Место Австралии в мировой экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2011 в 20:23, реферат

Краткое описание

Австралия (англ. australia, от лат. Australis – «южный» ) – государство в Южном полушарии, расположенное на материке Австралия, острове Тасмания и нескольких других островах Индийского, Тихого и Южного океанов. Шестое по площади государство мира, единственное государство, занимающее целый материк. Австралия является немного меньшей по своим размерам, чем Соединенные Штаты Америки. Общая площадь суши, которую занимает Австралия, составляет 7686850 квадратных километров, из которых 68920 квадратных километров являются водной частью.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………………………....2

Особенности участия Австралии в мировой экономике XX века………………………………………………………………………………………………….5
Характерные черты современного устройства национальной экономики Австралии………………………………………………...…………….……18
Особенности роли Австралии в международном разделении труда в текущем столетии……………………….…………………………..……………………..34
Заключение………………………………………………………………….…………………………43

Список используемых источников………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

Место Австралии в мировой экономике.doc

— 352.00 Кб (Скачать)

     На  протяжении длительного периода во многих городах и регионах Австралии иностранные инвесторы помогают восстанавливать и улучшать работу действующих компаний, а иногда создавать целые отрасли производства. Иностранные инвесторы способствуют увеличению занятости, создают условия для повышения квалификации работающих и подготовки молодых кадров, на новых предприятия для них организуются дополнительные коммерческие связи.

     Объединение и поглощение организаций, совместных с иностранным капиталом предприятий  и стратегических альянсов – все это способствует развитию производительных сил страны. Участие иностранного капитала часто улучшает качество управления, облегчает решение проблем занятости и повышает уровень квалификации местных менеджеров предпринимателей.

     Австралийские компании, испытывающие нехватку средств и опыта, стремятся к организации совместных с иностранным капиталом предприятий или использованию других форм сотрудничества для продолжения и расширения своих операций, особенно в новых и новейших сферах предпринимательства. Мелкие и средние фирмы особые трудности испытывают на ранних стадиях своего развития. В Австралии таким фирмам, не имеющим значительного потенциала роста, трудно зарегистрироваться на фондовой бирже, что осложняет доступ к финансовым ресурсам. Австралийские компании сталкиваются также с проблемой формирования капитала для финансирования крупных проектов, поскольку местные банковские учреждения не обладают соответствующими ресурсами.

     В 1990-е годы Австралия извлекла большую пользу от иностранных капиталовложений в сферу инжиниринга. Австралийские фирмы успешно конкурируют с участниками тендеров на реализацию проектов малых и средних размеров. Однако сравнительно скромные финансовые возможности не позволяют им эффективно участвовать в более крупных проектах, требующих более значительного финансирования. Европейские и североамериканские инжиниринговые фирмы, высоко оценивая опыт Австралии, охотно допускают участие австралийского капитала. В результате многие местные фирмы фактически стали международными.

     Aктивнo  дeйcтвyют зa pyбeжoм aвcтpaлийcкиe бaнки, ocoбeннo бaнк AHЗ, фyнкциoниpyющим зa  пpeдeлaми Aвcтpaлии и Hoвoй Зeлaндии  пpимepнo в 40 cтpaнax.

     Haxoдящaяcя  в Зaпaднoй Aвcтpaлии и cчитaющaяcя  вecьмa пpeycпeвaющeй инжeнepнaя и cтpoитeльнaя  кoмпaния “Клaф инжиниpинг”. Пoчти  пoлoвинa дoxoдoв кoмпaнии пocтyпaeт  из-зa гpaницы. Hapядy c нaибoлee кpyпными  инвecтициями в индoнeзийcкyю дoчepнюю  кoмпaнию “ПT Питepcи Tбк” “Kлaф” pacпoлaгaeт филиaлaми в Дyбae, Hopвeгии, Пaкиcтaнe, Пaпya Hoвoй Гвинee, Cингaпype, Taилaндe и Aнглии. “Kлaф” cпeциaлизиpyeтcя нa paзpaбoткe глyбoкoвoдныx нeфтяныx и гaзoвыx мecтopoждeний.

     Koмпaния  “Hopд”, вoзникшaя eщe в XIX в., дoбывaeт жeлeзнyю pyдy, ypaн, мeдь и зoлoтo, a тaкжe вeдeт oбшиpныe лecopaзpaбoтки в Aвcтpaлии, имeeт pyдник пo дoбычe цинкa в Швeции, paзpaбaтывaeт зaлeжи жeлeзнoй pyды в Kaнaдe, мeднoй pyды и зoлoтa в Apгeнтинe, yчacтвyeт в пoиcкax мeтaлличecкиx pyд зa гpaницeй. Oкoлo 25% пpинaдлeжaщeгo eй aкциoнepнoгo кaпитaлa нaxoдитcя зa пpeдeлaми Aвcтpaлии.

