Холдинги: их роль и назначение

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 14:10, курсовая работа

Краткое описание

Характерными чертами современной ситуации в российском обществе являются нестабильность его экономической сферы и неустойчивость развития рыночных отношений, проявившиеся уже в результате проведения реформ.
Текущий этап экономического развития России характеризуется активной интеграцией бизнеса, образуются различные по своей конфигурации предпринимательские объединения от транснациональных гигантов до небольших «связок» - компании и их «дочки».

Оглавление

Введение
1 Холдинги. Цели создания холдингов
2 Виды холдингов
3 Преимущества и недостатки холдинговых структур
3.1 Налоги и система учета холдинга. Преимущества и недостатки
3.2 Выбор страны регистрации холдинга. Цели создания
4 Известные российские холдинги
4.1 Холдинг ОАО "Компания "Сухой"
4.2 Холдинг "Русские Семена"
4.3 Многопрофильный холдинг «Рустрансстрой»
Заключение
Список использованных источников и литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 67.48 Кб (Скачать)

ФГБОУ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИАНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

НЕФТЕКАМСКИЙ ФИЛИАЛ

 

 

 

 

 

                                                    Экономико-математический факультет

                                   Кафедра  экономической теории и менеджмента

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Экономика организаций (предприятий)»

на тему «Холдинги: их роль и назначение»

 

 

 

                                                            Выполнил: студент 2 курса

                                                            очной формы обучения

                                                            группы Э-21

                                                            Волкова А.С. ____________

                                                                              Научный руководитель:

канд. экон. наук, доц. Аллагулова Н.К.

 

 

Нефтекамск 2012

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

3

1 Холдинги. Цели создания  холдингов

6

2 Виды холдингов

10

3 Преимущества и недостатки  холдинговых структур

14

3.1 Налоги и система  учета холдинга. Преимущества и  недостатки

15

3.2 Выбор страны регистрации  холдинга. Цели создания

16

4 Известные российские  холдинги

18

4.1 Холдинг ОАО "Компания "Сухой"

18

4.2 Холдинг "Русские  Семена"

21

4.3 Многопрофильный холдинг  «Рустрансстрой»

23

Заключение

25

Список использованных источников и литературы

27


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Характерными чертами  современной ситуации в российском обществе являются нестабильность его  экономической сферы и неустойчивость развития рыночных отношений, проявившиеся уже в результате проведения реформ.

Текущий этап экономического развития России характеризуется активной интеграцией бизнеса, образуются различные  по своей конфигурации предпринимательские  объединения от транснациональных  гигантов до небольших «связок» - компании и их «дочки».

Самой распространенной формой предпринимательских объединений  в современной российской экономике  являются холдинги. Холдинги как способ интеграции характерны не только для  естественных монополий, стратегических отраслей и крупного бизнеса. Средний  и даже малый бизнес в настоящее  время также представлен созданными на основе системы участия и контроля группами хозяйственных обществ.

Фактический термин «холдинг»  присутствует в многочисленных публикациях  в периодической печати, электронных  средствах массовой информации.

Холдинговая компания –  это система коммерческих организаций, которая включает в себя «управляющую компанию», владеющую контрольными пакетами акций и/или паями дочерних компаний, и дочерние компании. Управляющая  компания может выполнять не только управленческие, но и производственные функции.

Особенность деятельности холдинговых  компаний является установление оптимального соотношения централизованного  управления и свободы действия входящих в него предприятий, разграничения  сфер влияния, границ вмешательства  и не вмешательства в деятельность друг друга.

Холдинговые компании сегодня  выступают защитниками интересов  не только акционеров и дочерних фирм, но и поставщиков и потребителей, всех субъектов взаимодействия. Особенности  организации и управления холдинговыми компаниями и их активная позиция  позволяют говорить об их реальной возможности влияния на устойчивость дальнейшего развития рыночной экономики. За последнее десятилетие холдинги как прогрессивная форма организации  бизнеса, позволяющая значительно  повысить его устойчивость и конкурентоспособность, получили широкое распространение  в России. Несмотря на правовую «не  проработанность» данного понятия  и существующие законодательные  ограничения, холдинги образуются не только в крупном, но и в среднем и  даже малом бизнесе.

