Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 16:21, доклад
За счет бюджета финансируется в Японии так называемое общественное вспомсуществование. Оно охватывает тех, кто сам не может обеспечить минимальный уровень жизни. Такая помощь предоставляется на основе Закона о гарантиях прожиточного минимума и выплачивается по семи номинациям: на повседневные нужды, образование, жилье, медицинское обслуживание, материнство, по безработице, на похороны: 75% выплат по общественному вспомоществованию предоставляется из центрального бюджета, 25% - из бюджетов местных органов власти. К 2025 году планируется поднять расходы на социальное обеспечение, и в частности, повысить уровень социальной защищенности всех нуждающихся.
Социальная политика Японии
Спецификой социальной политики Японии является то, что она способствует укреплению и повышению благополучия, прежде всего, коллектива, а не отдельного его члена, как в США, или всего населения, как в Швеции. Модель социальной политики Японии, таким образом, является корпоратистской.
После 1960 г политика «удвоения ВВП» ставилась
с головы на ноги: во главу угла помещался
интерес трудящихся. Задача в подобной
правильной постановке потребовала очень
тщательного подхода к ее решению. Главное
в этом подходе — обстоятельные консультации
и твердые договоренности между властью
и бизнесом, бизнесом и работниками о государственной
поддержке бизнеса в части благоприятного
делового климата и стимулировании экспорта,
росте заработков лишь в меру динамики
производства, о социальной ответственности
бизнеса перед работниками, об ответственности
персонала за качество и производительность
труда. Государство взяло на себя обязанности
по созданию национальной системы социальной
защиты, а по линии «бизнес — персонал»
общественный договор предусматривал
обмен лояльности работника (самоотверженной,
фанатической преданности своей компании,
компетентности, максимального упорства
в труде) на патриархальную заботу нанимателей
о них.
Подобное социальное
согласие породило такие уникальные и
эффективные инструменты, как кружки качества,
пожизненный наем, крупные выплаты корпораций
выходящим на пенсию работникам и др.
Задуманное
обеспечивалось за счет
реализации целенаправленных
мер. Среди них:
— совершенствование
административно-правовой поддержки потребителя,
на что было направлено принятие более
50 законов, расширяющих его реальные права.
Политика обеспечения приоритета потребителя,
а также жесткие антимонопольные меры
и поддержание конкурентной среды во многом
определили появление такого феномена,
как японское качество товаров и услуг
(нарекания на которые еще в 40–50-е годы
были распространенным явлением);
— развитие собственно
социальной сферы. Дифференцированная
система медицинского страхования
(отдельно для мелких самостоятельных
хозяев, отдельно для занятых на малых
и на крупных предприятиях), страхование
занятости, повышение материального положения
социальных групп, важных с точки зрения
политической стабильности (военнослужащих)
и социально-экономического развития
(учителей). Важную роль в этой связи имел
Закон о работниках просвещения от 1974
года, устанавливавший высокий материальный
статус педагогов (выше, чем у госслужащих
с аналогичным уровнем образования и стажем
работы);
— государство
выступало как гарант контроля выполнения
социального партнерства, в том числе
на уровне корпорации (брало на себя выплату
заработной платы в случае неспособности
предпринимателя это сделать, но и применяло
жесткие кары в отношении нерадивого предпринимателя);
— крупный бизнес
как гарант социальной поддержки занятых
на его предприятиях (повышение образовательного
уровня, медицинское обеспечение, выплата
целевых социальных пособий, система пожизненного
найма);
— поддержка
государством малого и среднего предпринимательства:
административная — облегчение условий
создания и функционирования предприятий,
финансовая — создание льготных условий
кредитования, законодательная — защита
мелкого собственника и т. д. Цель — расширение
социальной базы за счет использования
патерналистских возможностей самих малых
предпринимателей, куда делегировалась
ответственность по заботе о персонале.
Практикуемая система пожизненного найма в Японии способствует устранению конфликтности среди работников; при этом поощряются сбережения и вклады как в человека, так и в физический капитал, и не стимулируется потребление, так как это уменьшает ресурсы, направляемые на дальнейший рост. Социальная политика Японии направлена на обеспечение низкого уровня безработицы, активного создания рабочих мест, сокращения дифференциации доходов. Низкий уровень неравенства и нищеты обеспечивается за счет перераспределения богатства, а не доходов граждан. В послевоенный период в Японии было проведено перераспределение земельных угодий и богатств; введен налог на богатство; осуществлены протекционистские меры в отношении мелкотоварного сельского хозяйства и меры поощрения развития малых предприятий. Особенность социальных отношений в Японии состоит в том, что там практически отсутствует слой крупных собственников. Наряду с этим широкое распространение получил слой профессиональной бюрократии, которая проводит в исполнение намеченную экономическую и социальную политику. Широкомасштабные инвестиции в социальную сферу, обеспечиваемые за счет поддержания расходов на оборону на минимальном уровне, позволили Японии достичь значительного прогресса в развитии человеческого капитала.
О политике заработной платы в японских компаниях
Выплаты японскому
работнику складываются из трех компонентов:
зарплаты (базисной ставки, это 70-80%, и надбавок),
а также бонусов. Увеличение базисной
ставки происходит на разных этапах трудовой
деятельности по-разному: (а) до обзаведения
семьей (до 30 лет) — умеренно восходящая
кривая; (б) после женитьбы и рождения детей
(30-40 лет) — крутой подъем; (в) по достижении
производственной зрелости (40-45 лет) —
снова умеренно восходящая кривая. В предпенсионный
период базисная ставка почти не увеличивается.
Размер бонусов зависит от прибылей фирмы
и может достигать примерно двухмесячной
или полугодовой заработной платы. Летние
бонусы идут преимущественно на сбережения,
а новогодние — на «добавку» к обычным
потребительским расходам.
Таким образом,
около трети выплат работникам осуществляется
по результатам того, как сработала
фирма, притом что основная часть заработка
существенно увеличивается лишь единожды
в течение всего периода трудовой деятельности.
При выходе на пенсию по старости включается программа выходных пособий, реализуемая практически всеми компаниями с числом занятых от 30 человек. Эти пособия выплачиваются без каких-либо предварительных страховых взносов со стороны работников, то есть предоставляются на безвозмездной основе за счет прибылей предприятия. Единственное условие, дающее право на получение таких пособий, сводится к тому, что работник должен беспрерывно проработать на данном предприятии не менее 20 лет. Размер выходного пособия зависит от стажа работы и уровня образования работника. Так, лица с высшим образованием получают при стаже работы в 20–24 года 24,7 среднемесячных зарплат, 25–29 лет — 30,9, 30–34 года — 41,3 и более 35 лет — 48,0 среднемесячных зарплат. Лица, окончившие средние школы второй ступени, получают при стаже в 20–24 года 20,8 среднемесячных зарплат, 25–29 лет — 27,3, 30–34 года — 36,0 и более 35 лет — 46,6 среднемесячных зарплат. Выходные пособия, выражающиеся в десятках миллионов иен, являются не только чувствительным подспорьем к ежемесячным пенсиям по старости ушедших на покой работников, но и стимулами к открытию ими собственного дела.
Японская социальная политика в основном направлена на создание достойного уровня жизни лицам пожилого возраста. Это связано с тем, что численность данной категории постоянно растет и к 2025 году достигнет 5,2 млн. человек против 2 млн. в 1993 году. Кроме того, из-за роста продолжительности жизни и увеличения периода трудовой активности этой категории населения, а также нехватки молодой рабочей силы пожилые люди станут важным компонентом рынка труда. Пенсионная система Японии достаточно сложна и многослойна. Средствами государственного бюджета обеспечивается 1/3 выплат базовой пенсии. Остальное выплачивается за счет различных пенсионных фондов.
За
счет бюджета финансируется в Японии так
называемое общественное вспомсуществование.
Оно охватывает тех, кто сам не может обеспечить
минимальный уровень жизни. Такая помощь
предоставляется на основе Закона о гарантиях
прожиточного минимума и выплачивается
по семи номинациям: на повседневные нужды,
образование, жилье, медицинское обслуживание,
материнство, по безработице, на похороны:
75% выплат по общественному вспомоществованию
предоставляется из центрального бюджета,
25% - из бюджетов местных органов власти.
К 2025 году планируется поднять расходы
на социальное обеспечение, и в частности,
повысить уровень социальной защищенности
всех нуждающихся.
В 2009
году в Японии жило около 127,47 млн человек.
По данным 2007 года 89,07 % японцев проживает
в городах. Японское общество лингвистически
и культурно однородно с небольшими вкраплениями
иностранных рабочих. Национальные меньшинства
включают в себя рюкюсцев, корейцев, китайцев,
филиппинцев, японских бразильцев и японских
перуанцев. В 2005 году в Японии находилось
около 1,56 млн иностранцев. Страну посещает
всё большее число русских, в 2002 году в
Японию приехали 36 693 человека. Около 98
% населения составляют собственно японцы;
наиболее крупными группами коренных
меньшинств являются рюкюсцы (около полутора
миллионов человек), айны, а также социальные
меньшинства — буракумины.
В Японии одна из
самых высоких ожидаемых
Эти изменения
в демографической структуре
привели к возникновению ряда
социальных проблем, в частности к потенциальному
снижению рабочей силы и к увеличению
стоимости таких социальных выгод как
пенсия. Многие молодые японцы предпочитают
не вступать в брак или создавать семью.
Ожидается, что к 2050 году японское население
упадёт до 95 млн человек. Демографы и правительство
участвуют в горячих дискуссиях по поводу
того, как справиться с этой проблемой.
В качестве решения демографических проблем
иногда предлагаются иммиграция и поощрение
рождаемости.
Образование
Начальное, среднее
и высшее образование было введено в Японии
в 1872 году в результате реставрации Мэйдзи.
С 1947 года обязательное образование в
Японии состоит из начальной школы и средней
школы, которое продолжается в течение
девяти лет (в возрасте от 6 до 15 лет). Почти
все дети продолжают свое образование
в трехлетней старшей школе, и, согласно
Министерству Образования, Культуры, Спорта,
Науки и Технологии Японии, около 75,9 % выпускников
средних школ продолжают обучение в университетах,
колледжах, профессиональных училищах
или других учреждениях. Образование Японии
является очень конкурентоспособным,
в частности для поступления в высшие
учебные заведения. Двумя лучшими университетами
в Японии считаются Токийский университет
и Университет Киото. Программа международной
оценки учащихся координируется ОЭСР,
в настоящее время качество знаний и умений
15-летних детей в Японии является одним
из лучших в мире.
Здравоохранение
Медицинские услуги
в Японии предоставляются