Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2015 в 10:07, курсовая работа
Целью данной работы является раскрытие особенностей современной экономики Франции с учетом проблем и перспектив ее развития.
Для реализации поставленной цели определены следующие задачи:
-рассмотреть общую характеристику экономики Франции;
-провести анализ населения и трудовых ресурсов страны;
-предоставить сведения внешнеэкономического регулирования Франции;
2.2. Население и трудовые ресурсы Франции.
Население страны составляет 58 млн. человек. Франция – страна сравнительно однородная в этническом отношении. Около 90% ее населения – французы. Государственный язык страны – французский. Лишь окраинные области страны населяют этнические группы, отличающиеся языком и культурой. На северо-востоке в Эльзасе северо-восточной Лотарингии живут эльзасцы (1,3 млн.). Западные области полуострова Бретань населяют бретонцы (1 млн.). На севере Франции у границы с Бельгией живут фламандцы (100 тыс.). Остров Корсику населяют корсиканцы (300 тыс.) и в предгорьях Пиренеев на западе расселены баски (130 тыс.), а на востоке каталонцы (200 тыс.).
Национальный вопрос во Франции никогда остро не стоял, за исключением Эльзаса, где языковая ситуация осложняется тем, что для подавляющего большинства эльзасцев литературным языком служит немецкий, а его преподают лишь в двух последних классах начальной школы.
Во Франции преобладающая религия – католицизм. К католикам относится 80% французов. Около 2% французов – протестанты, остальная часть верующего населения принадлежит к различным сектам. Но во Франции быстро растет число атеистов.
В начале 19 века Франция была первой страной Зарубежной Европы по числу жителей. В 1801 году ее население составляло более 28 млн. человек. Теперь же по численности населения она занимает 4 место после ФРГ, Италии и Великобритании. Дело в том, что во Франции раньше, чем в других странах начался процесс падения рождаемости, кроме того сказались людские потери в 2 мировых войнах.
После 2 мировой войны население Франции стало увеличиваться, но в основном за счет иммиграции иностранных рабочих и возвращения французов из колоний, получивших независимость.
Современная демографическая ситуация во Франции достаточно тревожна. Рождаемость опустилась до 12-13 промилле. В супружеские отношения мужчины обычно вступают к 26 годам, а женщины к 23. Разводимость в стране достаточно велика, хотя ниже чем в ФРГ и Великобритании. И в последние 10-15 лет число разводов постоянно сокращается.
По уровню смертности (10-11 промилле) Франция мало чем отличается от других развитых стран. Средняя продолжительность жизни у мужчин 70 лет, а женщин 76 лет. В стране мужчин примерно на 1 млн. меньше, чем женщин.
Естественный прирост населения во Франции практически нулевой, а в экономически отсталых районах Центрального массива и юго-запада страны смертность преобладает над рождаемостью.
Из Франции реже, чем из большинства других европейских стран, происходила массовая эмиграция: наоборот, до середины 50/х годов 20 века она была единственной в Европе страной, куда в большом числе вербовались рабочие из-за рубежа. Довольно часто сюда переселялись иностранцы по политическим мотивам. В настоящее время в стране проживает около 4 млн. иностранцев и более 1,5 млн. натурализовавшихся лиц, то есть иностранцев, получивших французское гражданство. На сбор винограда и другие сельскохозяйственные работы ежегодно привлекают более 100 тысяч сезонных рабочих.
За последние десятилетия сильно изменилась структура занятости населения. Сельскохозяйственное население за последние 40 лет сократилось в 3 раза. Сильно уменьшилось число работников добывающей промышленности.
Во Франции очень велика мобильность населения. Ежегодно меняют местожительства свыше 1 млн. человек. Велики масштабы маятниковых поездок на работу в городских агломерациях и пригородных зонах.
Франция заселена не так плотно, как другие европейские страны. Плотность населения в среднем 100 чел./км2. В горных районах и в других областях с малоплодородными почвами плотность не достигает и 20 чел./км2. В районах же Парижа, Лиона и на севере страны плотность достигает 300-500 чел./км2.