Привлекательность данного  вида организации бизнеса во многом определяется возможностями, которые  он  предоставляет предпринимателям. Основными среди них являются:

- возможность снижения  предпринимательских рисков;

- возможность перераспределения  средств внутри холдинга;

- возможность установления  централизованного  управления  в холдинге.

Настоящая курсовая работа посвящена исследованию создания холдинговых  компаний,  ее структуре и функционировании.

Объектом моей работы является холдинг, его становление, организация, управление, роль и назначение.

Предмет – холдинги в  современной Российской Федерации.

Целью моей работы является изучение холдингов с точек зрения разных формулировок.

В зависимости от поставленной цели передо мной были поставлены следующие задачи:

-  изучить понятие холдинга

-  выяснить этапы становления и организации холдингов

-  выявить функции холдингов

-  выявить отличия в понимании холдингов в современной России и странах Европы

Актуальность этой темы проявляется  в том, что развитие холдингов  в России набирает обороты и современному обществу необходимо понимать, что  есть «холдинг».

Для выполнения данной работы были использованы следующие научно-педагогические методы исследования:

- анализ научно-теоретической литературы;

- анализ учебно-методической литературы.

 

 

 

 

 

 

 

1 ХОЛДИНГИ. ЦЕЛИ СОЗДАНИЯ ХОЛДИНГОВ

Термин "холдинг" является производным от английского - "держать", т. е. в российской интерпретации  это "держательная" компания, которая  владеет контрольными пакетами акций  других компаний (держит эти пакеты). Поскольку "держательная" звучит не очень красиво, мы пользуемся заимствованным словом "холдинг". При этом многие даже не предполагают, что, например, в  Великобритании и в России за этим термином скрываются разные понятия.

В соответствии с британским законодательством холдингом называется компания А, которая контролирует деятельность дочерних компаний путем:

-  большинства голосов в дочерних компаниях;

-  назначения большинства членов совета директоров дочерних компаний;

-  наличия договора с дочерними компаниями, по которому компания А обладает большинством голосов на собраниях акционеров даже при отсутствии контрольного пакета.1

Таким образом, в Великобритании холдинг - это головная компания, которая  контролирует деятельность других предприятий  через владение контрольными пакетами акций или на основании других условий, зафиксированных в соответствующем  договоре между ними.

В России, к сожалению, законодательное  определение холдинга до сих пор  отсутствует. Многострадальный закон "О холдингах" находится на рассмотрении в Государственной  думе с 1999 г.; за это время он несколько  раз принимался, потом отклонялся, снова обсуждался и дорабатывался. В проекте закона отражена российская практика фактически действующих холдинговых компаний. На сегодняшний день под холдингом понимается совокупность юридических лиц, связанных между собой отношениями, при которых головная компания управляет деятельностью других компаний, - именно такая трактовка термина дается в законе "Об акционерных обществах".2

В английском законодательстве холдинг - это только головная компания, а в российской практике - совокупность предприятий, где головная компания контролирует деятельность дочерних структур. Ниже я буду придерживаться российской трактовки, понимая под холдингом совокупность предприятий.

Каким же образом головная компания контролирует дочерние предприятия?

Во-первых, через обладание  контрольным пакетом акций. При  этом контрольный пакет не обязательно  должен составлять 51% акций дочернего  предприятия. В мировой практике под контрольным пакетом понимается любое число акций, обеспечивающее принятие нужного решения на собрании акционеров. Размер пакета зависит  от степени распыленности акций: чем больше в компании акционеров, каждый из которых обладает небольшим  количеством голосов, тем меньший  пакет требуется для установления контроля над предприятием; в ряде случаев достаточно 20-25% акций.

