Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 03:33, контрольная работа
С конца 1980-х годов советский военно-промышленный комплекс подвергается процессу глобального реформирования - изначально в рамках процесса конверсии, то есть структурных сдвигов в отрасли, имеющих целью снижение государственных расходов на разработку и производство военной продукции и использование высвободившегося научного, производственного, технологического и кадрового потенциала для количественного роста и серьезных качественных изменений в выпуске продукции гражданского назначения.
Введение
3
1. Понятие, состав и объемы оборонно-промышленного комплекса
4
2. Задачи развития оборонно-промышленного комплекса.
8
3. Модернизация оборонно-промышленного комплекса
10
4. Проблемы развития оборонно-промышленного комплекса
13
Заключение
17
Список использованных источников
д) формирование комплекса приоритетных технологий, обеспечивающих разработку и создание перспективных систем и образцов вооружения, военной и специальной техники;
е) сохранение государственного контроля над стратегически значимыми организациями оборонно-промышленного комплекса;
ж) активизация инновационно-инвестиционной деятельности, позволяющей проводить качественное обновление научно-технической и производственно-
з) создание, поддержание и внедрение военных и гражданских базовых и критических технологий, обеспечивающих создание, производство и ремонт находящихся на вооружении и перспективных образцов вооружения, военной и специальной техники, а также обеспечивающих технологические прорывы или создание опережающего научно-технологического задела в целях разработки принципиально новых образцов вооружения, военной и специальной техники, обладающих ранее недостижимыми возможностями;
и) совершенствование системы программно-целевого планирования развития оборонно-промышленного комплекса в целях повышения эффективности оснащения Вооруженных Сил и других войск вооружением, военной и специальной техникой, обеспечения мобилизационной готовности оборонно-промышленного комплекса;
к) разработка и производство перспективных систем и образцов вооружения, военной и специальной техники, повышение качества и конкурентоспособности продукции военного назначения;
л) совершенствование механизма размещения заказов на поставки продукции, выполнение работ и оказание услуг для федеральных нужд;
м) реализация предусмотренных федеральным законодательством мер экономического стимулирования исполнителей государственного оборонного заказа;
н) совершенствование деятельности организаций оборонно-промышленного комплекса путем внедрения организационно-экономических механизмов, обеспечивающих их эффективное функционирование и развитие;
о) совершенствование кадрового состава и наращивание интеллектуального потенциала оборонно-промышленного комплекса, обеспечение социальной защищенности работников оборонно-промышленного комплекса.
3. Модернизация оборонно-промышленного комплекса
В РФ инновационная модернизация всего оборонного комплекса, безусловно, необходима. Тем более сегодня, в условиях растущей геополитической нервозности, в том числе вызванной глобальным кризисом, когда военная сила становится еще более важным страхующим средством. Так что проблема создания инновационной армии в России - это не дань моде в погоне за мировыми стандартами и даже не только вполне объяснимая попытка закрепить за собой место в новом миропорядке, по крайней мере в его силовой сфере. Более 80% всех вооружений в Российской армии морально или даже физически устарело и требует замены. Доля новых и новейших вооружений у армий ведущих в военном отношении стран мира в несколько раз выше, чем у России, причем на подходе - еще более совершенные вооружения и военная техника (ВВТ) следующих поколений. И нынешнее состояние военного, военно-экономического, военно-технического потенциала РФ явно не соответствует требованиям и задачам по обеспечению национальной безопасности страны, ее военной составляющей[5].
Модернизация оборонного комплекса предполагает не только совершенствование чисто военной сферы, переход к так называемой «инновационной армии» (ИА), но и развитие невоенной компоненты, которая сегодня играет все более важную роль в обеспечении национальной безопасности, оптимизации сил и средств для решения данной задачи. Особенно эта комплексность актуальна в современной России, с учетом текущего состояния ее военной мощи и очевидных серьезных проблем на пути ее качественного укрепления.
Инновационная армия предполагает резкое наращивание боевых возможностей, многовариантность применения в пространстве и времени, расширение (в том числе и территориальное) боевых и связанных с ними задач, включая военно-политические. ИА, а также смежные и обеспечивающие ее деятельность структуры, такие как оборонно-промышленный комплекс (ОПК), военно-ориентированные исследования и разработки - НИОКР и так далее обладают новыми свойствами и качествами. Причем не только по своему военно-техническому оснащению и «облику», но и по организации и управлению, представлениям о военном искусстве и параметрах военной деятельности, измененному характеру выполняемых персоналом функций, качественному преобразованию «технологий» всего «производственного процесса» в сфере военной деятельности и национальной безопасности в целом.
Существует три взгляда на возможность глубокой модернизации и реформирования оборонной сферы РФ, в том числе появления в России в обозримом будущем ИА. Первая группа оценок, назовем ее «министерской», делает упор на то, что в вооруженных силах (ВС) РФ успешно и по плану идут комплексные, масштабные, радикальные реформы, включая Госпрограмму вооружений на 2007-2015 гг. К 2016 г. будут полностью переоснащены новым и новейшим вооружением части постоянной готовности, а к 2020 г. - вся армия. Второй подход - «алармистский» - делает (причем совершенно справедливо) акцент на трудностях и ограничителях модернизации оборонной сферы РФ, ставя тем самым под вопрос саму возможность осуществления глубокой инновационной модернизации, создания в этих условиях ИА в России в обозримый период, тем более на фоне кризиса.
Третья группа оценок - на наш взгляд, реалистичная - концентрируется на вопросе, какая армия и оборонная сфера в целом, включая ОПК, нужны России для выполнения задач по обеспечению ее национальной безопасности, каким критериям, образцам должна соответствовать российская военная мощь и ее ИА. Как сделать ИА в конкретных российских условиях, а также как аккумулировать и на что направить в первую очередь те не слишком значительные ресурсы, которыми Россия располагает в настоящее время. И почему с созданием ИА никак не следует тянуть. А значит, необходимо даже в сложных экономических условиях изыскивать ресурсы (не сводимые к финансовым) для данных преобразований. Тем более что в российском оборонном комплексе, наряду с очевидными трудностями, имеются и неоспоримые достижения в ряде секторов того же ОПК.
Непременное условие инновационного развития в военной сфере - учет состояния экономической, технологической, даже идеологической базы. Выработка доктринальных целей и задач, приоритетных направлений развития оборонного комплекса, его инновационной модернизации должна рассматриваться в тесном взаимодействии, взаимоувязке с готовностью, реальными и конкретными возможностями их осуществления.
Особый вопрос - статус РФ как ядерной сверхдержавы, наличие у нее значительных средств ядерного сдерживания (пусть даже имеющих сегодня свои немалые проблемы) для обеспечения ее национальных интересов.
Одновременно необходимо резкое повышение всестороннего обеспечения военнослужащих на передовой - экипировкой, вооружением, связью, разведданными и информацией, системой защиты, питанием, постоянной поддержкой боевыми средствами и т.д.
Но для реализации всего этого нужны не только очень большие средства, но и соответствующая исследовательско-
Процесс реформирования ОПК идет уже 20 лет, но предприятия окончательно не реформированы, то есть они не могут эффективно работать и решать стоящие перед ними задачи[6]. Сегодня состояние ОПК по-прежнему неблагополучное. О том же свидетельствуют и оценки экспертов по вооружению и военной технике.
С 1992 г. было принято четыре программы реформирования ОПК: Государственная программа конверсии оборонной промышленности на 1993 - 1995 гг.; Государственная программа конверсии оборонной промышленности на 1995 - 1997 гг.; Федеральная целевая программа реструктуризации и конверсии оборонной промышленности на 1998 - 2000 гг. (была продлена на 2001 г.); ФЦП «Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса на 2002 - 2006 гг.». В настоящее время действует пятая программа - ФЦП «Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2007 - 2010 годы и на период до 2015 года». Поиски эффективной системы управления каждый раз предусматривали упразднение одних управленческих структур и создание новых. Но ни одна из принятых программ реформирования ОПК не была доведена до конца, их цели не были достигнуты.
4. Проблемы развития оборонно-промышленного комплекса
Низкий научно-технический уровень оборонно-промышленного комплекса, определяемый износом основных производственных фондов, и низкая инновационная эффективность корпораций ОПК обусловливают постепенную утрату ряда технологических сегментов ОПК и увеличение разрыва между предложением и спросом на ВВТ новых поколений. Не отлажены механизмы государственного и рыночного регулирования развития ОПК, в том числе ценообразования, которые обеспечивали бы оптимальные, отвечающие требованиям наибольшей эффективности соотношения цен на ВВТ и гражданскую продукцию. Связанная с этим деформация научно-технической структуры ОПК обостряется ввиду исчерпаемости наработок советского периода, затрудняет решение проблем повышения надежности снабжения продукцией ОПК вооруженных сил и народного хозяйства и обеспечения национальной безопасности России[7].
Острота проблем развития корпораций оборонно-промышленного комплекса России, проявляющаяся, в том числе и как реализация государством недостаточно эффективных вариантов реформирования корпоративной структуры оборонно-промышленного комплекса в условиях интеграции в мировую экономику, осложненных в последний период глобальным финансовым кризисом, и деструктивное влияние этих факторов на экономическое развитие и структурную перестройку оборонно-промышленного комплекса России вызывают тревогу.
Потребности в поддержании национальной обороноспособности и решении кризисных и посткризисных проблем в экономике нашей страны предопределяют необходимость совершенствования организационно-структурного механизма управления корпорациями оборонно-промышленного комплекса России.
Факторы, которые необходимо учитывать при корпоративной реструктуризации ОПК России, представлены в приложении 1.
Нарастающее отставание ОПК России по основным факторам конкурентоспособности ВВТ невозможно преодолеть без применения технологий электронного сопровождения (например, CALS-технологий) на всех этапах жизненного цикла ВВТ.
Направления в развитии в ОПК России интегрированных систем информационной поддержки жизненного цикла продукции должны быть ориентированы на активное использование проблемно-ориентированных комплексов корпоративного управления, перспективы которых связаны:
- с внедрением систем поддержки управленческих решений, в том числе интеллектуального анализа данных;
- с развитием сети высокоскоростных телекоммуникационных магистралей;
- с совершенствованием внутреннего и внешнего электронного документооборота в проблемно-ориентированных комплексах корпоративного управления;
- с формированием систем информационной поддержки жизненного цикла продукции;
- с интеграцией проблемно-ориентированных комплексов корпоративно
го управления через объединение различных подсистем поддержки управленческих решений, включая системы информационной поддержки жизненного цикла продукции.
Таким образом, системный характер недостатков в управлении корпорациями ОПК России обусловливает необходимость преодоления нарастающего отставания ОПК.
Несмотря на общую адаптацию корпораций оборонно-промышленного комплекса России к рыночным условиям, состояние оборонно-промышленного комплекса в настоящее время нельзя считать оптимальным, а уровень его научно-технического развития - достаточным.
В связи с этим важной задачей государственной политики в сфере оборонно-промышленного комплекса становится создание и развитие рациональной корпоративной структуры, позволяющей решать задачи повышения конкурентоспособности национальной экономики и обеспечения обороноспособности, удовлетворения растущих потребностей экономики в инновационных разработках и услугах, соответствующих мировому уровню качества.
Применение организационно-структурного подхода к разрешению проблем развития ОПК России, базирующегося на комплексном изучении структуры, взаимодействия и эволюции корпоративных отношений, позволяет сформулировать новую схему управления рациональной корпоративной структурой ОПК России, которая позволяет решать задачи повышения конкурентоспособности национальной экономики и обеспечения обороноспособности нашей страны.
Концепция совершенствования организационно-структурного механизма управления корпорациями ОПК России, выступая основой его стратегического развития, требует определенной организационной конфигурации структуры консолидации функциональных бизнесов в сфере обращения ВВТ.
Необходимо в ОПК России реализовать следующую полисубъектную модель (приложение 2).
Таким образом, необходимо выстраивание организационно-эффективной производственной цепочки: «единый заказчик» - «единый подрядчик» - «субподрядчики» - «ВС России, ВС других стран, участники кооперации в сфере производства ВВТ». Функцию единого заказчика должен выполнять департамент Министерства обороны или Правительства Российской Федерации. В структуру единого заказчика должен входить центр перспективных исследований и анализа.
Предлагаемая схема структурных изменений в существующих оборонно-промышленных холдингах может быть наиболее эффективно реализована через алгоритм реализации стратегии корпоративной реструктуризации корпораций. В этих условиях корпоративная реструктуризация оборонно-промышленного комплекса России должна базироваться на сочетании государственного контроля за экономико-правовой средой, институциональной инфраструктурой и крупными оборонно-промышленным корпорациями с государственными пакетами акций, обеспечивающими системообразующие функции в отношении самого оборонно-промышленного комплекса и других секторов ОПК, а также контроля за компаниями ОПК, принадлежащими не государству. Это расширит базу совершенствования организационно-структурного механизма управления корпорациями оборонно-промышленного комплекса, опирающегося на федеральные приоритеты с учетом обеспечения национальной безопасности.
Вместе с тем реализация мер корпоративной структуризации ОПК России остается актуальной проблемой, поскольку ее решение требует разработки новых механизмов управления корпорациями ОПК на базе координации взаимодействия органов государственного управления и корпоративных структур ОПК России.
Информация о работе Проблемы развития оборонно-промышленного комплекса