Анализ рынка легкой промышленности России

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 00:33, контрольная работа

Краткое описание

Лёгкая промышленность - совокупность специализированных отраслей промышленности, производящих главным образом предметы массового потребления из различных видов сырья. Лёгкая промышленность занимает одно из важных мест в производстве валового национального продукта и играет значительную роль в экономике страны. Лёгкая промышленность осуществляет как первичную обработку сырья, так и выпуск готовой продукции.

Оглавление

1. ОТРАСЛЕВАЯ СТРУКТУРА ЭКОНОМИКИ И МЕСТО РЫНКА В НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ 3
2. ПОНЯТИЯ «РЫНОК» И «ОТРАСЛЬ»: ОБЩЕЕ И РАЗЛИЧНОЕ 5
3. «ФИРМА», «ПРЕДПРИЯТИЕ», «ОРГАНИЗАЦИЯ»- ТЕРМИНЫ ИДЕНТИЧНЫЕ ИЛИ РАЗНЫЕ? 6
4. ФИРМЕННАЯ СТРУКТУРА РЫНКА. ГРАНИЦЫ РЫНКА, КОЛИЧЕСТВО ПРЕДПРИЯТИЙ 8
5. КОНЦЕНТРАЦИЯ РЫНКА. ПОКАЗАТЕЛИ КОНЦЕНТРАЦИИ. ОЦЕНКА КОНЦЕНТРАЦИИ 13
6. ТИП РЫНКА И БАРЬЕРЫ ВХОДА НА РЫНОК И ВЫХОДА С РЫНКА 17
7. РЕЙТИНГ ФИРМ И ИНФОРМАЦИЯ НА РЫНКЕ 20
8. ЦЕНОВАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ 25
9. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОТРАСЛЕВАЯ ПОЛИТИКА 26
10. ГОСУДАРСТВЕННАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ легк пром-ть.doc

— 1.03 Мб (Скачать)

Таблица 2

 

 

 

Исследуемые организации в среднем в производстве или при реализации потребляют 55% продукции легкой промышленности от общего объема реализации (затрат).

В среднем приоритеты производителей продукции легкой промышленности среди тюменских оптовых и розничных организаций, а также производственных предприятий распределяются следующим образом (Таблица 3). 80,5% денежных средств выделяется на приобретение продукции отечественного производства и всего 6,7 - тюменского. Следовательно, для тюменских производителей существуют значительные ниши по освоению новых видов продукции и завоеванию регионального рынка. Продукция иностранных производителей в данном случае занимает только 12,6% в бюджете опрашиваемых организаций потому, что заведомо не выбирались для демонстраций тюменской продукции магазины и предприятия, приобретающие качественную и дорогую импортную продукцию. Так как объективно продукция тюменских производителей пока еще не может составить конкуренцию зарубежным производителям

Таблица 3

Наиболее важным качеством, учитываемым при закупке товара легкой промышленности предприятием или оптовиком является оптимальное соотношение цены и качества продукции. На третьем месте по значимости - условия поставки. На этот фактор обращают внимание тюменские производители при переговорах с оптовыми покупателями. Также выше среднего оцениваются такие качества продукции как дизайн и соответствие моде, современному стилю. Влияет на отношения с поставщиком и его репутация или имидж.

Таблица 4

Основные проблемы сотрудничества с тюменскими производителями:

Таблица 5

Наилучшим источником информации предприятия считают собственную оценку. Отдельно предприятия упоминают такие источники информации как рекомендации и отзывы покупателей, которые также входят в понятие формирования собственной оценки. Значимые позиции занимает также и такой источник информации, как выставки и ярмарки. Интернет как источник информации пока не играет такой важной роли, как на западных рынках, однако имеет большую перспективу. Следует также обратить внимание, что предприятия также активно используют рекламные буклеты и СМИ как источник информации о производителях.

Таблица 6

По результатам таблицы 7 мы можем узнать среднюю оценку существующего имиджа производителя и среднюю оценку потенциальными покупателями производителя по результатам презентации и оценить его реальные и возможные позиции на рынке.

