Развитие и размещение нефтяной промышленности в Росии

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2011 в 21:25, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучить развитие и размещение нефтяной промышленности Российской Федерации.

В рамках цели были поставлены и изучены следующие задачи:

- рассмотреть нефть и ее основные характеристики;

- изучить нефтяную промышленность;

- изучить ОПЕК и место РФ в ней.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. НЕФТЬ И ЕЕ ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ 5
1.1 Состав нефти и ее свойства 5
1.2 Проблема происхождения нефти 6
2. НЕФТЯНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ 8
2.1 Нефтяная промышленность России 8
2.2 Проблемы нефтеперерабатывающей отросли 9
2.3 Размещение основных нефтяных баз России 11
2.4 Задачи перспективного развития отрасли 16
2.5 Экспорт нефти 18
3. ОПЕК 21
3.1 Характеристика ОПЕК 21
3.2 Россия - ОПЕК: проблема ценовой войны 23
3.3 Реакция Российской Федерации на предположения ОПЕК 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31

Файлы: 1 файл

Разв и разм нефти.doc

— 182.50 Кб (Скачать)

      Выход из сложившегося кризисного положения  в нефтяной промышленности  Правительство  Российской Федерации и Минтопэнерго связывают не с дополнительными государственными инвестициями,  а  с последовательным  развитием рыночных отношений.  Предприятия отрасли должны самостоятельно зарабатывать необходимые для их  отрасли средства, а Правительство - создавать им для этого необходимые экономические условия [5].

      В указанном направлении уже предприняты  крупные меры. Задания по поставкам  нефти для государственных нужд сокращены до 20%  ее добычи, остальные 80% предприятия имеют право реализовать  самостоятельно.  Ограничивается лишь вывоз ее из России, чтобы не оставить российский рынок без нефтепродуктов в условиях существующего несоответствия внутренних и мировых цен на нефть.

      Важное  значение для повышения эффективности  функционирования нефтяного  комплекса  России  имеет проводимая в настоящее время работа по его акционированию и приватизации. В процессе акционирования  принципиальные  изменения  происходят в организационных формах.  Государственные предприятия по добыче и транспорту нефти,  ее переработке  и нефтепродуктообеспечению преобразуются в акционерные общества открытого типа.  При этом 38% акций указанных  обществ остается в государственной собственности. Для коммерческого управления пакетами акций,  находящихся  в  государственной  собственности,  образовано  специальное Государственное предприятие "Роснефть", которому передаются пакеты государственных  акций около 240 акционерных обществ,  в том числе по добыче нефти и газа - 26,  по нефтепереработке - 22, по нефтепродуктообеспечению - 59, а также по производству масел и смазок, переработке газа,  бурению скважин, геофизике, машиностроению, науке и другим видам обслуживающих производств. В состав "Роснефти" вошли также различные ассоциации,  банки,  биржи и другие организации [5].

      Для управления акционерными обществами по транспорту нефти нефтепродуктов   созданы  акционерные  компании  "Транснефть"  и "Транснефтепродукт",  которым передается 51%  акций  акционерных обществ. В связи с особенностями функционирования предприятий по транспорту нефти и нефтепродуктов их  приватизация  в  настоящее время запрещена.

      Внедрение новых методов и  технологий  повышения  нефтеотдачи пластов  сдерживается высокими капитальными вложениями и удельными эксплуатационными  затратами на их применение по  сравнению  с традиционными способами добычи нефти.

      В связи с этим Минтопэнерго РФ разрабатываются предложения о принятии  в  законодательном  порядке ряда мер,  направленных на экономическое стимулирование применения новых эффективных  методов  повышения  нефтеотдачи пластов.  Эти меры позволят улучшить финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию новых технологий и технических средств, активнее развивать материально-техническую базу институтов,  занимающихся разработкой новых методов, а главное - более динамично наращивать добычу нефти из месторождений с трудноизвлекаемыми  запасами [5].

      Сотрудничество  с иностранными фирмами в области  нефтегазодобывающей отрасли приобретает  все большие масштабы. Это вызывается как необходимостью привлечения  в  создавшихся  экономических условиях иностранного капитала,  так и стремлением использования применяемых в мировой практике наиболее прогрессивных технологий и техники разработки нефтегазовых месторождений,  которые не получили должного развития в отечественной промышленности.

2.5 Экспорт нефти

 

      В Южную Европу западносибирская нефть поставляется через Средиземноморские порты танкерами из Новороссийска, Туапсе, Одессы, куда приходит по трубопроводам из Западной Сибири (в том числе в Одессу транзитом через Украину). В Центральную Европу западносибирская нефть поставляется по нефтепроводу “Дружба” через Украину. В Северо-Западную Европу - танкерами через порты государств Балтии (Вентспилс, Клайпеда), куда она поставляется по нефтепроводам. В ближайшие несколько лет география поставок российской нефти претерпит изменения. Так как наряду с Западной Сибирью появятся новые, ориентированные на экспорт районы добычи нефти на Дальнем Востоке (экспорт в Юго-Восточную Азию), на севере европейской части страны (Тимано-Печорская нефтегазоносная провинция) [7].

Таблица 4 - Экспорт нефти и нефтепродуктов, млн. т

  1995 1997 1999 2000 2001
Сырой нефти в страны вне СНГ 109.0 47.8 96.2 105.4 110.1
Нефтепродуктов  в страны вне СНГ - - 43.5 53.3 58.6
Сырой нефти в страны СНГ 123.0 79.7 26.1 20.6 17.6
Нефтепродуктов в страны СНГ - - 3.5 1.9 2.0
 

      При этом около 1/3 нефти поставляется в Белоруссию, где она перерабатывается на 2-х НПЗ, расположенных в Новополоцке и Мозыре. В 2001 году в Белоруссии было добыто 1.821 млн. т нефти, это на 2.3 % меньше чем в 2000г. В 2001г. удалось замедлить темпы сокращения нефтедобычи. Белорусские предприятия по транспортировке нефти “Дружба” в 2001 году транспортировали 76.625 млн. т нефти, что на 3.3% больше, чем в 2000 году (в том числе на экспорт 64.855 млн. тонн (104.3% к 2000 г.)).

      1/3 нефти, экспортируемой в страны СНГ, поставляется в Украину. Потребность Украины в нефтепродуктах по разным оценкам 24-28 млн. т в год. За счет импорта она удовлетворяет потребность в нефти (нефтепродуктах) на 80-90%.

Таблица 5 - Объем транспортировки нефти предприятиями Госнефтегазпрома Украины, млн. т

  1993 1996 1999 2000 2001
Всего - - 65.1 64.4 65.0
Транзит российской нефти - - 53.5 53.0 53.0
Поставки  нефти для Украины 52.2 16.9 11.6 11.4 12.0
 

      Около 3 млн.т нефти экспортируется в Казахстан. При этом по нефтепроводу Узень - Гурьев - Самара в РФ поставляется примерно такое же количество нефти. Казахстан начал добывать нефть на полуострове Бузачи, где невысокая глубина залегания, но высокая вязкость требует применения специальной технологии с закачиванием в скважины горячего пара. Продолжается добыча в старом нефтеперерабатывающем районе - Эмбенском. Поставки нефтепродуктов восточным и южным областям осуществляются с Павлодарского и Чимкентского НПЗ, работающих на западно-сибирской нефти, поступающей из Омска [7].

      Развитие  нефтяной, а также нефтеперерабатывающей  промышленности обусловливается целесообразностью  использования нефти в основном для производства моторных топлив и  химического сырья. Как энергетическое сырье более эффективным является природный газ, так как эквивалентное количество его вдвое дешевле нефти. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. ОПЕК

3.1 Характеристика  ОПЕК

 

      Организация стран-экспортеров нефти (опек), организация, созданная в 1960 Ираном, Ираком, Кувейтом, Саудовской Аравией и Венесуэлой с целью координации их отношений с зарубежными нефтяными компаниями. Позднее к ОПЕК присоединились Алжир, Эквадор (вышел из ОПЕК в 1992), Габон (вышел в 1996), Индонезия, Ливия, Нигерия, Катар и Объединенные Арабские Эмираты. Такие крупные экспортеры нефти, как Бруней, Великобритания, Мексика, Норвегия, Оман и бывший Советский Союз, никогда не были членами ОПЕК. Штаб-квартира ОПЕК находится в Вене. В 1994 доля стран ОПЕК в мировой добыче нефти составляла 41%.

      ОПЕК  была учреждена после того, как  «Семь сестер» – картель, объединявший компании «Бритиш петролеум», «Шеврон», «Эксон», «Галф», «Мобил», «Ройал датч шелл» и «Тексако» и контролировавший переработку сырой нефти и продажу нефтепродуктов во всем мире, – в одностороннем порядке снизили закупочные цены на нефть, исходя из которой они выплачивали налоги и проценты за право разработки природных ресурсов нефтедобывающим странам. В 1960-х годах на мировых рынках существовало избыточное предложение нефти, и целью создания ОПЕК являлось предотвращение дальнейшего падения цен. Однако в 1970-х годах резкий рост мирового спроса на нефть позволил добывающим странам значительно увеличить доходы от ее продажи, особенно за счет повышения мировых цен на нефть в четыре раза в 1973–1974 и еще в два раза в 1979.       

      ОПЕК  выглядела сильной в 1970-х годах, когда спрос на нефть оставался  высоким, а взлетевшие цены приносили  колоссальные прибыли гигантским нефтяным компаниям и резко увеличили  стоимость их нефтяных запасов. Однако слабость ОПЕК в полной мере проявилась в начале 1980-х годов, когда в результате полномасштабного освоения новых нефтяных месторождений за пределами стран ОПЕК, широкого внедрения энергосберегающих технологий и экономической стагнации спрос на импортную нефть в промышленно развитых странах резко сократился, а цены упали почти вдвое.

      Основной  недостаток ОПЕК заключается в том, что она объединяет страны, интересы которых зачастую противоположны. Саудовская Аравия и другие страны Аравийского полуострова относятся к числу малонаселенных, однако обладают громадными запасами нефти, крупными инвестициями из-за рубежа и поддерживают весьма тесные отношения с «Семью сестрами». Для других входящих в ОПЕК стран, например Нигерии, характерны высокая численность населения и нищета, они реализуют дорогостоящие программы экономического развития и имеют огромную задолженность. Эти страны вынуждены добывать и продавать как можно больше нефти, особенно после того, как цены на сырую нефть снизились. Кроме того, в 1980-х годах Ирак и Иран довели добычу нефти до максимального уровня, чтобы оплачивать военные расходы.

      В 1990 Ирак вторгся в Кувейт и спровоцировал  войну в Персидском заливе (1990–1991). После поражения Ирака к нему были применены международные торговые санкции, которые резко ограничили способность Ирака экспортировать нефть и привели к еще большей неустойчивости цен на сырье, вывозимое из стран ОПЕК.

      Несмотря  на постоянное перепроизводство нефти  в большинстве стран ОПЕК и  возросшую конкуренцию со стороны  других нефтедобывающих стран, цены на нефть на протяжении 1990-х годов оставались относительно стабильными по сравнению с теми колебаниями, которые они испытывали в 1980-х. Более того, весной 1999 произошло оживление нефтяного рынка; цены на нефть впервые за длительное время пошли вверх. Основной причиной изменения тенденции явились инициативы ОПЕК по снижению добычи нефти, поддержанные рядом других нефтедобывающих стран. Вместе с тем государствам ОПЕК вряд ли удастся в течение долгого времени соблюдать установленные квоты нефтедобычи и выработать четкую единую политику. 

3.2 Россия - ОПЕК: проблема ценовой войны

 

   

      Осенью 2001 г. Россия неожиданно оказалась на авансцене всемирной нефтяной жизни. В течение нескольких месяцев  мировое сообщество внимательно  наблюдало за тем, как наша страна реагировала на инициативы ОПЕК по укреплению нефтяных цен, начавших с осени 2000 г. свое устойчивое снижение (роковое совпадение - своего пика в 35,5 доллара за баррель цена на нефть Urals достигла 11 сентября 2001 г.).

      У любого участника нефтяного рынка  во второй половине 2001 г. было два основных варианта поведения: способствовать неконтролируемому снижению или даже обвалу цен, чтобы потом устранять последствия, внося поправки в бюджет, изыскивая источники покрытия образовавшихся дефицитов, кассовых разрывов, или же стремиться предвосхищать негативное развитие событий, противодействовать движению цен в неблагоприятном направлении, то есть удерживать рынок в равновесном состоянии и, таким образом, предотвращать потери доходов компаний и бюджетные потери государства.

      Также негативно на нефтяной рынок влияло и отсутствие единой позиции на предложение ОПЕК среди российских нефтяных компаний. Все они разбились на три группы, две из которых заняли взаимоисключающие позиции. Одни компании («ЮКОС» и «Сибнефть»), активно наращивающие добычу и экспорт (доля экспорта компании "ЮКОС" по итогам трех кварталов 2001 г. достигла 40% - наивысшая среди остальных ВИНК при средней - 35%, призывали продолжать увеличивать добычу даже в условиях сжимающегося спроса на мировом рынке, видимо, с целью агрессивного расширения своего присутствия на нем - пусть даже ценой обвала цен. Другие («ЛУКОЙЛ» и ТНК), напротив, преследовали более долгосрочные интересы и поэтому выражали готовность к некоторому снижению экспорта в целях удержания цен на более высоком уровне. Компании третьей группы предпочитали свою позицию публично не обнародовать.

Информация о работе Развитие и размещение нефтяной промышленности в Росии