Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 16:41, курсовая работа
Российско-китайская граница имеет протяжённость 4300 км. За последние 10 лет внешнеэкономические связи России с КНР стали охватывать широкий круг отраслей. Товарами китайского производства заполнено 75 % прилавков в России. Политические программы и национальные проекты обоих государств направлены на тесное экономическое сотрудничество и социально-культурное сближение. Год России в Китае и год Китая в России способствовали более тесному сотрудничеству между государствами. Главной формой экономических связей России с Китаем является торговля. Так же развиты инвестиционное сотрудничество, трудовая иммиграция и многие другие сферы взаимосвязей.
В данной работе я, опираясь на статистические данные, проанализировала экономические отношения России с Китаем, выявила особенности, проблемы и перспективы развития отношений.
Введение
5
1 Значение внешнеэкономических связей для экономики РФ
6
1.1 Основные понятия и содержание внешнеэкономических связей
7
1.2 Развитие внешнеэкономических связей России и Китая в последний период
11
2 Экономическое сотрудничество РФ и КНР
15
2.1 Торговля как главная форма внешнеэкономического сотрудничества России и Китая
15
2.2 Инвестиционное взаимодействие России с Китаем
24
2.3 Проблемы во внешнеэкономической деятельности
27
3 Перспективы развития внешнеэкономических связей с КНР
33
3.1 Главные проекты во внешнеэкономической деятельности России и Китая
33
3.2 Сценарии развития внешнеэкономических связей соседних стран
37
Заключение
40
Библиографический список
41
К различным формам инвестиций в Китай проявляют интерес крупные российские компании и банки. В настоящее время Внешторгбанк России планирует открытие своего отделения в КНР, нефтяная компания "Роснефть" ведет переговоры о создании совместного предприятия по переработке и торговле нефтепродуктами. К приобретению активов в Китае проявляют также интерес некоторые крупные российские металлургические компании. Представляется, что российские инвестиции в Китай будут способствовать росту взаимной торговли, расширению ее ассортимента, освоению новых форм взаимодействия.
При этом приоритетным направлением на нынешнем этапе развития считается привлечение в российскую экономику китайских инвестиций. Приветствуется сотрудничество между Федеральным агентством по управлению особыми экономическими зонами и Министерством коммерции КНР. Дополнительные возможности для этого открываются в связи с началом функционирования в России особых экономических зон.
Одним из важных направлений инвестиционного сотрудничества является взаимодействие в области совместного освоения и использования лесных ресурсов, где за прошедший год наметилась постепенная активизация. Об этом свидетельствует рост количества проектов по заготовке и переработке древесины, осуществляемых с участием китайских компаний на российской территории, увеличение объемов перерабатываемой древесины.
На конец 2007 г., по данным Минкоммерции КНР, в России осуществлялось 58 двусторонних проектов по заготовке и переработке леса, инвестиции в которые составили 421 млн долларов. В 2007 г. объемы инвестиций китайских предприятий в освоение и использование российских лесных ресурсов составили 152 млн долларов, что на 32,2 % выше показателя предшествующего года, было заготовлено 2,262 млн куб. м древесины, переработано 1,34 млн куб. м, что соответственно на 17,6% и 36,7 % выше по сравнению с показателями 2006 г.
В целях стимулирования привлечения инвестиций в лесопромышленный комплекс, в России весной прошлого года были повышены вывозные пошлины на круглый лес, и одновременно снижены ставки импортных пошлин на ряд технологического оборудования для переработки леса.
На пути развития инвестиционного сотрудничества есть еще немало препятствий, одним из которых является слабая степень информированности деловых кругов двух стран об инвестиционном климате, особенностях ведения бизнеса, инвестиционном потенциале, что мешает взаимному доверию и приводит к усложнению и удорожанию обслуживания сделок. Поэтому Правительства обеих стран стараются делать все возможное для преодоления данных препятствий. Ярчайшим примером этому служит недавно прошедшие в рамках Национальной выставки России в Китае III Российско-Китайского инвестиционный форум, а также Недели содействия российско-китайскому инвестиционному сотрудничеству.
Производственно-инвестиционное сотрудничество.
