Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 00:33, контрольная работа
Лёгкая промышленность - совокупность специализированных отраслей промышленности, производящих главным образом предметы массового потребления из различных видов сырья. Лёгкая промышленность занимает одно из важных мест в производстве валового национального продукта и играет значительную роль в экономике страны. Лёгкая промышленность осуществляет как первичную обработку сырья, так и выпуск готовой продукции.
1. ОТРАСЛЕВАЯ СТРУКТУРА ЭКОНОМИКИ И МЕСТО РЫНКА В НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ 3
2. ПОНЯТИЯ «РЫНОК» И «ОТРАСЛЬ»: ОБЩЕЕ И РАЗЛИЧНОЕ 5
3. «ФИРМА», «ПРЕДПРИЯТИЕ», «ОРГАНИЗАЦИЯ»- ТЕРМИНЫ ИДЕНТИЧНЫЕ ИЛИ РАЗНЫЕ? 6
4. ФИРМЕННАЯ СТРУКТУРА РЫНКА. ГРАНИЦЫ РЫНКА, КОЛИЧЕСТВО ПРЕДПРИЯТИЙ 8
5. КОНЦЕНТРАЦИЯ РЫНКА. ПОКАЗАТЕЛИ КОНЦЕНТРАЦИИ. ОЦЕНКА КОНЦЕНТРАЦИИ 13
6. ТИП РЫНКА И БАРЬЕРЫ ВХОДА НА РЫНОК И ВЫХОДА С РЫНКА 17
7. РЕЙТИНГ ФИРМ И ИНФОРМАЦИЯ НА РЫНКЕ 20
8. ЦЕНОВАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ 25
9. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОТРАСЛЕВАЯ ПОЛИТИКА 26
10. ГОСУДАРСТВЕННАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33
Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) до налогообложения по итогам деятельности крупных и средних предприятий за январь-октябрь 2010 года в текстильном и швейном производстве составил 0,7 млрд. руб. (за соответствующий период 2009 года - 1,1 млрд. руб.), в том числе в текстильном производстве - минус 0,95 млрд. руб., в швейном и меховом - 1,6 млрд. руб.; в кожевенно-обувном производстве - 0,53 млрд. руб. (в 2009 году - 0,3 млрд. руб.).
Доля убыточных организаций в общем количестве организаций в январе-октябре 2010 года составила в текстильном и швейном производстве - 34,5% (за соответствующий период 2009 года -32,1%); в кожевенно-обувном производстве - 22,1% (23%).
Среднесписочная численность работников за 11 месяцев 2010 года по полному кругу организаций в текстильном и швейном производстве составила 326,1 тыс. чел. (98,4% к уровню соответствующего периода 2009 года), в кожевенно-обувном производстве - 57,8 тыс. чел. (104,3%).
Среднемесячная зарплата за январь-ноябрь 2010 года в текстильном и швейном производстве составила 9986,6 руб., 111,7% к соответствующему периоду 2009 года (53,3% к уровню заработной платы в обрабатывающих производствах), в кожевенно-обувном производстве - 10837,4 руб., 113,9% (57,8%).
По состоянию на 1 января 2011 года просроченная задолженность по заработной плате в текстильном и швейном производстве составляет 12,4 млн. руб.; в кожевенно-обувном производстве - 2,0 млн. рублей.
Экспорт продукции легкой промышленности за январь-ноябрь 2010 года по отношению к соответствующему периоду 2009 года увеличился на 11,4% (с 814,6 млн. долл. до 907,5 млн. долл.).
Основу экспорта составили: текстиль и текстильные изделия - 54%, шкуры, кожа и изделия из кожи - 24,4%, обувь - 17,3 процента.
Экспорт шкур и кожи увеличился на 34,2%, меха и изделий из меха - на 15,7%,, тканей - на 16,2%, одежды - на 18%, экспорт обуви - снизился на 16,5 процента.