Во-вторых, головная компания может контролировать деятельность другого предприятия, если между  ними заключен договор, по которому головная компания имеет право давать указания, являющиеся обязательными для исполнения дочерним предприятием.

В-третьих, головная компания реализует свои функции контроля, если в уставе дочернего предприятия  предусмотрено, что головная компания вправе давать ему указания относительно производственно-хозяйственной, финансовой и инвестиционной деятельности.3

Объединяясь в холдинги на добровольной основе или путем агрессивной  скупки акций других компаний, предприятия  преследуют вполне определенные цели: укрепление позиций на рынке и  получение экономического выигрыша. Основными задачами, которые решаются в процессе создания холдингов, являются:

-  создание технологически взаимосвязанных производственных и сбытовых цепочек, что обеспечивает бесперебойное функционирование всех включенных в эту цепочку предприятий и меньшую степень их зависимости от внешних поставщиков. По такому принципу создаются вертикально интегрированные компании, о которых более подробно говорится ниже;

-  диверсификация бизнеса, когда в холдинг входят разнородные предприятия, производящие различные виды продукции или услуг. В процессе своего развития компании часто делают производство новых продуктов прерогативой дочерних фирм. Диверсификация способствует наращиванию мощи и повышению устойчивости холдинга путем оперативного перераспределения финансовых и других ресурсов между направлениями бизнеса;

-  оптимизация структуры управления, в процессе которой руководство головной компании может сосредоточиться на разработке и решении стратегических задач, обеспечивающих перспективное развитие всей группы компаний. Выполнение текущих рутинных операций переносится на уровень дочерних фирм;

-  создание собственной сервисной сети, когда отдельные службы предприятий (ремонтные, транспортные, строительные, сбытовые и т. д.) реорганизуются и регистрируются отдельные юридические лица, которые в централизованном порядке обслуживают все предприятия, входящие в холдинг;

-  обособление лицензируемых видов деятельности - аудиторской, страховой, инвестиционной и др. В целом ряде случаев законодательством предусматривается, что лицензируемый вид деятельности для компании должен быть исключительным. И поскольку его нельзя совмещать ни с какими другими видами бизнеса, для осуществления лицензируемой деятельности головной компании приходится создавать дочерние фирмы;

-  снижение рисков и повышение устойчивости бизнеса. Разрабатывая новые виды продукции и вводя инновации в технологические процессы, компания подвергает себя определенному риску, так как всегда есть вероятность получения отрицательного результата. Наличие в портфеле предприятия большого числа рисковых проектов приводит к тому, что инвесторы рассматривают такое предприятие как высокорисковое, что приводит к падению рыночной цены акций.

Чтобы снизить риски, под  реализацию инновационных проектов действующая компания создает дочерние предприятия, которые несут ограниченную ответственность в пределах своего имущества. Таким образом, устойчивость головной компании повышается, а риски  переносятся на дочернее предприятие.4

 

 

 

2 ВИДЫ ХОЛДИНГОВ

В зависимости от специфики  деятельности и способов решения  конкретных задач организационное  построение холдингов может быть различным, что позволяет выделить несколько их видов. Группировка  холдинговых компаний производится по определенным классификационным  признакам. Рассмотрим основные виды холдингов.

Если в качестве отличительного признака взять способ установления контроля головной компании над дочерними  предприятиями, можно выделить два  типа холдингов:

-  имущественный, в котором головная компания осуществляет контроль в силу преобладающей доли в капитале дочернего предприятия, владея контрольным пакетом акций;

-  договорной, в котором у головной компании нет контрольного пакета акций дочернего предприятия, а контроль осуществляется на основании заключенного между ними договора.5

В зависимости от того, какие  виды работ и функции выполняет  головная компания, различают два  вида холдингов:

-  чистый, в котором головная компания владеет контрольными пакетами акций дочерних предприятий, сама не ведет никакой производственной деятельности, а выполняет только контрольно-управленческие функции;

Информация о работе Холдинги: их роль и назначение