На фоне торгово-экономических отношений производственно- инвестиционное сотрудничество между Россией и Китаем остается на качественно еще более низком уровне и не заметно даже в общем контексте российско-китайских экономических связей.
В настоящее время функционирует свыше 520 совместных предприятий. В основном это предприятия малого и среднего бизнеса, охватывающие сферу оптовой и розничной торговли, а их суммарный капитал составляет порядка 1,5 млрд. долларов. В сравнении с масштабами экономик России и тем более Китая – это практически нулевой уровень.
Инвестиционная взаимодействие РФ и КНР также ничтожно мало. За период 1992-2007 годов объемы китайских инвестиций в Россию составили около 300 млн. долларов и были направлены, главным образом, на развитие инфраструктуры приграничной торговли (предприятия розничной торговли, общественного питания, гостиничного бизнеса и т.п.), а также на создание малых совместных предприятий по заготовке и первичной переработке леса и т.п. Почти все вышеуказанные предприятия расположены вдоль российско-китайской границы.
В свою очередь объемы российских инвестиций в КНР за 1992-2007 годы составили всего лишь около 700 млн. долларов. Причем, большая часть этих инвестиций приходилась на выполнение старых (еще с советских времен) контрактных обязательств: на поставку 16 энергоблоков для тепловых электростанций, а также на разработку ряда урановых рудников и сооружение атомной электростанции в провинции Цзянсу (центральная часть восточного Китая).
Проблемы, связанные с упорядочением неорганизованной торговли, продолжают оставаться одним из наиболее серьезных раздражителей в двусторонних торговых связях. Несмотря на то, что в 2004 г. были заложены организационные основы двустороннего механизма взаимодействия по урегулированию «неорганизованной» торговли, а также сформированы предпосылки для начала практической работы, в течение 2005 г. серьезного реального продвижения вперед по данному комплексу вопросов достигнуто не было.
Проблема повышения
2.3 Проблемы во внешнеэкономической деятельности России с Китаем
Конечно, Китай не простой, а порой трудный партнер. И проблем в российско-китайских взаимоотношениях вполне достаточно. Хотелось бы обозначить некоторые из них.
Одна из серьезнейших проблем партнерства - определенный, если не сказать более - серьезный дисбаланс между политическими и торгово-экономическими связями РФ и КНР. Например, у Китая в отношениях с Японией, по их выражению, - «холодная политика, но горячая экономика». У нас же в отношениях с КНР - «горячая политика, но холодная экономика». Торговля между Китаем и Россией к 2008 г. приблизилась к 50 млрд долл., к 2010 г. она поднялась до 60-80 млрд. Но пока это – в три с лишним раза меньше сегодняшнего товарооборота Китая с Республикой Корея! К тому же во второй половине 2007 г. наше положительное сальдо в торговле с Китаем свелось к нулю - экспорт КНР в РФ вырос на 80 %, а российский в Китай только на 12 %. По итогам года импорт товаров из КНР впервые превысил наш экспорт в Китай. В области внешней торговли Китай для нас второй партнер (после Германии), а Россия для Китая - девятый по объему товарооборота (всего 2 % во внешней торговле КНР). К тому же существует очень острая проблема криминализации наших экономических связей (особенно на Дальнем Востоке). Часть китайского экспорта в Россию фактически оказывается контрабандой (так называемая «серая растаможка» по некоторым оценкам достигает 2 млрд долл. США ежегодно). Китайцы по своей природе довольно законопослушные, но при одном условии - если отсутствует факт наличия коррупции. В противном случае и рыбу можно ловить на чужой стороне, и лес незаконно вывозить через границу. Не кому иному, а нам в первую очередь нужны добросовестные и непродажные таможенники.
Конечно, России следовало бы увеличить поставки в Китай товаров с высокой добавленной стоимостью. Об этом недвусмысленно говорил В.В.Путину китайский лидер Ху Цзиньтао, намекая, чтобы Россия начала, наконец, производить товары с высокой конкурентной способностью. А пока главными статьями российского экспорта в КНР остаются нефть, химические удобрения, лес-кругляк (в Китае он превращается в палочки для еды, высококачественную мебель и пр. - в результате леса в Читинской области практически исчезли (осталось 10 %), в том числе с «помощью» китайцев). Понятно, что такая структура торговли не отвечает стратегическим интересам России. Нам необходимо переходить к экономической кооперации, высокотехнологичному научному обмену, активизировать инвестиционное сотрудничество, развивать банковскую инфраструктуру. Сегодня объем китайских инвестиций в России - порядка 1 млрд долл. Их доля в приграничных районах РФ - всего 3 % от всех иностранных инвестиций в этом регионе России. Возникает вопрос – в Китае иссякает инвестиционный интерес к России?