Цена на экспортируемые хлопчатобумажные ткани возросла на 19%, на льняные ткани - снизилась на 12 процентов.
Около 70% текстильных изделий и обуви экспортируется в страны СНГ, более 80% кожевенного сырья и пушнины экспортируется в страны дальнего зарубежья.
Доля экспорта продукции легкой промышленности в общем объеме экспорта России в январе-ноябре составила 0,27% (в январе-ноябре 2009 года - 0,3%).
Импорт товаров легкой промышленности увеличился на 50,7% (с 9,8 млрд. долл. до 13,5 млрд. долл.).
Основу импорта составили: одежда и текстильные изделия - 45,4% (рост на 49,3%), обувь - 28,4% (на 72%), импорт хлопка в натуральном выражении снизился на 23,3% при росте цены за тонну на 30%, цена импортируемой обуви кожаной возросла на 32,6%, ткани хлопчатобумажные подорожали на 4-5 процентов.
Увеличился импорт хлопка и химических нитей - на 35% и 54% соответственно, почти вдвое увеличился импорт шкур, кожи и изделий из кожи, импорт текстильных материалов технического назначения снизился на четверть.
Доля импорта продукции легкой промышленности в январе-ноябре 2010 года в общем объеме импорта России составила 7% (в январе-ноябре 2009 года - 6,4 процента).
Более 85% текстильной продукции и обуви и около 95% кожевенного сырья и пушнины импортируется из стран дальнего зарубежья.
Сальдо внешнеторгового оборота продукции легкой промышленности за 11 месяцев 2010 года составило минус 12,6 млрд. долл. (за соответствующий период 2009 года - минус 8,1 млрд. долл.).
Основные показатели, характеризующие концентрацию рынка:
индекс концентрации;
индекс Херфиндаля-Хиршмана (НН1);
относительная энтропия;
дисперсия рыночных долей.
Индекс Херфиндаля-Хиршмана (НН1) показывает влияние крупных компаний на состояние рынка и рассчитывается как сумма квадратов долей всех действующих на рынке (в отрасли) хозяйствующих субъектов:
где Хi - доля i-го хозяйствующего субъекта в объеме реализованной продукции на рынке (в отрасли), %;
n - число хозяйствующих субъектов отрасли, действующих на рынке;
Величина НН1 варьирует в пределах от 0 (полная деконцентрация) и до 10000 (абсолютная монополия - 100% рынка).
Для оценки концентрации используются следующие критериальные значения:
1. Нормальная концентрация: СR3 < 45%; НН1< 1000 - неконцентрированный рынок.
2. Средняя степень концентрации: 45% < СR3 < 70%; 100<HH1<2000 - умеренно концентрированный рынок.
3. Высокая степень концентрации: СR3 > 70%, НН1 > 2000 - слабая конкурентная среда.
Важнейшими показателями концентрации производства являются также коэффициенты концентрации в продуктовом разрезе, которые не содержат погрешностей, связанных с учетом непрофильной продукции в общих отраслевых объемах производства.
В результате анализа показателей, характеризующих структуру товарного рынка, устанавливается его принадлежность к высоко-, средне- и низкоконцентрированному рынку и оценивается наличие и степень развитости конкуренции в отрасли.
Для промышленности России характерна высокая степень концентрации производства.
