Государственная программа «Развития сельского хозяйства России и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовол

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2011 в 21:35, курсовая работа

Краткое описание

Цель моей работы состоит в изучении производства сельскохозяйственной продукции России в условиях финансового кризиса.
В соответствии с целью определены следующие задачи:
–Проанализировать итоги производства сельскохозяйственной продукции в России.
–Выявить проблемы обеспечения населения России продуктами сельского хозяйства.
–Определить основные направления и факторы, определяющие динамичное развитие продо-вольственного сырья.
–Ознакомиться с задачами и результатами проведения Государственной программы «Разви-тия сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг.»

Оглавление

Введение 4
1. Экономика отраслей сельского хозяйства 5
1.1 Животноводство России 5
1.2 Растениеводство России 12
2. Продовольственная безопасность России. 17
2.1 Продовольственная безопасность отдельных регионов России 21
2.2 Направления социально-экономической политики в сфере обеспечения продовольственной безопасности России 23
3. Государственная программа «Развития сельского хозяйства России и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг.» 25
3.1 Программа антикризисных мер государства 25
3.2 Задачи Государственной программы «Развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг.» 27
3.3 Результаты проведения Государственной программы «Развития сельского хозяйства» 29
Заключение 31
Список используемой литературы 32

Файлы: 1 файл

Развитие сх.doc

— 249.00 Кб (Скачать)

    По  институциональному направлению особое внимание следует уделять развитию вертикальной кооперации, особенно сбытовой, оказанию государственной поддержки развития инфраструктуры агропродовольственного рынка.

    Таким образом, проблема обеспечения продовольственной безопасности, с учетом сложившейся на мировом продовольственном рынке ситуации, в последнее время становится чрезвычайно актуальной и заслуживает самого пристального внимания. Для России продовольственное обеспечение традиционно является одной из центральных и приоритетных проблем. При этом парадокс заключается в том, что вполне самодостаточная страна по всем основным видам ресурсов не может удовлетворить спрос населения на ряд основных видов продовольствия собственного производства. Поэтому важно предпринять необходимые меры, которые будут регулировать обеспечение продовольственной безопасности страны. 

 
3. Государственная программа «Развития сельского хозяйства России и регулирования  рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг.»

 
3.1 Программа антикризисных мер государства

 

    В 2009 году обсуждена и принята программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации. Она является документом, определяющим приоритетные задачи по преодолению кризисных явлений в экономике страны и пути их решения.

    Согласно этой программе вводится предоставление субсидий из федерального бюджета субъектам Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам в размере 80% ставки рефинансирования Центрального банка РФ. А по кредитам, полученным сельскохозяйственными товаропроизводителями (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, и сельскохозяйственных потребительских кооперативов), занимающимися производством мяса крупного рогатого скота и молока, – 100% ставки.

Снижена квота  на импорт мяса птицы до 952 000 тонн и увеличены внеквотные ставки таможенной пошлины на ввоз мяса домашней птицы и свинины.

    Правительство Российской Федерации приняло распоряжение о направлении в 2009 году средств  федерального бюджета в ОАО «Росагролизинг» в объеме 25 млрд руб. в целях приобретения и последующей передачи по договорам лизинга отечественной сельскохозяйственной техники, сельскохозяйственного оборудования, племенного скота, техники и оборудования для пищевой и перерабатывающей промышленности, промышленного рыбоводства, лесного хозяйства, лесопереработки и техники для дорожного строительства. Средства на увеличение уставного капитала в феврале 2009 года были перечислены Россельхозбанку в полном объеме.

    Продлен до 1 января 2012 года срок освобождения от НДС ввоза на таможенную территорию Российской Федерации племенного крупного рогатого скота, племенных свиней, овец и коз, племенных лошадей и племенного яйца, осуществляемого российскими сельскохозяйственными товаропроизводителями и организациями, занимающимися лизинговой деятельностью.

    Все это крайне необходимо, но этого совершенно недостаточно. У правительства сейчас нет больших финансовых возможностей. Но, если не решить вопрос о доходности в сельском хозяйстве, то экономика страны войдет в еще более сложное положение. Тем более, что вопросы доходности можно решить и рядом других мер: мораторием на банкротство сельскохозяйственных организаций, налоговыми каникулами, отсрочкой платежей по задолженности в бюджет и другими решениями, которые бы позволили ослабить финансовый пресс в кризисный период. Минсельхоз России объявил интервенционные цены на зерно. Было бы целесообразно ввести систему индикативных цен на все виды сельскохозяйственной продукции.

