Международная экономическая интеграция: сущность, этапы и формы. Россия в мировых интеграционных процессах

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 00:22, курсовая работа

Краткое описание

Экономическая интеграция — процесс развития устойчивых взаимосвязей национальных хозяйств разных стран, ведущий к их постепенному экономическому слиянию, основанный на проведении этими странами согласованной межгосударственной экономики и политики.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Основные понятия и виды международной экономической интеграции 5
1.1 Понятие и сущность международной экономической интеграции 5
1.2 Этапы международной экономической интеграции 7
1.3 Современные интеграционные объединения 9
Глава 2. Участие России в мировых интеграционных процессах 13
2.1 Единое Экономическое Пространство: РФ, Беларусь, Казахстан, Украина 13
2.2. Россия и Европейский Союз 18
Глава 3. Перспективы интеграции России в мировую экономику 25
3.1 Общее состояние интеграции России в глобальную экономику. Перспективы развития интеграционных связей на территории СНГ 25
3.2 Россия и ЕС: перспективы сотрудничества 27
Заключение 31
Список использованной литературы 33

Файлы: 1 файл

(ещё лучше =).doc

— 323.00 Кб (Скачать)

     NAFTA (North American Free Trade Area) - Североамериканская  зона свободной торговли. Образована  в 1994. Включает США, Канаду, Мексику. Представляет собой крупнейшую в мире региональную зону свободной торговли, с населением в 406 млн. человек и совокупным валовым продуктом 10,3 триллиона долларов. Соглашение о Североамериканской зоне свободной торговли содержит комплекс договоренностей, распространяющихся на торговлю, сферу услуг и инвестиций. Внутри НАФТА, в отличие от ЕС, есть только один центр экономической силы – США, чья экономика в несколько раз превосходит Канаду и Мексику вместе взятые. Эта моноцентричность облегчает управление, но одновременно создает среду потенциальных конфликтов. Кроме того, интеграция оказывается однобокой: Канада и Мексика тесно интегрированы с США, но не друг с другом.

     Другая  особенность североамериканской экономической  группировки заключается в том, что ее участники находятся в разных стартовых условиях. Если Канаде за последнее десятилетие удалось приблизиться по главным экономическим макропоказателям к США, то Мексика пока еще сохраняет значительный разрыв с данными странами по основным базовым показателям.

     Несмотря  на критику, преобладают положительные  оценки перспектив развития НАФТА. Условия  НАФТА предоставляют возможность  вступления в эту организацию  новых государств, не устанавливают  каких-либо географических ограничений. В политическом плане предполагается создание в перспективе «сообщества демократий западного полушария» - своего рода конфедерации американских стран с прозрачными границами и единой экономикой.

     Ассоциация  стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) (англ. Association of SouthEast Asian Nations) – политическая, экономическая и культурная региональная межправительственная организация стран, в которую входят Индонезия, Малайзия, Филиппины, Сингапур, Таиланд, Бруней, Вьетнам, Мьянма и Лаос. Ассоциация возникла в 1967 г., но лишь в 1992 г. ее участники поставили перед собой задачу создать к 2008 г. зону региональной свободной торговли путем поэтапного снижения тарифов внутри нее. Каждая из стран — членов АСЕАН связана с экономикой Японии, США и с новыми индустриальным странами Азии. Значительная часть азиатско-тихоокеанской торговли приходится на торговлю между местными филиалами японских, американских, канадских, тайваньских и южнокорейских корпораций. Помимо АСЕАН в Азиатско-Тихоокеанском регионе действует еще несколько самостоятельных экономических объединений, среди которых созданное в 1989 г. Азиатско-Тихоокеанское экономическое сообщество (АТЭС), представленное вначале 18 странами (Австралия, Бруней, Гонконг, Канада, Китай, Кирибати, Малайзия, Маршалловы острова, Мексика, Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея, Республика Корея, Сингапур, США, Таиланд, Тайвань, Филиппины, Чили), к которым затем (через десять лет) присоединились Россия, Вьетнам и Перу.

       Деятельность АТЭС направлена  на стимулирование взаимной торговли  и развитие сотрудничества, в  частности, в таких направлениях, как технические стандарты и сертификация, таможенная гармонизация, развитие сырьевых отраслей, транспорта, энергетики, малого бизнеса.

