Финансовые ресурсы коммерческих организаций - понятие, состав, источники формирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 08:16, курсовая работа

Краткое описание

Объектом данной курсовой работы выступают финансовые ресурсы коммерческой организации как один из важнейших показателей функционирования предприятия.
Цель работы: получить представление о финансовых ресурсах коммерческих организаций, изучить их состав, а также рассмотреть источники формирования финансовых ресурсов.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………..........3
1. Понятие финансовых ресурсов коммерческих организаций
1.1. Понятие финансовых ресурсов…………………………………………..5
1.2. Особенности коммерческих организаций и их виды…………………...8
2. Источники формирования финансовых ресурсов коммерческих организаций
2.1. Собственные источники финансовых ресурсов………………….…….12
2.2. Заемные источники финансовых ресурсов……………………………..18
3. Состав и виды финансовых ресурсов………………………………….23
Заключение…………………………………………………………………….26
Список использованной литературы………….……………………………..28

Файлы: 1 файл

Курсовая Финансы.doc

— 187.50 Кб (Скачать)

 

 

Глава 2. Источники и виды финансовых ресурсов

 

Финансовые  ресурсы организаций представляют собой собственные и заемные средства, предназначенные для: закупки сырья, материалов, топлива и электроэнергии, комплектующих, узлов, деталей; выдачи заработной платы и премий; финансирования собственных научных проектов, исследований и разработок, выполненных другими организациями, покупки патентов, лицензий, ноу-хау, программ; оплаты транспортных услуг, услуг организаций связи, интернет-услуг; финансирования капитальных вложений; финансирования ремонта средств труда; погашения облигаций и уплаты процентов по ним, выплаты дивидендов; платежей в бюджет и внебюджетные фонды; оплаты услуг консультантов, аудиторов, страховых взносов и т.д.

 

2.1. Собственные источники финансовых ресурсов

При создании коммерческой организации

Для осуществления  хозяйственной деятельности предприятие  должно располагать капиталом. Капитал – есть часть финансовых ресурсов, вложенных в производство и приносящий доход по завершении оборота, т.е. капитал выступает как превращенная форма финансовых ресурсов 9.

На момент создания коммерческой организации выступает основным источником финансирования уставный (складочный) капитал (фонд), который представляет собой общую стоимость имущества, внесенного участниками-учредителями в качестве оплаты приобретаемого права участия в деятельности общества (акционерного и др.), товарищества. О способах формирования уставного капитала в зависимости от организационно-правовой собственности организации было сказано в первой главе.

Уставный капитал минимально гарантирует права кредиторов предприятия, поэтому его нижний предел законодательно ограничивается. Например, для открытого акционерного общества величина уставного капитала не может быть меньше 1000 МРОТ, а для закрытого – не меньше 100 МРОТ (ст. 26 ФЗ «Об акционерных обществах»), установленного законодательством на момент регистрации общества, а для общества с ограниченной ответственностью не менее 10 000 рублей (ст.14 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»).

В качестве источников финансовых ресурсов в момент создания организации рассматривается именно денежная часть оплаты уставного капитала (складочного капитала, уставного или паевого фонда).

 

В процессе функционирования коммерческой организации

Основным источником формирования собственных финансовых ресурсов коммерческих организаций является выручка от реализации товаров (работ, услуг), относящаяся к уставной деятельности этой организации. Увеличение выручки от реализации продукции - одно из главных условий роста финансовых ресурсов коммерческих организаций. Такое увеличение может быть определено ростом выпуска и продаж товаров (работ, услуг), а также ростом цен и тарифов. В условиях конкуренции и эластичного спроса, как правило, связь между этими двумя факторами обратно пропорциональная: поднятие цены может привести к сокращению объема продаж, и наоборот. В целях максимизации прибыли коммерческая организация вынуждена искать оптимальное соотношение между ценой и объемом производства.

В процессе деятельности коммерческие организации могут получать выручку от реализации имущества, когда морально (иногда и физически) устаревшее оборудование и другое имущество продаются по остаточной стоимости, реализуются запасы сырья и материалов. Доля данного источника в общей сумме источников финансовых ресурсов коммерческой организации зависит от множества факторов: вида деятельности организации (например, высокотехнологичное, наукоемкое производство требует постоянного обновления оборудования), конкретной ситуации (организация может продавать часть имущества для погашения кредиторской задолженности).