Таблица 1 - Предприятия занимающие доминирующее положение в отраслях промышленности России
| Число хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35% | Удельный вес, % | ||
Предприятий в общем числе предприятий отрасли | Объема производства их продукции в общем объеме производства отрасти | Объема производства продукции, по которой хозяйствующие субъекты включены в реестр, в общем объеме их производства | ||
Вся промышленность в том числе: | 265 | 1,3 | 16,7 | 25,7 |
Пищевая | 8 | 0,2 | 0,6 | 48,9 |
Топливная | 7 | 1,5 | 5,9 | 3,9 |
Черная металлургия | 28 | 10,9 | 67,9 | 12,6 |
Цветная металлургия | 27 | 5,9 | 32 | 19,7 |
Химическая и нефтехимическая | 41 | 7,1 | 25,8 | 20,7 |
Машиностроение и металлообработка | 136 | 2,6 | 28,2 | 49,5 |
Деревообрабатывающая промышленность | 8 | 0,3 | 8,1 | 19,1 |
Промышленность строительных материалов | 3 | 0,2 | 2,2 | 76,3 |
Легкая | 1 | 0,1 | 0,3 | 7,8 |
Оценку уровня концентрации производства в любой отрасли промышленности можно произвести с помощью показателя, называемого «индексом концентрации». При этом такой индекс определяется в двух вариантах: первый - оценивается удельный вес объема производства на четырех крупнейших предприятиях отрасли к общеотраслевому объему выпуска продукции (), второй - удельный вес объема производства на десяти крупнейших предприятиях отрасли к общеотраслевому объему выпуска продукции (). Эти индексы рассчитываются по выражениям:
,
где Qi - годовой объем производства на i-м крупнейшем предприятии отрасли, млн. руб.; Q0 - годовой объем производства продукции по данной отрасли в целом, млн. руб.
По показателю степени концентрации производства (,) все отрасли могут быть распределены следующим образом:
• при >15% и >90% - очень высокая степень концентрации, которая характерна для таких отраслей, как нефтедобывающая, газовая, нефтехимическая, энергомашиностроительная, подшипниковая промышленности и энергетика;
• при >10% и >70% - высокая степень концентрации, которая преобладает в топливной промышленности, в черной и цветной металлургии, тракторном и сельскохозяйственном машиностроении и других отраслях;
• при >5% и >50% - умеренная степень концентрации, которая характерна для химической, станкостроительной и инструментальной промышленности, приборостроения и других отраслей;
• при <5% и <50% - слабая степень концентрации, которая имеет место в строительстве, строительной индустрии, лесной, текстильной, швейной, пищевой и других отраслях промышленности.
Высокий уровень концентрации производства, определяющий размер предприятия и его монопольное положение на рынке, обеспечивает ему определенные преимущества, с одной стороны, а с другой - обуславливает возникновение определенных недостатков в деятельности крупных предприятий. Положительными факторами укрупнения предприятий являются:
• сокращение издержек производства за счет сокращения удельных постоянных затрат;
• возможность осуществлять научно-исследовательскую, проектно-конструкторскую и другую инновационную деятельность по развитию и повышению экономической эффективности производства;
• более широкие возможности экологизации производства, в том числе и в результате расширения процессов использования образующих отходов производства.
Вместе с тем укрупнение предприятий может повлечь за собой и определенные недостатки, основными из которых являются:
•усложнение процесса управления предприятием;
•увеличение затрат на транспортировку материально-сырьевых ресурсов и готовой продукции в случае горизонтальной интеграции предприятий;
•возникновение реальных возможностей монополизации производства.
Как показывает практика, в реальной жизни условия, присущие совершенной конкуренции и чистой монополии, редко соблюдаются. Чистую монополию и совершенную конкуренцию можно рассматривать как идеальные рыночные структуры. Реальные же рыночные структуры занимают промежуточное положение, совмещая в себе отдельные черты и чистой монополии, и совершенной конкуренции. Одна из таких рыночных структур - монополистическая конкуренция.
Монополистическая конкуренция - рыночная структура, где превалируют черты совершенной конкуренции и имеются отдельные элементы, характерные для чистой монополии. Особенности монополистической конкуренции:
1. В отрасли функционирует довольно значительное количество небольших фирм, но численно их меньше, чем при совершенной конкуренции. Фирмы создают похожую, но не одинаковую продукцию. Из этого следует, что:
• отдельной фирме принадлежит лишь небольшая доля рынка данного товара;
• рыночная власть отдельной фирмы ограничена, следовательно, контроль рыночной иены товара отдельной фирмой тоже ограничен;
• отсутствует возможность сговора фирм и картелизации отрасли (создания отраслевого картеля), так как достаточно велико количество конкурирующих на рынке фирм;
• каждая фирма практически независима в своих решениях и не учитывает реакцию других конкурирующих фирм при изменении цены своего товара.
