Анализ качества и конкурентоспособности продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 22:28, курсовая работа

Краткое описание

Проблема качества продукции носит в современном мире универсальный характер. От того, насколько успешно она решается, зависит многое в экономической и социальной жизни страны. Объективный фактор, объясняющий многие глубинные причины наших экономических и социальных трудностей, снижающихся темпов экономического развития за последние десятилетия, с одной стороны, и причины повышения эффективности производства и уровня жизни в развитых странах Запада, с другой это качество создаваемой и выпускаемой продукции.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ТИОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА КАЧЕСТВА И КОНКУРЕТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ
Цель, задачи, этапы и информационное обеспечение анализа качества и конкурентоспособности продукции
Анализ качества продукции
Анализ конкурентоспособности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Файлы: 1 файл

Курсовая - 2.docx

— 131.57 Кб (Скачать)

Сервисные услуги и реклама  являются мощными факторами в  конкурентной борьбе за покупателя. Они  требуют дополнительных затрат, но увеличивают объем продаж и прибыль. Поэтому в процессе анализа необходимо установить, какие виды сервисных услуг оказывает предприятие и как это стимулирует спрос на продукцию, сколько средств затрачивается на рекламу и какова ее эффективность: прослеживается ли связь между активностью рекламы и уровнем сбыта, уровнем прибыли, хорошо ли заметен фирменный знак предприятия среди конкурирующих, насколько упаковка товара способствует увеличению объема продаж?

Для изучения влияния данных факторов на объем продаж, сумму  прибыли можно использовать приемы сопоставления параллельных рядов  чисел, аналитических группировок, корреляционного анализа.

Оценка конкурентоспособности  производится путем сопоставления  параметров анализируемой продукции  с параметрами базы сравнения. Сравнение  проводится по группам технических  и экономических параметров. При  оценке используются дифференциальный и комплексный методы оценки. Дифференциальный метод оценки конкурентоспособности  основан на использовании единичных  параметров и их сопоставлении.

Расчет единичного показателя конкурентоспособности производится по формуле:

(13)

где qi — единичный параметрический показатель конкурентоспособности по i-му параметру (i= 1, 2, 3, ..., п); Pi — величина i-го параметра для анализируемой продукции; Pi0 — величина i-го параметра, при котором потребность удовлетворяется полностью; п — количество параметров.

Так как параметры могут  оцениваться различным способом, то при оценке по нормативным параметрам единичный показатель принимает  только два значения — 1 или 0. При  этом, если анализируемая продукция соответствует обязательным нормам и стандартам, показатель равен 1, если параметр продукции в нормы и стандарты не укладывается, то показатель равен 0.

При оценке по техническим  и экономическим параметрам единичный  показатель может быть больше или  равен единице, если базовые значения параметров установлены нормативно-технической  документацией, специальными условиями, заказами, договорами. Если анализируемая  продукция имеет параметр, значение которого превышает потребности  покупателя, то указанное повышение  не будет оцениваться потребителем как преимущество и единичный  показатель по данному параметру  не может иметь значения больше 100 % и при расчетах должна использоваться минимальная из двух величин — 100 % или фактически значение этого  показателя.

Дифференциальный метод  позволяет лишь констатировать факт конкурентоспособности анализируемой  продукции или наличия у нее  недостатков по сравнению с товаром-аналогом. Однако он не учитывает влияние на предпочтение потребителя при выборе товара весомости каждого параметра. Для устранения этого недостатка используется комплексный метод  оценки конкурентоспособности. Он основывается на применении комплексных показателей  или сопоставлении удельных полезных эффектов анализируемой продукции.

 Расчет группового  показателя по однородной группе  технических и экономических  параметров производится по формуле:

(14)

где Iтп — групповой показатель конкурентоспособности по техническим или экономическим параметрам; аi — весомость i-го параметра в общем наборе из n-технических (экономических) параметров.

Полученный групповой  показатель Iтп характеризует степень соответствия данного товара существующей потребности по всему набору технических параметров, чем он выше, тем в целом полнее удовлетворяются запросы потребителей. Основой для определения весомости каждого параметра в общем наборе являются экспертные оценки, основанные на результатах маркетинговых исследований.

Расчет интегрального  показателя конкурентоспособности  производится по формуле:

(15)

где К — интегральный показатель конкурентоспособности анализируемой продукции по отношению к изделию-образцу; Iэп — групповой показатель по экономическим параметрам.

Если К< 1, то рассматриваемый товар уступает образцу по конкурентоспособности, а если К> 1, то превосходит, при равной конкурентоспособности К= 1.

Расчет показателя конкурентоспособности (К):

(16)

где Q — качество товара;

С — качество послепродажного  обслуживания или сервиса.

Оценка конкурентоспособности  товара методом бальной экспертной оценки.

Данная методика оценки конкурентоспособности  товара предприятия разработана  на основе опросных листов или анкет. Анкетные данные сводятся в табл. 4. (в которой отбираются наиболее важные и весомые показатели относительно данного вида продукции).

 

Таблица 3. - Бальная оценка товара относительно показателей

Наименование  показателя

Показатель

Продукт А

Продукт Б

Продукт В

Продукт Г

Вес важности

1

2

               

1. Цена

эконом.

               

2. Объем выпуска продукции

эконом.

               

3. Количество приобретаемого  товара

эконом.

               

4. Упаковка

технич.

               

5. Качество

технич.

               

6. Сервисное обслуживание

технич.

               

7. Форма расчета

эконом.

               

ИТОГО:

                 

 

Таблица 4. - Экспертная оценка (сделанная на основе анкетирования  по показателям, приведенным в таблице 3).

