Международная экономическая интеграция: сущность, этапы и формы. Россия в мировых интеграционных процессах

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 00:22, курсовая работа

Краткое описание

Экономическая интеграция — процесс развития устойчивых взаимосвязей национальных хозяйств разных стран, ведущий к их постепенному экономическому слиянию, основанный на проведении этими странами согласованной межгосударственной экономики и политики.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Основные понятия и виды международной экономической интеграции 5
1.1 Понятие и сущность международной экономической интеграции 5
1.2 Этапы международной экономической интеграции 7
1.3 Современные интеграционные объединения 9
Глава 2. Участие России в мировых интеграционных процессах 13
2.1 Единое Экономическое Пространство: РФ, Беларусь, Казахстан, Украина 13
2.2. Россия и Европейский Союз 18
Глава 3. Перспективы интеграции России в мировую экономику 25
3.1 Общее состояние интеграции России в глобальную экономику. Перспективы развития интеграционных связей на территории СНГ 25
3.2 Россия и ЕС: перспективы сотрудничества 27
Заключение 31
Список использованной литературы 33

Файлы: 1 файл

(ещё лучше =).doc

— 323.00 Кб (Скачать)

     Интеграция  не терпит политической кампанейщины. Это – оружие, способное принести как ощутимую пользу, так и тяжелые политико-экономические последствия, с которыми придется справляться ценой траты огромных ресурсов и политического кризиса. Провал проекта Таможенного союза, возможный в случае его недостаточной проработки, будет означать потерю Россией статуса государства – основного инициатора интеграционных процессов на постсоветском пространстве, что отдаст СНГ в сферу интеграционных проектов внешних сил – Евросоюза, Китая и др. 

3.2 Россия и ЕС: перспективы сотрудничества 

     Несмотря  на продолжительный опыт диалога, внешне весьма активного, развитую систему связей на многих уровнях и накопленную солидную правовую базу, отношения России и Европейского союза пребывают в состоянии не определенности. Главным ее признаком является неспособность сторон совместно сформулировать стратегические цели отношений, определить общие ценности и интересы, задачи двустороннего сотрудничества. В первую очередь это касается России, политика которой страдает от отсутствия ясности на таком важнейшем направлении, как европейское. В настоящее время единственным ясно сформулированным тезисом национальной политики в отношении ЕС является утверждение, что «Россия не стремится к членству в Евросоюзе». Вряд ли это может считаться адекватной программой действий и стратегической повесткой дня. При этом в качестве обоснования гипотетической невозможности вступления в ЕС и с российской, и с европейской стороны выдвигаются аргументы о некой «особой ментальности» России, или констатация ее значительных географических размеров и относительной экономической отсталости. В целом эти утверждения соответствуют действительности, но их не следует возводить в абсолют. Как отмечали участники ситанализа, многие страны, вступившие или вступающие в ЕС, имеют более низкие показатели экономического развития, или сильно отличную от условной «европейской» ментальность (самый яркий пример – Турция). Размеры же вряд ли имеют серьезное значение в эпоху современных средств коммуникации и, по крайней мере, уравновешиваются ресурсной базой России. Кроме того, по утверждению самих представителей европейских институтов, в ЕС территориальный фактор перестает иметь решающее значение. По результатам состоявшегося голосования подавляющее большинство участников ситанализа (80 %) согласились с возможностью постановки вопроса о вступлении России в ЕС в долгосрочной перспективе (15–20 лет). Многое будет зависеть от того, по какому пути пойдет дальше ЕС (квазифедерация или социальный и экономический союз с некоторой внешнеполитической и оборонной составляющей) и сама Россия (стагнирующая и слабеющая авторитарная держава или динамичная страна, развивающаяся в сторону демократии). В квазифедеративное государство России будет вступать гораздо сложнее. К такому выбору Россию подталкивает не только объем экономических отношений (их лучше максимально диверсифицировать), сколько геополитические и культурные реальности. России будет трудно развиваться и даже выжить в одиночку в нынешнем и будущем окружении. К югу нарастает нестабильность, тесный союз с Китаем в силу ряда причин невозможен. Большинство, если не все западные и юго-западные страны бывшего СССР входят или войдут в евроатлантическую зону и зону притяжения ЕС. Украина в обозримом будущем скорее всего вступит в НАТО и начнет процесс переговоров о вступлении в ЕС.

