Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2011 в 09:05, курсовая работа
Внутренняя среда организации - это часть общей среды, находящаяся в рамках организации и заключающая в себе тот потенциал, который дает возможность организации функционировать, а следовательно, существовать и выживать в определенном промежутке времени.
Одновременно внутренняя среда может также быть источником проблем и даже гибели организации при отсутствии эффективного механизма ее функционирования. Можно привести много примеров гибели, закрытия разного рода фирм и организаций по сугубо внутренним причинам.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ………………………………………………………………….4
1. Предприятие торговли как основной субъект торговой деятельности…………………………………………………………4
2. Внутренняя среда и ее переменные………………………………...6
3. Методы анализа внутренней среды……………………………….12
Глава 2. АНАЛИЗ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ООО «Венге» (на примере торгового павильона «100 мелочей»)…………………………………………..28
2.1. Технико-экономическая характеристика торгового павильона «100 мелочей»…………………………………………………………………...28
2.2. Оценка переменных внутренней среды торгового павильона «100 мелочей»…………………………………………………………………...30 2.3. Анализ внутренней среды торгового павильона «100 мелочей»….33
Глава 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ООО «ВЕНГЕ» (на примере торгового павильона «100 мелочей»)………………………………...37
3.1 Пути повышения эффективности деятельности предприятия с учетом факторов внутренней среды……………………………………..37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..40
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Восточно-Сибирский
государственный
Институт экономики и права
Кафедра
«Менеджмент, маркетинг и коммерция»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Организация и управление торговым предприятием»
на тему: Анализ внутренней среды предприятия розничной торговли
(
на примере ООО «Венге» торговый
павильон «100 мелочей»)
Выполнил:
Студент группы 296-1 Иванов А.В., 4курс, ИПИБ
Научный
руководитель: Гармаева Э.Ц.
Улан-Удэ, 2010
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ…………………………………………………
Глава 2. АНАЛИЗ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ООО «Венге» (на примере торгового павильона «100 мелочей»)…………………………………………..28
2.1. Технико-экономическая
характеристика торгового
2.2. Оценка
переменных внутренней среды
торгового павильона «100 мелочей»…………………………………………………………
Глава 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ООО «ВЕНГЕ» (на примере торгового павильона «100 мелочей»)………………………………...37
3.1 Пути повышения эффективности деятельности предприятия с учетом факторов внутренней среды……………………………………..37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..40
Введение
Внутренняя среда организации - это часть общей среды, находящаяся в рамках организации и заключающая в себе тот потенциал, который дает возможность организации функционировать, а следовательно, существовать и выживать в определенном промежутке времени.
Одновременно внутренняя среда может также быть источником проблем и даже гибели организации при отсутствии эффективного механизма ее функционирования. Можно привести много примеров гибели, закрытия разного рода фирм и организаций по сугубо внутренним причинам.
Актуальность
анализа внутренней среды заключается
в том, что она оказывает постоянное
и самое непосредственное воздействие
на функционирование организации. Внутренняя
среда имеет несколько срезов, состояние
которых в совокупности определяет тот
потенциал и те возможности, которыми
располагает организация. Изучение внутренней
среды направлено на уяснение того, какими
сильными и слабыми сторонами обладает
организация. Сильные стороны служат базой,
на которую организация опирается в конкурентной
борьбе и которую она должна стремиться
расширять и укреплять. Слабые стороны
— это предмет пристального внимания
со стороны руководства, которое должно
делать все возможное, чтобы избавиться
от них. Анализ внутренней среды организации
обычно проводится для сравнения положения
компании с положением ближайших конкурентов.
Глава 1. Теоретические аспекты анализа внутренней среды предприятия.
Предприятие – это имущественно обособленная хозяйственная единица, предназначенная для решения хозяйственно-производительных задач (производств потребительных благ - предметов и услуг) и способная к самовоспроизводству (обеспечению своего жизненного цикла).
Иногда предприятия называют коммерческой организацией, чтобы подчеркнуть основную цель его деятельности, отделить от организации некоммерческой, т.е. организации, которая не преследует цель извлечения прибыли и не распределяет полученный доход между участниками организации, (к таковым относятся, к примеру, государственные учреждения, благотворительные фонды и проч.)
Предприятие, осуществляя свою деятельность, вступает в различного рода отношения с другими предприятиями, организациями и отдельными гражданами. Оно имеет определенные права и обязанности (осуществлять предпринимательскую деятельность, обращаться за кредитом в банк) и выполняет определенные обязанности (заключает сделки, производит товары или предоставляет услуги в соответствии с заключенными договорами). Однако права и обязанности – это нечто, присущее личности, человеку, гражданину. Это противоречие разрешается через признание предприятия субъектом права, т.е. лицом, которое может иметь гражданские права и обязанности, необходимые для осуществления своей деятельности. Поэтому предприятие называется юридическим лицом, в отличие от гражданина – лица физического.
Предприятие как юридическое лицо заключает договоры, исполняет сделки, но как таковое оно не может ни определить цель своей деятельности, ни подписать контракт, ни оформить человека на работу. Это делают люди, действующие от имени предприятия – по закону либо по поручению партнеров по предприятию, или специально избираемые органы юридического лица.
