Социальная политика Республики Беларусь и направления ее развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2015 в 21:31, доклад

Краткое описание

Одними из главных целей и направлений государственной политики Республики Беларусь являются: последовательное повышение уровня и качества жизни населения, создание государства, удобного для народа. Поэтому развитие белорусской национальной экономической системы осуществляется с ориентацией на социальную сферу.
Социальная сфера связана с человеком, его жизнедеятельностью, удовлетворением его разнообразных и разнонаправленных интересов и потребностей – материальных, духовных, интеллектуальных, существующих всегда во взаимозависимости.

Файлы: 1 файл

Социальная политика Республики Беларусь и направления ее развития.docx

— 48.93 Кб (Скачать)

По мере развития рыночных отношений в республике, частной и государственной форм собственности сфера государственного воздействия на социальные процессы будет сужаться, его многие функции – переходить к негосударственным структурам. Этот процесс будет достаточно сложным и длительным, а основная ответственность за развитие социальной сферы, обеспечение социальной защиты человека и впредь будет лежать на государстве.

Государственная социальная политика Республики Беларусь находит отражение в соответствующих программных и прогнозных документах.

В Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996–2000 гг. социальная политика строилась на использовании социальных гарантий в сфере доходов населения, занятости, социальных услуг, закреплении наметившихся в тот период времени тенденций стабилизации уровня жизни населения, сокращении масштабов бедности, оптимизации ситуации на рынке труда. Важнейшими задачами социальной политики в тот период были:

  • повышение трудовой и хозяйственной активности населения –предоставление каждому трудоспособному человеку условий, позволяющих ему своим трудом и предприимчивостью обеспечить благосостояние своё и своей семьи, формировать сбережения и эффективно их инвестировать;
  • регулирование доходов населения;
  • социальная поддержка социально уязвимых групп населения;
  • обеспечение занятости и поддержка работников, высвобождающихся в ходе структурной перестройки;
  • реформа организационных структур и источников финансирования социальной инфраструктуры, пенсионного обеспечения;
  • жилищная реформа.

Реализация перечисленных задач осуществлялась поэтапно, выявляя приоритетность тех или иных задач на каждом этапе. Так, на первом этапе (1996–1997) первоочередными были:

  • поддержка социально уязвимых слоев и групп населения;
  • предотвращение распада непроизводственной сферы;
  • недопущение массовой безработицы;
  • создание условий для устойчивого функционирования рынка труда и социальной сферы.

На втором этапе (1997–2000) усилилась государственная поддержка нуждающихся слоев населения, расширилась платность в социальной сфере, а частные сбережения граждан использовались как источник внутренних инвестиций.

В соответствии с Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001–2005 гг. целью социальной политики было обеспечение устойчивого роста уровня жизни населения и сокращения бедности. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  • обеспечить рост денежных доходов населения и их реального содержания как условия повышения платежеспособного спроса населения;
  • значительно повысить размер заработной платы как основного источника формирования денежных доходов населения и важного стимула трудовой активности населения;
  • повысить роль государственных минимальных гарантий, поэтапно приблизив их к бюджету прожиточного минимума, снизить необоснованную дифференциацию отдельных групп населения по уровню доходов на основе совершенствования налогообложения доходов граждан;
  • обеспечить повышение защищенности социально уязвимых слоев населения, проведение пенсионной реформы.

Основная цель социальной политики в 2006–2010 годы – дальнейшее повышение уровня и качества жизни населения. Важнейшими путями ее достижения являются:

  • усиление роста заработной платы как главного фактора, стимулирующего экономическое развитие и повышение эффективности экономики;
  • обеспечение роста реальных денежных доходов как основы улучшения жизни населения;
  • уменьшение количества малообеспеченных граждан;
  • недопущение чрезмерной дифференциации по уровню доходов различных групп населения, которая влечет за собой социальное расслоение общества, главным образом в таких формах и за счет таких источников, которые не могут быть оправданы ни экономически, ни морально.

Оценивая достигнутые к настоящему времени результаты развития социальной сферы в Республике Беларусь, можно говорить о том, что они привели к следующим изменениям.