     Пока  же, крупнейшими причинами, которые мешают преодолеть двусмысленность и кризис доверия, признаны ценностные различия, между обществами и особенно элитами, которые сейчас даже возрастают, неготовность Европы начать реальный интеграционный процесс с Россией и недееспособность российской бюрократии на европейском направлении. Россия и ЕС не рассматривают друг друга как противников на международной арене. Показательным является стремление сторон выявить позитив в любой, даже самой конфликтной ситуации. Вместе с тем, у России и ЕС отсутствует совместное понимание термина «стратегическое партнерство», который применяется сейчас для официального определения характера отношений. На практике такое партнерство подчас подменяется со стороны ЕС самой жесткой и мелочной конкуренцией по конкретным экономическим вопросам. Большинство участников ситанализа (75 %) сошлись во мнении, что ЕС рассматривает Россию как потенциального противника процесса расширения и стремится нейтрализовать ее действия. Одновременно с этим, сама Россия не была главным приоритетом политики Евросоюза, что отразилось на качестве его российской политики.

     Итак, у интеграции России в мировое  экономическое сообщество есть свои плюсы и минусы, равно как и  подводные камни. Прежде всего Россия сама заинтересована в интенсивной глобализации собственного народного хозяйства, поскольку ее основные партнеры по внешнеэкономическому сотрудничеству — члены ВТО. Появление России в "индексе глобализации" говорит о ее моральном праве претендовать на членство в ВТО, но не умаляет значения других претензий к Москве. Речь идет о либерализации цен на "голубое топливо" и увеличении ее до мирового уровня, а также снижении тарифов на импорт зарубежной продукции. Выполнение такого комплекса требований может привести не только к банкротству промышленных предприятий, но и отразиться на благосостоянии населения страны.

     На пути России в глобальную экономику есть проблема. В частности, эксперты с опасением ожидают приближения 2011 года. Считается, что именно к этому времени свою трудовую жизнь начнет "потерянное" поколение начала 90-х годов. Как известно, развал Советского Союза, кроме ухудшения экономического показателя, был сопряжен с кризисом естественного прироста населения. Низкая рождаемость через двадцать лет обещает отразиться на воинском призыве и станет причиной дефицита рабочих рук в экономике страны. Эксперты убеждены, что "демографический провал" начала 90-х годов будет трудно компенсировать за счет притока рабочей силы из ближнего зарубежья. В результате сугубо демографическая проблема грозит отразиться не только на экономическом росте, но и на самом процессе интеграции России в мировое экономическое хозяйство.

     Как бы там ни было, зарубежные исследователи  признают, что современная Россия движется по магистрали глобализации. Однако отечественные эксперты пока не испытывают чувства эйфории, поскольку интеграция в мировую экономику требует взвешенности. В конце концов, Китай относительно недавно стал членом ВТО, но это не помешало ему на протяжении пятнадцати лет сохранять динамичные темпы развития.

 

Заключение 

     Интеграция  России в мировую экономику –  важнейшая задача, от выполнения которой  зависит дальнейшее развитие страны и успешное продвижение нынешнего  экономического курса. В настоящее  время в мире не осталось фактически ни одного государства, которое могло бы существовать изолированно от других участников международных отношений.

     Основными формами интеграции являются:

  1. Зона свободной торговли.
  2. Таможенный союз.
  3. Платежный союз.
  4. Общий рынок.
  5. Экономический и валютный союз.

     Наиболее  ярким примером успешной интеграции ряда государств является Европейский Союз. ЕС удалось достигнуть сочетания в себе фактически всех форм экономической и политической интеграции, благодаря чему была образована устойчивая, постоянно расширяющаяся, интеграционная группировка. Исходя из успеха Евросоюза, можно предположить, то наиболее эффективным является именно такой механизм интеграции, какой был применен в ЕС.

     В настоящее время Россия является полноправным участником большинства  наиболее влиятельных международных интеграционных группировок, что позволяет ей лоббировать там свои политические и экономические интересы. В этом плане наибольший интерес могут вызвать Содружество Независимых Государств и Единое Экономическое Пространство.

     ЕЭП России, Украины, Белоруссии и Казахстана имеет своей целью создание достаточного основания для обеспечения свободной торговли между входящими в него государствами. К сожалению, из-за политической нестабильности в Украине, постоянной смены власти в этой стране и, как следствие этого, неопределенности её внешнеполитического курса, Украина до сих пор не ратифицировала весь пакет соглашений по ЕЭП, а значит не может полноценно принимать участия в работе сообщества.

     В 2005 году резидент РФ В.В. Путин объявил, что АТЭС является для России важнейшим партнером. После этого произошла заметная активация деятельности России в данной организации, а на последнем саммите было решено, что саммит АТЭС-2012 пройдет во Владивостоке.

     Содружество Независимых Государств в последнее  время испытывает серьезный кризис. К сожалению, СНГ сейчас фактически разделилось на 3 лагеря: государств, стремящихся к взаимной интеграции с Россией; государств, стремящихся к интеграции в ЕС и государств, пытающихся быть лояльными и той и другой стороне.

