Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 14:21, реферат
Группы играют все большую роль в деятельности организаций. Групповое поведение - важная составляющая организационного поведения. Люди образуют группы по ряду причин. Рассматриваемых классическими теориями группообразования. Кроме того, работая в группе, люди могут удовлетворять свои потребности в безопасности, общении, уважении, власти и др.
В своем становлении и развитии группы проходят ряд стадий. Зная на какой стадии, находится та или иная группа, менеджеры могут по-разному влиять на групповое поведение. На каждой из этих стадий группа приобретает ряд существенных характеристик, которые оказывают самое непосредственное влияние на эффективность групповой работы.
Введение 3
1 Формирование группового поведения в организации 4
2 Формальные и неформальные группы, их взаимодействие в организации 12
Заключение 21
Список используемой литературы 22
Опыт зарубежных организаций, которые добились существенных успехов в предпринимательской и инновационной деятельности, показывает, что основную роль в них играют не личности, а группы.
Менеджмент
должен использовать возможности и
преимущества команд, их роль в решении
проблем современных
Одни исследователи отождествляют понятия «рабочая группа» и «команда», другие находят между ними различия, главное из которых состоит в том, что команды достигают более высоких результатов, приобретая коллективный синергетический эффект.
Превращение группы в команду происходит, когда:
• все ее члены рассматривают достигнутый успех как общий;
• доверие друг к другу и к руководителю постоянно растет;
• культивируется и усиливается чувство принадлежности к команде;
• принадлежность к команде считается престижным состоянием;
• цели команды постоянно реализуются.
Таким образом, команду можно рассматривать как вид группы в организации, находящейся на более высокой ступени развития. Основные различия между рабочей группой и командой представлены в табл. 5.5.1.
Модель развития команды
Представляет интерес модель развития команды, предложенная Дж. Катценбахом и Д. Смитом [16]. В ней увязаны общие результаты групповой деятельности с производительностью команд, находящихся на различных ступенях развития.
Авторы различают следующие типы групп и команд в их развитии.
1. Рабочая группа. Взаимодействие членов группы в ней осуществляется в основном для обмена информацией и опытом. Для нее характерна персональная ответственность членов группы за результаты их деятельности.
Рис 7 Различия между рабочей группой и командой
2. Псевдокоманда. Члены ее могут повысить эффективность совместной деятельности, но не прилагают к этому ни малейших усилий.
3. Потенциальная команда. Члены ее осознают необходимость общей цели, согласованности совместных действий, направленных на ее достижение. Они пытаются выработать эффективные приемы и методы сотрудничества.
4. Настоящая команда. Члены ее обладают взаимодополняющими навыками и умениями, имеют общие цели и задачи, выработали эффективные методы совместной деятельности.
5. Высокоэффективная команда. Это группа, обладающая всеми характеристиками настоящих команд и способствующая индивидуальному развитию ее членов. Результаты ее деятельности превосходят ожидания окружающих людей.
Кривая командных результатов, предложенная Дж. Катценбахом и Д. Смитом, представлена на рис.8
Рис. 8 Кривая командных результатов
Командная деятельность должна строиться на следующих принципах[29]:
• отбор членов команды с учетом их навыков, умений и возможностей;
• четкие правила поведения членов команды и определение целей совместной работы;
• осознание всеми участниками команды новых прав;
• постоянные командные взаимодействия, выделение необходимого для общения членов команды времени, что позволяет им обмениваться новой информацией;
• обеспечение обратной связи, признания, вознаграждения.
Самоуправляемая команда
В современных условиях появляется новый тип команд – самоуправляемые команды.
Самоуправляемая команда– это группа, которой предоставляется существенная автономия; она несет полную ответственность за поведение своих членов и результаты деятельности.
Основные отличия самоуправляемых команд состоят в комбинации наделения властью и обучения планированию, управлению, мониторингу и контролю над собственной деятельностью, в значительной самостоятельности и свободе действий, возможности выполнять функции управления.
Самоуправляемые команды формально создаются руководством компании, которое задает общее направление деятельности команд. В них нет назначенного руководителя.