Также источником формирования собственных финансовых ресурсов могут  быть внереализационные доходы.

К таким доходам относятся:

  • поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование денежных средств и другого имущества (включая проценты по предоставленным организацией займам, проценты по банковским депозитам и т.д.);
  • поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций (включая проценты и иные доходы по ценным бумагам);
  • прибыль, полученная в результате совместной деятельности по договору простого товарищества;
  • штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;
  • поступления в возмещение причиненных организации убытков (включая страховые возмещения);
  • прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году; суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности и т.д.10.

Внереализационные доходы разных организаций не совпадают по составу. Например, если в уставе одной организации сдача имущества в аренду признается как уставная деятельность, то соответствующие поступления арендной платы будут учитываться как выручка от реализации. Если арендная деятельность в уставе организации не предусмотрена, то поступление арендной платы классифицируется как внереализационный доход.

К финансовым ресурсам, приравненным к собственным, относятся денежные средства, поступающие в порядке  перераспределения:

  • страховые возмещения по наступившим случаям;
  • средства внебюджетных фондов (на оплату больничных листов, путевок в санатории и др.);
  • поступления от основных («материнских») компаний.

Страховое возмещение по наступившим случаям – это сумма, выплачиваемая страховщиком по имущественному страхованию и страхованию ответственности в покрытии ущерба при наступлении страхового случая11.

Суть страхования заключается  в передаче рисков от их носителя –  организации или физического  лица – к страховой компании. Лицо, передающее риск, называется страхователем, а лицо, принимающее риск, - страховщиком. Передача рисков осуществляется за определенную плату, которая называется страховым взносом (страховой премией). Коммерческая организация и страховая компания заключает договор, в котором величина страховой премии устанавливается в индивидуальном порядке, отталкиваясь от базовых тарифов.

Недостатком страхования  является отвлечение средств коммерческой организации на выплату страховых  платежей, образующих в совокупности страховую премию. В то же время  страховые фонды представляют собой  гарантированный источник денежных средств для компенсации убытков организации (страхователя) в случае возникновения неблагоприятных событий.

В холдингах, корпорациях, финансово-промышленных группах перераспределение  средств носит систематический  и сложный характер: от головной компании – другим участникам, и наоборот, а также между участниками.

Кроме этого, предприятия  могут получать средства для осуществления  мероприятий целевого назначения от вышестоящих организаций и лиц, а также из бюджета. Бюджетная  помощь может выделяться в виде субсидий. Субсидия - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня или предприятию на условиях долевого финансирования целевых расходов. Данные средства являются частью собственного капитала организации.

Специфический собственный  источник финансовых ресурсов имеют акционерные общества. При недостаточном финансировании, могут прибегнуть к  дополнительной эмиссии акций. Акция – вид ценной бумаги, единица капитала, которая дает право ее владельцу на долю в распределяемой прибыли и в остаточной стоимости акционерного общества, если оно ликвидируется. Дополнительная эмиссия акций ведет к уменьшению собственности уже существующих акционеров и поэтому может совершаться только с их согласия на общем собрании. В последнее время среди крупнейших российских эмитентов (Газпром, Сибнефть, МТС, Вимм-Билль-Данн, Сбербанк и др.) такой вид привлечения средств получил широкое применение. Дополнительная эмиссия и выпуск долговых ценных бумаг ориентируются не только на национальных, но и на иностранных инвесторов.

Таким образом, общими собственными источниками финансовых ресурсов для всех видов коммерческих организаций являются:

  • уставный (складочный) капитал (фонд);
  • выручка от реализации товаров (работ, услуг), выручка от реализации имущества, внереализационные доходы;
  • страховые возмещения по наступившим случаям;
  • средства внебюджетных фондов;
  • бюджетная помощь (субвенции, субсидии);
  • поступления от основных («материнских») компаний.

Собственные источники  являются самыми надежными. При самофинансировании снижается риск банкротства, имеются определенные преимущества перед конкурентами, у которых такой возможности нет. Управление собственными финансовыми ресурсами связано не только с обеспечением эффективного использования накопленной части, но и с формированием средств, обеспечивающих предстоящее развитие коммерческой организации. Особенно важны собственные источники в период финансового кризиса, так как они позволяют выжить предприятию в тяжелое для него время.