     Содружество Независимых Государств — региональная международная организация (международный  договор), призванная регулировать отношения сотрудничества между странами, ранее входившими в состав СССР. СНГ не является надгосударственным образованием и функционирует на добровольной основе. СНГ основано на началах суверенного равенства всех его членов, поэтому все государства-члены являются самостоятельными субъектами международного права. Содружество не является государством и не обладает наднациональными полномочиями.

     Основными целями организации являются: сотрудничество в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях; всестороннее развитие государств-членов в рамках общего экономического пространства, межгосударственной кооперации и интеграции; обеспечение прав и свобод человека; сотрудничество в обеспечении международного мира и безопасности, достижение всеобщего и полного разоружения; взаимная правовая помощь; мирное разрешение споров и конфликтов между государствами организации.

     Итак, в заключение первой главы данной курсовой работы отметим, что интегрирующиеся страны главной целью имеют повышение эффективности национальных экономик. Среди других целей, способствующих, в конечном счете, достижению главной, выделяют следующие:

  1. Расширение экономического пространства, в пределах которого действуют хозяйствующие субъекты. Создание более стабильной и предсказуемой обстановки для взаимной торговли. С этой целью тесно связана следующая.
  2. Рост зарубежных инвестиционных вложений.
  3. Интеграционные блоки не только расширяют и улучшают взаимную торговлю их участников, но и укрепляет их согласованную позицию в рамках международных переговоров.
  4. Формирование благоприятной внешнеполитической среды для участников интеграционных объединений также является одной из задач, а также эффектов интеграции.
  5. Содействие структурной перестройке экономики. Более развитые страны, подключая к процессам интеграции своих соседей, конечно, заинтересованы в ускорении рыночных реформ и создании там полноценных емких рынков.
  6. Поддержка молодых отраслей национальной промышленности.
  7. Использование преимуществ «экономики масштаба».

     Таким образом, многочисленные интеграционные объединения, существующие в современном мире, ставят перед собой в принципе схожие задачи, выполнение которых в принципе и является основой деятельности любого интеграционного объединения.

 

Глава 2. Участие России в мировых интеграционных процессах 

2.1 Единое Экономическое Пространство: РФ, Беларусь, Казахстан, Украина 

     Понятие «интеграция» занимает особое место  в политическом словаре постсоветского пространства. Граждане бывших союзных республик позитивно воспринимают интеграционную риторику, которая у многих ассоциируется с «золотым веком» относительного советского благосостояния. Непременным условием жизнеспособности любого интеграционного проекта является присутствие в нем субъекта мировой экономики и мировой политики. До сего дня таким статусом на постсоветском пространстве обладает только Российская Федерация. Объективно именно на нее ложится обязанность регулирования интеграционных процессов в регионе. В свою очередь эти процессы должны использоваться в интересах модернизации российской экономики и обеспечения национальной безопасности. От способности Москвы стать центром притяжения для сопредельных стран во многом зависят перспективы России в формирующемся многополярном мире.

     Экономики стран СНГ всего два десятилетия назад составляли единый народно-хозяйственный комплекс, но практически ни один из проектов не продвинулся дальше первого-второго этапов экономической интеграции.

     19 сентября 2003 года в Ялте главы  России, Украины, Белоруссии и Казахстана подписали Соглашение об экономической интеграции. Целью Соглашения провозглашено создание единого экономического образования, обеспечивающего свободное движение всех факторов производства и эффективную координацию макроэкономической политики..

       Таможенный союз Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской  Федерации — межгосударственный  договор о создании единого таможенного пространства, действующий с 1 января 2010 г. - представляет собой попытку совершить качественный прорыв в интеграционном направлении. Представители Украины отказались подписать почти половину соглашений по Таможенному союзу. А те 14 соглашений, что украинцы подписали, касаются упрощенных таможенных процедур и все той же зоны свободной торговли без изъятий и ограничений.

     9 декабря этого года президенты России, Белоруссии и Казахстана заявили в декларации о формировании ЕЭП, что Единое экономическое пространство начинает действовать с 1 января 2011 года.

     Начиная с 1 июля 2010 года, мы уже живем в  условиях единой таможенной территории трех государств.