Самоуправляемая команда самостоятельно:
• планирует свою работу;
• организует работу входящих в них сотрудников путем определения и согласования обязанностей каждого, наделения полномочиями для выполнения задания и принятия решений, составления рабочего графика;
• координирует работу входящих в нее сотрудников, а также деятельность всей команды с функциональными отделами в организации, развивает кооперацию и коммуникации как на внутрико-мандном, так и межкомандном уровнях;
• мотивирует своих сотрудников на эффективное выполнение заданий;
• принимает на работу новых сотрудников;
• обучает своих сотрудников смежным профессиям;
• выявляет и разрешает потенциальные и реальные продлемы, которые мешают ее деятельности;
• поддерживает инициативу каждого сотрудника – члена команды – в отношении новых творческих способов выполнения задания;
• задает стандарты качества;
• несет коллективную ответственность за полученные результаты работы.
Таким образом,
самоуправляемые команды
В рис 9 показаны преимущества и недостатки самоуправляемых команд.
Рис 9 Преимущества и недостатки самоуправляемых команд
Заключение
Организационное поведение является научной дисциплиной, которая занимается изучением поведения работающих людей и тем, как они осуществляют деятельность в рамках определенных организационных структур или организаций.
Основу любой организации составляет трудовой коллектив. Люди объединяются в организации, что бы совместно осуществлять трудовую деятельность, которая имеет существенные преимущества перед индивидуальной деятельностью.
В организационном
поведении выделяются два аспекта:
поведение организации как
Организация как единый организм, имеющий вход, преобразователь и выход, взаимодействуя с внешним окружением определенным образом, соответствующим характеру и содержанию этого взаимодействия, включает человека как элемент организации в процесс организационного и материального обмена между организацией и средой. В данной модели человек рассматривается как составная часть входа и выступает в роли ресурса организации, который она, наряду с другими ресурсами, использует в своей деятельности.
В основу организационного
поведения положено использование социально-
Социально-психологические
методы - это методы управления, базирующиеся
на использовании социально-
Таким образом, "организационное поведение" - это не только теоретическая дисциплина. Ее познание необходимо для реализации практического менеджмента, для выполнения работ по планированию организационных изменений, для проектирования систем оценки труда, разработки программ профессионального обучения. В общем, для всего, что связано с рациональным и эффективным использованием человеческого потенциала в трудовой деятельности.
Другой вопрос заключается в том, является ли группа лучшим генератором идей, чем отдельные люди. У членов группы существует тенденция взвешивать все мнения по мере возникновения вопросов, а этот процесс может привести к свободному потоку идей. Одна из таких процедур получила название «мозговая атака». Широкое распространение получила система создания малых групп для решения насущных проблем компаний. Такие группы получили название «кружки качества», в которые объединяются работники одной области, регулярно встречающиеся и решающие все проблемы, относящиеся к этой области. Последний изученный вид воздействия организаций на своих членов известен под названием «поляризация идей». После принятия участия в групповом обсуждении, люди занимают, как правило, более крайние позиции, чем перед началом дискуссии.
Подводя итог,
укажем, что личность формируется
в общественной среде, на нее влияет
ближайшее окружение (семья, класс,
группа, коллектив). Организационное
поведение формируется в
Список использованной литературы
1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М: Аспект Пресс, 1999 - 375 с
2. Васильев
Д.А. Организационное
3. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. М., 1991.
4. Глумаков
В.Н. Организационное поведение
5. Алиев В.Г., Дохолян С.В. Организационное поведение: Учебник. М., 2004.
6. Красовский
Ю.Д. Организационное
7. Карташова Л.В., Никонова Т.В., Соломанидина Т.О. Организационное поведение: Учебник. М., 2008.
8. Сергеев
А.М. Организационное
9. Аширов Д.А.
Организационное поведение:
10. http://psylib.org.ua/index.
11. http://www.psyarticles.ru/
12. http://www.pedlib.ru/
13. http://psytop.com/
14. http://psy.rin.ru/
13. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция социального поведения. М., 1978.
14. Обозов Н.Н. Психология малых групп и коллективов // Социальная психология. Л., 1979.
15. http://www.elitarium.ru/index.
16. http://www.inventech.ru/
17. http://www.rpri.ru/index.php/
Информация о работе Формирование группового поведения в организации