 

2.2. Заемные источники финансовых ресурсов

В современных условиях эффективная производственно-финансовая деятельность организации невозможна без постоянного привлечения заемных средств. Использование заемного капитала позволяет существенно расширить объем хозяйственной деятельности коммерческой организации, обеспечить более эффективное использование собственного капитала, повысив тем самым рыночную стоимость организации.

Часть финансовых ресурсов коммерческой организации привлекается за счет ее участия на финансовом рынке как заемщика, эмитента и лизингополучателя.

Заемные источники характеризуют в совокупности объем финансовых обязательств (общую сумму долга) предприятия и включают:

  • долгосрочные кредиты и займы;
  • облигационные займы;
  • лизинг;
  • бюджетные кредиты, ссуды из федерального и регионального бюджетов и прочие заемные источники;
  • краткосрочные обязательства (кредиты, кредиторская задолженность).

К долгосрочным кредитам и займам относятся заемные средства, задолженность по которым организация должна погасить более чем через 12 месяцев. Кредит предоставляется на условиях возвратности, срочности, платности, обеспеченности под гарантии, залог недвижимости, залог других активов предприятия. Основная сумма долга по полученному займу или кредиту учитывается организацией-заемщиком в соответствии с условиями договора займа в сумме фактически поступивших денежных средств или в стоимостной оценке других вещей, предусмотренной договором.

Высокий размер ссудного процента, жесткие требования к обеспечению  делают недоступным для многих коммерческих организаций кредит как источник формирования финансовых ресурсов. Особенно сложна ситуация для малых и средних предприятий, этот источник формирования финансовых ресурсов для них незначителен по объему. Однако для крупных производителей, торговых сетей банковский кредит является традиционным источником для расширения своей деятельности.

Выпуск  ценных бумаг – облигаций, векселей и их размещение на финансовом рынке существенно расширяют возможности предприятий по привлечению временно свободных денежных средств предприятий, организаций и граждан для инвестирования.

Облигация – эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права ее держателя на получение от эмитента в предусмотренный срок ее номинальной стоимости и зафиксированного в ней процента от этой стоимости или иного имущественного эквивалента. Таким образом, держатели облигаций являются кредиторами компании-эмитента.12 

Вексель – вид ценной бумаги, письменное денежное обязательство. Безусловный и бесспорный долговой документ.

Облигационный заем имеет ряд плюсов и минусов. Эмитенту выгоден обоснованный выпуск облигаций, т.к. объем денежных средств в организации резко увеличится, появятся возможности для внедрения новых инвестиционных проектов; выплаты держателям облигаций осуществляются чаще всего по стабильным ставкам (т.е. предсказуемы); процедура привлечения средств менее трудоемка. Основные недостатки данного источника: облигации не могут быть выпущены для покрытия убытков; уровень финансовой ответственности коммерческой организации за невыплату в срок процентов и суммы долга очень высок, т.к. взыскание этих сумм реализуется через механизм банкротства; небольшой объем эмиссии является нецелесообразным, т.к. существуют постоянные расходы, не зависящие от объема эмиссии; ухудшается ликвидность баланса.

В настоящее время наиболее эффективной формой инвестирования средств в основной капитал коммерческих организаций является лизинг – финансовая аренда. Собственник оборудования предоставляет пользователю возможность эксплуатировать оборудование в обмен на регулярные арендные платежи. По своему экономическому содержанию договор лизинга близок к операциям по кредитованию, поскольку арендатор получает во временное пользование стоимость, воплощенную в машинах и оборудовании, на условиях возвратности и платности.

Предметом лизинга может  быть любое движимое и недвижимое имущество, в том числе здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое имущество, относящееся по действующей классификации к основным фондам. Взаимоотношения сторон лизинговой сделки следующие: будущий лизингополучатель подбирает поставщика и в силу отсутствия достаточных средств для приобретения имущества обращается к будущему лизингодателю с просьбой о его участии в сделке. Лизингодатель за счет собственных или заемных средств осуществляет закупку данного имущества и, сохраняя право собственности на предмет лизинговой сделки, передает его лизингополучателю. При заключении лизингового договора клиент получает только право пользования имуществом на определенных условиях и возможность выкупить его по окончании договора13

Информация о работе Финансовые ресурсы коммерческих организаций - понятие, состав, источники формирования