     Идея  вступления России в Европейский Союз в настоящее время не актуальна. Гораздо более важным для обеих сторон является задача построения крепкого экономического сотрудничества. ЕС является одним из главных торговых партнеров России, хотя в последнее время из-за чреды энергетических скандалов между Россией и некоторыми государствами СНГ европейские страны все более задумываются об уменьшении роли РФ в поставках сырья в ЕС.

     В целом, Россия уже сейчас является полноценным  членом мирового сообщества. В последние  годы она все более и более усиливает свою роль. РФ является членом большинства наиболее влиятельных международных организаций, что позволяет её отстаивать свою внешнеполитическую позицию и лоббировать свои экономические интересы. Дальнейшая интеграция России в мировую экономику могла бы позволить ей укрепить свои экономические связи с иностранными государствами и усилить товарообмен с ними, что, безусловно, не может не сказаться положительно на российской экономике в целом.

 

Список использованной литературы

     30  Договор о Таможенном кодексе таможенного союза от 27 ноября 2009 года "О Таможенном кодексе таможенного союза"

     27  Соглашение о формировании единого  экономического пространства СНГ  от 19 сентября 2003г       

     28  Федеральный закон о ратификации  соглашения о формировании единого экономического пространства

     24  Федеральный закон «Об основах  государственного регулирования  внешнеторговой деятельности» от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ (в ред. Федеральных  законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 22.07.2005 N 117-ФЗ, от 02.02.2006 N 19-ФЗ).

     29  Решение Комиссии Таможенного  союза от 8 декабря 2010 года №  482 О ходе выполнения Плана  действий по формированию Единого  экономического пространства Республики  Беларусь, Республики Казахстан  и Российской Федерации  

     1  Россия и Европейский Союз – экономика в зеркале статистики / Режим доступа: http://www.ru.ruseu.com/stat/details_473.html

     2  Гринберг Р.С. Перспективы валютной  интеграции на постсоветском  пространстве// Формирование интеграционных  объединений стран СНГ: финансовый, валютный, банковский аспекты. – М.: «Финансы и статистика», 2009, с. 171-179.

     3 Журнал Эксперт Казахстан / Режим доступа: http://www.expert.ru/printissues/kazakhstan/2009/06/integraciya/

     4 Таир Мансуров Таможенный союз - реальная интеграция / Режим доступа: http://www.izvestia.ru/EurAsEC/article3114405/

     5 Удовенко С.П. Методологические  вопросы статистики обеспечения  оценки таможенного тарифа// Вопросы  статистики. – 2008 г. - №12. – С. 31 –  32.

     6  Мировая экономика: прогноз до 2020 года. Под ред. А.А. Дынкина. – М.: Магистр, 2007. 647с.

     7  МЕЖДУНАРОДНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО - УКРАИНА/ Режим доступа: http://www.esp-izdat.ru/?article=2075

     8  Двухстороннее экономическое сотрудничество  со странами СНГ – Республика  Казахстан / Режим доступа: http://www.esp-izdat.ru/?article=774

     9  Особенности развития внешнеторговых  отношений России со странами  СНГ/ Режим доступа: http://www.esp-izdat.ru/?article=561

     10 МЕЖДУНАРОДНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО  – БЕЛОРУССИЯ / Режим доступа: http://www.esp-izdat.ru/?article=2103

     11  Российская экономика в 2009 году. Тенденции и перспективы.

     (Выпуск 31) – М.: ИЭПП, 2010. С. 707

     12  Российско-казахстанское торгово-экономическое  сотрудничество  / Режим доступа: http://www.sng.allbusiness.ru/content/document_r_F5B3846A-0781-4C51-9230-8E9A2E6D1344.html

     13  А.Суздальцев: Политика впереди экономики  - риски и перспективы Таможенного  cоюза ЕврАзЭС http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1267438260

     14  Единое экономическое пространство  Беларуси, Казахстана, России и Украины  / Режим доступа: http://www.eurasianhome.org/doc_files/ses_forum.pdf

     15  2. Золотухина, Т. Интеграционные процессы в Европе: введение единой валюты / Т. Золотухина // Вопросы экономики.-  1999.- №9.- С. 17-21.

     16  Семенов, К.А. Международные экономические  отношения. / К.А. Семенов.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. -544 с.

     17  Фомичев, В.И. Международная торговля: Учебник. 2-е изд.,перераб. и доп. / В.И. Фомичев.- М.: ИНФРА-М, 2000.- 446 с.

Информация о работе Международная экономическая интеграция: сущность, этапы и формы. Россия в мировых интеграционных процессах