи с незначительными  объемами финансирования и кредитования капитальных вложений было нецелесообразно открывать отделения Стройбанка, все необходимые операции выполнялись уполномоченными Стройбанка при отделении Госбанка. Всего было открыто около 800 пунктов уполномоченных Стройбанка. Если же и открытие пункта уполномоченного считалось нецелесообразным, то все операции по финансированию и кредитованию капитальных вложений в данном районе возлагались на договорных началах на отделение Госбанка, выполнявшее их за счет ресурсов Стройбанка.  

Информация о работе История банковского права