Основные направления развития приграничных районов Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 18:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – выяснить основные направления приграничных районов РФ, а так же выявить факторы, определивших их главенствующую роль в специализации определенного района.

Достижение поставленной цели опирается на решение следующих основных задач:

-анализ этапов исторического развития приграничных районов,

-выявление основных функций и задач этих районов,

-выявление отраслей специализации в приграничных районах РФ,

-выявление и анализ проблем и перспектив дальнейшего развития приграничных районов и их сотрудничества

Оглавление

Введение 3

1. Характеристика, особенности, проблемы приграничных районов России. 5

2. Направления хозяйственной деятельности приграничных районов. 15

3. Проблемы и перспективы развития приграничных районов. 35


Заключение 40


Список литературы 41

Приложения

Файлы: 1 файл

курсовая работа по регионалистике(+).doc

— 457.50 Кб (Скачать)

       В настоящее время область специализируется на выработке электроэнергии, добыче бурого угля, золота, заготовке деловой  древесины, производстве продукции  машиностроения и металлообработки. Производимая продукция в основном реализуется на отечественном рынке, лесопродукция экспортируется в Японию, КНДР и КНР. Основными видами промышленного производства Амурской области являются: добыча полезных ископаемых -30,8% объема промышленной продукции, обрабатывающие производства – 32,3%, производство и распределение электроэнергии, газа и воды 36,9%. Амурская область – основной сельскохозяйственный район Дальнего Востока. Здесь выращивают картофель, зерновые (пшеница, овес, ячмень), сою, гречиху, овощи. Развито мясомолочное животноводство, птицеводство, пчеловодство, оленеводство (на севере), звероводство, охота. Амурская область занимает свыше 53% площади пашни в Дальневосточном федеральном округе. Область располагает резервами для расширения посевных площадей более чем на 500 тыс. га

    35.   Еврейская автономная область (карта 1, стр. 15-16).

       На  территории Еврейской автономной области  выявлены и разведаны месторождения  более 20 видов полезных ископаемых, в том числе крупные месторождения  железа, марганца, олова, золота, графита, брусита, магнезитов, цеолитов, имеются целебные минеральные источники. По насыщенности месторождений и рудопроявлений, концентрации полезных ископаемых область является одной из богатейших территорий России. Однако потенциал ее природных ресурсов до конца не изучен и не разведан. К тому же подавляющая часть продукции минерально-сырьевого комплекса вывозится, перерабатывающих предприятий крайне мало. Наиболее перспективные проявления полезных ископаемых могут и должны привлечь внимание отечественных и зарубежных инвесторов. Это позволило бы полнее использовать минерально-сырьевую базу ЕАО.

    36.  Хабаровский край (карта 1, стр. 15-16).

       Основу  экономики Хабаровского края составляет промышленное производство, доля которого в региональном валовом продукте превышает 50%. Около 30% в структуре производства промышленной продукции края занимает машиностроение и металлообработка, 19% топливная промышленность, 12,5% приходится на лесную и деревообрабатывающую промышленность, 14% на пищевую промышленность, 13% на цветную металлургию. Основной особенностью промышленности является высокий удельный вес обрабатывающих отраслей (около 80% в общем объеме промышленного производства). В крае производится практически весь дальневосточный объем стали, проката, продуктов нефтепереработки, основная часть заготовок леса, продукции машиностроения. Одной из ведущих отраслей специализации края является машиностроение, которое базируется на высоких технологиях, особенно в области создания оборонной техники. На долю края приходится 42,7% в объеме производства машиностроения Дальнего Востока.

    37.  Приморский край (карта 1, стр. 15-16).

       Ведущие отрасли промышленности: машиностроение, горнодобывающая, деревообрабатывающая, судостроительная и судоремонтная, производство стройматериалов, рыбная. Крупнейшие предприятия области «Дальзавод», АО «Дальморепродукт», «Приморрыбпром» (рыба, морепродукты, рыбные консервы), «Владивостокская база тралового и рефрижераторного флота», «База активного морского рыболовства». Приморская, Артемовская, Партизанская ГРЭС. Посевы зерновых (рис, гречиха, овес, пшеница) и кормовых культур, сои, картофеля. Овощеводство, плодоводство. Мясо-молочное животноводство, свиноводство, птицеводство, звероводство (норка), пантовое оленеводство. По территории Приморского края проходит Транссибирская железнодорожная магистраль. Развит морской транспорт. Крупные порты: Владивосток, Находка, Восточный. Курорты: Садгород, Шмаковка(прил., табл. 10).[3, с. 223-235]

       Все приграничные имеют разную обеспеченность природными ресурсами, различными отраслями специализации. В этих районах хорошо развиты транспортные сети, что необходимо для транзита экспорта российской продукции за границу и импорта в нашу страну иностранных товаров. 
 
 
 
 
 
 

       3. Проблемы и перспективы развития приграничных районов.

       Проблемы, связанные с развитием российских приграничных территорий, регулярно  привлекают интерес СМИ, властей  и экспертов, прежде всего, ввиду  постоянной «нерешаемости» и частого  обострения проблем. Здесь представлен  анализ возможностей федеративных властей нашей страны по регулированию социально-экономического развития своих собственных приграничных территорий, практически не затрагивая столь модные ныне темы как приграничное и трансграничное сотрудничество, организацию  еврорегионов и т.д.

       Реально федеральные власти вмешивались  в дела приграничных территорий не из экономических или социальных соображений, а в случаях, когда  проблемы их развития приобретали политическую составляющую и под угрозой оказывался имидж страны и политиков. Можно смело привести два примера – Калининградская область и Курильские острова. Для первой был принят единственный в РФ федеральный закон, касающийся одного региона, для вторых действует практически постоянная (с середины 1990-х гг.) федеральная целевая программа. Но работа в режиме «скорой помощи», естественно, была не слишком эффективной, обе территории лихорадило и ныне помощь им приходится увеличивать (только что принята новая ФЦП для Курил). А ведь речь идет о скромных по размерам и населению территориях, не лишенных внутренних ресурсов развития. Во многом схожий пример – строительство портов в Ленинградской области для обеспечения «независимости» от портов стран Балтии, где движущей силой выступили политические (и экономические) соображения.[7]

       Основная  проблема приграничных территорий состоит  в том, что они должны решать проблемы федерального уровня, но в центре их таковыми не числят и смело взваливают на «хрупкие» плечи регионов и  местных органов власти. Еще в 1995 г. разрабатывавшийся в Совете Федерации проект закона о государственной помощи указанным территориям вызвал критику со стороны федеральных органов исполнительной власти, и продвигать его удавалось лишь благодаря поддержке двух губернаторов приграничных регионов. Но едва оба они проиграли выборы и лишились мест в верхней палате российского парламента, работа над проектом закона тут же остановились. Провалились и более поздние попытки выработать сходный закон.

       Стимулирование  развития приграничных территорий должно стать одним из направлений федеральной региональной политики. Предоставляемая таким регионам помощь должна иметь материальное наполнение – субсидии и иные финансовые льготы, дополнительные права и т.д.

       В начале 1990-х гг. практически все  приграничные территории оказались  в кризисном состоянии. Государство, осознавая это стремилось решить их проблемы без дополнительных затрат (против чего выступали министерства экономики, а ныне МЭРТ и Минфин) или предоставления им новых прав (против – МИД и «военные»). Это характерно и в отношении региональной политики в целом. Итог известен: страны Балтии и новые члены ЕС из Восточной и Центральной Европы стимулируют развитие своих приграничных территорий (в рамках региональной политики), в РФ же пока договариваются о терминах и дискутируют по поводу концепции.

       Развитие  приграничных территорий уже более 50 лет является одним из направлений  классической западноевропейской региональной политики. Можно вспомнить сменяющие  друг друга программы Европейского Союза с их реальными (а не виртуальными) еврорегионами. Основная цель указанной политики – преодоление негативных последствий былой барьерной функции границ, относительной изолированности и периферийности приграничных территорий. По указанным «показателям» РФ весьма заметна – многие годы ее приграничные территории были закрыты даже для собственного населения. Идеология «границы на замке» оказалась весьма живучей и способной к регенерации, что не облегчает развития приграничных территорий. Возвращение к прежней практике обширных закрытых пограничных зон может иметь негативные последствия для их социально-экономического развития.

       Как правило, основной ресурс приграничной территории заключается в ее географическом положении, которое, в идеале, позволяет  обслуживать транзитные потоки людей  и товаров и привлекать инвестиции. Понятно, что любые пограничные барьеры и ограничения снижают инвестиционную и транспортную привлекательность прилегающих к границе ареалов (обеих стран).

       При всем разнообразии режимов государственных  границ РФ, можно выделить два их основных типа – закрытые (прежде всего, существовавшие до распада СССР и новые со странами Балтии) и открытые – со странами СНГ (новые границы). Режим этот не статичен: страны Балтии их закрыли, а Финляндия старается максимально «приоткрыть». Границы со странами СНГ потихоньку «подрастают» (в т.ч. и по инициативе РФ). Пока об открытости границы можно судить по необходимости получать визу, но в этот показатель «рукотворный» - при наличии доброй воли обеих сторон получение визы можно упростить и ускорить. Однако, открытость границы – условие для развития прилегающих ареалов необходимое, но недостаточное. Два других важнейших фактора – политика всех уровней власти и местоположение территории.[8]

       Стимулирование  развития приграничных территорий должно стать одним из направлений федеральной региональной политики, и отнюдь не все они должны войти в ее орбиту. Приграничные территории стали очень «мозаичны» и не все нуждаются в федеральной поддержке. Среди них и полюса роста, и кризисные территории. В любом случае, предоставляемая таким регионам помощь должна иметь материальное наполнение – субсидии и иные финансовые льготы, дополнительные права и т.д.

       Можно привести ряд аргументов желательности/необходимости  интервенции федеральных властей:

       - часть приграничных районов относится к кризисным территориям, и им надо помогать исходя из соображений территориальной справедливости и единства страны (масштабы этой помощи неподъемны для региональных и местных властей);

       - это территории общестранового  значения, обслуживающие общегосударственные интересы (внешние связи);

       - они являются потенциальными  полюсами роста, кластерами и  свободными экономическими зонами.

       Многие  российские приграничные территории до сих пор отстают в области  развития транспортной и пограничной  инфраструктуры. О роли в сложившейся территории исторической закрытости границ, когда Москва была не только «портом пяти морей», но и основным приграничным городом страны уже говорилось. Но есть и географические причины кризиса приграничных территорий. Они относятся к периферии страны и своих регионов. Но и с другой стороны границы находятся такие же проблемные ареалы (на границе ЕС они еще и его периферия). Речь идет о двойной или даже тройной окраине. И единственным лекарством оказываются интеграция и «борьба» с границами. И тогда пусть страны Балтии сами решают – быть им периферией ЕС или центром общеевропейского пространства.

       Безусловно, вступление ряда экс-социалистических стран в ЕС никак не направлено против РФ. Естественно, они и не должны были учитывать интересы нашей страны, которые, однако, пострадали. Любая интеграционная группировка всегда означает снижение внутренних барьеров и, следовательно, относительное их повышение для третьих стран (иначе пропадает смысл интеграции). Можно утверждать, что последнее расширение ЕС создало проблемы (разномасштабные) для Ленинградской, Псковской и многострадальной Калининградской области.

       Одна  из проблем стимулирования развития приграничных территорий заключается в ее институциональной бесхозности. Поэтому концентрация всей приграничной тематики в рамках Министерства регионального развития – это, безусловно, шаг вперед. Но этот успех надо закрепить – сделать приграничные территории объектом значимой общестрановой региональной политики, реализуемой Министерством без «опеки» министерств финансово-экономического «профиля».

       В такой большой стране, как Россия, особенно при ее депопуляции, существование  кризисных территорий – т.е. «медвежьих углов» (особенно на периферии) неизбежно, в силах государства лишь немного смягчить ситуацию. Эти территории (в том числе и приграничные ареалы) будут жить по другим сценариям, чем Москва, Санкт-Петербург или Лондон. В этой ситуации властям (а понимание необходимости решать вопросы приграничных территорий, в принципе, есть) следует научиться действовать на региональном и муниципальном уровнях, осознав, что государство имеет дело со сложным комплексом проблем, требующим вложения немалых дополнительных средств.[1, с. 15-17]

       Проблемы  в развитии приграничных районов  России всегда была острее, чем в  других регионах нашей страны. Из-за смены режима наших границ приграничные районы получили «толчок» для развития, но после сколького времени «закрытого»  режима они оказались не готовы к этому, что вызвало проблемы в развитии. Калининградская область оказалась отрезанной от основной территории страны, что создает проблемы для России и в настоящее время. Но все же у этих районов есть перспективы в развитии. Наиболее развитые западные территории развивают сферу услуг, а в восточных районах идет разведка новых месторождений природных ресурсов. 
 
 
 
 
 

                   ЗАКЛЮЧЕНИЕ

       Свой  современный вид границы России приобрели после развала СССР. Внутренние границы постоянно меняются (образуются новые субъекты ,например, путем их укрупнения). Приграничные районы обладают различными функциями, наиболее специфичные из них – контактные и барьерные. Баланс между этими  двумя функциями определяет то, как будет развиваться тот или иной регион.

Информация о работе Основные направления развития приграничных районов Российской Федерации