Таблица 7

8. ЦЕНОВАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ

 

Ценовая дискриминация является одним из способов расширения рынка сбыта в условиях монополии. Монополист, который производит продукции меньше и реализует ее по более высокой цене, чем в условиях чистой конкуренции, лишается части потенциальных покупателей, готовых приобрести товар, если бы его цена была ниже монопольной. Однако, снижая цену с целью расширения объема сбыта, монополист вынужден снижать цену на всю продаваемую продукцию. Поэтому в целях сохранения валовых доходов и прибыли фирма может устанавливать разные цены на одну и ту же продукцию для разных групп покупателей. Если одни покупатели приобретают продукцию по более низкой цене, чем остальные, и эти ценовые различия не оправдываются различиями в издержках, то имеет место практика ценовой дискриминации.

Ценовая дискриминация может проводиться при следующих условиях:

• покупатель, приобретая продукцию, не имеет возможности ее перепродать;

• существует возможность разделить всех потребителей данной продукции на рынки, спрос на которых имеет разную эластичность.

Но, если фирма решила прибегнуть к ценовой дискриминации, она столкнется с перепродажей ее отдельных товаров, что к тому же может вызвать недовольство покупателей (например, перепродажа льготниками, пенсионерами купленных по дешевой цене товаров).

С одной стороны, ценовая дискриминация позволяет увеличить доходы монополиста, а с другой - большее количество потребителей получают возможность воспользоваться услугой данного вида. Такая политика в области ценообразования выгодна обеим сторонам.

 

 

 

 

9. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОТРАСЛЕВАЯ ПОЛИТИКА

 

Защита присутствия российской промышленной продукции на мировых товарных рынках является одной из ключевых задач государства. Достижение данной цели вносит вклад в экономическое развитие страны за счет расширения присутствия отечественных производителей на внутреннем и внешнем рынках, а также повышения качества продукции и снижения связанных с хозяйственной деятельностью рисков и издержек.

Одной их наиболее эффективных мер поддержки экспорта и производства высокотехнологичного оборудования является субсидирование российских организаций-экспортеров промышленной продукции.

На поддержание внутреннего рынка сбыта для отечественной продукции направлены такие меры, как:

                  субсидирование закупок гражданских судов, изготовленных на российских верфях, и лизинговых платежей по договорам на их приобретение;

                  субсидии лизинговым компаниям на закупку воздушных судов отечественного производства;

                  субсидирование покупки отечественных автомобилей, как в рамках программы льготного автокредитования, так и в рамках поддержки лизинговых компаний, работающих автотранспортными средствами российского производства;

                  поддержка спроса на продукцию отечественной автомобильной отрасли в рамках реализации программы по утилизации автотранспортных средств, а также закупка органами власти отечественных автомобилей.

Оценивая текущее состояние и перспективы развития отечественной легкой промышленности, необходимо учитывать, что важнейшим фактором, определяющим эффективное функционирование отрасли, является рынок товаров конечного спроса.

Опережающими темпами в товарообороте на внутреннем рынке растет импорт. Проблема нелегального импорта и неучтенного (подпольного) производства, объем которых более чем вдвое превышает уровень  легального производства и импорта, является значимой проблемой не только для отрасли, но и для экономики в целом.

На конкурентоспособность российской легкой промышленности негативно влияет также техническая и технологическая отсталость от зарубежных стран, которая выражается в высокой материалоемкости, энергоемкости и трудоемкости производства.

Еще одна системная проблема отрасли - низкий уровень инновационной и инвестиционной активности производителей, который выражается в слабой конкурентоспособности отечественных товаров, низкой доле ноу-хау и инновационной продукции в объеме продаж на российском и мировом рынках.

Как и в большинстве отраслей промышленности, ориентированных на удовлетворение массового спроса, влияние кризиса на объемы производства продукции легкой промышленности в России было сравнительно слабым. Наиболее значительное сокращение было отмечено в производстве льняных, хлопчатобумажных и шерстяных тканей, а также отдельных видов одежды.