2. Реализуемый в отрасли продукт носит дифференцируемый характер. При монополистической конкуренции фирмы на рынке имеют возможность выпускать товар, несхожий с производимым конкурентами. Дифференциация продукции принимает следующие формы:
• разное качество продукции, т. е. товары могут различаться по множеству параметров;
• различные услуги и условия, связанные с продажей продукта (качество обслуживания);
• различия в размещении и доступности товаров (например, небольшой магазин в жилом микрорайоне может конкурировать с супермаркетом, несмотря на более узкий ассортимент предлагаемых товаров);
• мероприятия по стимулированию сбыта (реклама, торговые марки и знаки) и упаковка создают зачастую мнимые различия, которые навязываются потребителям.
3. Свобода входа в отрасль (на рынок) и выхода из нее. Поскольку в условиях монополистической конкуренции фирмы обычно небольшие по размеру, то чаще всего нет финансовых проблем при вступлении на рынок. С другой стороны, при монополистической конкуренции могут возникнуть дополнительные расходы, связанные с необходимостью выделить свой товар (например, расходы на рекламу), что может стать препятствием для входа новых фирм. Существование свободного входа фирм в отрасль приводит к тому, что в результате конкурентной борьбы становится типичной ситуация, когда предприятия в долгосрочном периоде не получают экономических прибылей, функционируя в точке безубыточности.
4. Существование неценовой конкуренции. Ситуация отсутствия экономической прибыли, функционирование в точке безубыточности в долгосрочном периоде не может долго удовлетворять предпринимателя. Стремясь получить экономическую прибыль, он будет пытаться найти резервы увеличения выручки. Возможности ценовой конкуренции в условиях монополистической конкуренции ограничены, и основной резерв здесь - неценовая конкуренция. Неценовая конкуренция построена на использовании преимуществ отдельных фирм в техническом уровне, дизайне, надежности эксплуатации производимых ими изделий.
В рамках реализации неценовой конкуренции существует несколько методов:
• дифференциация продукции, связанная с появлением в данный момент времени значительного количества типов, видов, стилей одного и того же товара;
• улучшение качества товара с течением времени, что необходимо из-за существования конкуренции в отрасли;
• реклама. Особенность данной формы неценовой конкуренции состоит в том, что идет приспособление потребительских вкусов к уже существующим видам продукции. Цель рекламы - увеличение доли фирмы на рынке этого товара.
Монополистическая конкуренция - достаточно часто встречающийся тип реальных рыночных структур. Такая структура рынка характерна для легкой промышленности, производства обуви и одежды, мебельной промышленности, розничной торговли, книгоиздания, многих видов услуг и ряда других отраслей.
Исторически и географически сложилось так, что основа экономики региона - нефтегазодобывающий комплекс. В связи с этим определяется и специфика развития отрасли легкой промышленности. Большое значение занимает выпуск спец. одежды и обуви для нефтяников и других производственных предприятий, так или иначе связанных с нефтегазодобывающей отраслью. Некоторые предприятия легкой промышленности изначально были созданы как дочерние крупных и средних предприятий нефтегазовой отрасли. По этим причинам "выживаемость" их зачастую зависит от потребностей и величины заказов промышленного сектора экономики Тюменской области. Практически не исследуются возможности спроса потребительского сектора, предприятия не развиваются в этом направлении. Хотя в последнее время можно заметить, что появилось больше мобильных малых предприятий легкой промышленности, в небольшой части удовлетворяющих потребительский спрос на швейные изделия в Тюменской области.
Информация о работе Анализ рынка легкой промышленности России