Выделяют три основных вида предприятий, ориентированных на получение прибыли: компания с одним владельцем, партнерство и корпорация.
Предприятие создается в определенной организационной форме. Под организационной формой предприятия понимается система норм, определяющих отношения между партнерами по предприятию, с одной стороны, и отношение этого предприятия к другим предприятиям и физическим лицам - с другой. Порядок создания и деятельности предприятий в различных организационных формах регулируется особыми положениями гражданских и торговых кодексов, законами о хозяйственных товариществах и обществах, учредительными документами предприятий. Предприятия могут преобразовываться из одной организационной формы в другую в порядке, установленном законом. Предприятия могут выступать учредителями и участниками хозяйственных товариществ и обществ. Предприятия могут создавать филиалы, т.е. территориально обособленные образования, выполняющие всю совокупность или часть функций, характерных для данного предприятия. Предприятия могут открывать представительства (территориально обособленные подразделения), предназначенные для представления и защиты интересов предприятия. Филиалы и представительства не являются юридическими лицами, они действуют от имени и в пределах полномочий, представленных предприятием.
Любая
организация, имеющая экономическую
самостоятельность, нуждается в менеджменте.
В самом общем виде можно сказать, что
менеджмент – это управление совместной
деятельностью людей.
1.2. Внутренняя среда и ее переменные.
Внутренняя среда предприятия - это совокупность агентов, действующих внутри предприятия, и их отношений, возникших в процессе финансово-хозяйственной деятельности. Определяется внутренняя среда фирмы множеством факторов, которые тоже называются внутренними, поскольку формируются самим предприятием в процессе его деятельности, оказывая влияние и на ее результаты, и на перспективы развития.
К основным внутренним переменным традиционно относят: цели, структуру, задачи, технологии и людей.
1. Цель есть конкретное конечное состояние или желаемый результат, которого стремится добиться группа работающих вместе людей. В ходе работы руководство разрабатывает цели и доводит их до сотрудников организации, и этот процесс имеет большое значение, так как дает возможность членам организации знать, к чему они должны стремиться. Общие цели сплачивают коллектив и придают всей работе осознанность. У организаций существуют разнообразные цели, и их сущность во многом зависит от типа организации.
Коммерческие организации. Цели подобных организаций должны отражать коммерческий результат в виде прибыли (рентабельности), дохода, производительности труда и т. д.
Некоммерческие организации (ассоциации, фонды). По определению деятельность этих организаций не направлена на получение прибыли. Их назначение, в основном, определяется социальной направленностью, поэтому цели могут быть сформулированы как защита прав, развитие научного направления, поддержка культуры региона и т. д.
Государственные (муниципальные) организации. Для этих организаций получение прибыли не является доминирующей целью. Зачастую преобладают цели поддержки существования и развития государства (региона). Организации развиваются в рамках установленного бюджета (страны, региона, района). Поэтому цели определяются властями территорий и могут быть сформулированы как развитие среднего образования, обеспечение ввода в действие новых больничных комплексов, поддержка общественного питания и т. д: Надо отметить, что получение прибыли как таковой может иметь большое значение, но инвестируются заработанные деньги в значимые для государства объекты.
Так же объектом внимания менеджеров являются цели подразделений.
2. В целом вся организация состоит из нескольких уровней управления и различных подразделений, взаимосвязанных между собой. Это принято называть структурой организации. Все подразделения организации можно отнести к тем или иным функциональным областям. Функциональная область относится к работе, выполняемой для организации в целом: маркетинг, производство, финансы и т. д. Очевидно, что маркетингом могут заниматься несколько подразделений и даже, например, производственное подразделение, если оно разрабатывает новый товар для потребителя. При рассмотрении структуры как составляющей внутренней среды обычно останавливаются на двух вопросах: разделение труда и контроль.
Разделение
труда производится не по принципу
использования для определенной работы
любого свободного работника, а исходя
из соображений привлечения специалиста
в заданной области. Так, при организации
нового отдела маркетинга нецелесообразно
использовать высвободившихся инженеров
или техников без их соответствующего
переобучения. Преимущество специализированного
распределения труда очевидно, и как конкретно
осуществить разделение труда в организации
- вопрос, который относится к самым существенным
управленческим решениям. Разделяют горизонтальное
и вертикальное разделение труда. Горизонтальное
- разделение труда по специализированным
уровням, например, менеджер по снабжению,
менеджер по продажам, менеджер по работе
с персоналом и т. д. Вертикальное распределение
труда (объем управления) осуществляется
по принципу наличия работы по координации
выполнения задания. Такое распределение
дает в результате управленческую иерархию
или число управленческих уровней. Иерархия
пронизывает всю организацию, спускаясь
на уровень неуправленческого персонала.
Число лиц, подчиненных одному руководителю, называется сферой контроля. В организации каждый руководитель имеет свою сферу контроля. Организации с плоской структурой имеют меньше уровней управления и более широкую сферу контроля, чем сопоставимые организации с многоуровневой структурой.
3. Задача - это предписанная работа, которая должна быть выполнена установленным способом и в установленные сроки. Каждая должность в организации включает в себя ряд задач, которые необходимо выполнить для достижения целей организации. Задачи традиционно делятся на три категории:
задачи по работе с людьми;