Свободные экономические зоны

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 21:06, контрольная работа

Краткое описание

Зона свободной торговли – это форма интеграции, при которой ее участники договариваются о снятии таможенных тарифов и квот в торговле друг с другом. Вместе с тем в отношении третьих стран каждый участник зоны свободной торговли имеет право проводить свою собственную внешнеторговую политику. Зона свободной торговли - региональные группировки высокоразвитых и развивающихся стран, в рамках которых осуществляется беспошлинная торговля. Нейтральное место среди зон свободной торговли занимает Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) и Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ).

Оглавление

1)1.Характеристика основных типов свободных экономических зон: зона свободной торговли------------------------------------------------------------------------3
1.1 Цели создания свободных экономических зон-----------------------------------5
1.2 Разновидности мировых свободных экономических зон и их основные черты-------------------------------------------------------------------------------------------8
1.3 Особенности инвестиционного климата свободных экономических зон-14 2)Особенности функционирования свободных экономических зон в развивающихся странах------------------------------------------------------------------17
Список используемых источников-----------------------------------------------------21

Файлы: 1 файл

СЭЗ.docx

— 38.01 Кб (Скачать)

Льготный режим в оффшорных  зонах определяется:

   - отсутствием валютных ограничений,

   - свободным вывозом прибылей,

   - низким уровнем уставного капитала,

   - отсутствием таможенных пошлин и сборов для иностранного инвестора,

   - экстерриториальностью и др.

Для стран, организующих оффшорные  зоны, выгода состоит:

   - в привлечении дополнительных иностранных капиталов;

   - в получении дохода от пребывания зарегистрированной компании в этой зоне;

   -в создании дополнительных рабочих мест для местных специалистов, что в целом способствует развитию национальной экономики.

Оффшорный бизнес концентрируется, как правило, в банковском, страховом  деле, морском судоходстве, операциях  с недвижимостью, в трастовой  деятельности, во всех видах экспортно-импортных  операций, в консалтинге. По некоторым  оценкам, капитал, задействованный  в сфере оффшорного бизнеса, достигает 500 млрд. долл. В нем участвуют  почти 2 млн. вкладчиков (юридических  и физических лиц), и каждый год  регистрируется несколько тысяч  новых компаний, увеличивающих объемы оффшорной деятельности. 
Деятельность оффшорных зон оценивается специалистами весьма неоднозначно. Признавая их важную роль в международном движении капитала, многие сходятся во мнении, что оффшорные центры зачастую являются местом «отмыва грязных денег» и разного рода банковских афер.

Комплексные зоны образуются путем установления особого, льготного  по сравнению с общим режимом  хозяйственной деятельности на территории отдельных административных образований.

Комплексные свободные экономические  зоны появились сравнительно недавно, в начале 80-х годов. Некоторые  из них были созданы с нуля, а  большинство сформировались на базе зон с экспортно-ориентированной  обрабатывающей промышленностью и  представляют собой новую, более  высокую, ступень развития. Отличие  комплексных свободных экономических  зон от других форм заключается в  больших пространственных масштабах, в более высокой концентрации производства и в более широком  поле деятельности.

Их функции составляют единое целое:

   - преимущественное развитие международной торговли экспорто-замещающего производства,

   - развитие финансового рынка,

   - коммуникаций,

   - туризма.

 

К комплексным СЭЗ можно  отнести пять специальных экономических  зон Китая, «открытые районы»  КНР, зону «Манаус» в Бразилии, территорию «Огненная Земля» в Аргентине, зоны свободного предпринимательства, создаваемые  промышленно развитыми странами в депрессивных районах.

Отработка деловых контактов  не на межгосударственном, а на региональном уровне привела к появлению так  называемых «еврорегионов» как формы  организации внешнеэкономического взаимодействия. Еврорегион представляет собой добровольное объединение  пограничных областей различных  государств, прежде всего в хозяйственной  сфере, с целью интенсификации внешнеэкономических  связей друг с другом. Высшие органы каждой страны, осуществляющей свою деятельность в еврорегионе, делегируют данной области  полномочия, способствующие интенсификации приграничных хозяйственных и иных связей. Активную роль в создании еврорегионов играют Польша, Словакия, Чехия, Венгрия, а также Украина и Беларусь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Особенности инвестиционного климата свободных экономических зон 
Общей характерной чертой различных видов свободных экономических зон является наличие благоприятного инвестиционного климата, включающего в себя таможенные, финансовые, налоговые льготы и преимущества по сравнению с общим режимом для предпринимателей, существующим в той или иной стране. Конкретные льготы и стимулы имеют некоторые количественные отличия по зонам разных стран, по существу они, как правило, сходны.

Выделяют четыре основные группы льгот:

1. Внешнеторговые льготы. Они предусматривают введение  особого таможенно - тарифного  режима (снижение или отмену экспортно-импортных  пошлин) и упрощенного порядка  осуществления внешнеторговых операций.

