Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 18:46, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – выяснить основные направления приграничных районов РФ, а так же выявить факторы, определивших их главенствующую роль в специализации определенного района.
Достижение поставленной цели опирается на решение следующих основных задач:
-анализ этапов исторического развития приграничных районов,
-выявление основных функций и задач этих районов,
-выявление отраслей специализации в приграничных районах РФ,
-выявление и анализ проблем и перспектив дальнейшего развития приграничных районов и их сотрудничества
Введение 3
1. Характеристика, особенности, проблемы приграничных районов России. 5
2. Направления хозяйственной деятельности приграничных районов. 15
3. Проблемы и перспективы развития приграничных районов. 35
Заключение 40
Список литературы 41
Приложения
Громадный
пограничный периметр страны в условиях
произошедших с начала 1992 г. кардинальных
геополитических и
Плотность международных переходов на российских границах одна из самых низких в мире. Наиболее густая сеть пограничных переходов была в Калининградской области - 24, в том числе 8 морских (речных) на 139 км морской границы, 8 автомобильных и 7 железнодорожных на 512 км сухопутной границы. Плотность пунктов пропуска на границах РФ в этой эксклавной области - 1 на 27 км периметра границ, наиболее близка к европейскому уровню.
За
почти десятилетие
В связи с этим одним из главных элементов развития приграничных районов вплоть до августовского 1998 г. финансового кризиса в России была приграничная и челночная торговля преимущественно по линии импорта. Крупные объемы челночной торговли осуществлялись с Польшей - около 1 млрд. долл., в которой ведущую роль играет Калининградская область. Значительные объемы челночной торговли имели место и на границах России со странами СНГ. Причем, если в страны дальнего зарубежья преимущественно вывозится валюта в обмен на товары, то в случае СНГ ввозятся дешевые товары в обмен на деньги. Введение одной из соседних стран тех или иных ограничений сильно сказывается на объемах приграничной торговли. Так например, в результате ужесточения правил бартерной и челночной торговли, повышения тарифов на импорт продовольствия, введения визового режима взаимного посещения резко сократились объемы приграничной торговли России и Китая.
Особенностью традиционной модели является то, что доходы от приграничной торговли распылены между множеством индивидуальных торговцев-челноков, мелких и средних частных и государственных фирм, что не позволяет реализовывать крупные инвестиционные проекты без поддержки из бюджетов стран и административных районов. Наибольший эффект от этой модели достигается при согласованных действиях правительств соседних стран в вопросах визового и таможенного режима, согласованных изменения курсов национальных валют и при наличии ценовых различий на потребительские товары и факторы производства. Но сочетание эти условий трудно достижимо.
Привлекательность приграничных районов для иностранных инвесторов при этой модели определяется транспортными условиями относительно стран-инвесторов, особенностями инвестиционного климата, ценой основных факторов производства, потенциальной емкостью осваиваемого рынка и трансакционными издержками, связанными с пересечением государственной границы. Но большинство приграничных районов России сильно удалены от потенциальных инвесторов, в них малоемкие региональные рынки и неблагоприятный инвестиционный климат из-за слабо развитой рыночной инфраструктуры. Поэтому объемы прямых иностранных инвестиций в них пока явно недостаточны для заметных структурных изменений в экономике.
Для привлечения финансовых ресурсов в приграничные регионы используется и инструмент специальных экономических зон. Зоны на основе федерального законодательства действуют в Калининградской и Магаданской областях, Приморском крае. Но зонная модель развития не дала осязаемых результатов.
Ее низкая результативность объясняется отсутствием в 1992 - 1999 гг. стабильной правовой основы создания и деятельности СЭЗ, общей политической и экономической нестабильностью в стране и низким уровнем зонального менеджмента. Наряду с особой экономической зоной "Янтарь" и промышленной зоной "Находка" в приграничных регионах на основе постановлений правительства РФ были учреждены зоны оффшорного типа "Ингушетия" и "Алтай" и на основе решений органов власти в субъектах РФ беспошлинные зоны в Санкт-Петербурге и оффшорная зона "Калмыкия".
Деятельность многих зон тесно увязана с российским рынком. В частности в пограничных с Россией районах Китаем созданы специальные экономические зоны приграничного сотрудничества в Манчжоули, Хэйхэ, Суйфэньхэ и Хунчуне. В Хэйхэ устойчиво растет число российских туристов, которые едут на пару часов за покупками. По данным УВД Амурской области, ежедневно государственную границу через пункт пропуска Благовещенск – Хэйхэ пересекают сотни россиян. Точные данные за 2007 год Хэйхэ посетило 435 тысяч граждан России. Доходы от пограничного туризма превысили 700 миллионов юаней ($102 миллиона). (табл. 1).
Таблица 1. Формирование трансграничного пространства в районе Благовещенск – Хайхэ
Источник: [9]
Инвестиционная деятельность в приграничных регионах России в основном связана с созданием соответствующей транспортной и таможенной инфраструктуры. Наиболее динамично эти объекты сооружаются либо планируются к сооружению в Ленинградской области. С 1997 г. на российско-финской границе открыт современный автопереход в Торфяновке стоимостью 37 млн. долл. Завершено сооружение подобного перехода в Брусничном, расширен переход в Святогорске. Проводится реконструкция пограничной железнодорожной станции Бусловская, что позволит в несколько раз увеличить ее пропускную способность. Эти мероприятия, а также планируемое сооружение скоростной железной дороги Хельсинки - Санкт-Петербург - Москва, объездной автомагистрали вокруг Санкт-Петербурга, морских портов в Финском заливе (Батарейная, Усть-Луга, Приморск), создание в ближайшие годы Балтийской трубопроводной системы свидетельствует о возрастании значения для России балтийского транспортного коридора.
Россия выступает за создание в кооперации с балтийскими странами энергетического кольца, включающего ЛЭП и газопроводы. В качестве первого шага планируется сооружение в районе Выборга электростанции, которая будет поставлять электроэнергию в Финляндию и Швецию, и газопровода на те же страны.
Развитие производственных и транспортных функций приграничных субъектов в последние годы опиралось в основном на федеральные финансовые ресурсы, привлекаемые иностранные кредиты и средства российских банков и компаний. Государственные инвестиции поступают в рассматриваемые регионы в рамках федеральных региональных (Краснодарский край, Псковская область, Кабардино-Балкария, Республики Тыва и Горный Алтай, Дальний Восток и т.д.) или отраслевых (таможенная инфраструктура, транспорт и др.) программ. Однако эффективность федеральных программ до сих пор была невысока в связи с крайне неудовлетворительным их финансированием.
Стоит отметить, что перед современным приграничьем России сегодня стоит серьезная и сложная задача: приграничные регионы – «лицо» страны в сотрудничестве с зарубежными странами. Это «ниточка» и дорога России к более плотному сотрудничеству и диалогу (в частности, по вопросу Калининграда) со странами Евросоюза, странами АТР и Азии, а также странами СНГ. С появлением новых границ, задача усложнилась – необходимо налаживать торгово-экономичекие и политические отношения с бывшими союзными Республиками и братскими народами на новом – межстрановом уровне. Данный процесс протекает не везде гладко, чем осложняет процесс становления приграничья России как сильного социально-экономического игрока экономики России и мирохозяйственных связях в целом.
Опыт России иллюстрирует известную закономерность, чем сильнее различия между странами по уровню социально-экономического развития, сильнее различия в практикуемых экономических системах, тем выше пограничные барьеры. Сближение уровней и систем способствует росту контактности границ.[2, стр. 35-46]
За
все время существования России
ее границы постоянно изменялись.
Приграничные области постоянно
подвергались различным опасностям
и военным нападениям. Это изначально
замедляло их развитие, но установлением
различных политических и экономических
связей приграничные районы стали развиваться
более быстрыми темпами. Но все же эти
районы зависят от того, с какой страны
граничат. Если это высокоразвитые страны,
то и приграничные районы развиваются
лучше. И наоборот.
2. Направления хозяйственной деятельности приграничных районов РФ.
Карта 1. Приграничные районы Российской Федерации
Условные обозначения к карте 1. Приграничные районы России:
-граница Российской Федерации
- граница приграничных районов Российской Федерации
1- Мурманская область
2- Республика Карелия
3- Ленинградская область
4- Псковская область
5- Калининградская область
6- Брянская область
7- Смоленская область
8- Курская область
9- Белгородская область
10- Воронежская область
11- Ростовская область
12- Краснодарский край
13- Кабардино-Балкарская Республика
14- Республика Северная Осетия-Алания
15- Республика Дагестан
16- Чеченская Республика
17- Республика Ингушетия
18- Карачаево-Черкесская Республика
19- Самарская область
20- Астраханская область
21- Саратовская область
22- Волгоградская область
23- Оренбургская область
24- Челябинская область
25- Курганская область
26- Тюменская область
27- Омская область
28- Новосибирская область
29- Алтайский край
30- Республика Алтай
31- Республика Тыва
32- Республика Бурятия
33- Забайкальский край
34- Амурская область
35- Еврейская автономная область
36- Хабаровский край
37- Приморский
край
Основная территория Российской Федерации граничит по суше с 16 государствами. С Польшей и Литвой граничит только полуэксклав Калининградская область. Небольшой анклав Саньково-Медвежье, входящий в состав Брянской области со всех сторон окружён границей с Белоруссией. На границе с Эстонией существует анклав Дубки.
На Западе Российская Федерация граничит с Норвегией (Мурманская область), с Финляндией (Мурманская область, республика Карелия, Ленинградская область), с Эстонией ( Ленинградская область, Псковская область), с Латвией (Псковская область), с Литвой и Польшей (Калининградская область), с Белоруссией (Псковская область, Смоленская область, Брянская область), с Украиной (Брянская область, Курская область, Белгородская область, Воронежская область, Краснодарский край, Ростовская область).
На Юго-западе Россия граничит с Абхазией ( Карачаево-Черкесская республика, Краснодарский край), с Грузией (Кабардино-Балкарская республика, республика Северная Осетия – Алания, Республика Ингушетия, Чеченская республика, республика Дагестан), с Южной Осетией ( республика Северная Осетия-Алания), с Азербайджаном ( республика Дагестан).
На Юге и Юго-востоке Россия граничит с Казахстаном (Астраханская область, Волгоградская область, Саратовская область, Самарская область, Оренбургская область, Челябинская область, Курганская область, Тюменская область, Омская область, Новосибирская область, Алтайский край, Республика Алтай). С Монголией ( республика Алтай, республика Тыва, республика Бурятия, Забайкальский край). С Китаем на Юге (республика Алтай), на Юго-востоке ( Забайкальский край, Амурская область, Еврейская автономная область, Хабаровский край и Приморский край). Все они различны по своей площади и структуре. (прил., табл. 2)
Информация о работе Основные направления развития приграничных районов Российской Федерации