В настоящее время Минпромторг России реализует комплекс мер по нормализации ситуации в легкой промышленности. Среди них нулевая ставка таможенной пошлины и отмененный НДС на ввоз технологического оборудования, аналоги которого не производятся в России.

Кроме того, действует механизм субсидирования процентных ставок по кредитам на закупку сырья и материалов, а также на техническое перевооружение. Оказывается поддержка и стимулирование экспортеров промышленной продукции путем возмещения из федерального бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам, получаемым на производство экспортной продукции. Выделяются средства из федерального бюджета на проведение НИОКР в интересах легкой промышленности.

Результатам реализации этих мер стало то, что уже в январе-сентябре 2010 года индекс текстильного и швейного производства составил 112,4% по сравнению с январем-сентябрем 2009 года, производства кожи, изделий из кожи и производстве обуви - 118,8%.

Повышение конкурентоспособности российской легкой промышленности и долгосрочное устойчивое развитие отрасли требует от государства принятия решений системного характера, именно поэтому в 2009 г. Минпромторг России разработал и утвердил Стратегию развития легкой промышленности России на период до 2020 г.

Реализация Стратегии позволит повысить конкурентный уровень материально-технической базы отрасли на основе технического перевооружения и модернизации производства и решить проблему технологической и товарной зависимости отрасли от зарубежных стран, повысить конкурентоспособность и увеличить объемы выпуска наукоемкой продукции, усилить борьбу с теневым производством и несанкционированным импортом с целью увеличения доли российских товаров на внутреннем рынке к 2020 г. минимум до 50%, обеспечить к 2020 г. рост экспорта, обеспечить воспроизводство трудовых ресурсов.

В настоящее время в легкой промышленности реализуется комплекс пилотных инновационных проектов:

                  целостная модернизация льняного комплекса Вологодской области;

                  организация современного прядильного, ткацкого и отделочного производства в Ярославской области;

                  модернизация льносеющих и перерабатывающих предприятий Костромской области;

                  модернизация действующих производств Ивановской области;

                  модернизация производства на ряде предприятий текстильной, трикотажной и швейной подотраслей и создание текстильного кластера «Поволжье» в Волгоградской области.

 

 

10. ГОСУДАРСТВЕННАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

 

1. Антимонопольное регулирование в области торговой деятельности осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

2. Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара в границах субъекта Российской Федерации, дающее такому хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, осуществляющего оптовую или розничную торговлю:

1) доля которого на рынке определенного товара в границах субъекта Российской Федерации превышает пятьдесят процентов в случае, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение такого хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;

2) доля которого на рынке определенного товара в границах субъекта Российской Федерации составляет менее чем пятьдесят процентов, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок.

3. Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара в границах субъекта Российской Федерации не превышает тридцать пять процентов.

4. В соответствии с настоящим Федеральным законом определенным товаром признается товар, относящийся к определенному подвиду продовольственных или непродовольственных товаров.

5. Доминирующее положение хозяйствующего субъекта, осуществляющего оптовую или розничную торговлю товарами, устанавливает антимонопольный орган. Порядок определения доминирующего положения хозяйствующего субъекта, осуществляющего торговлю товарами, утверждается федеральным антимонопольным органом.

6. Перечень видов товаров, относящихся к продовольственным, непродовольственным товарам или медицинским товарам, определяется соответственно федеральным антимонопольным органом по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере торговли, или федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

7. Антимонопольный орган ведет реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю в торговле определенными товарами в пределах границ соответствующего субъекта Российской Федерации более тридцати пяти процентов. Порядок формирования и ведения реестра устанавливается Правительством Российской Федерации.

8. Хозяйствующему субъекту, признанному в соответствии с настоящей статьей занимающим доминирующее положение, в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации запрещается создавать дискриминационные условия деятельности другим лицам.

Информация о работе Анализ рынка легкой промышленности России