Большая часть населения страны живет в городах. Обычно городами считают те коммуны, в центрах которых живет не менее 2 тысяч человек. В таких городских коммунах сосредоточенно примерно 70% всех жителей. В целом для Франции типичны малые и средние города, а крупных городов с числом жителей свыше 100 тысяч, здесь меньше, чем в Англии или ФРГ, что объясняется более низким уровнем концентрации производства. Основной формой городского поселения во Франции являются агломерации. Обычно они формируются вокруг одного большого города. Исключительна велика во Франции роль столицы. В Парижской агломерации сконцентрировано более 10 миллионов человек. Следующие по величине агломерации Лиона, Марселя и Лилля уступают Парижу в 8-10 раз. Поэтому проводится политика сдерживания роста Парижа (запрещено строительство новых заводов).
Очень разнообразны сельские поселения страны. Наиболее распространены маленькие деревни с несколькими 10 или 100 жителей, или совсем маленькие населенные пункты состоящие из нескольких дворов, так называемых «амо». Остальная часть сельчан живет на отдельных изолированных фермах – хуторах. Самые людные сельские поселения, имеющие 1000 и более жителей в Парижском бассейне и на северо-востоке Франции, где дольше сохранялись общинные традиции.
Жители села далеко не всегда занимаются сельским хозяйством. Поселки размещают при предприятиях, железнодорожных и автостанциях, это могут быть це0нтры туризма, поселки – «спальни». Только половина сельских жителей живет доходами от сельского хозяйства.
2.3 Отраслевая структура экономики Франции
Структура хозяйства Франции разнообразна.
В отраслевой структуре промышленности преобладающее значение имеет тяжелая индустрия. По степени концентрации производства французская промышленность уступает предприятиям США, Англии, Германии, так как процесс концентрации производства за счет вытеснения мелких предприятий крупными протекает здесь более замедленно, чем в этих странах.
В настоящее время происходят серьезные изменения в структуре промышленности. Прежде всего это касается энергетики. Уголь оттесняется с прежних позиций более экономичными источниками энергии – нефтью, природным газом и гидроэнергетикой. Некоторое исключение составляет лишь Лотарингский (Мозельский) бассейн, где более благоприятные, чем в других угольных бассейнах Франции, горно-геологические условия, повышающие конкурентоспособность добычи угля в системе “Общего рынка”.
Что касается нефти, то приблизительно 95% нужной нефти Франция импортирует. В связи с этим в стране за короткое время возникла мощная нефтеперерабатывающая индустрия.
Новой отраслью энергетической промышленности является добыча природного газа (около 10 млрд. куб. м). Она основывается на запасах природрого газа в юго-западном районе страны в Лаке.
Одной из ведущих отраслей тяжелой индустрии Франции является черная металлургия, использующая в качестве сырья железную руду Лотарингии. Второй район размещения черной металлургии – Север. Он производит примерно 13% чугуна, 20%стали и 25% проката. Кроме того, предприятия черной металлургии имеются в районе Лиона, Мондвиля и порта Кан в Нормандии, где большое значение приобрело производство проката судового листа для судостроительных верфей Нанта и Сен-Лазера, во Французских Альпах и Пиренеях, а также выплавка высококачественной стали металлургическими предприятиями в черте Большого Парижа и других частях Франции.
Ведущей отраслью индустрии Франции является машиностроение. По уровню развития этой отрасли Франция занимает пятое место среди стран ЕЭС. Основные его отрасли – автомобильная, электротехническая, производство электротехнического оборудования, судостроение.
Из других отраслей машиностроения следует отметить тракторную, спрос на продукцию которой в последние годы резко повысился в связи с растущей механизацией сельского хозяйства, и производство нефтяного оборудования в Гренобле.
Небывалый технический прогресс химической технологии привел к большим изменениям в структуре химической промышленности. Возросла доля отраслей органической химии по сравнению с неорганической. Особенно выросло производство синтетических смол, пластичных масс, синтетического каучука и др.
Текстильная промышленность Франции в настоящее время остается крупным фактором в экономике Франции. Главная отрасль текстильной промышленности – шелковая, шерстяная и хлопчатобумажная.