    Следует осуществлять дифференцированный подход к государственной поддержке  аграрного сектора экономики, обратив первоочередное внимание на депрессивные районы. Значительная их часть находится в Нечерноземной зоне и на Дальнем Востоке.

    Тревогу вызывает положение в отраслях, обеспечивающих функционирование сельского хозяйства. В пристальном внимании нуждается пищевая промышленность, где темпы годового прироста производства пищевых продуктов сократились почти до 1%, а по ряду продуктов их объем даже снизился. Большой проблемой остается обновление оборудования в этой отрасли.

    Учитывая, что аграрный сектор находится практически  в полной зависимости от зарубежных производителей техники, России следует настаивать: 
– на создании с участием государства мощной сельскохозяйственной машиностроительной корпорации, которая могла бы объединить ресурсы на приоритетных направлениях технологической модернизации сельского хозяйства; 
– на поддержке возрождения системы инженерно-технического обслуживания на селе и обеспечении доступа к ней основной массы сельскохозяйственных товаропроизводителей; 
– на разработке и принятии федеральной целевой программы «Развитие машиностроения для АПК», реально обеспечивающей решение задачи комплексной модернизации сельскохозяйственного производства и перерабатывающей промышленности.

    Что касается социальных аспектов, то представляется необходимым усилить государственную поддержку реализации программы социального развития села, с тем, чтобы создать у крестьянина позитивное ожидание повышения доходов и улучшения условий его жизни. В противном случае после кризиса помогать будет некому. При этом уже по 2009 году принято решение о сокращении бюджета программы «Социальное развитие села», хотя это противоречит заверениям Президента и Правительства о том, что социальные обязательства государства будут не только выполнены, но и перевыполнены.

    При реализации антикризисных мер не должна выпадать из поля зрения необходимость  решения и других вопросов: 
– об увеличении выделения средств на программу повышения плодородия почв и особенно на мелиорацию земель; 
– о разработке программы по развитию кормопроизводства, в частности производства высокобелковых культур; 
– о программе развития свиноводства до 2012 года; 
– о включении в Госпрограмму «Развития сельского хозяйства» механизмов стимулирования производства таких основных видов продукции, как зерно, сахарная свекла, мясо и молоко; 
– о разработке отраслевой целевой программы развития кооперации по сбыту сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и других.

    Что касается регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, то необходимо принятие в самые короткие сроки федерального закона «О регулировании торговой деятельности в Российской Федерации», а также внесение изменений в антимонопольное законодательство, нормативные правовые акты по вопросам конкуренции.

    Таким образом, в нынешних экономических  условиях сельскому хозяйству России очень важна поддержка государства, перед которым стоят очень  сложные и многочисленные задачи в этой области. И, конечно, ни одна страна не сможет существовать без сельскохозяйственных продуктов питания. Так что на первом плане у государства стоит экономическая и социальная поддержка сельского хозяйства, как основной отрасли агропромышленного комплекса. 

 
3.2 Задачи Государственной программы «Развития сельского хозяйства и регулирования  рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг.»

 

   Переходя к задачам на 2009 г., отметим, что они весьма сложные. Предстоит увеличить производство продукции сельского хозяйства на 3,9%, в том числе в животноводстве – на 5,1%.

   С 2009 г. Министерство сельского хозяйства приступило к работе по новым направлениям, в частности:

  • поддержке комплексной компактной застройки и благоустройства сельских поселений в рамках пилотных проектов;
  • содействию реализации экономически значимых региональных программ;
  • регулированию рынка молока;
  • переходу к предоставлению субсидий регионам с учетом их бюджетной обеспеченности.

   Поставленные  задачи предстоит решать в непростых  экономических условиях и, к сожалению, глобальный финансовый кризис также негативно влияет на функционирование аграрного сектора.

   Для достижения целевых параметров Госпрограммы  в 2009г. необходимо в первую очередь обеспечить:

  • стабильное кредитование сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий;
  • своевременность и полноту расчетов за поставленную агропродовольственную продукцию;
  • поддержание доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей;
  • оперативное реагирование на усиление протекционизма со стороны основных стран – нетто-экспортеров основной и молочной продукции.

