Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2014 в 09:08, курсовая работа
Объектом исследования являются доходы предприятия.
Предметом исследования являются показатели, характеризующие доходы предприятия.
Цель курсовой работы: выявить особенности определения доходов на российских предприятиях.
Введение ………………………………………………………………….. 3
Глава 1 Теоретические аспекты понятия «доходы предприятия» … 5
Сущность и значение понятий
«доход», «доходы предприятия» …………………………… 5
1.2 Виды и формы доходов предприятия ………………….…... 11
1.3 Методика анализа состава и динамики
доходов предприятия ……………………………………….. 22
Глава 2 Анализ состава и динамики доходов предприятия
(на примере Общества с ограниченной ответственностью
«Минерал» г. Новокузнецк) …….…………………………… 31 2.1 Характеристика организации ………………………………. 31
2.2 Анализ состава и динамики доходов
предприятия …………………………………………………. 32
Заключение ………………………………………………………………. 38
Библиографический список …………………………………………….. 41
где AR – средний доход;
TR – общий доход;
Q – количество проданных единиц блага.
В условиях совершенной конкуренции (при постоянной цене) средний доход равен рыночной цене, что очевидно из приведенной формулы:
Расчет среднего дохода обычно применяют при изменяющихся ценах в течение какого-то временного интервала или в тех случаях, когда ассортимент реализации состоит из множества благ.
Предельный (маржинальный) доход (далее MR) есть приращение дохода предприятия за счет производства и продажи одной дополнительной единицы продукции. Он дает возможность судить об эффективности производства, так как показывает изменение дохода в результате увеличения выпуска и реализации продукции на дополнительную единицу.
Предельный доход позволяет оценить возможность окупаемости каждой дополнительный единицы выпускаемой продукции. В сочетании с показателем предельных издержек он служит стоимостным ориентиром возможности и целесообразности расширения объема производства данного предприятия.
Предельный доход может быть подсчитан для любого изменения объема выпуска продукции. Он определяется как разность общего дохода от продажи n + 1 единиц продукции и общего дохода от продажи n продукции:
или рассчитывается как:
где ΔTR – приращение общего дохода в результате реализации дополнительной единицы продукции;
ΔQ –
приращение объема
При постоянной цене предельный доход будет равен цене единицы продукции: (MR = Р), так как ΔTR = PΔQ, поэтому:
Если отложить на оси абсцисс количество блага, а на оси ординат – совокупный доход, то зависимость дохода от блага изображается в форме луча, выходящего из начала координат (рисунок 1).
Рисунок 1 – Совокупный доход
TR
Совокупный
(общий) доход M
N
Согласно графику, изображенного на рисунке 1:
AR = = =
tg = MR = P
В условиях совершенной конкуренции, когда производителей бесконечно много, никто из них не может оказать существенного влияния на цену производимой продукции. Для предприятий цена складывается объективно, независимо от их воли и желания, в результате чего каждое предприятие выступает как ценополучатель. Поэтому если отложить на оси абсцисс количество продукции Q, а на оси ординат – цену Р, то их взаимосвязь изображается прямой, параллельной оси абсцисс (рисунок 2).
С экономической точки зрения это означает, что эластичность спроса по
цене бесконечно велика.
Рисунок 2 – Цена, средний и предельный доход в условиях совершенной конкуренции
0 N количество Q
Совместив эти графики (рисунок 1 + рисунок 2), мы получаем элементарные условия равновесия для отдельного предприятия: пересечение кривой предельного дохода с совокупной выручки показывает равновесный объем производства при данной цене (рисунок 3)7.
Рисунок 3 – Спрос, предельный и совокупный доход в условиях совершенной конкуренции
Цена, средний, предельный
и валовой доход Р, AR, MR, TR
Требуемое количество Q
продукции (продано)
Для наиболее эффективного планирования и прогнозирования финансовой деятельности предприятия, определения основных результатов хозяйственной деятельности, а также обзора зависимостей объемов реализации конечной продукции от затрат на производство используется операционный анализ. Одним из основных элементов этой системы расчетов является понятие маржинального дохода.
Термин
«маржинальный доход» фигурирует в экономической
теории
в двух значениях:
- предельный доход (дополнительный доход получаемый от продажи дополнительной единицы продукции), который мы рассмотрели ранее;
- доход, полученный от реализации после возмещения переменных затрат. В этом случае маржинальный доход является источником образования прибыли и покрытия постоянных затрат. Чем выше
маржинальный доход, тем больше компенсация затрат, тем выше чистая
прибыль предприятия.
Это разночтение обусловлено многозначностью английского слова marginal. Во-первых, это слово означает «предел, предельный», т.е. то, что находится на границе. Во-вторых, marginal – это разница, колебание, отсюда использование термина в значении «сумма покрытия» или «маржа». В биржевой терминологии маржа – это разница курсовых ставок, для предприятия это та часть оставшейся прибыли, которая направлена на покрытие постоянных затрат.
Второе значение термина более распространено. В этом значении формула определения маржинального дохода выглядит так:
где TRm – маржинальный доход;
TR – общий доход;
TVC – переменные затраты.
Существует понятие удельного маржинального дохода, а именно на единицу реализуемой продукции:
где V – объем реализуемой продукции.