Пищевая промышленность Франции географически очень распылена. Существенное значение в ней до сих пор сохраняет ремесло.
Мировое значение имеет виноделие. Потребление виноградных вин в стране настолько велико, что, вывозя на мировой рынок наиболее высококачественные вина, Франция одновременно импортирует большое количество дешевых вин из-за границы, особенно из Италии и Испании.
Структура сельского хозяйства Франции разнообразна. Было бы однако неправильным объяснять это разнообразие лишь природными условиями, хотя значение их чрезвычайно велико.
Ведущая роль в сельском хозяйстве Франции принадлежит животноводству. На его долю приходится 60% стоимости сельскохозяйстввенной продукции.
В настоящее время во Франции можно выделить следующие территориально-отраслевые районы:
1) Парижский; 2) Северный промышленный; 3) Северо - Восточный индустриально-аграрный; 4) Юго-Восточный индустриально-аграрный; 5) Средиземноморский индустриально-аграрный и курортный; 6) Аграрно-индустриальный район Центрального массива; 7) Юго- Западный аграрно- индустриальный и 8) Северо- Западный аграрно- индустриальный.
ГЛАВА 3. ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ СТРАНЫ
3.1 Место Франции в мировом хозяйстве
Одной из ведущих стран западной державы является Франция, занимающая 7 место среди всех стран мира - 4,7% совокупность ВВП при 1% населения. По уровню экономического развития уступает Германии и целому ряду малых стран (Норвегии, Дании, Швейцарии, Люксембургу). На долю Франции приходится 17% промышленногоного и 20% с/х пр-ва 3. Европы. В 80-е гг. эк. развитие Франции характеризовалось замедленными темпами роста, массовой безработицей, резкими сменами основных направлений гос. регулирования. Структурный кризис мирового хозяйства, переход к новому типу воспроизводства оказали сильное влияние на промышленное производство. После кризиса 80-х гг. французская промышленность восстановила свой уровень производства только в 1986 г. Торговый баланс Франции активен, экспорт превышает импорт, однако темпы роста импорта превышают темпы роста экспорта. Половину импорта составляет сырье, остальную часть - готовые изделия и полуфабрикаты. В экспорте s приходится на готовые изделия (1/4 - машины и оборудование) и на продукцию с/х. В отношениях с развив, странами, бывшими французскими «зависимыми территориями», распространение получили 2 подхода: «тьермондизм» и «антитьермондизм». Первый предполагает в условиях неизбежного предоставления независимости колониальным странам реализацию концепции «взаимного развития», согласно которой развив, и развитые стран взаимодополняют друг друга. Поэтому необходимо взаимодействие и совместное развитие на основе принципа асимметричности (сохранения эк. и технологического отставания развив, стран). Второй выступает за сохранение полит, и эк. давления на развив, страны и отказ от каких-либо серьезных уступок. На Францию приходится 6 - 6,5% мир. экспорта (4-е место) и 6-7% импорта (3-4 место). Приблизительно 1/7 часть ее нац. продукта экспортируется. На долю промышленности приходится около 4/5 нац. экспорта товаров и услуг. Внешняя торговля Франции характеризуется следующими специфическими чертами: - торговля с относительно небольшой группой стран, прежде всего со странами ЕС; - в торговле промышленными товарами с эк. развитыми странами (Яп. и США) торговый баланс пассивен; - низкий уровень товарной диверсификации; - высокая зависимость от импорта топлива и сырья. По мере углубления межд. разделения труда импорт готовой продукции Франции заметно увел. В последние годы доля продаж иностранных товаров на внутреннем рынке повысилась до 26-27%, в том числе промышленных товаров до 33-34%. Импорт превышает 50% объема пр-ва продукции таких важнейших отраслей соврем, пром-ти, как основная химия, пр-во электротехнического и электронного оборудования. Около 60% объема импорта приходится на инвестиционные товары. Французское правительство активно и целенаправленно стимулирует приток иностранного капитала в пром-ные предприятия страны, особенно если эти инвестиции сопровождаются ввозом передовой зарубежной технологии, расширением экспорта, созданием новых раб. мест, ускорением развития отсталых районов страны. В сфере услуг отмечается значит. превышение экспорта над импортом. По экспорту услуг Франция находится на 2-м месте в мире после США. Важным фактором укрепления межд. положения франц. валюты явл. механизм «зоны франка». Создав «зону франка» еще накануне Второй мировой войны, франц. правящие круги своей гибкой политикой сумели добиться сохранения этой группировки и после распада колониальной империи. Проблемы в денежно-кредитной и финансовой сфере молодых освободившихся государств помогли Парижу привязать их валюты к франку. Франция взяла на себя гарантии свободной конверсии валют развив, стран во франк по твердому паритету и предоставила им иностранную валюту для погашения платежного дефицита. Она обеспечила себе господство по отношению к странам «зоны» не только в валютной сфере, но и во всей системе эк. связей с ними. Бывшая метрополия получила контроль над денежно-кредитной системой, офиц. курсом валют, валютной выручкой, фин. отношениями с третьими странами. В результате Франция оказывает влияние как на их внутреннюю эк. политику, так и на весь комплекс отношений с внешним миром.