Серьезным пробелом в российско-китайском
сотрудничестве является научно-техническая
сфера. Ныне, к сожалению, экономическая
и научно-техническая
В нынешних российско-китайских отношениях встает и острая проблема геоэкономического тяготения. Россия и Китай нужны друг другу. Но как поддержать политический паритет с Китаем и постараться не оказаться его младшим партнером или сырьевым придатком? Между тем, некоторые политологи не исключают такую перспективу для России.
Сегодня у двух стран нет выбора: жить или не жить в глобальном мире? – современный мир уже глобален, и Россия и Китай стали его глобальными игроками. По справедливому мнению китайских политологов, глобализация – это объективный процесс развития мировой экономики, в котором проявляется международное разделение труда. В связи с изменением за последние 15 лет соотношения экономической мощи двух стран в пользу Китая нельзя исключить, что у некоторых российских политологов может возникнуть вопрос, связанный с подозрением о возможности проявления в подходах Китая, в том числе и к нашей стране, элементов «национального эгоизма» или «экономического национализма», о которых говорил российский президент Дмитрий Медведев на Петербургском экономическом форуме в июне 2008 г. Но ведь на эту проблему можно посмотреть и с другой стороны - пример бурно развивающегося Китая может и должен стать мощным стимулом для активного экономического роста России. Весь вопрос в том – как этот пример будет реализован в наших программах инновационного развития, которые мы, кстати, как и китайцы, стали выстраивать до 2020 года. Уж не стоит ли за этим некоторая российско-китайская соревновательная модель соразвития?
Неоднозначно воспринимается в определенных кругах России и проблема экономического и политического возвышения Китая, что вызывает определенную настороженность, а иногда и негативное отношение к этому процессу. Сказывается определенный психологический дискомфорт у части российского общества от различия в масштабах населения и экономики двух стран, боязни превращения России в сырьевой придаток Китая, возобновление с его стороны территориального спора с Россией и т.п.
Сдерживающими факторами развития российско-китайского торгово-экономического сотрудничества являются следующие препятствия:
Для нас важно осознать, что главный урок, который извлекли китайцы из XX века – необходимость мирного стабильного развития. Несмотря (а может быть и вопреки) нашему российскому проевропейски настроенному, отлаженному вековой историей менталитету, который упорно тянет нас к Европе, нам нужно понять место и роль Китая в стратегической перспективе нашего исторического развития. Одним словом, российско-китайское партнерство требует новых горизонтов. Процесс этот, однако, вряд ли будет быстрым.
Конечно, Китай – это сложный партнер. Трудности в двусторонних отношениях, естественно, возникают и будут возникать, ибо каждая из сторон стремится защищать, прежде всего, свои национальные интересы, исходя из собственного представления о них.
В целом, экономическое сотрудничество между Россией и Китаем в настоящее время развивается крайне медленно, охватывая преимущественно торговую сферу, а его характер представляется совершенно неадекватным тенденции российско-китайского политического сближения. Производственно-инвестиционное сотрудничество между двумя странами фактически отсутствует, а объемы торговли (даже с учетом т.н. челночной) пока не играют существенной роли ни для России, ни тем более для Китая.
При этом складывающийся сегодня формат торгово-экономического взаимодействия представляется неоднозначным с точки зрения интересов РФ. С одной стороны, наращивание импорта товаров широкого потребления из Китая соответствует интересам российского торгового бизнеса и потребителей. Это позволяет предложить на рынок России более широкий ассортимент товаров первой необходимости по доступным ценам. С другой стороны, экспансия китайских товаров подавляет самих российских производителей и во многом определяет наблюдаемый процесс деградации и постепенного свертывания целого ряда отраслей российской промышленности, которые не выдерживает конкуренции с китайскими.
Информация о работе Внешнеэкономические связи России с Китаем