Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 08:43, курсовая работа
Итак, целью работы будет изучения модели Леонтьева «затраты-издержки», универсальность которой представляет редкостное явление, её математической интерпретации макроэкономического равновесия и экономического роста (ведь равновесие всегда выходит на первый план в масштабах всей экономики). Для этого необходимо рассмотреть специфику межотраслевого баланса как балансового метода, а также проследить его историческое развитие, выразившееся, в конечном счете, в модели «затраты-выпуск» Леонтьева. Следующими задачами являются анализ таблиц межотраслевого баланса, их представления в статическом и динамическом виде, а также возможностей практического применения. Для этого одна из глав посвящена вычислительным аспектам решения задач на основе модели межотраслевого баланса.
Введение 3
ГЛАВА 1. Межотраслевой баланс как вид балансовых моделей 3
1.1 Сущность межотраслевого баланса, его виды 3
1.2 Возникновение и развитие метода «затраты - выпуск» 3
ГЛАВА 2. Содержание модели межотраслевого баланса 3
2.1 Расчет межотраслевого баланса 3
2.1 Практическое применение межотраслевого баланса 3
ГЛАВА 3. Перспективы разработки межотраслевого баланса в России. 3
3.1 Необходимость разработки межотраслевого баланса 3
3.2 Межотраслевой баланс в перспективе на 2012-2015 гг 3
Заключение. 3
Список литературы 3
Приложение. 3
Именно по описанным причинам
в течение всех последних лет
отечественные учёные-
Со временем к призывам учёных присоединились Росстат и Министерство экономического развития России. В конце концов, два года назад, 14 февраля 2009 года, вышло распоряжение Правительства России N 201-р, которое предписывало Росстату «в целях формирования официальной статистической информации о межотраслевых связях и структурных пропорциях экономики Российской Федерации, а также повышения качества статистических и прогнозных расчетов макроэкономических показателей» разработать базовые таблицы «затраты – выпуск» за 2011 год и в 2015 году представить их в Правительство Российской Федерации и осуществлять разработку базовых таблиц «затраты – выпуск» на регулярной основе 1 раз в 5 лет. 11
Уже выделено соответствующее
федеральное финансирование. Предполагается,
что в разрабатываемых таблицах «затраты-выпуск»
будут отражены показатели для 188 видов
экономической деятельности и 338 групп
товаров и услуг. Во втором квартале 2012
года Росстат обследовал затраты предприятий
и организаций на производство и реализацию
продукции и услуг.
Результаты обследования лягут в основу
разработки таблиц «затраты - выпуск. Последние
базовые таблицы, характеризующие структуру
экономики страны, были разработаны 15
лет назад и на сегодняшний день устарели.
В дальнейшем разработка таких таблиц
будет осуществляться не реже одного раза
в 5 лет.
На сбор, обработку итогов
обследования и данных текущих статистических
наблюдений необходимо 4–5 месяцев. В
третьем-четвёртом квартале 2012 г. будут
получены данные от Министерства финансов,
налоговой и таможенной служб. На
их обработку, интеграцию и гармонизацию
тоже необходимо время. В 2013 г. на базе
подготовленной исходной информации должны
быть разработаны рабочие версии
таблиц: ресурсов, использования в
ценах покупателей и в основных
ценах, налогов и субсидий, торговых
и транспортных наценок. Процесс
составления рабочих таблиц хотя
и будет максимально возможно
автоматизирован, но потребует проведения
дополнительного анализа
После того как рабочие
таблицы будут составлены, по каждой
группе товаров и услуг будут
выявлены дисбалансы между располагаемыми
и использованными ресурсами. С
этого момента начнётся работа по
всестороннему анализу и поиску
причин возникших дисбалансов. Это
довольно сложный этап. Он напоминает
сборку кубика Рубика размерностью 298×636
по примерно 20 таблицам. После получения
в конце 2013 г. рабочих версий таблиц
в 2014 г. будет осуществляться работа
по сокращению дисбалансов посредством
корректировки данных на основе глубокого
и всестороннего анализа
Крупные и средние предприятия подлежат сплошному наблюдению. Малый бизнес, индивидуальных предпринимателей, бюджетные, финансово-кредитные, страховые, некоммерческие организации, нотариусов, адвокатов обследуют выборочно.
Разработаны разные
виды бланков отчетности в
зависимости от основного вида
деятельности. Например, крупные и
средние организации
Бланки получат все участники обследования. Предусмотрена также возможность передачи отчетности в электронном виде. Индивидуальных предпринимателей предполагается обследовать методом интервьюирования.
Пока метод «затраты-выпуск»
в нашей стране больше известен как
инструмент макроэкономических прогнозно-аналитических
расчётов, чем как подспорье для
принятия микроэкономических решений.
Причины здесь таковы. Во-первых,
расцвет прикладного
Разработка системы таблиц «затраты-выпуск» - чрезвычайно большая и трудоемкая работа. Она требует создания особого статистического инструментария – специальных форм, проведения с помощью этих форм обследования десятков тысяч предприятий, огромной работы по обработке, систематизации и балансировке, как данных обследования, так и регулярной статистики. В этой работе будут задействованы десятки и даже сотни тысяч людей. На разработку межотраслевого баланса выделены и будут потрачены миллиарды рублей бюджетных денег. Итоговый же продукт всей этой деятельности появится не раньше чем через 3-5 лет.
Но труды будут оправданы.
Ведь главное назначение всей этой
огромной работы по формированию отчетных
таблиц «затраты-выпуск» - это получение
знания о том мире, в котором
мы живем, знания о нашей экономике.