Маржинальный доход особенно интересен в том случае, если на предприятии выпускают несколько видов продукции и необходимо сравнить, какой вид продукции дает больший вклад в общий доход. Для этого вычисляют какую часть составляет маржинальный доход в доле выручки (дохода) по каждому виду продукции.
В операционном анализе существует понятие так называемой точки безубыточности. Это такой объем реализации продукции предприятия, при котором постоянные затраты полностью покрываются полученной прибылью. При этом доход предприятия равен нулю. Это значит, что
величина маржинального дохода сравнялась с суммой постоянных
издержек.
Точка безубыточности является важнейшим показателем платежеспособности компании, ее финансового равновесия. Чем выше финансовые показатели над точкой безубыточности, тем лучше платежеспособность компании, а величина превышения называется запасом финансовой прочности.
Эффективное функционирование предприятия достигается за счет рациональной организации текущей производственной, коммерческой, финансовой и организационно-управленческой видов деятельности. Четкая классификация доходов и расходов является базой обоснованного определения чистого результата деятельности за определенный период. Доля доходов разных видов, в том числе внереализационных, в общей сумме валовой выручки предприятия может быть достаточно большой, а в отдельных случаях – даже превышать выручку от реализации. Поэтому самую полную картину финансово – хозяйственной деятельности предприятия даст анализ всех его доходов и расходов.
1.3 Методика анализа состава и динамики доходов предприятия
Доходы от основной деятельности в рыночных условиях хозяйствования являются основным источником финансирования деятельности предприятия, так как преимущественно за счет них формируется прибыль. Являясь источником формирования различных видов прибыли, они в результате являются источником воспроизводственного и инвестиционного процесса на предприятии, поэтому каждое предприятие должно анализировать и оценивать сложившуюся тенденцию на предприятии.
Различных пользователей бухгалтерской отчетности интересуют только определенные показатели доходов предприятия. Например, администрацию предприятия интересуют объем полученных доходов их структура и факторы, воздействующие на их величину. Налоговые органы заинтересованы в получении достоверной информации обо всех доходах как слагаемых налогооблагаемой базы прибыли. Потенциальных инвесторов интересуют вопросы качества доходов и их соотношение с расходами, т.е. рентабельности предприятия, устойчивости и надежности получения прибыли в ближайшей и обозримой перспективе, для выбора и обоснования стратегии инвестиций, направленной на минимизацию потерь и финансовых рисков от вложений в активы данной организации8.
Анализ каждого слагаемого доходов предприятия имеет не абстрактный, а вполне конкретный характер, потому что позволяет учредителям и акционерам, администрации выбрать наиболее важные направления активизации деятельности организации.
Целью анализа доходов является изучение и выявление основных источников формирования, выявление резервов повышения доходности предприятия, определение путей оптимизации величины доходов как в целом, так и от отдельных видов деятельности. Для достижения данной цели необходимо провести анализ динамики, структуры и структурной динамики доходов от основной деятельности и прочих доходов.
Результативность анализа доходов предприятия в значительной
степени зависит от его информационного и методического обеспечения. Все источники данных для проведения анализа делятся на: нормативно-плановые, учетные, внеучетные.
Источники нормативно-планового характера: все типы планов, которые разрабатываются на предприятии (перспективные, текущие, оперативные, технологические карты), а также нормативные материалы, сметы, ценники, проектные задания и др.
Источники учетного характера - это все данные, которые содержат документы бухгалтерского, статистического и оперативного учета, а также все виды отчетности, первичная учетная документация. Ведущая роль в информационном обеспечении анализа принадлежит бухгалтерскому учету и отчетности, где наиболее полно отражаются хозяйственные явления, процессы, их результаты.
Внеучетные источники информации - это документы, регулирующие хозяйственную деятельность, а также данные, характеризующие изменение внешней среды функционирования предприятия. К ним относятся:
- официальные документы, которыми обязано пользоваться предприятие в своей деятельности: законы государства, указы президента, постановления правительства, приказы вышестоящих органов управления, акты ревизий и проверок, приказы и распоряжения руководителей предприятия, решения совета директоров, собраний акционеров и т.д.;
- хозяйственно-правовые документы: договоры, соглашения, решения арбитража и судебных органов, рекламации;
- научно-техническая информация (публикации, отчеты по результатам научно-исследовательской работы и др.);
- техническая и технологическая документация;
- материалы специальных обследований состояния производства на отдельных рабочих местах - хронометраж, фотография и т.п.;
- информация об основных контрагентах предприятия - поставщиках и покупателях;
- данные об основных конкурентах, полученные из разных источников информации - Интернета, радио, телевидения, газет, журналов, информационных бюллетеней и др.;
- данные о состоянии рынка материальных ресурсов (объемы рынков, уровень и динамика цен на отдельные виды ресурсов);
- сведения о состоянии рынка капитала (ставки рефинансирования, официальные курсы иностранных валют, ставки коммерческих банков по кредитам и депозитам и др.);
- данные о состоянии фондового рынка (цены спроса и предложения по основным видам ценных бумаг, объемы и цены сделок по основным видам фондовых инструментов, сводный индекс динамики цен на фондовом рынке);
- данные Госкомстата об изменениях макроэкономической ситуации в стране и др.9