 В сфере политики доходов и оплаты труда: к увеличению размера заработной платы как основного источника доходов и поддержания жизнедеятельности для большинства трудоспособного населения до уровня, позволяющего выполнять воспроизводственную, стимулирующую, регулирующую и социальную функции; к повышению уровня минимальных государственных гарантий оплаты труда – минимального размера заработной платы, обязательного для выплаты работодателем; приближению заработной платы к реальной стоимости рабочей силы на рынке труда; соответствию заработной платы конкретным результатам работы, уровню квалификации и профессионализма работников.

 В сфере занятости: к усилению адресности социальных пособий и льгот, обязательному социальному страхованию (в т. ч. рисков потери работы); стимулированию трудоустройства представителей социально уязвимых слоев населения, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда (например, инвалидов); созданию системы непрерывного профессионального образования; перераспределению рабочей силы в сектор услуг; созданию полноценной нормативно-правовой базы и финансово-кредитных механизмов стимулирования развития малого бизнеса и частного предпринимательства.

 В сфере пенсионного обеспечения: к созданию трехуровневой пенсионной системы, состоящей: а) из гарантированных государством социальных пенсий; б) пенсий, предоставляемых по обязательному социальному страхованию; в) пенсий, предоставляемых за счет добровольных пенсионных фондов, при сохранении ведущей роли обязательного пенсионного страхования; увязке размера трудовых (страховых) пенсий с продолжительностью страхования и заработком, из которого уплачивались страховые взносы; изменению стереотипа отношения к пенсии не как к «подаянию» со стороны государства, а как заслуженному вознаграждению за труд.

 В системе социальных и профессиональных льгот и выплат: к уменьшению числа льгот; законодательному закреплению права на получение только одной или нескольких льгот, наиболее выгодных для получателя; повышению стимулирующей роли льгот; созданию единой системы учета льгот с целью устранения дублирования; переходу на заявительный характер предоставления льгот с одновременной проверкой нуждаемости; переведению лиц, пользующихся льготами по профессиональному признаку, на содержание соответствующих министерств и ведомств.

В здравоохранении: к более рациональному использованию ресурсов здравоохранения (распространению стационарозамещающих технологий; увеличению производства отечественных лекарств, медицинских препаратов и оборудования; усовершенствованию законодательной базы; введению обязательного медицинского страхования; созданию в сфере медицинского обслуживания конкурентной среды; повышению ответственности за здоровье всех субъектов отношений в данной сфере; более широкому распространению под контролем специалистов различных форм самопомощи; модернизации информационной структуры здравоохранения, приведение ее в соответствие с современными требованиями; конституированию на государственном уровне способов стимулирования здорового образа жизни.

 В системе социальной защиты: к концентрации ограниченных ресурсов на удовлетворении потребностей наиболее уязвимых социальных групп; уменьшению числа реципиентов – получателей социальной помощи и увеличению размера пособий; осуществлению перехода к адресной социальной помощи на заявительной основе; ограничению попадания в число получателей социальных пособий представителей высокодоходных социальных групп; преодолению иждивенческих настроений на индивидуальном и коллективном уровнях; развитию системы социального страхования, основанного на разделении ответственности между государством, индивидом и работодателями; развитию системы краткосрочной помощи индивидам, попавшим в трудные жизненные ситуации с целью создания условий самопомощи.

 В сфере жилищно-коммунального хозяйства: к сокращению издержек на производство услуг ЖКХ и преодолению необоснованного роста цен на услуги; модернизации объектов ЖКХ с целью снижения затрат и повышения экологической безопасности; повышению качества и расширению ассортимента услуг; демонополизации и созданию конкурентной среды в сфере ЖКХ.

В сфере государственной молодежной политики: к  созданию благоприятных условий для жизненного самоопределения и самореализации молодежи; решению актуальных социально-экономических и культурно-образовательных проблем; поддержке конструктивных молодежных инициатив и движений; разработке специфического ювенального законодательства и созданию специальных органов, которые занимаются практической реализацией молодежной политики; широкому представительству молодежи в структурах, формирующих молодежную политику государства.

Методологические основания проведения социальных реформ в широком смысле слова (удовлетворенность жизнью, эффективная занятость, работоспособность, продолжительность жизни и др. показатели) исходят из общих социально-экономических и политических предпосылок, которые определяют социальные ожидания людей, состояние индивидуального и массового сознания. Для белорусского общества сохраняют значение такие ценности, как справедливость, равенство, коллективизм, здоровье, семья, трудовой образ жизни, образование и т. д. Это означает, что чем больше эти ценности будут воплощаться в жизнь, тем лучше будут восприняты людьми проводимые преобразования.

Основные направления развития социальной политики на долгосрочную перспективу отражены в Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь (на 15 лет), Основных направлениях социально-экономического развития Республики Беларусь (на 10 лет).

Приоритетными направлениями социальной политики государства, по которым и осуществляется регулирование социальных процессов, происходящих в обществе, являются:

  • сфера доходов и личного потребления семей;
  • сфера общественного благосостояния;
  • сфера воспроизводства населения, рабочей силы и занятости;
  • поддержка уязвимых слоев населения;
  • развитие отраслей социальной инфраструктуры.

Важнейший объект политики государства в сфере доходов и личного потребления семей – оплата труда работающих по найму. Она направлена на формирование системы поддержки доходов трудоспособной части населения путем реформирования оплаты труда, создания условий получения высоких заработков за счет личного трудового вклада, экономической предприимчивости вне зависимости от форм собственности.

Государственная политика в сфере общественного благосостояния связана, в первую очередь, с системой социальной защиты населения, которую следует рассматривать как механизм долговременного действия, реализуемый через социальные гарантии (прожиточный минимум, минимальный потребительский бюджет, минимальная заработная плата, пенсии, стипендии, пособия, механизм поддержания номинальных доходов населения (индексация), право на труд, бесплатное образование, право на жилье, отдых, медицинское обслуживание, право на собственность и доходы от нее и другие).

В системе социальной защиты можно выделить три подсистемы:

  • защита всех социально-демографических групп населения;
  • социальные гарантии трудоспособным членам общества;
  • меры социальной защиты  социальноуязвимого и нетрудоспособного населения республики.

Социальные гарантии устанавливаются в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь. Основной целью политики занятости населения является повышение эффективности использования трудового потенциала, удержание безработицы в пределах социально приемлемого уровня. Политика по поддержке социально уязвимых слоев населения касается многодетных и неполных семей, инвалидов, учащихся, пенсионеров. Именно они, в первую очередь, становятся объектами социальной защиты в виде социальных пособий, компенсаций, пенсий и других выплат. Особая роль принадлежит пенсионному обеспечению. Первоочередные меры по повышению уровня жизни пенсионеров – обеспечение соответствия размера минимальной пенсии прожиточному минимуму пенсионера, индексация пенсий с учетом роста цен и среднемесячной заработной платы. Предусматривается развитие и негосударственного пенсионного обеспечения, создание и полноценное функционирование негосударственных фондов. Дальнейшее развитие пенсионного обеспечения в республике будет основываться на Концепции пенсионной реформы.

Политика по развитию отраслей социальной инфраструктуры представляет собой комплекс мероприятий, направленных на совершенствование системы образования, здравоохранения, жилищной сферы, культуры, физической культуры и спорта, т. е. отраслей, призванных удовлетворять культурные, образовательные, медицинские, духовные потребности, а также создание материальных благ и доведение их до потребителя.

Экономической основой развития социальной инфраструктуры по-прежнему являются государственный бюджет – основной источник ее финансирования (принципы финансирования образования, культуры и здравоохранения закреплены в законах Республики Беларусь «Об образовании», «О культуре», «О здравоохранении») и льготное налогообложение. Важнейшая задача развития социальной инфраструктуры –широкое привлечение в эту сферу внебюджетных источников финансирования, временно незадействованных средств социальных фондов, средств юридических и физических лиц, меценатство и другие.

Информация о работе Социальная политика Республики Беларусь и направления ее развития