Проблемы развития оборонно-промышленного комплекса

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 03:33, контрольная работа

Краткое описание

С конца 1980-х годов советский военно-промышленный комплекс подвергается процессу глобального реформиро­вания - изначально в рамках процесса конверсии, то есть структурных сдвигов в отрасли, имеющих целью снижение государственных расходов на разработку и производство военной продукции и использование вы­свободившегося научного, производственного, техно­логического и кадрового потенциала для количествен­ного роста и серьезных качественных изменений в выпуске продукции гражданского назначения.

Оглавление

Введение
3
1. Понятие, состав и объемы оборонно-промышленного комплекса
4
2. Задачи развития оборонно-промышленного комплекса.
8
3. Модернизация оборонно-промышленного комплекса
10
4. Проблемы развития оборонно-промышленного комплекса
13
Заключение
17
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

ВПК России состав размещение проблемы развития.doc

— 1.25 Мб (Скачать)

д) формирование комплекса приоритетных технологий, обеспечивающих разработку и создание перспективных систем и образцов вооружения, военной и специальной техники;

е) сохранение государственного контроля над стратегически значимыми организациями оборонно-промышленного комплекса;

ж) активизация инновационно-инвестиционной деятельности, позволяющей проводить качественное обновление научно-технической и производственно-технологической базы;

з) создание, поддержание и внедрение военных и гражданских базовых и критических технологий, обеспечивающих создание, производство и ремонт находящихся на вооружении и перспективных образцов вооружения, военной и специальной техники, а также обеспечивающих технологические прорывы или создание опережающего научно-технологического задела в целях разработки принципиально новых образцов вооружения, военной и специальной техники, обладающих ранее недостижимыми возможностями;

и) совершенствование системы программно-целевого планирования развития оборонно-промышленного комплекса в целях повышения эффективности оснащения Вооруженных Сил и других войск вооружением, военной и специальной техникой, обеспечения мобилизационной готовности оборонно-промышленного комплекса;

к) разработка и производство перспективных систем и образцов вооружения, военной и специальной техники, повышение качества и конкурентоспособности продукции военного назначения;

л) совершенствование механизма размещения заказов на поставки продукции, выполнение работ и оказание услуг для федеральных нужд;

м) реализация предусмотренных федеральным законодательством мер экономического стимулирования исполнителей государственного оборонного заказа;

н) совершенствование деятельности организаций оборонно-промышленного комплекса путем внедрения организационно-экономических механизмов, обеспечивающих их эффективное функционирование и развитие;

о) совершенствование кадрового состава и наращивание интеллектуального потенциала оборонно-промышленного комплекса, обеспечение социальной защищенности работников оборонно-промышленного комплекса.

 

3. Модернизация оборонно-промышленного комплекса

 

В РФ инновационная модернизация всего оборонного комплекса, безусловно, необходима. Тем более сегодня, в условиях растущей геополитической нервозности, в том числе вызванной глобальным кризисом, когда военная сила становится еще более важным страхующим средством. Так что проблема создания инновационной армии в России - это не дань моде в пого­не за мировыми стандартами и даже не только вполне объяснимая попытка закрепить за собой место в новом миропорядке, по крайней мере в его силовой сфере. Более 80% всех вооружений в Российской армии морально или даже физически устарело и требует замены. Доля новых и новейших вооружений у армий ведущих в военном отношении стран мира в несколько раз выше, чем у Рос­сии, причем на подходе - еще более совершенные вооружения и военная тех­ника (ВВТ) следующих поколений. И нынешнее состояние военного, военно-экономического, военно-технического потенциала РФ явно не соответствует требованиям и задачам по обеспечению национальной безопасности страны, ее военной составляющей[5].

Модернизация оборонного комплекса предполагает не только совершен­ствование чисто военной сферы, переход к так называемой «инновационной армии» (ИА), но и развитие невоенной компоненты, которая сегодня играет все более важную роль в обеспечении национальной безопасности, оптими­зации сил и средств для решения данной задачи. Особенно эта комплексность актуальна в современной России, с учетом текущего состояния ее военной мощи и очевидных серьезных проблем на пути ее качественного укрепления.

Инновационная армия предполагает резкое наращивание боевых возможностей, многовариант­ность применения в пространстве и времени, расширение (в том числе и тер­риториальное) боевых и связанных с ними задач, включая военно-политические. ИА, а также смежные и обеспечивающие ее деятельность структуры, такие как оборонно-промышленный комплекс (ОПК), военно-ориентированные исследования и разработки - НИОКР и так далее обладают новыми свойствами и качествами. Причем не только по своему военно-техническому оснащению и «облику», но и по организации и управлению, представлениям о военном искусстве и параметрах военной деятельности, измененному характеру выполняемых персоналом функций, качественному преобразованию «технологий» всего «производственного процесса» в сфере военной деятельности и национальной безопасности в целом.

Существует три взгляда на возможность глубокой модернизации и рефор­мирования оборонной сферы РФ, в том числе появления в России в обозримом будущем ИА. Первая группа оценок, назовем ее «министерской», делает упор на то, что в вооруженных силах (ВС) РФ успешно и по плану идут комплекс­ные, масштабные, радикальные реформы, включая Госпрограмму вооружений на 2007-2015 гг. К 2016 г. будут полностью переоснащены новым и новейшим вооружением части постоянной готовности, а к 2020 г. - вся армия. Второй подход - «алармистский» - делает (причем совершенно справедливо) акцент на трудностях и ограничителях модернизации оборонной сферы РФ, ставя тем самым под вопрос саму возможность осуществления глубокой инновационной модернизации, создания в этих условиях ИА в России в обозримый период, тем более на фоне кризиса.

Третья группа оценок - на наш взгляд, реалистичная - концен­трируется на вопросе, какая армия и оборонная сфера в целом, включая ОПК, нужны России для выполнения задач по обеспечению ее национальной безо­пасности, каким критериям, образцам должна соответствовать российская военная мощь и ее ИА. Как сделать ИА в конкретных российских услови­ях, а также как аккумулировать и на что направить в первую очередь те не слишком значительные ресурсы, которыми Россия располагает в настоящее время. И почему с созданием ИА никак не следует тянуть. А значит, необхо­димо даже в сложных экономических условиях изыскивать ресурсы (не сво­димые к финансовым) для данных преобразований. Тем более что в россий­ском оборонном комплексе, наряду с очевидными трудностями, имеются и неоспоримые достижения в ряде секторов того же ОПК.

Непременное условие инновационного развития в военной сфере - учет состояния экономической, технологической, даже идеологической базы. Вы­работка доктринальных целей и задач, приоритетных направлений развития оборонного комплекса, его инновационной модернизации должна рассматри­ваться в тесном взаимодействии, взаимоувязке с готовностью, реальными и конкретными возможностями их осуществления.

Особый вопрос - статус РФ как ядерной сверхдержавы, наличие у нее зна­чительных средств ядерного сдерживания (пусть даже имеющих сегодня свои немалые проблемы) для обеспечения ее национальных интересов.

Одновременно необходимо резкое повышение всестороннего обеспече­ния военнослужащих на передовой - экипировкой, вооружением, связью, раз­ведданными и информацией, системой защиты, питанием, постоянной под­держкой боевыми средствами и т.д.

Но для реализации всего этого нужны не только очень большие средства, но и соответствующая исследовательско-конструкторская и производственная база, совершенно по-другому подготовленный и мотивированный персонал, нужно время, нужна действительно другая армия.

Процесс реформирования ОПК идет уже 20 лет, но пред­приятия окончательно не реформированы, то есть они не могут эффективно работать и решать стоящие перед ними задачи[6]. Сегодня состояние ОПК по-прежнему неблагополучное. О том же свидетельствуют и оценки экспертов по вооружению и военной техни­ке.

С 1992 г. было принято четыре программы реформирования ОПК: Государст­венная программа конверсии оборонной промышленности на 1993 - 1995 гг.; Государственная программа конверсии оборонной промышленности на 1995 - 1997 гг.; Федеральная целевая программа реструктуризации и конверсии оборонной промышлен­ности на 1998 - 2000 гг. (была продлена на 2001 г.); ФЦП «Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса на 2002 - 2006 гг.». В настоящее время действует пятая программа - ФЦП «Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2007 - 2010 годы и на период до 2015 года». Поиски эффективной системы управления каждый раз предусматривали упразднение одних управленческих структур и создание новых. Но ни одна из принятых программ реформирования ОПК не была доведена до конца, их цели не были достигнуты.

 

4. Проблемы развития оборонно-промышленного комплекса

 

Низкий научно-технический уровень оборон­но-промышленного комплекса, определяемый износом основных производственных фондов, и низкая инновационная эффективность корпо­раций ОПК обусловливают постепенную утрату ряда технологических сегментов ОПК и увеличе­ние разрыва между предложением и спросом на ВВТ новых поколений. Не отлажены механизмы государственного и рыночного регулирования развития ОПК, в том числе ценообразования, ко­торые обеспечивали бы оптимальные, отвечающие требованиям наибольшей эффективности соот­ношения цен на ВВТ и гражданскую продукцию. Связанная с этим деформация научно-технической структуры ОПК обостряется ввиду исчерпаемости наработок советского периода, затрудняет реше­ние проблем повышения надежности снабжения продукцией ОПК вооруженных сил и народного хозяйства и обеспечения национальной безопас­ности России[7].

Острота проблем развития корпораций оборонно-промышленного комплекса России, проявляющаяся, в том числе и как реализация государством недостаточно эффективных вари­антов реформирования корпоративной структуры оборонно-промышленного комплекса в условиях интеграции в мировую экономику, осложненных в последний период глобальным финансовым кри­зисом, и деструктивное влияние этих факторов на экономическое развитие и структурную перестрой­ку оборонно-промышленного комплекса России вызывают тревогу.

Потребности в поддержании национальной обороноспособности и решении кризисных и пос­ткризисных проблем в экономике нашей страны предопределяют необходимость совершенство­вания организационно-структурного механизма управления корпорациями оборонно-промышлен­ного комплекса России.

Факторы, которые необходимо учитывать при корпоративной реструктуризации ОПК России, представлены в приложении 1.

Нарастающее отставание ОПК России по ос­новным факторам конкурентоспособности ВВТ невозможно преодолеть без применения техно­логий электронного сопровождения (например, CALS-технологий) на всех этапах жизненного цикла ВВТ.

Направления в развитии в ОПК Рос­сии интегрированных систем информационной поддержки жизненного цикла продукции должны быть ориентированы на активное использование проблемно-ориентиро­ванных комплексов кор­поративного управления, перспективы которых свя­заны:

- с внедрением систем поддержки управленчес­ких решений, в том числе интеллектуального анализа данных;

- с развитием сети высокоскоростных теле­коммуникационных магистралей;

- с совершенствовани­ем внутреннего и внешнего электронного документо­оборота в проблемно-ори­ентированных комплексах корпоративного управле­ния;

              - с формированием систем информационной поддержки жизненного цикла продукции;

              - с интеграцией про­блемно-ориентированных комплексов корпоративно­
го управления через объеди­нение различных подсистем поддержки управленческих решений, включая системы информационной подде­ржки жизненного цикла продукции.

Таким образом, сис­темный характер недо­статков в управлении корпорациями ОПК России обусловливает необходи­мость преодоления нарас­тающего отставания ОПК.

Несмотря на общую адаптацию корпораций оборонно-промышленного комплекса России к рыночным условиям, состояние оборонно-про­мышленного комплекса в настоящее время нельзя считать оптимальным, а уровень его научно-техни­ческого развития - достаточным.

В связи с этим важной задачей государственной политики в сфере оборонно-промышленного комп­лекса становится создание и развитие рациональной корпоративной структуры, позволяющей решать задачи повышения конкурентоспособности наци­ональной экономики и обеспечения обороноспособности, удовлетворения растущих потребностей экономики в инновационных разработках и услугах, соответствующих мировому уровню качества.

Применение ор­ганизационно-струк­турного подхода к разрешению проблем развития ОПК Рос­сии, базирующегося на комплексном изу­чении структуры, вза­имодействия и эволю­ции корпоративных отношений, позволяет сформулировать но­вую схему управления рациональной корпо­ративной структурой ОПК России, которая позволяет решать за­дачи повышения конкурентоспособности национальной эконо­мики и обеспечения обороноспособности нашей страны.

Концепция со­вершенствования ор­ганизационно-струк­турного механизма управления корпора­циями ОПК России, выступая основой его стратегического развития, требует определенной организационной конфигурации структуры консолидации функци­ональных бизнесов в сфере обращения ВВТ.

Необходимо в ОПК России реализовать следу­ющую полисубъектную модель (приложение 2).

Таким образом, необходимо выстраивание организационно-эффективной производственной цепочки: «единый заказчик» - «единый подряд­чик» - «субподрядчики» - «ВС России, ВС других стран, участники кооперации в сфере производства ВВТ». Функцию единого заказчика должен вы­полнять департамент Министерства обороны или Правительства Российской Федерации. В структуру единого заказчика должен входить центр перспек­тивных исследований и анализа.

Предлагаемая схема структурных измене­ний в существующих оборонно-промышленных холдингах может быть наиболее эффективно ре­ализована через алгоритм реализации стратегии корпоративной реструктуризации корпораций. В этих условиях корпоративная реструктуриза­ция оборонно-промышленного комплекса России должна базироваться на сочетании государствен­ного контроля за экономико-правовой средой, институциональной инфраструктурой и крупными оборонно-промышленным корпорациями с госу­дарственными пакетами акций, обеспечивающими системообразующие функции в отношении самого оборонно-промышленного комплекса и других секторов ОПК, а также контроля за компаниями ОПК, принадлежащими не государству. Это рас­ширит базу совершенствования организационно-структурного механизма управления корпорация­ми оборонно-промышленного комплекса, опирающегося на федеральные приоритеты с учетом обеспечения национальной безопасности.

Вместе с тем реализация мер корпоративной структуризации ОПК России остается актуальной пробле­мой, поскольку ее решение требует разработки новых механизмов управ­ления корпорациями ОПК на базе координации взаимодействия органов государственного управления и кор­поративных структур ОПК России.

Информация о работе Проблемы развития оборонно-промышленного комплекса