Инфляция, ее измерение, динамика и перспективы снижения

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 14:07, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – исследовать инфляцию как экономическую категорию, так как инфляция в ХХ веке стала важным законом развития рынка и обычно ее считают «злом».

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 4
1 СУЩНОСТЬ И ИСТОЧНИКИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ИНФЛЯЦИИ 5
1.1 Понятие и виды инфляции 5
1.2 Источники происхождения инфляции 8
2 СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ИНФЛЯЦИИ И МЕТОДИКА ИХ ИСЧИСЛЕНИЯ 16
3 АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ИНФЛЯЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ И ИХ РАЗВИТИЕ 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38
ПРИЛОЖЕНИЕ 39

Файлы: 1 файл

Копия Инфляция, ее измерение, динамика и перспективы снижения (2006) - МИУ.doc

— 381.50 Кб (Скачать)

     Курс  на проведение более жесткой денежно-кредитной  политики с учетом необходимости выполнения соглашения между Национальным банком Республики Беларусь и Центральным банком России (2001 г.) и снижение темпов инфляции (от трех до двухзначных цифр) заставили обратить внимание на то, что в переходный период инфляция не есть чисто монетарное явление.

     Таким образом, только высокоэффективная и устойчиво развивающаяся национальная экономика создает предпосылки для подавления инфляционных тенденций.

     В условиях Беларуси высокие инфляционные ожидания обнаруживаются во всей своей красе. С одной стороны, их можно рассматривать как скрытый инфляционный потенциал, который в любой момент готов обернуться четко выраженной новой инфляционной волной, а с другой — как одно из проявлений общих инфляционных тенденций.

     К примеру, наличие устойчивых инфляционных ожиданий заставляет производителей всеми правдами и неправдами включать в цены дополнительную прибыль.

     На  полюсе покупателей высокие инфляционные ожидания обнаруживаются через высокую скорость движения денег, низкую степень доверия домашних хозяйств к банковской системе, а также долларизацию экономики и т. д. Под воздействием инфляционных ожиданий хозяйствующие субъекты уже давно освободились от так называемых «ценовых иллюзий» и достаточно быстро реагируют на изменяющиеся условия хозяйствования.

     Население республики сегодня быстро реагирует на малейшие изменения, которые возникают на рынке денежных средств или в банковском секторе. Так, вслед за объявлением об очередном повышении минимальной заработной платы и (или) тарифной ставки первого разряда в качестве реакции можно ожидать снижение обменного курса, затем повышение рыночных цен на импортируемые потребительские товары.

     Таким образом, текущая ситуация в экономике  Беларуси по своим характеристикам в целом соответствует признакам финансовой стабилизации, в качестве критерия которой международные финансовые организации принимают уровень инфляции, не превышающий прирост цен за год на 40 %.

     Тем не менее, в экономике сохраняются мощные инфляционные факторы структурного, технологического, институционального характера. Медленные темпы структурной перестройки народного хозяйства, технологического переоборудования предприятий, проведения разгосударствления и приватизации, развития рыночных институтов и прочего создают долговременные предпосылки развития инфляционных процессов. В связи с этим исключительно актуальной остается проблема антиинфляционного регулирования экономического развития страны.

     Разработка  и реализация антиинфляционных мер  представляют собой не только актуальную, но и чрезвычайно сложную задачу. Опыт развития стран с рыночной экономикой дает богатый материал в области как теории инфляции, так и методов практической борьбы с ней. Из всего множества подходов следует выделить два основных варианта антиинфляционной программы стабилизации экономики.

     Ортодоксальная  программа чисто монетаристского характера основана на максимальном расширении сферы действия рыночных регуляторов при ограничении роли и функций государства, его вмешательства в экономику. Примером такой программы может служить программа МВФ, принятая в России в рамках Вашингтонского консенсуса. Она предусматривает либерализацию условий деятельности предприятий на внутреннем и мировом рынках, свободные цены при ограничении роста заработной платы и поддержании плавающего курса национальной валюты.

     Сторонники  кейнсианской точки зрения на инфляцию настаивают на более активной роли государства в регулировании экономики, включая временное замораживание цен и заработной платы, налоговое стимулирование предпринимательства, сбережений населения, поддержку жизненно важных отраслей и производств.

     Как правило, в практической деятельности в западных странах используются смешанные программы, которые содержат элементы политики из обеих программ.

     Отечественный опыт регулирования социально-экономического развития, проведения денежно-кредитной, структурной, технологической и другой политики в 1990-х годах и в 2000— 2004 гг. позволяет разрабатывать достаточно гибкие и эффективные антиинфляционные меры с учетом достижений высокоразвитых стран, опыта стран с переходной экономикой, большинство из которых были вынуждены выходить из состояния стагфляции.

     Всю совокупность мер антиинфляционной политики, применяемых в Беларуси, можно условно разделить на три группы:

     - комплекс мер по ограничению издержек и ресурсосбережению;

     - комплекс мер по ограничению монетарных факторов инфляции;

     - комплекс мер по структурному регулированию рынка товаров и услуг и совершенствованию системы ценообразования (прил. 2).

     Первый  комплекс включает меры:

     •  по регулированию заработной платы  в составе себестоимости продукции;

     •  поиску путей удешевления импортных  энергоносителей, сырья и материалов, комплектующих изделий;

     •  снижению материале- и энергоемкости  продукции на основе внедрения наукоемких ресурсосберегающих технологий;

     •  реструктуризации и финансовому оздоровлению предприятий, включая оптимизацию процентных ставок, формирующих себестоимость продукции, налоговых ставок и обязательных платежей;

     •  сокращению трансакционных издержек и  др. [8, c. 659]

     Второй  комплекс охватывает меры:

     •  по регулированию объема и структуры денежной массы;

     •  проведению эффективной процентной политики по кредитам и депозитам;

     •  сокращению скорости оборота денег;

     •  регулированию резервных требований;

     •  ограничению бюджетного дефицита;

     •  регулированию доходов населения;

     •  сокращению бартерных операций, неплатежей;

     •  стабилизации белорусского рубля и  др. [8, c. 659]

     Третий  комплекс предусматривает меры:

     •  по государственному регулированию  цен на продукты и услуги первой необходимости;

     •  государственному регулированию цен на товары монополистов;

     •  регулированию конкурирующего ввоза  товаров и услуг;

     •  регулированию уровня рентабельности;

     •  стимулированию удовлетворения спроса за счет роста производства;

     •  ограничению инфляционных ожиданий;

     •  ликвидации ценовых перекосов, диспропорций и других инфляционных потенциалов. [8, c. 659]

     Указанные меры реализуются в правительственных  программах и прогнозах. Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001—2005 годы предусматривалось обеспечить снижение материалоемкости валового выпуска на 6—7 % и энергоемкости ВВП на 20—25 % . На это была направлена Республиканская программа энергосбережения на 2001—2005 годы, а также мероприятия Программы структурной перестройки и повышения конкурентоспособности национальной экономики (принята в 2003 г.).

     Кроме того, руководством страны ежегодно утверждаются Основные направления денежно-кредитной  политики, реализуемые Национальным банком страны. В них определяются целевые параметры курса рубля, роста эмиссии и денежной массы, прироста чистого рублевого внутреннего кредита и другие, а также меры по их взаимоувязанной реализации. Это — ключевые монетарные факторы антиинфляционной политики.

     В ежегодных Прогнозах социально-экономического развития Республики Беларусь содержится комплекс мер антиинфляционного характера в реальном секторе экономики, бюджетно-налоговой сфере, ценообразовании и других сферах. Эти меры предусматривают основные методы системного решения проблем снижения уровня инфляции.

 

Заключение

 

     В заключение работы можно сделать следующие выводы.

     Оценка последствий инфляции является весьма сложной и в научно-методическом, и в практическом плане.

     Одной из самых важных характеристик состояния экономики любой страны является уровень инфляции, который проявляется в росте общего уровня цен. Рост уровня цен неравнозначен понятию «инфляционный рост цен», так как может включать изменение цен, обусловленное изменением качества продукции и услуг. Не существует единого статистического показателя, способного отделить один из другого, тем более что оценка изменения качества не возможна без привлечения экспертных методов. Поэтому адекватная оценка инфляции возможна только с использованием развернутой системы показателей.

