Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 14:07, курсовая работа
Цель работы – исследовать инфляцию как экономическую категорию, так как инфляция в ХХ веке стала важным законом развития рынка и обычно ее считают «злом».
ВВЕДЕНИЕ 4
1 СУЩНОСТЬ И ИСТОЧНИКИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ИНФЛЯЦИИ 5
1.1 Понятие и виды инфляции 5
1.2 Источники происхождения инфляции 8
2 СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ИНФЛЯЦИИ И МЕТОДИКА ИХ ИСЧИСЛЕНИЯ 16
3 АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ИНФЛЯЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ И ИХ РАЗВИТИЕ 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38
ПРИЛОЖЕНИЕ 39
Курс
на проведение более жесткой денежно-
Таким образом, только высокоэффективная и устойчиво развивающаяся национальная экономика создает предпосылки для подавления инфляционных тенденций.
В условиях Беларуси высокие инфляционные ожидания обнаруживаются во всей своей красе. С одной стороны, их можно рассматривать как скрытый инфляционный потенциал, который в любой момент готов обернуться четко выраженной новой инфляционной волной, а с другой — как одно из проявлений общих инфляционных тенденций.
К примеру, наличие устойчивых инфляционных ожиданий заставляет производителей всеми правдами и неправдами включать в цены дополнительную прибыль.
На
полюсе покупателей высокие
Население республики сегодня быстро реагирует на малейшие изменения, которые возникают на рынке денежных средств или в банковском секторе. Так, вслед за объявлением об очередном повышении минимальной заработной платы и (или) тарифной ставки первого разряда в качестве реакции можно ожидать снижение обменного курса, затем повышение рыночных цен на импортируемые потребительские товары.
Таким образом, текущая ситуация в экономике Беларуси по своим характеристикам в целом соответствует признакам финансовой стабилизации, в качестве критерия которой международные финансовые организации принимают уровень инфляции, не превышающий прирост цен за год на 40 %.
Тем не менее, в экономике сохраняются мощные инфляционные факторы структурного, технологического, институционального характера. Медленные темпы структурной перестройки народного хозяйства, технологического переоборудования предприятий, проведения разгосударствления и приватизации, развития рыночных институтов и прочего создают долговременные предпосылки развития инфляционных процессов. В связи с этим исключительно актуальной остается проблема антиинфляционного регулирования экономического развития страны.
Разработка и реализация антиинфляционных мер представляют собой не только актуальную, но и чрезвычайно сложную задачу. Опыт развития стран с рыночной экономикой дает богатый материал в области как теории инфляции, так и методов практической борьбы с ней. Из всего множества подходов следует выделить два основных варианта антиинфляционной программы стабилизации экономики.
Ортодоксальная программа чисто монетаристского характера основана на максимальном расширении сферы действия рыночных регуляторов при ограничении роли и функций государства, его вмешательства в экономику. Примером такой программы может служить программа МВФ, принятая в России в рамках Вашингтонского консенсуса. Она предусматривает либерализацию условий деятельности предприятий на внутреннем и мировом рынках, свободные цены при ограничении роста заработной платы и поддержании плавающего курса национальной валюты.
Сторонники кейнсианской точки зрения на инфляцию настаивают на более активной роли государства в регулировании экономики, включая временное замораживание цен и заработной платы, налоговое стимулирование предпринимательства, сбережений населения, поддержку жизненно важных отраслей и производств.
Как правило, в практической деятельности в западных странах используются смешанные программы, которые содержат элементы политики из обеих программ.
Отечественный
опыт регулирования социально-
Всю совокупность мер антиинфляционной политики, применяемых в Беларуси, можно условно разделить на три группы:
- комплекс мер по ограничению издержек и ресурсосбережению;
- комплекс мер по ограничению монетарных факторов инфляции;
- комплекс мер по структурному регулированию рынка товаров и услуг и совершенствованию системы ценообразования (прил. 2).