2. Налоговые льготы содержат  нормы, связанные с налоговым  стимулированием конкретных видов  деятельности или поведения предпринимателей. Эти льготы могут затрагивать  налоговую базу (прибыль, стоимость  имущества и т. д.), отдельные  ее составляющие (амортизационные  отчисления, издержки на зарплату, научно-исследовательские и опытно-конструкторские  работы, транспорт), уровень налоговых  ставок, вопросы постоянного или  временного освобождения от налогообложения. 

3. Финансовые льготы включают  различные формы субсидий. Они  предоставляются в виде более  низких цен на коммунальные  услуги, снижения арендной платы  за пользование земельными участками  и производственными помещениями,  льготных кредитов и др.

4. Административные льготы  предоставляются администрацией  зоны с целью упрощения процедур  регистрации предприятий и режима  въезда-выезда иностранных граждан,  а также оказания различных  услуг.

Названные льготы применяются  в самых различных комбинациях. Льготы, предоставляемые свободным  экономическим зонам, не всегда являются главным стимулом для притока  в страну иностранного капитала. Более  существенными в этом отношении  могут оказаться такие факторы, как политическая стабильность, инвестиционные гарантии, качество инфраструктуры, квалификация рабочей силы, упрощение административных процедур и др. Вместе с тем, при  таких равных условиях на первый план выступают предоставляемые зоной  льготы. 
Мировой опыт функционирования СЭЗ позволяет сформулировать основные выводы об их достижениях, общих чертах и особенностях развития. Функционирование свободных экономических зон в промышленно развитых странах свидетельствует, что в основе их успеха лежит, с одной стороны, хорошее планирование начальных стадий их развития, а с другой - гибкость управления зонами. Изменяющаяся ситуация в мировом хозяйстве (научно-техническая революция, конкуренция между международными корпорациями, изменения в курсах валют, в системе международного обмена и др.), влияет на развитие свободных экономических зон и, соответственно, требует адекватного реагирования на эти изменения.

Социально-экономические  выгоды от создания зон  достаточно весомы. Эти зоны создали значительное число рабочих мест, оживили международный  торговый обмен, повысили внешнеторговую результативность, научно-производственный потенциал этих стран и др. Важным аспектом деятельности СЭЗ в промышленно  развитых странах является то, что  они работают не только на мировой, но и на внутренний рынок.

Свободные экономические  зоны, функционирующие в развивающихся  странах, имеют ряд общих черт и моментов развития.

Так, наибольшее распространение  в этих странах получили, во-первых, экспортно-производственные зоны. Как  было сказано выше, целесообразность создания экспортно-производственных зон определяется рядом экономических  причин и, прежде всего: потребностью развития индустрии и производства промышленных товаров на экспорт, привлечением в  страну иностранного капитала, передовой  науки и технологии, современной  технической информации.

Во-вторых, особый режим хозяйствования в СЭЗ развивающихся стран  становится более либеральным и  льготным для иностранных предпринимателей. Это связано с усилением международной  конкуренции между зонами и, соответственно, попытками продемонстрировать ее сравнительные  преимущества перед другими подобными  свободными экономическими зонами.

В-третьих, в процессе функционирования свободных экономических зон  происходит торгово-промышленная диверсификация их деятельности, комплексное развитие. Современная научно-техническая  революция на первый план выдвигает  такие экономические зоны, в которых  сосредоточиваются наукоемкие отрасли производства, связанные с разработками новой и высокой технологий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Особенности функционирования свободных экономических зон в развивающихся странах.

В развивающихся странах первые свободные экономические зоны возникли в середине 60-х годов; примером такого рода может быть СЭЗ «Кондла» в  Индии. Сначала их было немного, но затем  начался настоящий бум. Хотя существующие оценки числа таких зон в развивающихся  странах очень противоречивы (от 100 до 300), в любом случае они свидетельствуют  об их весьма широком распространении. В этих зонах занято около 1,5 млн. человек.

Почти все развивающиеся страны взяли за образец ирландский Шеннон и стали создавать у себя прежде всего экспортно-промышленные СЭЗ, чаще всего ориентирующиеся на морские  порты и аэропорты. Цель их создания – форсированное развитие отдельных  отраслей промышленности, стимулирование экспорта, привлечение иностранных  капиталов, а также передовой  техники технологии. Что же касается разного рода льгот для иностранных  инвесторов, то они, как правило, еще  большие, чем в странах Запада. Надо иметь также в виду, что  этих инвесторов здесь в особенности  привлекает наличие дешевой, но дисциплинированной и готовой к напряженному труду  рабочей силы.

Больше всего специальных экономических  зон в развивающихся странах  Азии, в первую очередь в «новых индустриальных» и в странах  АСЕАН. На СЭЗ Сингапура занято более 220 тысяч человек, Гонконга – 100 тысяч; некоторые авторы считают даже, что  Сингапур, как государство, и Гонконг, как территория, в целом являют собой свободные экономические  зоны. Велико число занятых также  на СЭЗ Республики Корея (150 т.) и Тайваня, а также Малайзии, где насчитываются  десятки таких зон. Главные инвестиции в местные предприятия принадлежат  фирмам Японии, а продукция их направляется прежде всего на рынок США.

