Холдинги: их роль и назначение

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 14:10, курсовая работа

Краткое описание

Характерными чертами современной ситуации в российском обществе являются нестабильность его экономической сферы и неустойчивость развития рыночных отношений, проявившиеся уже в результате проведения реформ.
Текущий этап экономического развития России характеризуется активной интеграцией бизнеса, образуются различные по своей конфигурации предпринимательские объединения от транснациональных гигантов до небольших «связок» - компании и их «дочки».

Оглавление

Введение
1 Холдинги. Цели создания холдингов
2 Виды холдингов
3 Преимущества и недостатки холдинговых структур
3.1 Налоги и система учета холдинга. Преимущества и недостатки
3.2 Выбор страны регистрации холдинга. Цели создания
4 Известные российские холдинги
4.1 Холдинг ОАО "Компания "Сухой"
4.2 Холдинг "Русские Семена"
4.3 Многопрофильный холдинг «Рустрансстрой»
Заключение
Список использованных источников и литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 67.48 Кб (Скачать)

-  смешанный, в котором головная компания является производственной единицей, ведет хозяйственную деятельность, производит продукцию, оказывает услуги, но при этом выполняет и управленческие функции по отношению к дочерним предприятиям.

Рассматривая предприятия  и организации, входящие в холдинг, с точки зрения их производственной взаимосвязи, можно выделить два  вида холдингов:

-  интегрированный, в котором предприятия связаны технологической цепочкой в соответствии с рисунком 1. Данный тип холдингов получил широкое распространение в нефтегазовом комплексе, где под руководством головной компании объединены предприятия по добыче, транспортировке, переработке и сбыту продукции;

-  конгломератный, который объединяет разнородные предприятия, не связанные технологическим процессом. Каждое из дочерних предприятий ведет свой бизнес, ни в коей мере не зависящий от других дочерних фирм. В данный холдинг могут входить и производственные компании, и предприятия общественного питания, и рекламные агентства в соответствии с рисунком 2.

В зависимости от степени  взаимного влияния различают  также два вида холдингов:

-  классический, в котором головная компания осуществляет контроль над дочерними фирмами в силу своего преобладающего участия в уставном капитале. Дочерние предприятия, как правило, не владеют акциями головной компании, хотя абсолютно исключить такую возможность нельзя. В ряде случаев они имеют мелкие пакеты акций материнской компании;

-  перекрестный, при котором предприятия владеют контрольными пакетами акций друг друга в соответствии с рисунком 3. Такая форма холдингов характерна для Японии, где банк владеет контрольным пакетом акций предприятия, а оно обладает контрольным пакетом акций банка. Таким образом, происходит сращивание финансового и промышленного капитала, что, с одной стороны, облегчает предприятию доступ к финансовым ресурсам, имеющимся у банка, а с другой стороны, дает банкам возможность полностью контролировать деятельность дочерних предприятий, предоставляя им кредиты.

Рисунок 1 – Интегрированные  холдинговые компании

 

Рисунок 2 – Конгломератный холдинг

 

Рисунок 3 – Перекрестный холдинг

В российской практике холдинги формировались путем объединения  фирм и предприятий вокруг головной компании, в качестве которой выступал банк или крупное промышленное предприятие.6

Впоследствии структура  холдингов усложнялась за счет создания сети оффшорных компаний, в которых  аккумулировались акции российских предприятий. В дальнейшем оффшорная  компания могла зарегистрировать оффшорную  фирму, передать ей акции и т. д. В  результате сейчас определить реальных владельцев российской компании очень  сложно. Тем не менее в целях улучшения корпоративного управления и повышения уровня прозрачности несколько российских компаний раскрыли всю цепочку своих владельцев, что безусловно положительно повлияло на рыночные котировки этих фирм.

На сегодняшний день процесс  формирования холдингов еще не закончен. С одной стороны, крупные компании, обладая большими финансовыми ресурсами, для расширения бизнеса и диверсификации деятельности будут приобретать  контрольные пакеты акций наиболее привлекательных предприятий и  включать их в свою структуру. С другой стороны, в перспективных отраслях появляются новые молодые компании, которые начнут формировать новые  холдинги. Поэтому можно с уверенностью говорить о том, что в ближайшие  годы Россию ожидают бурные слияния, поглощения и формирование новых видов и типов холдингов.7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 ПРЕИМУЩЕСТВА  И НЕДОСТАТКИ ХОЛДИНГОВЫХ СТРУКТУР

По мере естественного  роста и развития бизнеса, рано или поздно мы сталкиваемся с необходимостью упорядочения организационной структуры компаний. Нередко это, к сожалению, происходит на стадии, когда бизнес уже начинает терять управляемость или как минимум эффективность, или в момент, когда налоговые и прочие органы начинают настойчиво задавать неудобные вопросы по поводу "происхождения капитала", и многие дальновидные владельцы бизнеса задумываются об этом заранее.8

Как правило, независимо от того, будет ли будущая компания иметь специальный статус холдинга, или она будет холдингом исходя из поставленных функциональных задач, мы должны учитывать, что при регистрации компании в Европе предъявляются требования к размеру минимального уставного капитала, который в большинстве случаев должен быть выплачен полностью на момент регистрации компании.

Оплата минимального капитала происходит путем перечисления денежных средств на "временный" банковский счет вновь создаваемой компании. После поступления средств сотрудник банка посылает в регистрационную палату страны соответствующее уведомление и происходит регистрация компании, которая будет выполнять холдинговые и прочие задачи по нашему усмотрению.9

При выборе страны регистрации  холдинга необходимо обратить внимание на правовое регулирование предоставления кредитов (займов) в рамках группы и  налогообложения процентов по займам.

3.1 Налоги и  система учета холдинга. Преимущества и недостатки

Принцип ведения бухгалтерского учета и сдачи отчетности аналогичен украинской или российской системе, главными преимуществами европейских стран является отсутствие каких либо "черных" списков оффшоров и более широкий круг разнообразных затрат, которые разрешено включать в валовые расходы компании. Сдача бухгалтерской отчетности производится 1 раз в год, рекомендуется также уплачивать авансовые взносы по налогу на прибыль компаний для сохранения статуса "благонадежной" компании. При регистрации компании - холдинга плательщиком НДС (VAT) отчетность необходимо будет сдавать ежеквартально.10

Регистрироваться плательщиком НДС, если Вы не планируете активно  работать с европейскими партнерами, в большинстве стран ЕС не обязательно. Вам необходимо будет зарегистрироваться только после того, как Ваш ежегодный оборот с европейским контрагентами достигнет определенной суммы. Добровольная регистрация плательщиком НДС допускается. Ставка НДС - как правило 25%. Объект налогообложения - все товары и услуги, продаваемые на территории ЕС. Понятие "возмещение НДС" при экспорте за пределы ЕС существует и составляет 25% от суммы затрат европейской компании (при условии работы с поставщиками из ЕС, которые являются плательщиками НДС). Возмещение НДС производится на банковский счет компании в следующем за отчетным периоде после проверки предоставленных заявителем в декларации сведений.11

Сколько "принято" платить  налогов в Европе - ответ на этот вопрос, частично зависит от страны регистрации и характера источника  доходов, но как правило, существуют минимально принятые процентные соотношения налоговой нагрузки, пренебрегать которыми крайне не рекомендуется.

3.2 Выбор страны регистрации холдинга. Цели создания

Преимуществом европейских  стран, где отсутствует специальное  законодательство о холдингах (или  в случае, если вы не собираетесь  выплачивать дивиденды, а будете использовать другие способы налоговой оптимизации) является отсутствие ограничений на деятельность холдинга прочую деятельность холдинга.

В большинстве юрисдикций, где существует законодательство о  холдингах, и компания регистрируется с "холдинговыми" примечаниями, разрешено  вести лишь некоторые виды деятельности. К таким ограничениям, прежде всего, относятся ограничения:

-  на владение недвижимостью (исключение составляет владение, которое связано непосредственно с деятельностью холдинга);

-  на осуществление коммерческой деятельности холдинговой (головной) компанией;

- на работу с физическими лицами вне зависимости от того, резидентами какой страны они являются;

- на совмещение некоторых видов деятельности, которые может вести холдинговая компания.12

При создании холдинга прежде всего следует определиться с  корпоративной структурой холдинга, т.е. решить, для чего именно Вам нужен  холдинг. Типичными задачами, как  правило являются:

-  владение акциями (долями) других предприятий;

-  владение недвижимостью и земельными участками;

-  владение интеллектуальной собственностью и получение роялти;

-  импорт сырья и материалов на предприятия холдинга;

-  экспорт готовой продукции;

- финансирование подразделений холдинга;

-получение кредитов и привлечение средств зарубежом для инвестирования в различные проекты;

-  управление другими организациями холдинга;

- оказание услуг (юридических, бухгалтерских, предоставление персонала            и т. д.) для других участников холдинга.

