Информация как фактор производства

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 19:13, реферат

Краткое описание

Одним из ключевых экономических ресурсов на современном этапе развития общества является ИНФОРМАЦИЯ. Информация как фактор производства, крайне необходима в современных условиях функционирования. Она обеспечивает оперативность принимаемых решений, помогает развитию предпринимательской способности и повышению эффективности производственного процесса.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 54.21 Кб (Скачать)

Это придает особое значение проблемам сохранения, накопления и эффективного использования человеческого  капитала, выступающего в качестве ключевого и решающего стратегического  ресурса развития экономики и  общества в целом.

Таким образом, целью  курсовой работы является характеристика сущности человеческого капитала и  его роли в современной экономике.

Задачи работы:

- рассмотреть понятие  человеческого капитала, его виды;

- рассмотреть особенности  формирования и накопления человеческого  капитала;

- изучить воздействие  человеческого фактора на рыночную  экономику.

1. Понятие человеческого  капитала, его виды

Человек, его творческие качества, силы и способности, с помощью  которых он преобразует себя и  окружающий мир, традиционно занимали центральное место в экономических  и социальных науках. Вместе с тем  ускоренное развитие материально-технической  базы производства, связанное с промышленным переворотом, заслонило проблемы развития человека и его производительных способностей, создав иллюзию превосходства  физического капитала в обеспечении  экономического роста. Как следствие  этого, долгие годы производительные способности  человека рассматривались и оценивались  как один из количественных факторов производства. Задача состояла лишь в  том, чтобы удачно соединить труд, основной и оборотный капитал.

Эволюционное развитие общества сопровождается эволюцией  статуса человека в экономической  системе общества. Труд, представляющий собой осознанную, целенаправленную и результативную деятельность, -- наиболее существенная часть жизнедеятельности  человека, и понятия в этой сфере  трансформиру.тся наиболее динамично.

На стадии зарождения капитализма базовым для развития производства было понятие "рабочая  сила", или способность к труду, "совокупность физических и духовных способностей, которыми обладает организм, живая личность человека, и которые  пускаются им в ход всякий раз, когда он производит какие-либо потребительные стоимости" [5]. Человека здесь рассматривали  как средство труда, как производительную силу и оценивали его способности  лишь в процессе производства экономических  благ. Физические и духовные способности  имели качественное измерение, но структурно не были представлены и оценивались  упрощенно в количественном выражении.

С увеличением роли научно-технического прогресса в  экономическом росте изменилось отношение западных экономистов  к проблемам воспроизводства  рабочей силы. Центр внимания ученых сфокусировался на проблемах создания качественно новой рабочей силы, в то время как ранее основными  были проблемы использования налично данной рабочей силы. Всемерная автоматизация производственных процессов и ввод в эксплуатацию сложных в управлении механизмов потребовали пересмотра отношения к "базовому материалу", что вызвало к жизни понятие "человеческие ресурсы", выражающее иную сущность и другое качество труда и трудовых отношений. Человеческие ресурсы включают уровень образования, способность к творчеству и потенциальные возможности всестороннего развития работников, состояние их здоровья, общую культуру и нравственность, совершенствование трудовых взаимоотношений, мотивацию, предприимчивость и др. Понятия "человеческие ресурсы" и "человеческий потенциал" не следует противопоставлять, поскольку потенциал представляет собой обобщенную, собирательную характеристику ресурсов, привязанную к определенному месту и времени.

Структурные изменения  в совокупной рабочей силе, интерес  к факторам экономического роста  и экономической динамике явились  причиной возникновения и развития теории человеческого капитала.

Под влиянием научно-технической  революции, автоматизации и механизации  труда, трансформации социальной структуры  общества, повышения в этих условиях значимости квалификации, уровня образования  каждого человека в отдельности  и населения в целом традиционная точка зрения на жесткое разграничение  между трудом как первичным фактором производства и капиталом как  фактором производным, полученная в  наследие от промышленной революции, утратила свое первоначальное значение.

В связи с этим модифицируются представления о  самой способности к труду. Понятие "рабочая сила" уже не выражает в полной мере возросшую роль человека в экономике, который уже не просто воздействует на вещественный капитал, а управляет им, от него требуется  не просто профессиональное знание, но умение принимать взвешенные решения.

