Межотраслевой баланс как вид балансовых моделей

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 08:43, курсовая работа

Краткое описание

Итак, целью работы будет изучения модели Леонтьева «затраты-издержки», универсальность которой представляет редкостное явление, её математической интерпретации макроэкономического равновесия и экономического роста (ведь равновесие всегда выходит на первый план в масштабах всей экономики). Для этого необходимо рассмотреть специфику межотраслевого баланса как балансового метода, а также проследить его историческое развитие, выразившееся, в конечном счете, в модели «затраты-выпуск» Леонтьева. Следующими задачами являются анализ таблиц межотраслевого баланса, их представления в статическом и динамическом виде, а также возможностей практического применения. Для этого одна из глав посвящена вычислительным аспектам решения задач на основе модели межотраслевого баланса.

Оглавление

Введение 3
ГЛАВА 1. Межотраслевой баланс как вид балансовых моделей 3
1.1 Сущность межотраслевого баланса, его виды 3
1.2 Возникновение и развитие метода «затраты - выпуск» 3
ГЛАВА 2. Содержание модели межотраслевого баланса 3
2.1 Расчет межотраслевого баланса 3
2.1 Практическое применение межотраслевого баланса 3
ГЛАВА 3. Перспективы разработки межотраслевого баланса в России. 3
3.1 Необходимость разработки межотраслевого баланса 3
3.2 Межотраслевой баланс в перспективе на 2012-2015 гг 3
Заключение. 3
Список литературы 3
Приложение. 3

Файлы: 1 файл

Межотраслевые балансы как инструмент разработки стратегических программ развития национальной экономики.docx

— 772.51 Кб (Скачать)

Именно по описанным причинам в течение всех последних лет  отечественные учёные-экономисты активно  предлагали российским властям возобновить  разработку национальных межотраслевых  балансов10.

3.2 Межотраслевой баланс в перспективе на 2012-2015 гг

Со временем к призывам учёных присоединились Росстат и  Министерство экономического развития России. В конце концов, два года назад, 14 февраля 2009 года, вышло распоряжение Правительства России N 201-р, которое предписывало Росстату «в целях формирования официальной статистической информации о межотраслевых связях и структурных пропорциях экономики Российской Федерации, а также повышения качества статистических и прогнозных расчетов макроэкономических показателей» разработать базовые таблицы «затраты – выпуск» за 2011 год и в 2015 году представить их в Правительство Российской Федерации и осуществлять разработку базовых таблиц «затраты – выпуск» на регулярной основе 1 раз в 5 лет. 11

  Уже выделено соответствующее федеральное финансирование. Предполагается, что в разрабатываемых таблицах «затраты-выпуск» будут отражены показатели для 188 видов экономической деятельности и 338 групп товаров и услуг. Во втором квартале 2012 года Росстат обследовал затраты предприятий и организаций на производство и реализацию продукции и услуг.  
Результаты обследования лягут в основу разработки таблиц «затраты - выпуск. Последние базовые таблицы, характеризующие структуру экономики страны, были разработаны 15 лет назад и на сегодняшний день устарели.  В дальнейшем разработка таких таблиц будет осуществляться не реже одного раза в 5 лет.

На сбор, обработку итогов обследования и данных текущих статистических наблюдений необходимо 4–5 месяцев. В  третьем-четвёртом квартале 2012 г. будут  получены данные от Министерства финансов, налоговой и таможенной служб. На их обработку, интеграцию и гармонизацию тоже необходимо время. В 2013 г. на базе подготовленной исходной информации должны быть разработаны рабочие версии таблиц: ресурсов, использования в  ценах покупателей и в основных ценах, налогов и субсидий, торговых и транспортных наценок. Процесс  составления рабочих таблиц хотя и будет максимально возможно автоматизирован, но потребует проведения дополнительного анализа исходной информации и при необходимости  – корректировки предложенных алгоритмов расчета12.

После того как рабочие  таблицы будут составлены, по каждой группе товаров и услуг будут  выявлены дисбалансы между располагаемыми и использованными ресурсами. С  этого момента начнётся работа по всестороннему анализу и поиску причин возникших дисбалансов. Это  довольно сложный этап. Он напоминает сборку кубика Рубика размерностью 298×636 по примерно 20 таблицам. После получения  в конце 2013 г. рабочих версий таблиц в 2014 г. будет осуществляться работа по сокращению дисбалансов посредством  корректировки данных на основе глубокого  и всестороннего анализа качества представленной информации, её экономического содержания и полноты охвата экономических  операций, которые данный показатель отражает. При проведении анализа  стоимостных показателей будут  учитываться логичность и объективность  структуры цены покупателя и составляющих её элементов по каждому показателю промежуточного и конечного спроса.

Крупные и средние предприятия  подлежат сплошному наблюдению. Малый  бизнес, индивидуальных предпринимателей, бюджетные, финансово-кредитные, страховые, некоммерческие организации, нотариусов, адвокатов обследуют выборочно.