Причем это такое знание, такого
качества, такой точности информация,
которая позволяет понять много
такого, что невозможно извлечь из
обычной статистики. И дело здесь
не только и не столько в объеме
задействованных статистических источников,
сколько в методологии
Та информация, которая
содержится в итоговых таблицах «затраты-выпуск»,
позволяет провести детальный и
объективный анализ того, что есть
наша экономика в настоящее время.
Сопоставление российских межотраслевых
балансов с межотраслевыми балансами
других стран, которые сделаны по
той же методологии, дает возможность
точно оценить уровень
Понимание того, что представляет собой наша экономика, позволяет ставить задачи на будущее и формировать реалистичную экономическую политику.
Межотраслевой баланс и межотраслевой подход создают основу не только для объективного анализа, но также для моделирования и прогнозирования развития экономики. Как известно, межотраслевые модели разрабатываются и используются для прогнозирования во всех развитых и крупнейших развивающихся экономиках мира.
При этом, что касается российской экономики, то в последние десятилетия ее характеризует не только сильная динамика, но и чрезвычайно интенсивные структурные сдвиги. Будущее российской экономики, тем более, если мы хотим уйти от сырьевой ориентации и повысить качество роста, также связано с существенным изменением структурных пропорций. Это означает, что для целей моделирования и прогнозирования должны использоваться инструменты, описывающие структурное разнообразие и структурную изменчивость экономики. Таким инструментом, очевидно, является межотраслевой баланс, или, что более точно, система таблиц «затраты-выпуск», а также соответствующие межотраслевые аналитические и прогнозные модели.
И, наконец, что немаловажно, межотраслевой баланс, является лучшим статистическим инструментом для обучения экономике. Доходы, цены и производство здесь увязаны в единое целое. В таблицах межотраслевого баланса отражено функционирование и взаимодействие всех основных отраслей и субъектов рынка. Межотраслевой баланс является вершиной системы национальных счетов и содержит в себе оценки валового внутреннего продукта всеми тремя способами: методом производства, методом образования доходов и методом использования. Из межотраслевого баланса извлекаются все основные характеристики эффективности функционирования как экономики в целом, так и ее отдельных отраслей. Таким образом, межотраслевой баланс помогает систематизировать и организовать знание из самых различных областей экономической науки.
Нормативно-правовые акты:
Периодические издания:
Электронные ресурсы:
http://www.economy.gov.ru/
http://www.economy.gov.ru/
Приложение 1. ТАБЛИЦА РЕСУРСОВ ТОВАРОВ И УСЛУГ
Отрасли1)
Продукты2) |
Код |
Промышленность | |||||||
Электроэнергетика |
Нефтедобывающая промышленность |
Нефтеперерабатывающая промышленность |
Газовая |
Угольная промышленность |
Пpочая |
Черная |
Цветная | ||
01 |
02 |
03 |
04 |
05 |
06 |
07 |
08 | ||
Электро- и теплоэнергия |
01 |
697 666 162 |
890 665 |
132 458 |
792 651 |
362 497 |
54 830 |
4 662 338 |
4 812 242 |
Продукты нефтедобычи |
02 |
- |
752 011 861 |
- |
20 908 |
- |
78 218 |
- |
- |
Продукты нефтепереработки |
03 |
1 796 |
2 767 975 |
572 578 215 |
14 453 529 |
- |
350 611 |
- |
- |
Продукты газовой |
04 |
- |
5 976 096 |
120 546 |
154 307 035 |
- |
- |
20 354 |
- |
Уголь |
05 |
- |
- |
- |
- |
98 262 307 |
- |
274 494 |
11 110 |
Горючие сланцы и торф |
06 |
- |
- |
- |
- |
- |
1 186 406 |
9 097 |
- |
Черные металлы |
07 |
- |
6 164 |
- |
- |
- |
- |
485 926 195 |
643 043 |
Цветные металлы |
08 |
72 |
326 |
- |
- |
504 |
- |
1 364 279 |
665 354 408 |
Продукты химической и нефтехимической промышленности |
09 |
269 747 |
13 916 |
8 849 405 |
691 363 |
1 545 |
102 485 |
2 460 573 |
4 583 377 |
Машины и оборудование, продукты металлообработки |
10 |
1 907 748 |
1 490 830 |
104 935 |
56 793 |
368 575 |
62 732 |
5 810 643 |
4 027 250 |
Продукты лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности |
11 |
50 246 |
4 348 |
1 058 |
812 |
39 791 |
29 469 |
257 771 |
270 945 |
Строительные материалы (включая
продукты стекольной |
12 |
97 801 |
208 399 |
949 783 |
14 188 |
130 541 |
8 520 |
1 106 852 |
1 844 467 |
Продукты легкой промышленности |
13 |
12 001 |
105 391 |
1 352 |
4 475 |
142 |
236 |
14 119 |
8 438 |
Продукты пищевой |
14 |
283 063 |
46 657 |
12 314 |
13 891 |
16 071 |
9 313 |
235 888 |
254 972 |
Прочие промышленные продукты |
15 |
7 544 694 |
13 828 |
18 458 |
170 895 |
16 317 |
54 |
46 265 |
914 054 |
Продукты промышленности - всего (сумма строк 01-15) |
16 |
707 833 330 |
763 536 456 |
582 768 524 |
170 526 540 |
99 198 290 |
1 882 874 |
502 188 868 |
682 724 306 |
Итого (сумма строк 16 - 27) |
28 |
707 833 330 |
763 536 456 |
582 768 524 |
170 526 540 |
99 198 290 |
1 882 874 |
502 188 868 |
682 724 306 |
Информация о работе Межотраслевой баланс как вид балансовых моделей