Способности человека есть результат целенаправленных усилий, предпринимаемых со стороны как самого его владельца, так и людей, его окружающих. Поэтому можно утверждать, что в любом человеке заключено определенное количество прошлого труда, которое используется им и служит своеобразным капиталом, т. е. в отличие от рабочей силы, которая продается или покупается в системе наемного труда, человеческий капитал авансируется и возмещается как основной капитал, требуя значительных инвестиций в процессе своего формирования и развития.

Принимая во внимание нематериальный характер и многомерность  человеческого капитала, различные  авторы свободно формулируют понятие  человеческого капитала и делают неоднозначный упор на его отдельные составные элементы: одни склонны акцентировать внимание на функциональной стороне человеческого капитала, т. е. на его способности приносить доход, другие дают его сущностную характеристику -- как форму личного фактора производства. Практически во всех определениях после 60-х гг. в ХХ в. соблюдается принцип расширительной трактовки человеческого капитала: не только реализуемые знания, навыки и способности, но и потенциальные (в том числе и возможность их приобретения); не только внешнее стимулирование, но и внутренняя мотивация работника, что, в сущности, не меняет экономического содержания человеческого капитала.

Наиболее полно  человеческий капитал можно охарактеризовать следующим образом: это врожденный, сформированный в результате инвестиций и накопленный определенный уровень  здоровья, образования, навыков, способностей, мотиваций, энергии, культурного развития, как конкретного индивида, группы людей, так и общества в целом, которые целесообразно используются в той или иной сфере общественного  воспроизводства, способствуют экономическому росту и влияют на величину доходов  их обладателя.

Человеческий капитал, являясь частью совокупного капитала, представляет собой сочетание составляющих его элементов, т. е. имеет свою внутреннюю структуру.

Большинство экономистов  формируют структуру человеческого  капитала по затратному принципу, на основании  различных видов инвестиций в  человеческий капитал.

И. В. Ильинский выделяет вследствие этого следующие составляющие: капитал образования, капитал здоровья и капитал культуры [8, с. 30].

Ф. Нойманн к основным составляющим человеческого капитала относит комбинацию следующих четырех компонентов: культурно-этнические особенности; общее образование; профессиональное образование; ключевые квалификационные качества [14, с.98].

Е. В. Ванкевич выделяет: образование и профессиональную подготовку, информированность; физиологические характеристики личности и состояние здоровья; профессиональную и географическую мобильность; психологические характеристики личности, движущие потребности, мотивацию, ценности [5, с. 15].

В зависимости от степени обобщенности человеческого  капитала в его структуре можно  обозначить следующие компоненты: индивидуальный, коллективный и общественный. Два  первых рассматриваются на микроуровне, как человеческие капиталы отдельно взятого человека и группы людей, объединенных по определенному признаку: коллектив фирмы, члены социально-культурной группы и т.д. Общественный компонент -- это человеческий капитал на макроуровне, он представляет собой весь накопленный обществом человеческий капитал, который, в свою очередь, является частью национального богатства, стратегическим ресурсом и фактором экономического роста.

Наиболее обобщенным подходом к определению составляющих человеческого капитала является подход Ю.Г. Быченко, согласно которому структурно человеческий капитал выглядит следующим образом [4]:

- биологический человеческий  капитал -- ценностный уровень физических способностей к выполнению трудовых операций, уровень здоровья населения;

- культурный человеческий  капитал -- совокупность интеллектуальных способностей, образованности, умений, навыков, моральных качеств, квалификационной подготовки индивидов, которые используются или могут быть использованы в трудовой деятельности и узаконивают обладание статусом и властью.

Биологический человеческий капитал состоит из двух частей: одна часть является наследственной, другая -- благоприобретенной. В течение всей жизни индивидуума происходит износ этого капитала, все более и более ускоряющийся с возрастом (смерть необходимо понимать как полное обесценение фонда здоровья). Реализация вложений, связанных с охраной здоровья, способна лишь к строго ограниченному развитию биологического капитала работника. Ее главное предназначение -- увеличивать период активной жизнедеятельности индивида.