Второе место по числу и значению СЭЗ занимает Латинская Америка, где такие зоны функционируют  в Мексике, Бразилии, Чили, некоторых  других странах. Крупнейшая из них находится  на границе Мексики и США с  расчетом на использование дешевой  местной рабочей силы и сбыт продукции  на рынках северного соседа. Здесь  занято почти 250 тысяч человек, а  по экспортной выручке эта зона уступает только доходам от продажи нефти. В Колумбии растет значение СЭЗ «Таранкваль», в Бразилии – СЭЗ в Манаусе, что важно для развития колонизуемого  бассейна Амазонки.

Свободные экономические зоны, функционирующие  в развивающихся странах, имеют  ряд общих черт развития:

Во-первых, наибольшее распространение  в этих странах получили экспортно-производственные зоны. Как было сказано выше, создание ЭПЗ определяется рядом экономических  причин, и прежде всего, потребностью развития и производства промышленных товаров на экспорт, привлечения  в страну иностранного капитала, передовой  науки и технологии, современной  технической информации.

Во-вторых, особый режим хозяйствования в свободных экономических зонах  становится более либеральным и  льготным для иностранных предпринимателей. Это связано с усилением международной  конкуренции между специальными экономическими зонами и соответственно попытками доказать свои сравнительные  преимущества перед подобными другими  СЭЗ.

В-третьих, в процессе функционирования свободных экономических зон  происходит торгово-промышленная диверсификация их деятельности, комплексное развитие. Современная НТР на первый план выдвигает  свободные экономические зоны, в  которых сосредотачиваются наукоемкие отрасли производства, связанные  с разработками новой и высокой  технологии.

Свободные экономические зоны, функционирующие  в развивающихся странах, имеют  ряд общих черт и моментов развития. Так, наибольшее распространение в этих странах получили, во-первых, экспортно-производственные зоны. Как было сказано выше, целесообразность создания экспортно-производственных зон определяется рядом экономических причин и, прежде всего: потребностью развития индустрии и производства промышленных товаров на экспорт, привлечением в страну иностранного капитала, передовой науки и технологии, современной технической информации.

 Во-вторых, особый режим хозяйствования  в СЭЗ развивающихся стран  становится более либеральным  и льготным для иностранных  предпринимателей. Это связано с  усилением международной конкуренции  между зонами и, соответственно, попытками продемонстрировать ее  сравнительные преимущества перед  другими подобными свободными  экономическими зонами.

 В-третьих, в процессе функционирования  свободных экономических зон  происходит торгово-промышленная  диверсификация их деятельности, комплексное развитие. Современная  научно-техническая революция на  первый план выдвигает такие  экономические зоны, в которых  сосредоточиваются наукоемкие отрасли  производства, связанные с разработками  новой и высокой технологий.

 Среди развивающихся стран  весьма заметное развитие и  резонанс получили свободные  экономические зоны Китая. Начав  с небольших территорий, объединенных  специальными зонами в начале 80-х годов, китайское руководство  к середине 90-х годов распространило  их режим на сотни квадратных  километров. Помимо наиболее известных  в стране и за рубежом свободных  экономических зон - "Шэньчжень", "Чжухай", "Сямэнь", "Шаньтоу", имеющих многолетнюю историю,  а также зоны "Хайнань", существующей  с 1988 г., в стране заметное развитие  получили зоны технико-экономического  развития (более двух десятков) и  зоны развития новой и высокой  технологии - технопарки. Особая роль  отводится шанхайской зоне экономического развития "Пудун". Значение проекта, рассчитанного на несколько десятилетий, определяется не только тем, что зона "Пудун" должна стать в перспективе крупным центром промышленного производства Китая, но и призвана способствовать превращению Шанхая в крупнейший торговый и финансовый центр Азиатско-Тихоокеанского региона.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников:

  1. Райкова Л.И. Мировая экономика и международные экономические связи. – М.: Институт мировой экономики, 2001.
  2. Ларина Н.Н., Кисельников А.А. Региональная политика в странах рыночной  экономики: Учеб. пособие для ВУЗов/Н.Н.Ларина, А.А.Кисельников.-М:Наука,1998.- 259 с.
  3. В.Игнатов, В.Бутов. Свободные экономические зоны. – М.: Ось-89, 1997. –192с.
  4. Я.С. Друзик «Свободные экономические зоны», ФУАинформ, М, 1999г.
  5. Кузнецов Ю.И. «Свободные зоны и национальная экономика», Дрофа, М., 1998г.
  6. Я.С. Друзик. Свободные экономические зоны в системе мирового хозяйства: Учеб. пособие. - М., 2000, - 298 с.
  7. Международные  экономические  отношения / Под  ред.  С. Сутырина, В.      Харламовой. СПб.,1996.
  8. Смородинская Н. Туманно будущее свободных зон// Экономика и жизнь.-1997.- N 12.-С.1-14.

Информация о работе Свободные экономические зоны