 Разработаны разные  виды бланков отчетности в  зависимости от основного вида  деятельности. Например, крупные и  средние организации предоставят  сведения о расходах на приобретение  сырья, материалов, топлива, покупных  полуфабрикатов и комплектующих  изделий и оплату услуг сторонних  организаций. Некоммерческие организации  покажут также расходы на социальную  и благотворительную помощь физическим  лицам. Страховые организации  отчитаются о расходах по ведению  страховых операций, управленческих  расходах, расходах на бумагу, канцелярские  принадлежности, топливо, арендную  плату, услуги связи.13

Бланки получат все  участники обследования. Предусмотрена  также возможность передачи отчетности в электронном виде. Индивидуальных предпринимателей предполагается обследовать  методом интервьюирования.

Пока метод «затраты-выпуск»  в нашей стране больше известен как  инструмент макроэкономических прогнозно-аналитических  расчётов, чем как подспорье для  принятия микроэкономических решений. Причины здесь таковы. Во-первых, расцвет прикладного использования  межотраслевого баланса пришёлся на период административно-командной  экономики, когда планирование было централизованным, а участие хозяйственных  единиц в этом процессе – минимальным. Во-вторых, в сложный период перехода от плановой экономики к рыночной таблицы «затраты-выпуск» почти  перестали разрабатываться и  даже на макроэкономическом уровне как  прогнозно-аналитический инструмент применялись в предельно усечённом  варианте. Таким образом, в России до сих пор не складывалось объективных  условий для масштабного использования  технологии межотраслевого баланса  для прогнозно-аналитических расчётов на уровне корпораций.

 

 

Заключение.

Разработка системы таблиц «затраты-выпуск» - чрезвычайно большая  и трудоемкая работа. Она требует  создания особого статистического  инструментария – специальных форм, проведения с помощью этих форм обследования десятков тысяч предприятий, огромной работы по обработке, систематизации и  балансировке, как данных обследования, так и регулярной статистики. В  этой работе будут задействованы  десятки и даже сотни тысяч  людей. На разработку межотраслевого баланса  выделены и будут потрачены миллиарды  рублей бюджетных денег. Итоговый же продукт всей этой деятельности появится не раньше чем через 3-5 лет.

Но труды будут оправданы. Ведь  главное назначение всей этой огромной работы по формированию отчетных таблиц «затраты-выпуск» - это получение  знания о том мире, в котором  мы живем, знания о нашей экономике. Причем это такое знание, такого качества, такой точности информация, которая позволяет понять много  такого, что невозможно извлечь из обычной статистики. И дело здесь  не только и не столько в объеме задействованных статистических источников, сколько в методологии построения таблиц «затраты-выпуск». Именно единство методологии на всех этапах работы, начиная с подготовки форм обследования и заканчивая формированием симметричных таблиц «затраты-выпуск», постоянное соблюдение требования согласованности, сбалансированности и многократной взаимной проверки получаемых результатов гарантирует качество итогового информационного продукта.

Та информация, которая  содержится в итоговых таблицах «затраты-выпуск», позволяет провести детальный и  объективный анализ того, что есть наша экономика в настоящее время. Сопоставление российских межотраслевых  балансов с межотраслевыми балансами  других стран, которые сделаны по той же методологии, дает возможность  точно оценить уровень экономического и технологического развития нашей  страны по сравнению с экономиками  других стран.

Понимание того, что представляет собой наша экономика, позволяет  ставить задачи на будущее и формировать  реалистичную экономическую политику.

Межотраслевой баланс и межотраслевой подход создают основу не только для объективного анализа, но также для моделирования и прогнозирования развития экономики. Как известно, межотраслевые модели разрабатываются и используются для прогнозирования во всех развитых и крупнейших развивающихся экономиках мира.

При этом, что касается российской экономики, то в последние десятилетия ее характеризует не только сильная динамика, но и чрезвычайно интенсивные структурные сдвиги. Будущее российской экономики, тем более, если мы хотим уйти от сырьевой ориентации и повысить качество роста, также связано с существенным изменением структурных пропорций. Это означает, что для целей моделирования и прогнозирования должны использоваться инструменты, описывающие структурное разнообразие и структурную изменчивость экономики. Таким инструментом, очевидно, является межотраслевой баланс, или, что более точно, система таблиц «затраты-выпуск», а также соответствующие межотраслевые аналитические и прогнозные модели.

И, наконец, что немаловажно, межотраслевой баланс, является лучшим статистическим инструментом для обучения экономике. Доходы, цены и производство здесь увязаны в единое целое. В таблицах межотраслевого баланса  отражено функционирование и взаимодействие всех основных отраслей и субъектов  рынка. Межотраслевой баланс является вершиной системы национальных счетов и содержит в себе оценки валового внутреннего продукта всеми тремя  способами: методом производства, методом  образования доходов и методом  использования. Из межотраслевого баланса  извлекаются все основные характеристики эффективности функционирования как  экономики в целом, так и ее отдельных отраслей. Таким образом, межотраслевой баланс помогает систематизировать и организовать знание из самых различных областей экономической науки.