3.2 Внешнеэкономическое регулирование Франции
Во внешней экономической сфере Франции наиболее важную роль играют министерство внешней торговли, министерство экономики, финансов и бюджета, а также отдельные подразделения некоторых других министерств. В соответствии с декретом от 18 июля 1988 г. на министра внешней торговли возлагается подготовка решений правительства по вопросам внешнеторговой политики Франции, а также принятие мер, необходимых для стимулирования ее внешнеэкономической деятельности на зарубежных рынках и развития экспортно-импортных операций.
В этих целях министр внешней торговли изучает совместно с другими министерствами (в частности, с министерством промышленности) меры, направленные на развитие экспорта; участвует в выработке решений по вопросам внутренней политики в области экономики, промышленности, сельского хозяйства и услуг, а также по проблемам внешней политики, если эти решения влияют на внешнеэкономические отношения. Он участвует в подготовке и проведении международных экономических и коммерческих переговоров (многосторонних и двусторонних).
Для осуществления своих функций министр внешней торговли использует Управление внешнеэкономических связей министерства экономики, финансов и бюджета. Вместе с министром экономики, финансов и бюджета министр внешней торговли назначает должностных лиц в подразделения, отвечающие за внешнеэкономическую экспансию Франции за границей, а также утверждает региональных директоров внешней торговли. Оба министра также подписывают документы по вопросам организации служб, ответственных за внешнюю торговлю. Для решения принципиальных вопросов внешнеторговой политики декретом от 6 марта 1989 г. во Франции создан межведомственный орган - Стратегический комитет по внешней торговле с участием ответственных представителей всех министерств и ведомств, связанных с внешнеэкономической деятельностью. На комитет возлагается оценка финансовых программ, отраслевой экспортной политики, а также определение общих тенденций по внешнеторговой политике. При министре внешней торговли действует Центр наблюдения и прогнозирования. Его задачей является консультирование министра по вопросам эволюции экономической ситуации, развития основных мировых рынков и роли на них Франции. Центр также принимает участие в определении целей и разработке средств стратегической политики страны в области внешнеторговых обменов с иностранными государствами.
Подчиненное министру внешней торговли Управление внешнеэкономических связей министерства экономики, финансов и бюджета является основным рабочим органом в регулировании и управлении внешней торговлей. Поэтому в функции управления входит осуществление непосредственного регулирования внешней торговли и всех связанных с ней экономических вопросов. Оно координирует деятельность различных министерств и их служб, вовлеченных во внешнюю торговлю. Управление, в рамках предоставленных ему полномочий, занимается разработкой и проведением переговоров по заключению торгово-экономических договоров. Оно принимает участие в работе различных международных экономических организаций, разрабатывает меры по совершенствованию торгово-экономических обменов за границей и по развитию экспорта (подготовка программ ярмарок и выставок, разработка мероприятий по научно-технической коопераций). Управление принимает активное участие в подготовке нормативного регулирования различных аспектов внешней торговли.
Информация о работе Современная экономика Франции с учетом проблем и перспектив ее развития