   Все эти вопросы, как и ситуация в  АПК в целом, находятся под  пристальным вниманием Президента РФ и Правительства России. Принят целый ряд ключевых для отрасли  решений. Дополнительно увеличен бюджет Государственной программы на 2009 г. на 87 млрд. руб. Кроме того, осуществлена целевая долгосрочная капитализация банков в объеме около 72 млрд. руб. для завершения начатых инвестиционных проектов  по животноводству, а также рассмотрены аналогичные меры и в отношении новых проектов.

   Увеличен  уставный капитал компании «Росагролизинг» на 25 млрд. руб. в первую очередь в целях закупки отечественных сельскохозяйственной техники и оборудования.

В уставный капитал Россельхозбанка направились 45 млрд. руб., прежде всего для увеличения интервенционных закупок зерна.

   Значительное  число крупных интегрированных  компаний АПК предстоит включить в список системообразующих, которым  будет обеспечена поддержка, в том  числе предоставление беззалоговых государственных гарантий.

    Для защиты отечественного агропродовольственного рынка осуществлен ряд мер таможенно-тарифного регулирования.  С 2009 г. снижена тарифная квота на импорт мяса птицы на 300 тыс. т. Аналогичный шаг сделан в отношении свинины. Ее ввоз уменьшится на 200 тыс.т.

   В основе поддержки АПК в рамках Государственной программы лежит принцип софинансирования. Поэтому крайне важно чтобы субъекты РФ предусмотрели в своих бюджетах финансовые ресурсы на эти цели с учетом увеличения федеральных мер поддержки.

 
3.3 Результаты проведения Государственной программы «Развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг.»

 

    В последние годы в условиях финансового  кризиса сельское хозяйство терпит значительный спад производства продукции. Одновременно с этим есть уверенность, что при внимании к сельскому хозяйству со стороны властей Российской Федерации, при должной инициативе, ответственности органов управления АПК в центре и на местах вполне по силам выполнить производственные и социальные задачи, намеченные в Государственной программе «Развития сельского хозяйства России и регулирования  рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг.»

   В Госпрограмме предусмотрены 54 целевых  индикатора. По восьми агрегированным показателям, которые в комплексе характеризуют состояние отрасли, ведется мониторинг на уровне Правительства РФ и Совета при президенте России по реализации приоритетных нацпроектов и демографической политике. 

   Основной  показатель, индекс производства продукции  в хозяйствах всех категорий, по статистическим данным, составил в 2008 году 111% -это на 7% пунктов больше планового значения. Такой результат достигнут, в первую очередь, за счет роста производства в растениеводстве.

   Позитивная  динамика в растениеводстве обеспечена не только за счет погодного фактора, но и внедрения современных технологий, в том числе ресурсосберегающих. В 2008 году удалось расширить посевные площади под зерновыми культурами на 2 млн. га.

   Следует отметить, что и в животноводстве достигнуты положительные результаты. Так, индекс производства за первые 11 месяцев 2008 г. составил 103,9% к аналогичному периоду предыдущего года.

   По  итогам 2008 года показатели Госпрограммы по увеличению доли отечественного производства в формировании ресурсов мяса и мясопродуктов, молока и молокопродуктов выполнены в полном объеме, составив соответственно 61,1 и 78,3%.

   В последние годы темпы инвестиций в сельское хозяйство имели хорошую, устойчивую динамику. Их удалось сохранить и в 2008г., хотя агрегированный показатель – индекс физического объема инвестиций в основной капитал – не достигнут по известным причинам общемирового характера, которые оказались на результатах производства в последние месяцы прошлого года.

   Основным  инструментом реализации Госпрограммы является поддержка инвесторов путем предоставления возможности привлекать в отрасль льготные, краткосрочные и долгосрочные кредиты. Так, объем субсидированных кредитов для проведения мероприятий Госпрограммы представителями АПК в 2008 г. составил свыше 380 млрд. руб., что на 24% больше чем в 2007 г. Это хороший результат.

   В 2008 г. сельскохозяйственными товаропроизводителями приобретено  23 тыс.  тракторов, свыше 9 тыс. зерноуборочных комбайнов, что почти на 14% больше запланированного показателя,  и 2800 – кормоуборочных. Такой темп обновления техники набран впервые.

   Модернизация  агропроизводства и рост его эффективности  позволили повысить производительность труда в хозяйствах всех категорий, индекс которой к 2007г. составил 104,8%.

Информация о работе Государственная программа «Развития сельского хозяйства России и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовол