Региональная политика зарубежных стран

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 20:43, контрольная работа

Краткое описание

Начальный этап приходится на 30-е гг. XX в. После разрушительного кризиса 1929—1933 гг. важность и необходимость изучения проблем регионального развития экономики не оставляла сомнений. Программы по развитию регионов получили наибольшее распространение в Великобритании и США. Например, в Великобритании в 1933 году для проведения антикризисной политики государства были выделены “специальные районы”, так как спад производства наблюдался в области традиционных отраслей промышленности и в некоторых аграрных районах.

Оглавление

Введение
I Региональная политика в США
II Региональная политика стран членов – ЕС
III Инструменты региональной политики
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 176.50 Кб (Скачать)

Страны Северной Европы принимают меры по расширению области действия региональной политики. Например, во Франции региональная политика имеет широкую трактовку, понятие “управления территорией” включает в себя большой спектр политических мер регионального развития. Один из законов в области регионального развития формирует широкий спектр политических инструментов: регионально дифференцированное налогообложение, инфраструктуру, меры по стимулированию развития регионов и т.д. Также существует государственная система контрактов по планированию регионов, которая оказывает помощь наиболее бедным регионам. Нидерланды и Австрия отличаются низкой значимостью региональной политики, однако эти страны стараются проводить региональную политику, выходящую за рамки оказания финансовой помощи фирмам. В Нидерландах базисом региональной политики в узком смысле являются капиталовложения, а в более широком — комплекс мероприятий по созданию благоприятной бизнес-среды и развитию инфраструктуры. В Австрии принимаются широкие политические меры по развитию региональной политики, которые отражают существующую здесь точку зрения: политика экономического развития регионов должна включать поддержку в отношении развития бизнес-среды и таких локальных факторов, как транспорт, образование и уровень жизни.

В Дании основной вопрос региональной политики установлен в области “рамочных мер”, включающих в себя перечень услуг, которыми могут воспользоваться фирмы, но которые не предусматривают передачу денежных средств или оказание поддержки какой-либо фирме. Такие меры, включающие широкий доступ к набору технических и коммерческих услуг, проводятся по всей стране. Дания — это единственная из стран ЕС, которая с 1991 года не проводила программу относительно стимулирования развития отдельных регионов. Такой отказ объясняется целым рядом причин: безработица в Копенгагене достигла размеров среднего уровня по стране, размер бюджетного дефицита наложил ограничение на уровень государственных расходов, находящееся в то время у власти правоцентристское коалиционное правительство в качестве решения проблем выбрало “рыночный” подход. В Дании существует единая государственная система социального обеспечения, также функционирование финансовых механизмов направлено на то, чтобы избежать неравенства в экономическом развитии отдельных регионов, которое может повлечь за собой различия в уровнях доходов и социальных возможностей.

Региональная политика таких стран, как Бельгия, Люксембург и Соединенное Королевство является политикой стимулирования. Меры по созданию благоприятной бизнес-среды являются скорее частью общенациональной, а не региональной политики. В Великобритании политические меры пространственного развития делятся на две категории:

— региональная индустриальная политика, которую можно назвать политикой стимулирования;

— политика “возрождения”, включающая целый ряд программ пространственного развития (развития городских и сельских регионов), которые раньше осуществлялись отдельно друг от друга, а теперь все настроены действовать совместно.

Важной отличительной чертой политики “возрождения” является акцент на развитие отдельных регионов и повышение их конкурентоспособности. При финансировании используются “механизмы оспаривания” — распределение общественных средств между компаниями происходит на основе тендера. За последнее время эффективность от проведения политики “возрождения” возрастает. Теперь бюджет региональной индустриальной политики в десять раз меньше, чем бюджет политики “возрождения”, хотя ранее средства, выделяемые на две эти категории, были примерно равны.

Анализируя политику в области регионального развития стран-членов ЕС, можно сказать, что стимулирование регионального развития составляет ядро региональной политики, за исключением Дании. Это можно объяснить тем фактом, что правила оказания поддержки Директоратом по политике рыночных отношений в странах ЕС предусматривают оказание помощи крупномасштабным проектам и только в определенных проблемных районах. В северных странах одним из элементов политики можно назвать оказание помощи в развитии благоприятной бизнес-среды, но данная политика осуществляется в большей степени на общенациональном уровне, нежели на региональном.

Механизмы программного подхода и планирования в Западной Европе

Рассмотрим механизмы данного подхода на трех примерах, некоторые из них были упомянуты уже ранее:

— программный подход Структурного Фонда, содействующий развитию экономической и социальной интеграции внутри Европейского Союза;

— германская система Совместного Решения Задач, созданная для совершенствования региональных экономических структур GA (Gemeinschaftsaufgabe), которая является результатом согласования между федеральным правительством и землями;

— французские Контракты Планирования между государством и регионами (CPERs).

Все вышеуказанный организации имеют различные цели и механизмы, у них есть общая главная особенность: они организуют участие различных элементов управления в региональном развитии и объединяют их усилия.

Структурный Фонд

Программный подход Структурного Фонда внедряется с 1988 года, после реформации фондов регионального развития, которые были созданы Европейским Сообществом, для снижения различий в развитии регионов в Сообществе. Основной Структурный фонд, Европейский Фонд Регионального Развития (ERDF) был создан еще в 1975 году для финансирования “инвестиций в промышленность, ремесла или обслуживание, создавая таким образом новые рабочие места или сохраняя уже существующие”. Возможности данного фонда были ограничены квотами, использовавшимися по большей части для поддержки региональной политики стран ЕС.

В 1988 году была введена новая система “программного подхода” Структурного Фонда, которая основывалась на активном продвижении к социально-экономической интеграции в ЕС с помощью снижения различий в развитии регионов внутри стран-членов и между ними.

Выделяют два типа программ и области их применения:

— “Целевые” программы, которые требуют оказания максимальной финансовой поддержки. Данные программы направлены на решение проблем, являющихся на уровне ЕС наиболее приоритетными;

— Местные инициативы, которые имеют меньший объем финансирования. Данные программы нацелены на решение конкретных проблем. В качестве примеров таких программ можно привести следующие:

— Interreg — программа, нацеленная на развитие приграничных регионов двух и более соседних стран-членов ЕС;

— Rechar — программа, направленная на поддержание территорий кризисной добывающей промышленности;

— Adapt — программа, которая направлена на переподготовку кадров для адаптации к различным изменениям на рынке труда; Все типы программ финансируется “Структурными Фондами”:

— Европейский Фонд Регионального Развития (ERDF). Данный Фонд поддерживает осуществление мероприятий по экономическому развитию (инвестиции в производство, инфраструктуру и бизнес);

— Европейский Социальный Фонд (ESF). Данная организация создавалась для развития человеческих ресурсов;

— Европейский Фонд Руководства и Гарантий для Сельского Хозяйства (EAGGF). Фонд оказывает помощь по приспособлению сельскохозяйственных структур и мерам развития села (например, поддержка доход сельского хозяйства в неблагоприятных районах) и др.

Необходимо отметить, что создание Структурных Фондов обусловлено содействием в развитии регионов.

Сначала выбираются те области, которые наиболее нуждаются в поддержке, и им предоставляется необходимый объем финансирования. Далее, посредством сотрудничества между ЕС, национальным, региональным и местным уровнями разрабатываются программы по региональному развитию на определенный срок (обычно несколько лет). Разработка подобных программ осуществляется согласно установленным правилам, но допускаются некоторые отклонения в зависимости от экономической обстановки на местах.

Принцип субсидиарности является главным принципом в области распределения ответственности за разработку и внедрение программ Структурного Фонда. Функции передаются на тот низший уровень, на котором они могут осуществляться с максимальной отдачей.

Все принципы программ Структурного Фонда закреплены в положениях Структурного Фонда. Со временем правила могут корректироваться для придания им большей ясности.

Все положения публикуются в Официальном журнале ЕС и действуют в течение определенного периода. Этот период совпадает со сроком действия программы.

Далее определяются территории, которые нуждаются в поддержке и которым будет направлено финансирование структурного фонда. Например, в течение 2000 2006 гг. весь Союз будет получать поддержку согласно “Цели 3” (адаптация и модернизация политики и систем образования, подготовки и занятости). Поддержка же согласно “Цели 1” (развитие отсталых регионов) и “Цели 2” (возрождение территорий, испытывающих структурные трудности) предоставляется определенным территориям Союза, имеющим такие проблемы. Определение подобных территорий осуществляется согласно определенным критериям.

После определения территории для оказания необходимой помощи, участвующими сторонами вырабатываются необходимые программные документы, определяются цели развития для каждого региона в отдельности и политика по достижению поставленных задач в течение нескольких лет действия программы.

После официального согласования и одобрения программы Структурные Фонды начинают действовать в данном регионе. Намеченные программы осуществляются путем привлечения, утверждения и финансирования проектов, имеющих общие стратегические цели. Программы внедряются на основе партнерства, то есть сотрудничества между Комиссией и организациями национального, регионального и местного уровня, которые выдвигают проекты. За ходом выполнения программы следит Комитет Мониторинга. Иногда создаются Комитеты принятия решений, которые рассматривают проекты, предполагающие получение европейского финансирования. Проект должен соответствовать двум критериям отбора:

— Проект должен быть технически возможен для осуществления финансирования.

— Ожидаемые результаты должны соответствовать выделенным средствам.

“Положительный ответ” — предоставление гранта в рамках данной программы Структурного Фонда. В контракте указывается перечень действий претендента, срока осуществления этих действий и их результат. Если происходит отклонение проекта от плана по уважительным причинам, финансирование сохраняется, но в случае нецелесообразного использования финансовых средств финансирование может быть “отозвано” и направлено на другие проекты, осуществляемые в рамках данной программы.

Германская Совместная Задача для совершенствования региональных экономических структур.

В настоящее время региональная политика в Германии является неотъемлемой частью национальной экономической политики. Целью национальной экономической политики является обеспечение одинакового участия структурно слабых регионов в экономическом развитии страны. При становлении региональной политики, Германия исходила из того, что Основной Закон (Статьи 30 и 28) устанавливает главную ответственность за региональную политику за землями и районами. Для исполнения своих обязанностей с максимальной эффективностью землями и районами, определенную роль должен играть федеральный уровень. В 1969 году сформировался национальный инструмент в виде конституционного механизма согласования между землями и федеральным уровнем области регионального развития — Совместная Задача с целью совершенствования региональных экономических структур (Gemeinschaftsaufgabe (GA) “Verbesserung der regionalen Wirtschaftsstruktur”).

Совместная Задача нацелена на обеспечение институциональной базы для общей и скоординированной политики развития регионов в Германии. Данная цель может быть достигнута путем согласования подходов к региональному развитию между федеральным уровнем и землями. Федеральное Правительство также играет важную роль в региональной политике:

— предлагает дополнительную помощь регионам, которые не могут разрешить возникшие проблемы своими силами;

— обеспечивает единую схему для проведения реструктуризации и развития всех земель;

— создает системы оказания помощи, которые исключают конкуренцию между землями.

GA предоставляет землям полную, ограниченную лишь общенациональными правилами, ответственность в области осуществления региональной политики развития. Правовые принципы GA могут периодически изменяться, правда, не так регулярно и основательно, как положения Структурного фонда ЕС.

Помощь, которая предоставляется GA, направлена только на определенные территории, выделенные для поддержки. Карта подобных территорий согласовывается Плановым комитетом GA и утверждается Европейской комиссией.

Такая карта регионов составляется обычно на несколько лет. Территории выбираются в ходе процесса, состоящего из трех фаз:

— Каждая из территорий западногерманского рынка труда оценивается по ряду региональных экономических показателей. Далее эти территории группируются в порядке убывания по принципам региональных неравенств. Территории, которые получают наивысший ранг, включаются в список нуждающихся в поддержке GA.

— Земли получают возможность немного изменить такую карту. В 1997 — 99 годах доля таких изменений составила 5% и лишь 2% приходится на 2000 — 2003 годы. Одни земли выигрывают, а другие теряют в процессе подобных изменений. Данная практика продолжается, потому что общая доля перераспределений очень незначительна, также в системе голосования “проигрывающие” регионы составляют меньшинство.

— Указанные карты передаются на рассмотрение в Европейскую Комиссию. После этого появляется возможность вносить дополнительные предложения об изменениях на основе обсуждений.

Плановый комитет предоставляет подробный годовой Рамочный План (Rahmenplan), в котором указываются: территории, отмеченные на карте помощи, меры помощи, условия предоставления помощи и приоритеты регионального развития. План выпускается ежегодно, но при этом каждый входит в четырехлетний период, включающий тот год, когда план был согласован, и следующие два года, например, план на 1995 год на период 1995—98. Таким образом, планы обеспечивают предсказуемость последующего планирования как минимум на следующие три года.

Информация о работе Региональная политика зарубежных стран