Государственная программа «Развития сельского хозяйства России и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовол

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2011 в 21:35, курсовая работа

Краткое описание

Цель моей работы состоит в изучении производства сельскохозяйственной продукции России в условиях финансового кризиса.
В соответствии с целью определены следующие задачи:
–Проанализировать итоги производства сельскохозяйственной продукции в России.
–Выявить проблемы обеспечения населения России продуктами сельского хозяйства.
–Определить основные направления и факторы, определяющие динамичное развитие продо-вольственного сырья.
–Ознакомиться с задачами и результатами проведения Государственной программы «Разви-тия сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг.»

Оглавление

Введение 4
1. Экономика отраслей сельского хозяйства 5
1.1 Животноводство России 5
1.2 Растениеводство России 12
2. Продовольственная безопасность России. 17
2.1 Продовольственная безопасность отдельных регионов России 21
2.2 Направления социально-экономической политики в сфере обеспечения продовольственной безопасности России 23
3. Государственная программа «Развития сельского хозяйства России и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг.» 25
3.1 Программа антикризисных мер государства 25
3.2 Задачи Государственной программы «Развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг.» 27
3.3 Результаты проведения Государственной программы «Развития сельского хозяйства» 29
Заключение 31
Список используемой литературы 32

Файлы: 1 файл

Развитие сх.doc

— 249.00 Кб (Скачать)

    В Краснодарском, Ставропольском краях  и Волгоградской области за этот же период потребление мяса увеличилось  на 14–19%, а на юге России ежегодный прирост потребления населением этого продукта составлял 1,4–3,0%. В целом по Российской Федерации за 2000–2007 годы потребление мяса и мясопродуктов  увеличилось на 32,4%, молока – на 7,3%.

    Наиболее  высокими темпами в России в 2000–2006 годах росло потребление плодов и ягод (+46,1%), овощей (+20,4%), масла растительного (+22,5%). Тем не менее, темпы роста потребления населением продовольствия пока не обеспечивают нормативный (медицинский) уровень питания. В большей степени это замечание относится к продуктам питания животного происхождения.                                               

Таблица 12

Среднедушевое потребление основных продуктов  питания населения основных регионов Южного Федерального Округа, кг. в год [12].

 
  Краснодарский край Ставропольский  край Волгоградская    

область

Ростовская  область
  1998 2006 1998 2006 1998 2006 1998 2006
Мясо

Молоко

Яйца, шт

Овощи

Картофель

Фрукты

Сахар

Растительное  масло

Рыба

41

162

212

84

84

50

47

10,5

11

59

208

208

126

94

90

50

16,4

13

43

177

225

71

82

22

35

12

4

51

191

263

118

122

35

52

14,9

6,3

52

166

237

106

88

68

25

6,8

7

61

200

258

153

151

80

27

11,2

11

40

166

161

76

76

50

34

9,3

11

52

230

274

107

112

90

38

15,1

13

 
 

    Как свидетельствуют прогнозные параметры  самообеспечения внутреннего рынка Российской Федерации по основным видам продуктов питания, проблема обеспечения приемлемого уровня питания населения страны и ее продовольственной безопасности сохранит свою остроту в ближайшей среднесрочной перспективе. Наиболее благополучно дело обстоит с объемами предложения зерна, свинины, растительного масла, яиц и картофеля. Спрос населения на эти продовольственные товары в среднесрочной перспективе будет покрываться отечественным производством.

    Однако  уровень самообеспечения зерном в 2008–2012 годах может сократиться на 10% – и прежде всего за счет роста потребления кормового зерна, наращивания зернового экспорта. Аналогичную тенденцию мы отмечаем и на рынке свинины. Уровень самообеспечения по этому продукту к 2013 году может сократиться на 15,3%. Связано это будет с тем, что ожидаемый рост потребления свинины (+11,7%) значительно превзойдет темпы роста ее производства (+1,2%) в российском сельском хозяйстве. По прогнозу, в среднесрочной перспективе можно ожидать высокого роста уровня самообеспечения маслом растительным (со 178,3% в 2009 году до 233,6% в 2012-м). В этот же период сохранится достигнутый уровень самообеспечения России яйцами и картофелем – 105,5 и 199,2% соответственно.

    Результаты  экономического прогноза показывают, что в целом по мясу и мясопродуктам, молоку, сахару, овощам, плодам и ягодам в 2008–2012 годах следует ожидать снижение уровня обеспечения потребительского спроса населения России на эти виды продовольствия за счет отечественного производства. Так, например, уровень самообеспечения мясом и мясопродуктами может понизиться на 1,3%, в том числе говядиной – на 6,5%, бараниной – на 1,2%. При этом можно ожидать повышения самообеспечения нашей страны мясом птицы. По прогнозу, в 2012 году этот показатель может составить 56,6%, или вырастет за пять лет на 4,3%.

    За  рассматриваемый период уровень  самообеспечения России молоком  может снизиться на 3%, сахаром – на 4,6%, овощами – на 6,4%, плодами и ягодами – на 5,2%. Связано это с тем, что темпы роста потребления перечисленных продуктов значительно превышают ожидаемый прирост отечественного производства (табл. 3).

    Если  учитывать российские и общемировые  тенденции роста цен на ресурсы  сельского хозяйства, то можно сделать вывод что это приведет к увеличению производственных затрат. Таким образом, целесообразно будет гарантировать сельскохозяйственным товаропроизводителям государственную поддержку рентабельности, которая позволит развивать производство на инновационной основе.

    В противном случае может случиться  новый виток вывода из оборота  сельскохозяйственных земель и сокращения поголовья скота. А восполнить эти ресурсы будет очень сложно.

    Господдержка  рентабельности может быть осуществлена в рамках отраслевых государственных программ. В таких программах, наряду с существующими мерами господдержки целесообразно предусмотреть и компенсационные выплаты, позволяющие компенсировать рост производственных издержек, издержек на внедрение и освоение инноваций. 

 
2.1 Продовольственная безопасность отдельных регионов России

 

    Оценивая  роль субъектов Федерации в обеспечении продовольственной безопасности России, следует отметить, что они реализуют, с учетом своих условий, единую государственную политику и составляют свои целевые программы в этой области.

    По  самообеспеченности продовольственными ресурсами субъекты Российской Федерации можно объединить в несколько групп. Так, к регионам, полностью обеспечивающим себя мясом и мясопродуктами, молоком и молокопродуктами, яйцами и яйцепродуктами, то есть имеющими уровень самообеспеченности 100%, относятся:  Краснодарский и Ставропольский края, Белгородская, Липецкая, Ленинградская и Омская области, республики Марий Эл, Мордовия и Удмуртия.

    Самообеспеченность  страны мясными и молочными продуктами, их потребление населением территориально неоднородны: свыше 100%  по мясным продуктам у 12 субъектов Федерации, а по молочным – 20. В них проживает соответственно 18,8 млн. и 46,6 млн. человек. Среднедушевое потребление больше среднего в Российской Федерации по мясным продуктам имеют 4, а по молочным – 19 регионов. За пределами критериев продовольственной безопасности находятся по мясным продуктам  - 50 субъектов Федерации, по молочным -28. Крайне низкая самообеспеченность (менее 50%) мясными продуктами у 25, а молочными – у 11 регионов. Среднедушевое потребление ниже среднего показателя по мясным продуктам характерно для 50, а по молочным – для 48 регионов, население в которых соответственно составляет 78,2 млн. и 87,8 млн. человек.

    Число субъектов Федерации с доминированием ввоза мяса и мясопродуктов, значительную часть которого составляет импорт, год от года увеличивается, что существенно ухудшает обеспечение продовольственной безопасности страны, усиливая зависимость от поставок этих продуктов из других государств. В снабжении населения яйцами и яйцепродуктами отмечаются те же тенденции, но ввоз отсутствует. Вместе с тем, они влекут за собой рост интенсивности межрегиональных связей в распределении этих продовольственных ресурсов, а также зависимость одних субъектов Федерации от других.

      К регионам, полностью обеспечивающим себя картофелем и овощами, то есть имеющим самообеспеченность ими 100%, относятся 22 субъекта Российской Федерации, из них 9 – в Центральном федеральном округе, по 3 – в Северо-Западном и Южном, 4 – в Приволжском, 1- в Уральском, 2 – в Дальневосточном. Остальные субъекты Федерации зависят от ввоза этих продуктов на 20% и более.