     В современных условиях Беларуси инфляция выступает как вполне закономерное явление. В белорусской экономике четко действуют те же закономерности, что и в других странах мира: чем быстрее увеличивается денежная масса, тем быстрее растут цены; чем быстрее растут цены, тем быстрее падает обменный курс национальной валюты и тем быстрее вновь растут цены.

     В экономике сохраняются мощные инфляционные факторы структурного, технологического, институционального характера. Медленные темпы структурной перестройки народного хозяйства, технологического переоборудования предприятий, проведения разгосударствления и приватизации, развития рыночных институтов и прочего создают долговременные предпосылки развития инфляционных процессов. В связи с этим исключительно актуальной остается проблема антиинфляционного регулирования экономического развития страны.

     Воздействие инфляционных процессов на экономику, социальную сферу неоднозначно в зависимости от их интенсивности и видов инфляции. Способствуя повышению цен и нормы прибыли при низких темпах роста, инфляция выступает как фактор оживления конъюнктуры, но по мере их увеличения превращается из двигателя в тормоз, стимулируя явления социально-экономической нестабильности в стране. Не говоря уже о галопирующей и гиперинфляции, которые могут иметь катастрофические последствия, инфляция отвлекает капиталы из сферы производства в сферу обращения, где они могут приносить огромные прибыли; приводит в расстройство товарооборот страны из-за нарушения нормального денежного обращения; ведет к деформации потребительского спроса, к «бегству от денег»; усиливает спекулятивную торговлю; обесценивает сбережения и нарушает инвестиционный процесс; стимулирует бартер и способствует «вымыванию» оборотных средств предприятий и росту взаимных неплатежей и т.д.

     Подрывая процесс воспроизводства в стране, инфляция негативно воздействует на международные позиции государства ослаблением национальной валюты и ухудшением платежного баланса (или чистого экспорта). Поэтому важнейшими задачами являются выработка и реализация эффективной антиинфляционной политики. 
 
 
 
 
 
 
 

 

     Список  использованных источников

 
  1. Агакова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учеб. –  М.: МГУ, 1999.
  2. Антиинфляционная политика: пути реализации / Под ред. В.В. Пинигина. – Мн.: НИЭИ Минэкономики, 2002.
  3. Базылев Н.И., Базылева М.Н. Экономическая теория: Учебник для студентов экономических специальностей высших учебных заведений. – Мн., 2004.
  4. Бункина М.К. , Семенов А.М. Макроэкономика: Учебник. – М.: Дело и Сервис, 2003.
  5. Лемешевский И.М. Макроэкономика. (Экономическая теория. Часть 3). – Мн.: ООО «ФУАинформ», 2004.
  6. Макроэкономика: социально ориентированный подход: Учебное пособие. / Под ред. Э.А. Лутохиной. – Мн.: Тесей, 2003.
  7. Макроэкономика: Учебное пособие. / Под ред.  М.И. Плотницкого. – М.: Новое знание, 2002.
  8. Национальная экономика Беларуси: Потенциалы. Хозяйственные комплексы. Направления развития. Механизмы управления: Учеб. пособие / Под общ. ред. В.Н. Шимова. – Мн.: БГЭУ, 2005.
  9. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 годы. – Мн.: Беларусь, 2001.
  10. Республика Беларусь в цифрах: Крат. стат. сб. – Мн.: Минстат РБ, 2005.
  11. Селищев А.С. Макроэкономика. – СПб.: Питер, 2002.
  12. Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Макроэкономика: Учебник. – М.: Юрайт-Издат, 2003.
  13. Шимов В.Н. Экономическое развитие Беларуси на рубеже веков: проблемы, итоги, перспективы. – Мн.: БГЭУ, 2003.
  14. Экономическая теория: Учебник / Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. – Мн., 2002.

Информация о работе Инфляция, ее измерение, динамика и перспективы снижения