Необходимо также выбрать  оптимальные организационно-правовые формы создаваемых юридических  лиц, а для зарубежных компаний —  также банки и юрисдикции для  регистрации. На этой стадии важную роль играют соображения респектабельности, инвестиционной прозрачности и защиты активов.13

 

 

 

 

 

 

4 ИЗВЕСТНЫЕ РОССИЙСКИЕ  ХОЛДИНГИ

4.1 Холдинг ОАО  "Компания "Сухой"

Компании с мультидивизиональной структурой характеризуются выделением полуавтономных производственных подразделений, функционирующих на принципах самоокупаемости, централизованным контролем за этими подразделениями и распределением консолидированных финансовых ресурсов для решения стратегических задач. Подразделения компании, как правило, создаются на базе присоединяемых предприятий.

Создание мультидивизиональных компаний в форме ОАО осуществляется двумя способами в соответствии с Федеральным законом «Об  акционерных обществах»: слиянием (присоединением) или скупкой холдинговой компанией  акций дочерних обществ.

Мультидивизиональные компании в форме ОАО имеют определенные недостатки холдинговых структур - они достигают предела структурного реформирования и, в этом случае, возможно только присоединение новых подразделений.

ОАО "Компания "Сухой" – крупнейший российский авиационный  холдинг с числом работников более 29 тыс. человек. В состав холдинга входят ведущие российские конструкторские  бюро и серийные самолетостроительные заводы. Компания обеспечивает выполнение полного цикла работ в авиастроении – от проектирования до эффективного послепродажного обслуживания. Продукция  холдинга – боевые самолеты марки "Су" являются передовыми образцами мирового рынка вооружений и составляют основу фронтовой авиации России и тактической  авиации многих стран мира. Компания – крупнейший российский поставщик  авиационной техники на экспорт, занимает 3-е место в мире по объемам  производства современных истребителей. В настоящее время Компанией  реализуются перспективные программы  в области военного и гражданского авиастроения.

Образование авиационной  холдинговой компании "Сухой" отвечает интересам государства, регионов, предприятий-партнеров, всего российского  общества и каждого работника  холдинга.

Сознавая государственную  и социальную ответственность, Компания "Сухой" формирует свой взгляд на жизнь и деятельность на основе опыта, традиций и корпоративных  ценностей.

Холдинговая компания "Сухой" стремится стать:

-  высокоэффективной, динамичной, инвестиционно привлекательной компанией, объединяющей профессионалов в области высоких технологий;

-  интеллектуальным центром российской авиационной промышленности, участвующим в международных проектах и имеющим мировое значение;

-  образцом стабильности, надежности и корпоративных стандартов ведения бизнеса в интересах российского государства, его союзников и стратегических партнеров.

Основное предназначение холдинговой компании "Сухой" – обеспечение эффективной реализации производственного, интеллектуального  и финансового потенциала российской оборонной промышленности через  создание и поставку на рынок высокотехнологичной  гражданской и военной продукции  в сфере авиастроения.

Компания "Сухой" гордится тем, что вносит весомый вклад  в обеспечение обороноспособности Российской Федерации, укрепление экономической  и производственной мощи страны, формирование новой идеологии ведения бизнеса  с высокой социальной ответственностью.

Главная цель холдинга "Сухой" – формирование и стабильное развитие экономически эффективной и высокотехнологичной  авиастроительной компании мирового уровня.

Поступательное развитие холдинга предполагает выделение целей  по срокам реализации.

Краткосрочные цели (2003-2005 гг.): сохранение и развитие накопленного разработчиками и серийными заводами научно-технического и производственного  потенциала для эффективной реализации заключенных контрактов.

Среднесрочные цели (2006-2010 гг.): удержание конкурентных позиций  на рынке авиационной техники  за счет создания и реализации новых  истребителей типа Су-32, Су-35, гражданских  самолетов Sukhoi Superjet 100 и самолетов  общего назначения, освоения новых  видов послепродажных услуг.

Долгосрочные цели (2011-2015 гг.): выход на новые рынки авиационной  техники за счет реализации программ создания самолетов нового поколения  фронтовой авиации, гражданской  авиации и беспилотных летательных  аппаратов в кооперации с российскими  и зарубежными партнерами, а также  дальнейшего развития послепродажных услуг.

Информация о работе Холдинги: их роль и назначение