Культурный капитал -- это языковая и культурная компетенция человека, богатство в форме знания или идей, которые легитимируют статусы и власть, поддерживают установленный социальный порядок, существующую в обществе иерархию. Культурный капитал индивида характеризуется следующими показателями: интеллектуальная культура (интеллектуальный капитал), образовательная культура (образовательный капитал), морально-нравственная культура (морально-нравственный капитал), символическая культура (символический капитал), социальная культура (социальный капитал).

Для воспроизводства  человеческого капитала необходимы значительные затраты и различные  виды ресурсов как со стороны индивида, так и со стороны общества (государственных  учреждений, частных фирм, семьи  и т. д.). Подчеркивая схожесть таких  затрат с вложениями других видов  капитала, экономисты относятся к  ним как к инвестициям в  человеческий капитал. Источниками  таких инвестиций являются затраты  работодателей, бюджетные расходы  государства, индивидуальные расходы  граждан.

Таким образом, человеческий капитал -- очень важный вид инвестиций в современной экономике.

Человеческий капитал  заметно отличается от физического  капитала, во-первых, тем, что он неотделим  от человека, его нельзя купить, можно  лишь взять или предоставить в  пользование на определенных условиях, и, во-вторых, тем, что знания и навыки можно приобретать и без дополнительных инвестиций, а на практике, путем  обучения па рабочем месте. В то же время человеческий капитал, как  и физический, подвержен физическому  и моральному износу: возможности  человека (физические, умственные, психологические  и т. п.) могут со временем снижаться, познания скудеть, их носитель деградировать, а сами знания просто устаревать. 

Экономические системы.

Экономическая система— совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе сложившихся в нём отношений собственности и хозяйственного механизма. В любой экономической системе первичную роль играет производство в совокупности с распределением, обменом, потреблением. Во всех экономических системах для производства требуются экономические ресурсы, а результаты хозяйственной деятельности распределяются, обмениваются и потребляются. В то же время в экономических системах есть также элементы, которые отличают их друг от друга:

социально-экономические  отношения;

организационно-правовые формы хозяйственной деятельности;

хозяйственный механизм;

система стимулов и  мотиваций участников;

экономические связи  между предприятиями и организациями.

Современная рыночная экономическая  система

Рынок - сложная экономическая система общественных взаимоотношений в сфере экономического воспроизводства. Он обусловлен несколькими принципами, которые обуславливают его сущность и отличают от других экономических систем. Эти принципы основываются на свободе человека, его предпринимательских талантах и на справедливом отношении к ним государства. Действительно, данных принципов немного - их можно посчитать по пальцам одной руки, однако их важность для самого понятия рыночной экономики трудно переоценить. Причем эти основы, а именно: свобода индивида и честное соревнование - очень тесно связаны с понятием правового государства. Гарантии же свободы и честного соревнования могут быть даны лишь в условиях гражданского общества и правового государства. Но и сама суть прав, обретенных человеком в условиях правового государства, есть право свободы потребления: каждый гражданин вправе устраивать свою жизнь так, как ему представляется, в рамках его финансовых возможностей. Человеку необходимо, чтобы права на собственность были нерушимыми, и в этой защите своих прав основную роль играет он сам, а роль по защите от незаконных посягательств на собственность гражданина других граждан берет на себя государство. Такой расклад сил удерживает человека в рамках закона, так как в идеале государство стоит на его стороне. Закон, который начинают уважать, какой бы он ни был, становится справедливым хотя бы для того, кто его уважает. Но, защищая права граждан, государство не должно переходить границу, как тоталитаризма, так и хаоса. В первом случае инициатива граждан будет сдерживаться или проявляться в извращенном виде, а во втором - государство и его законы могут быть сметены насилием. Однако "дистанция" между тоталитаризмом и хаосом достаточно велика, и государство в любом случае должно играть "свою" роль. Роль эта заключается в эффективном регулировании хозяйства. Под регулированием следует понимать весьма широкий спектр мер, и чем эффективнее его использование, тем выше доверие к государству. 

Отличительные черты:

многообразие форм собственности, среди которых по-прежнему ведущее место занимает частная  собственность в различных её видах;

развертывание научно-технической  революции, ускорившей создание мощной производственной и социальной инфраструктуры;

Информация о работе Информация как фактор производства