Список  литературы

Нормативно-правовые акты:

  1. Распоряжение Правительства РФ от 14.02.2009 N 201-р <Об информации о межотраслевых связях и структурных пропорциях экономики Российской Федерации>
  2. Концепция долгосрочного развития Российской Федерации до 2020 года // Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.

 

Периодические издания:

 

  1. Куранов Г.О., Использование метода межотраслевого баланса в государственном управлении экономикой // Ведомости, № 7, 2011
  2. Лисин В.С. Зачем бизнесу нужны национальные межотраслевые балансы // «Промышленник России», июль/август 2011
  3. Михеева Н.Н. Таблицы «затраты-выпуск»: новые возможности экономического анализа, «Вопросы экономики», №7 за 2011 год
  4. Масаковой И.Д, Нашей экономике нужно посмотреть на себя в зеркало, Журнал ЭКО, №5/2011
  5. Селиверстов В.Е. Региональное стратегическое планирование: методология, практика, инструменты, институты: Автореф. дис. д.э.н. – М., 2011. – С.3.
  6. Узяков М.Н., О необходимости разработки межотраслевых балансов, Специально для сайта Zatraty-vypusk.ru, 13.01.2012
  7. Якимов А.В. Теория и практика стратегического планирования / А.В. Якимов // Бизнес-журнал. – 2010. - №5.- С.23.

 

Электронные ресурсы:

 

  1. Методические указания по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации. Материалы сайта Министерства экономического развития.

http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/strategicPlanning/regulation/indexdocs

  1. Постановление Правительства Российской Федерации № 815 от 17.10.2009 г. "О порядке организации исполнения проектов по реализации Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года". http://www.scrf.gov.ru
  2. Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года». http://www.scrf.gov.ru/documents/99.html 
  3. Проект приказа Минэкономразвития России «Об утверждении Методических указаний по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации».

http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/strategicPlanning/regulation/indexdoc

  1. Проект федерального закона «О государственном стратегическом планировании» http://www.economy.gov.ru
  2. Федеральная служба государственной статистики http://www.gks.ru

 

 

Приложение.

Приложение 1. ТАБЛИЦА РЕСУРСОВ ТОВАРОВ И УСЛУГ 

 

 

                               Отрасли1)

 

 

 

                     Продукты2)

Код 
строки

Промышленность

Электроэнергетика

Нефтедобывающая промышленность

Нефтеперерабатывающая промышленность 
 
 
 

Газовая  
промышленность

Угольная промышленность

Пpочая 
топливная 
промышлен-ность

Черная 
металлургия

Цветная 
металлургия

   

01

02

03

04

05

06

07

08

Электро- и теплоэнергия

01

697 666 162

890 665

132 458

792 651

362 497

54 830

4 662 338

4 812 242

Продукты нефтедобычи

02

-

752 011 861

-

20 908

-

78 218

-

-

Продукты нефтепереработки

03

1 796

2 767 975

572 578 215

14 453 529

-

350 611

-

-

Продукты газовой промышленности

04

-

5 976 096

120 546

154 307 035

-

-

20 354

-

Уголь

05

-

-

-

-

98 262 307

-

274 494

11 110

Горючие сланцы и торф

06

-

-

-

-

-

1 186 406

9 097

-

Черные металлы

07

-

6 164

-

-

-

-

485 926 195

643 043

Цветные металлы

08

72

326

-

-

504

-

1 364 279

665 354 408

Продукты химической и  нефтехимической промышленности

09

269 747

13 916

8 849 405

691 363

1 545

102 485

2 460 573

4 583 377

Машины и оборудование, продукты металлообработки

10

1 907 748

1 490 830

104 935

56 793

368 575

62 732

5 810 643

4 027 250

Продукты лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности

11

50 246

4 348

1 058

812

39 791

29 469

257 771

270 945

Строительные материалы (включая  продукты стекольной  
и фарфоро-фаянсовой промышленности)

12

97 801

208 399

949 783

14 188

130 541

8 520

1 106 852

1 844 467

Продукты легкой промышленности

13

12 001

105 391

1 352

4 475

142

236

14 119

8 438

Продукты пищевой промышленности

14

283 063

46 657

12 314

13 891

16 071

9 313

235 888

254 972

Прочие промышленные продукты

15

7 544 694

13 828

18 458

170 895

16 317

54

46 265

914 054

Продукты промышленности - всего (сумма строк 01-15)

16

707 833 330

763 536 456

582 768 524

170 526 540

99 198 290

1 882 874

502 188 868

682 724 306

Итого (сумма строк 16 - 27)

28

707 833 330

763 536 456

582 768 524

170 526 540

99 198 290

1 882 874

502 188 868

682 724 306

Информация о работе Межотраслевой баланс как вид балансовых моделей