Показатели  Эксперты

I

II

III

IV

V

VI

VII

1

             

2

             

3

             

4

             

5

             

ИТОГО:

             

Суммарная оценка экспертов

 

 
           

 

где I – первый показатель (цена);

II – второй показатель (объем выпуска продукции);

III – третий показатель (количество приобретаемого товара)

IV – четвертый показатель (упаковка);

V – пятый показатель (качество);

VI – шестой показатель (сервисное обслуживание);

VII – седьмой показатель (форма расчета);

1,2,3,4,5 – эксперты;

1-10 – балльные оценки  экспертов (1-наименьшая оценка, 10-наибольшая).

Для дальнейшего расчета  конкурентоспособности гранитной  плитки просуммируем все веса важности каждого изделия соответственно экономических и технических  показатели и найдем их коэффициенты по следующим формулам:

Кэ = Кэ1 + Кэ2 +…+Кэп (17)

Кт = Кт1 + Кт2 +…+Ктп (18)

 

Заключение

Качество продукции является важнейшей экономической категорий  рыночной экономики. От уровня качества изделий зависит, прежде всего, их конкурентоспособность, а значит и все конечные результаты деятельности предприятия изготовителя. Кроме того, качество продукции определяет темпы научно – технического процесса в отраслях использующих ее, и в  конечном итоге – уровень удовлетворения потребностей народного хозяйства  и населения.

Улучшение качества обеспечивается путем комплексных, взаимосвязанных, постоянно осуществляемых мер управление качеством. Применяемые на предприятиях системы управления качеством направлены на установление, обеспечение и поддержания  необходимого уровня качества продукции  при её проектировании, изготовлении, обращении и потреблении (эксплуатации).

Основным средством конкурентной борьбы служит именно качество продукции, улучшение которого повышает её конкурентоспособность, расширяет рынки сбыта, дает возможность  повышать цену продукции, обеспечивая  при этом выгоду потребителю.

Оценка качества изделий  представляет собой всестороннее исследование их свойств. Система показателей  качества позволяет охарактеризовать каждое из них и оценить качество в целом. Измерение уровня качества необходимо как для оценки конкурентоспособности  изделий, так и для выбора наилучших  из ряда альтернативных.

Конкурентоспособность является интегральным показателем развития экономики на уровне государства, отраслей, регионов, предприятий, экономических, научно-технических, качественных, экологических  характеристик товаров (продукции, услуг) на международных и внутренних рынках. Нормальным является состояние, когда товары (продукция, услуги), поставляемые на внутренние рынки, соответствуют международным стандартам и являются конкурентоспособными на международных рынках. В этих вопросах необходимо тесное сотрудничество органов государственного управления и предприятий (корпораций, организаций, фирм). Конкурентоспособность на внутренних рынках не всегда совладает с конкурентоспособностью на международных рынках.

Это общеизвестно. Вместе с  тем, возможны случаи, когда товары (продукция, услуги), конкурентоспособные  на мировом рынке, могут быть либо не востребованы, либо неконкурентоспособны на внутреннем рынке из-за его неразвитости, ограниченной платежеспособности, несовершенства системы ценообразования, низкого  общего технического уровня обрабатывающих производств и т.д.

Особенно это касается интеллектуальной деятельности, тесно  связанной с экономической и  социальной безопасностью государства.

 

 

 

Практическая  часть. (В.25)

 

3.1.Трудовые ресурсы организации

           Необходимо произвести расчеты основных показателей эффективного использования трудовых ресурсов в натуральном и стоимостном выражении. Такими показателями являются:

  1. Среднегодовая выработка в натуральном выражении рассчитывается по формуле:


 

 

где – объём выпущенной продукции в натуральном выражении, шт.;

Чппп – численность промышленно- производственного персонала, чел.

 

  1. Среднегодовая выработка в стоимостном выражении, которая рассчитывается  по формуле:

 

 

где – объём выпущенной продукции в стоимостном выражении, млн. руб.;

Чппп – численность промышленно – производственного персонала, чел.

  1. Среднедневная выработка, которая определяется по формуле:


 


 

где D - число рабочих дней, дни.

  1. Среднечасовая выработка,  рассчитываемая по формуле:


где – объём выпущенной продукции в стоимостном выражении, тыс. руб.;

  – продолжительность  рабочей смены, часы.

 – коэффициент  сменности.

      

 Показатели

 

Среднегодовая выработка, шт./чел

 

Среднедневная выработка, шт./чел.-дн.

 

Среднечасовая выработка, шт./ чел.- час.

 

Среднегодовая выработка, .

 

Среднедневная выработка,

 

Среднечасовая выработка,

 

 

3.2.Основные фонды предприятия.

 

Стоимость основных фондов на начало периода, млн.руб.

Стоимость вводимых основных фондов, млн.руб.

Стоимость выбывших основных фондов, млн.руб.

Стоимость основных фондов на конец периода, млн.руб.

Среднегодовая стоимость  основных фондов, млн.руб.

271

10

4

277

270


 

  1. Среднегодовую стоимость основных фондов рассчитать по формуле:

 


где  - стоимость основных фондов на начало года, млн. руб.;

- стоимость вводимых  основных фондов, млн. руб.;

  - стоимость  выбывших основных фондов, млн.  руб.;

  - число полных  месяцев до конца года с  момента ввода основных фондов;

- число полных  месяцев до конца года, когда  основные фонды не работают.

2. Фондоотдача


 

где ВП - объём выпущенной продукции, млн. руб.

3. Фондоёмкость 


4. Фондовооруженность


где Чппп- численность работников, чел.

      К показателям движения основных  фондов относят:

5. Коэффициент ввода


 где  - стоимость основных фондов на конец года.

6. Коэффициент выбытия


где   - стоимость основных фондов на начало года.

Информация о работе Анализ качества и конкурентоспособности продукции