Первый комплекс включает меры:
• по регулированию заработной платы в составе себестоимости продукции;
• поиску путей удешевления импортных энергоносителей, сырья и материалов, комплектующих изделий;
• снижению материале- и энергоемкости продукции на основе внедрения наукоемких ресурсосберегающих технологий;
• реструктуризации и финансовому оздоровлению предприятий, включая оптимизацию процентных ставок, формирующих себестоимость продукции, налоговых ставок и обязательных платежей;
• сокращению трансакционных издержек и др. [8, c. 659]
Второй комплекс охватывает меры:
• по регулированию объема и структуры денежной массы;
• проведению эффективной процентной политики по кредитам и депозитам;
• сокращению скорости оборота денег;
•
регулированию резервных
• ограничению бюджетного дефицита;
• регулированию доходов населения;
• сокращению бартерных операций, неплатежей;
• стабилизации белорусского рубля и др. [8, c. 659]
Третий комплекс предусматривает меры:
• по государственному регулированию цен на продукты и услуги первой необходимости;
• государственному регулированию цен на товары монополистов;
• регулированию конкурирующего ввоза товаров и услуг;
• регулированию уровня рентабельности;
• стимулированию удовлетворения спроса за счет роста производства;
• ограничению инфляционных ожиданий;
• ликвидации ценовых перекосов, диспропорций и других инфляционных потенциалов. [8, c. 659]
Указанные
меры реализуются в
Кроме того, руководством страны ежегодно утверждаются Основные направления денежно-кредитной политики, реализуемые Национальным банком страны. В них определяются целевые параметры курса рубля, роста эмиссии и денежной массы, прироста чистого рублевого внутреннего кредита и другие, а также меры по их взаимоувязанной реализации. Это — ключевые монетарные факторы антиинфляционной политики.
В
ежегодных Прогнозах социально-
В заключение работы можно сделать следующие выводы.
Оценка последствий инфляции является весьма сложной и в научно-методическом, и в практическом плане.
Одной из самых важных характеристик состояния экономики любой страны является уровень инфляции, который проявляется в росте общего уровня цен. Рост уровня цен неравнозначен понятию «инфляционный рост цен», так как может включать изменение цен, обусловленное изменением качества продукции и услуг. Не существует единого статистического показателя, способного отделить один из другого, тем более что оценка изменения качества не возможна без привлечения экспертных методов. Поэтому адекватная оценка инфляции возможна только с использованием развернутой системы показателей.
В современных условиях Беларуси инфляция выступает как вполне закономерное явление. В белорусской экономике четко действуют те же закономерности, что и в других странах мира: чем быстрее увеличивается денежная масса, тем быстрее растут цены; чем быстрее растут цены, тем быстрее падает обменный курс национальной валюты и тем быстрее вновь растут цены.
В экономике сохраняются мощные инфляционные факторы структурного, технологического, институционального характера. Медленные темпы структурной перестройки народного хозяйства, технологического переоборудования предприятий, проведения разгосударствления и приватизации, развития рыночных институтов и прочего создают долговременные предпосылки развития инфляционных процессов. В связи с этим исключительно актуальной остается проблема антиинфляционного регулирования экономического развития страны.
Воздействие инфляционных процессов на экономику, социальную сферу неоднозначно в зависимости от их интенсивности и видов инфляции. Способствуя повышению цен и нормы прибыли при низких темпах роста, инфляция выступает как фактор оживления конъюнктуры, но по мере их увеличения превращается из двигателя в тормоз, стимулируя явления социально-экономической нестабильности в стране. Не говоря уже о галопирующей и гиперинфляции, которые могут иметь катастрофические последствия, инфляция отвлекает капиталы из сферы производства в сферу обращения, где они могут приносить огромные прибыли; приводит в расстройство товарооборот страны из-за нарушения нормального денежного обращения; ведет к деформации потребительского спроса, к «бегству от денег»; усиливает спекулятивную торговлю; обесценивает сбережения и нарушает инвестиционный процесс; стимулирует бартер и способствует «вымыванию» оборотных средств предприятий и росту взаимных неплатежей и т.д.
Подрывая
процесс воспроизводства в стране, инфляция
негативно воздействует на международные
позиции государства ослаблением национальной
валюты и ухудшением платежного баланса
(или чистого экспорта). Поэтому важнейшими
задачами являются выработка и реализация
эффективной антиинфляционной политики.
Информация о работе Инфляция, ее измерение, динамика и перспективы снижения