    Таким образом, наблюдается весьма значительная дифференциация регионов по самообеспеченности продовольственными ресурсами. Положение усложняется ростом их импорта, который превышает пороговый уровень продовольственной безопасности. Ввоз становится альтернативой внутреннего агропромышленного производства, существенно подавляя его, приводит к сужению возможностей развития отрасли и потенциально – к спаду производства. Особенно тревожная ситуация складывается с продовольственным обеспечением крупных городов, промышленных центров и отдельных регионов, ряд из которых на 50-70% является импортозависимым. 
 

 
2.2 Направления социально-экономической политики в сфере обеспечения продовольственной безопасности России

 

    В целях достижения продовольственной  безопасности государственная политика должна осуществляться в следующих  основных направлениях:

- По экономической доступности продовольствия – повышение доходности населения и государственная поддержка социальных групп с низкими доходами, стимулирование повышения качества питания.

- По  физической доступности продовольствия  путем обеспечения бесперебойного  его поступления в места потребления.

- По  обеспечению высокого качества  продовольствия и его экологической безопасности.

- По  развитию сельского хозяйства  – экономическая поддержка производства  на основе освоения инноваций при производстве сельскохозяйственной продукции.

- По  институциональному направлению  – стимулирование интеграционных  процессов в сфере производства сырья, переработке и сбыта продукции, развитие инфраструктуры агропродовольственного рынка.

    В сфере повышения экономической  доступности продовольствия для  всех групп населения предстоит уделить особое внимание осуществлению мер, направленных, прежде всего, на снижение уровня бедности, обеспечение приоритетной поддержки наиболее нуждающихся слоев населения, не имеющих достаточных средств для питания в соответствии с физиологическими стандартами.

    В целях доступности продовольствия предстоит более эффективно использовать механизмы поддержки регионов страны  в районах недостаточного производства продовольствия или оказавшихся в экстремальных ситуациях, повысить транспортную доступность отдаленных регионов для гарантированного и относительно равномерного по времени продовольственного снабжения их населения.

    В области улучшения качества должны быть приняты меры по совершенствованию  системы обеспечения безопасности и контроля качества продуктов питания  по всей цепочке – производства, хранения, транспортировки, переработки и реализации, включая импортные операции.

    В области сельского хозяйства  основными факторами, определяющими динамичное развитие продовольственного сырья, будут:

- Повышение  почвенного плодородия, расширение  посевов сельскохозяйственных культур за счет неиспользуемых пахотных земель.

- Создание  экономических условий сельскохозяйственным  товаропроизводителям для достойной оплаты их труда, инвестирования в модернизацию и техническое перевооружение производства.

- Усиление  и повышение эффективности государственной поддержки.

- Обеспечение  финансовой устойчивости и платежеспособности.

-Расширение  и увеличение финансового обеспечения  реализации социальных программ  на селе.

    Это позволит при осуществлении инновационного варианта развития АПК к 2012 г. выполнить задачи, поставленные государственной программой «Развития сельского хозяйства», и решить в основном проблему обеспечения продовольственной безопасности страны к 2018-2020 гг. При этом предполагается, что валовой сбор зерна может выйти на уровень в 120-125 млн. тонн, производство сахарной свеклы в 2020 г. – 36 млн. т., семян подсолнечника – 7,5 млн, скота и птицы на убой – 8,6 млн.,  молока – 41 млн. т.

    Наращивание сельскохозяйственной продукции обеспечит  динамичное развитие производства пищевой продукции, улучшении ее качества, снизит зависимость от импортных поставок сырья.

    Производство  должно вырасти по отношению к его объему в 2007 г., более чем в 2 раза,  сахара-песка из сахарной свеклы – почти на 30%, масла растительного – на 26%.

    Это позволит снизить долю импорта в  ресурсах мяса и мясопродуктов с 34 до 12%, молока и молокопродуктов – с 17 до 12%, сахара-песка - с 39 до 20%.

Информация о работе Государственная программа «Развития сельского хозяйства России и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовол