Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 00:22, курсовая работа
Экономическая интеграция — процесс развития устойчивых взаимосвязей национальных хозяйств разных стран, ведущий к их постепенному экономическому слиянию, основанный на проведении этими странами согласованной межгосударственной экономики и политики.
Введение 3
Глава 1. Основные понятия и виды международной экономической интеграции 5
1.1 Понятие и сущность международной экономической интеграции 5
1.2 Этапы международной экономической интеграции 7
1.3 Современные интеграционные объединения 9
Глава 2. Участие России в мировых интеграционных процессах 13
2.1 Единое Экономическое Пространство: РФ, Беларусь, Казахстан, Украина 13
2.2. Россия и Европейский Союз 18
Глава 3. Перспективы интеграции России в мировую экономику 25
3.1 Общее состояние интеграции России в глобальную экономику. Перспективы развития интеграционных связей на территории СНГ 25
3.2 Россия и ЕС: перспективы сотрудничества 27
Заключение 31
Список использованной литературы 33
Интеграция
не терпит политической кампанейщины.
Это – оружие, способное принести
как ощутимую пользу, так и тяжелые
политико-экономические последствия,
с которыми придется справляться ценой
траты огромных ресурсов и политического
кризиса. Провал проекта Таможенного союза,
возможный в случае его недостаточной
проработки, будет означать потерю Россией
статуса государства – основного инициатора
интеграционных процессов на постсоветском
пространстве, что отдаст СНГ в сферу интеграционных
проектов внешних сил – Евросоюза, Китая
и др.
3.2
Россия и ЕС: перспективы
сотрудничества
Несмотря на продолжительный опыт диалога, внешне весьма активного, развитую систему связей на многих уровнях и накопленную солидную правовую базу, отношения России и Европейского союза пребывают в состоянии не определенности. Главным ее признаком является неспособность сторон совместно сформулировать стратегические цели отношений, определить общие ценности и интересы, задачи двустороннего сотрудничества. В первую очередь это касается России, политика которой страдает от отсутствия ясности на таком важнейшем направлении, как европейское. В настоящее время единственным ясно сформулированным тезисом национальной политики в отношении ЕС является утверждение, что «Россия не стремится к членству в Евросоюзе». Вряд ли это может считаться адекватной программой действий и стратегической повесткой дня. При этом в качестве обоснования гипотетической невозможности вступления в ЕС и с российской, и с европейской стороны выдвигаются аргументы о некой «особой ментальности» России, или констатация ее значительных географических размеров и относительной экономической отсталости. В целом эти утверждения соответствуют действительности, но их не следует возводить в абсолют. Как отмечали участники ситанализа, многие страны, вступившие или вступающие в ЕС, имеют более низкие показатели экономического развития, или сильно отличную от условной «европейской» ментальность (самый яркий пример – Турция). Размеры же вряд ли имеют серьезное значение в эпоху современных средств коммуникации и, по крайней мере, уравновешиваются ресурсной базой России. Кроме того, по утверждению самих представителей европейских институтов, в ЕС территориальный фактор перестает иметь решающее значение. По результатам состоявшегося голосования подавляющее большинство участников ситанализа (80 %) согласились с возможностью постановки вопроса о вступлении России в ЕС в долгосрочной перспективе (15–20 лет). Многое будет зависеть от того, по какому пути пойдет дальше ЕС (квазифедерация или социальный и экономический союз с некоторой внешнеполитической и оборонной составляющей) и сама Россия (стагнирующая и слабеющая авторитарная держава или динамичная страна, развивающаяся в сторону демократии). В квазифедеративное государство России будет вступать гораздо сложнее. К такому выбору Россию подталкивает не только объем экономических отношений (их лучше максимально диверсифицировать), сколько геополитические и культурные реальности. России будет трудно развиваться и даже выжить в одиночку в нынешнем и будущем окружении. К югу нарастает нестабильность, тесный союз с Китаем в силу ряда причин невозможен. Большинство, если не все западные и юго-западные страны бывшего СССР входят или войдут в евроатлантическую зону и зону притяжения ЕС. Украина в обозримом будущем скорее всего вступит в НАТО и начнет процесс переговоров о вступлении в ЕС.
Пока же, крупнейшими причинами, которые мешают преодолеть двусмысленность и кризис доверия, признаны ценностные различия, между обществами и особенно элитами, которые сейчас даже возрастают, неготовность Европы начать реальный интеграционный процесс с Россией и недееспособность российской бюрократии на европейском направлении. Россия и ЕС не рассматривают друг друга как противников на международной арене. Показательным является стремление сторон выявить позитив в любой, даже самой конфликтной ситуации. Вместе с тем, у России и ЕС отсутствует совместное понимание термина «стратегическое партнерство», который применяется сейчас для официального определения характера отношений. На практике такое партнерство подчас подменяется со стороны ЕС самой жесткой и мелочной конкуренцией по конкретным экономическим вопросам. Большинство участников ситанализа (75 %) сошлись во мнении, что ЕС рассматривает Россию как потенциального противника процесса расширения и стремится нейтрализовать ее действия. Одновременно с этим, сама Россия не была главным приоритетом политики Евросоюза, что отразилось на качестве его российской политики.
Итак, у интеграции России в мировое экономическое сообщество есть свои плюсы и минусы, равно как и подводные камни. Прежде всего Россия сама заинтересована в интенсивной глобализации собственного народного хозяйства, поскольку ее основные партнеры по внешнеэкономическому сотрудничеству — члены ВТО. Появление России в "индексе глобализации" говорит о ее моральном праве претендовать на членство в ВТО, но не умаляет значения других претензий к Москве. Речь идет о либерализации цен на "голубое топливо" и увеличении ее до мирового уровня, а также снижении тарифов на импорт зарубежной продукции. Выполнение такого комплекса требований может привести не только к банкротству промышленных предприятий, но и отразиться на благосостоянии населения страны.
На пути России в глобальную экономику есть проблема. В частности, эксперты с опасением ожидают приближения 2011 года. Считается, что именно к этому времени свою трудовую жизнь начнет "потерянное" поколение начала 90-х годов. Как известно, развал Советского Союза, кроме ухудшения экономического показателя, был сопряжен с кризисом естественного прироста населения. Низкая рождаемость через двадцать лет обещает отразиться на воинском призыве и станет причиной дефицита рабочих рук в экономике страны. Эксперты убеждены, что "демографический провал" начала 90-х годов будет трудно компенсировать за счет притока рабочей силы из ближнего зарубежья. В результате сугубо демографическая проблема грозит отразиться не только на экономическом росте, но и на самом процессе интеграции России в мировое экономическое хозяйство.
Как бы там ни было, зарубежные исследователи признают, что современная Россия движется по магистрали глобализации. Однако отечественные эксперты пока не испытывают чувства эйфории, поскольку интеграция в мировую экономику требует взвешенности. В конце концов, Китай относительно недавно стал членом ВТО, но это не помешало ему на протяжении пятнадцати лет сохранять динамичные темпы развития.
Заключение
Интеграция России в мировую экономику – важнейшая задача, от выполнения которой зависит дальнейшее развитие страны и успешное продвижение нынешнего экономического курса. В настоящее время в мире не осталось фактически ни одного государства, которое могло бы существовать изолированно от других участников международных отношений.
Основными формами интеграции являются:
Наиболее ярким примером успешной интеграции ряда государств является Европейский Союз. ЕС удалось достигнуть сочетания в себе фактически всех форм экономической и политической интеграции, благодаря чему была образована устойчивая, постоянно расширяющаяся, интеграционная группировка. Исходя из успеха Евросоюза, можно предположить, то наиболее эффективным является именно такой механизм интеграции, какой был применен в ЕС.
В настоящее время Россия является полноправным участником большинства наиболее влиятельных международных интеграционных группировок, что позволяет ей лоббировать там свои политические и экономические интересы. В этом плане наибольший интерес могут вызвать Содружество Независимых Государств и Единое Экономическое Пространство.
ЕЭП России, Украины, Белоруссии и Казахстана имеет своей целью создание достаточного основания для обеспечения свободной торговли между входящими в него государствами. К сожалению, из-за политической нестабильности в Украине, постоянной смены власти в этой стране и, как следствие этого, неопределенности её внешнеполитического курса, Украина до сих пор не ратифицировала весь пакет соглашений по ЕЭП, а значит не может полноценно принимать участия в работе сообщества.
В 2005 году резидент РФ В.В. Путин объявил, что АТЭС является для России важнейшим партнером. После этого произошла заметная активация деятельности России в данной организации, а на последнем саммите было решено, что саммит АТЭС-2012 пройдет во Владивостоке.
Содружество Независимых Государств в последнее время испытывает серьезный кризис. К сожалению, СНГ сейчас фактически разделилось на 3 лагеря: государств, стремящихся к взаимной интеграции с Россией; государств, стремящихся к интеграции в ЕС и государств, пытающихся быть лояльными и той и другой стороне.
Идея вступления России в Европейский Союз в настоящее время не актуальна. Гораздо более важным для обеих сторон является задача построения крепкого экономического сотрудничества. ЕС является одним из главных торговых партнеров России, хотя в последнее время из-за чреды энергетических скандалов между Россией и некоторыми государствами СНГ европейские страны все более задумываются об уменьшении роли РФ в поставках сырья в ЕС.
В целом, Россия уже сейчас является полноценным членом мирового сообщества. В последние годы она все более и более усиливает свою роль. РФ является членом большинства наиболее влиятельных международных организаций, что позволяет её отстаивать свою внешнеполитическую позицию и лоббировать свои экономические интересы. Дальнейшая интеграция России в мировую экономику могла бы позволить ей укрепить свои экономические связи с иностранными государствами и усилить товарообмен с ними, что, безусловно, не может не сказаться положительно на российской экономике в целом.
Список использованной литературы
30 Договор о Таможенном кодексе таможенного союза от 27 ноября 2009 года "О Таможенном кодексе таможенного союза"
27
Соглашение о формировании
28
Федеральный закон о
24
Федеральный закон «Об основах
государственного
29
Решение Комиссии Таможенного
союза от 8 декабря 2010 года №
482 О ходе выполнения Плана
действий по формированию
1
Россия и Европейский Союз – экономика
в зеркале статистики / Режим доступа:
http://www.ru.ruseu.com/stat/
2
Гринберг Р.С. Перспективы
3
Журнал Эксперт Казахстан / Режим
доступа: http://www.expert.ru/
4
Таир Мансуров Таможенный союз - реальная
интеграция / Режим доступа: http://www.izvestia.ru/
5
Удовенко С.П.
6 Мировая экономика: прогноз до 2020 года. Под ред. А.А. Дынкина. – М.: Магистр, 2007. 647с.
7
МЕЖДУНАРОДНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ
8
Двухстороннее экономическое
9
Особенности развития
10
МЕЖДУНАРОДНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ
11 Российская экономика в 2009 году. Тенденции и перспективы.
(Выпуск 31) – М.: ИЭПП, 2010. С. 707
12
Российско-казахстанское
13
А.Суздальцев: Политика впереди экономики
- риски и перспективы
14
Единое экономическое
15 2. Золотухина, Т. Интеграционные процессы в Европе: введение единой валюты / Т. Золотухина // Вопросы экономики.- 1999.- №9.- С. 17-21.
16
Семенов, К.А. Международные
17
Фомичев, В.И. Международная