     Пока  нет официальных данных статистики государств - членов Таможенного союза, позволяющей оценить влияние  отмены таможенного оформления на изменение  товарооборота между странами ТС. Так как с начала функционирования союза прошел еще очень небольшой промежуток времени. Данные Федеральной службы государственной статистики о внешнеторговом обороте России в январе-июле 2010 года ввиду отсутствия статистической информации в связи с отменой с 1 июля 2010 года таможенного оформления товаров в рамках Таможенного союза содержат только оценку взаимной торговли Российской Федерации с Республикой Казахстан либо приводятся без учета объемов этой торговли. Тем не менее, по данным Росстата, даже при отсутствии этих сведений за период с января по июль 2010 года по сравнению с соответствующим периодом 2009 года товарооборот Российской Федерации с Республикой Беларусь увеличился на 18,3%, а с Республикой Казахстан - на 17,9%.

     В то же время для Беларуси существенных изменений в системе регулирования торговли с созданием единой таможенной территории не произошло. Ее основным торговым партнером среди стран - участниц Таможенного союза была и остается Россия. Начало 2008 года для развития торговли Белоруссии с Россией было достаточно благоприятным. В России увеличился спрос на белорусские товары, чему способствовали ускорение темпов ее экономического роста и девальвация белорусского рубля по отношению к российскому. В целом товарооборот Белоруссии с Россией в 2008 году вырос по сравнению с 2007 годом на 31,1% и достиг 34188,9 млн. долл. США, объем экспорта увеличился на 19,2% и составил 10585,1 млн. долл. США, импорта - на 37,2% и достиг 23603,8 млн. долл. США (таб.1) 

Таблица 1 - Внешняя торговля Белоруссии с Россией

- 2005 год 2006 год 2007 год 2008 год Темп  роста в %
2005 г. к 2004 г. 2006 г.к 2005 г. 2007 г. к 2006 г. 2008г к 2007г
Товарооборот 15833,9 19944,3 26073,3 34188,9 89,4 126 130,7 131,1
Экспорт 5715,8 6845,3 8886,6 10585,1 88,1 119,8 129,8 119,2
Импорт 10118,2 13099 17186,7 23603,8 90,2 129,5 131,2 137,2
 

     Правила торговли с Белоруссией еще до вступления в силу Таможенного кодекса Таможенного союза и других соглашений были в значительной мере упрощенны в рамках Союзного государства. Можно отметить значительный рост товарооборота Беларуси со странами ТС в течение 2010 года. Так, за январь-июль он превысил 15126 млн. долларов США, в том числе экспорт составил 5510 млн. долларов, а импорт - 9616 млн. долларов. Стоимостный объем экспорта по сравнению с аналогичным периодом прошлого года из расчета в фактических ценах увеличился на 49,8%, а импорта - на 7,2%.

     При анализе динамики изменения объемов  внешней торговли со странами Таможенного  союза обращает на себя внимание тот  факт, что максимальный прирост товарооборота  пришелся не на июль 2010 года, когда было отменено таможенное оформление товаров Таможенного союза, а на апрель. Тогда общий товарооборот вырос до 131,8.

     Анализ  же экспорта и импорта основных видов  товаров показывает следующее: за 7 месяцев 2010 года производители Республики Беларусь поставили в страны Таможенного союза 2665 грузовых автомобилей, что в 3,2 раза больше, чем в соответствующем периоде прошлого года. Почти в три раза выросло количество экспортированных седельных тягачей, на 77% увеличился объем экспорта молока и сливок, на 61% - трансформаторов. Это говорит не только о выходе экономики Республики Беларусь из кризиса, но и является первыми результатами ведения единой торговой политики в рамках Таможенного союза.

     Поскольку до создания единого экономического пространства в рамках Таможенного союза сохраняются экспортные пошлины, в 2010 году (по данным статистики за январь-июль 2010 года) на 41% сократился объем импорта нефти из России, а объем импорта нефтепродуктов сократился на 66%. В отношении остальных категорий товаров наблюдается рост импорта: подшипников импортировано на 57% больше, чем в соответствующем периоде 2009 года, ввоз двигателей внутреннего сгорания вырос на 34%, а алюминия необработанного - на 74,3%. В целом приведенные цифры внушают оптимизм при оценке будущих перспектив Таможенного союза. Даже если учитывать, что фактор отмены таможенного оформления еще не повлиял на рост объемов общего товарообмена, можно с уверенностью сказать, что единая тарифная политика не привела к сокращению взаимной торговли между нашими странами, а резкое уменьшения товарооборота произошло как за счет падения средних цен товаров и по причине снижения физических объемов торговли в целом, на фоне продолжающегося финансово-экономического кризиса, охватившего все страны СНГ.

Информация о работе Международная экономическая интеграция: сущность, этапы и формы. Россия в мировых интеграционных процессах