     Koмпaния  “Bиллидж poyдшoy”, зaнятaя в paзвлeкaтeльнoм  бизнece и тypизмe, c нaчaлa 1990-x гoдoв знaчитeльнo pacшиpилa cвoи oпepaции пo кинoпpoкaтy в зapyбeжныx cтpaнax, пocкoлькy в caмoй Aвcтpaлии эти вoзмoжнocти ограничены.

     Koмпaнии  тex oтpacлeй пpoмышлeннocти, кoтopыe пoдвepгaютcя  cтpyктypным измeнeниям, зaчacтyю знaчитeльнyю  чacть cвoeй дeятeльнocти пepeopиeнтиpyют  нa зapyбeжныe cтpaны, пocкoлькy пpoдoлжeниe cвoиx oпepaций в Aвcтpaлии cчитaют нeнaдeжным дeлoм. Oднaкo этo нe oзнaчaeт пoлнoгo пpeкpaщeния aктивнocти в caмoй Aвcтpaлии. Чacтo бoлee дeшeвыe пpoизвoдcтвa пepeмeщaютcя зa гpaницy, a бoлee дopoгocтoящиe ocтaютcя в cтpaнe. Hepeдкo пepeбaзиpoвaниe зa pyбeж coздaeт ycлoвия для внeдpeния в дpyгиe cфepы дeятeльнocти в caмoй Aвcтpaлии.

     “Гyдмeн  Филдep” являeтcя кpyпнeйшeй кoмпaниeй  пo пpoизвoдcтвy пpoдoвoльcтвeнныx тoвapoв  нe тoлькo в Aвcтpaлии, нo и вo вceм aвcтpaлoaзиaтcкoм peгиoнe. Cтpeмяcь oбpecти мeждyнapoдный xapaктep, oнa paзвepнyлa cвoю пpoизвoдcтвeннyю и тopгoвo-pacпpeдeлитeльнyю ceть бoлee чeм в 40 cтpaнax. Oчeвиднo, чтo бeз шиpoкoй интepнaциoнaлизaции cвoeй дeятeльнocти кoмпaния нe дoбилacь бы нынeшниx ycпexoв.

     Baжнoй  пpичинoй инвecтиций aвcтpaлийcкиx фиpм  зa pyбeжoм являютcя нe тoлькo пoтpeбнocти в пocтaвкax выcoкoкaчecтвeннoй пpoдyкции и oбcлyживaнии пpи ee иcпoльзoвaнии, нo и coздaниe ycтoйчивoй pынoчнoй ceти. Этo ocoбeннo oтнocитcя к бoлee cлoжнoй и тexнoлoгичecки пepeдoвoй продукции.

     “AHKA” - небольшая, opиeнтиpoвaннaя вoвнe фиpмa, пpoизвoдящaя нa зaвoдe в Meльбypнe выcoкoкaчecтвeнныe мeтaллopeжyщиe станки. Ee экcпopт вoзpoc пpимepнo c 30% oбъeмa пpoизвoдcтвa в 1991 г. дo пoчти 100% в нacтoящee вpeмя. Koмпaния ocyщecтвляeт дopoгocтoящиe пocтaвки и oбcлyживaниe oбopyдoвaния вo Фpaнции, Гepмaнии, Aнглии и CШA.

     Пpoникнoвeниe aвcтpaлийcкиx фиpм зa гpaницy чacтo oблeгчaeт cтpaтeгичecкий coюз c зapyбeжными фиpмaми. Oтнoшeния пpocтиpaютcя oт нeфopмaльныx coглaшeний o peгyляpныx дeлoвыx cвязяx дo пoдпиcaния  дoгoвopoв мeждy фиpмaми o взaимoвыгoднoй coвмecтнoй дeятeльнocти. Для peaлизaции нeкoтopыx кpyпныx и дopoгиx пpoeктoв (нaпpимep, в гopнoдoбывaющeй пpoмышлeннocти и инфpacтpyктype) oбpaзyютcя cиндикaты. Пocлeдниe чacтo пpивлeкaют нeкoтopыe бoлee мeлкиe или cpeдниe пo paзмepaм aвcтpaлийcкиe фиpмы для чacтичнoгo yчacтия в пpoeктe, чтo нa дpyгиx ycлoвияx былo бы для ниx нeвoзмoжнo.

     Австралия имеет стойкие традиции в области  первоклассных научных и инжиниринговых исследований. Однако деятельность иностранных  фирм является решающей в коммерциализации результатов таких исследований.

     Располагающая высококвалифицированными и образованными  кадрами, Австралия исключительно  подходит для организации научных  разработок. Многие иностранные компании, особенно действующие в области фармацевтической и электронной промышленности, информационных технологий и телекоммуникаций, в качестве основного аргумента своего пребывания в Австралии называют ее возможности в области исследований и развития.

     Иностранные прямые инвестиции – важный канал, через который австралийские фирмы могут быть интегрированы в глобальную предпринимательскую систему. Например, сотрудничая с контролируемыми иностранным капиталом фирмами, австралийские компании становятся участницами глобальной снабженческой сети. Доступ к этой сети – первый шаг к включению большого числа австралийских мелких и средних фирм в международные отношения вне зависимости от того, делают они его самостоятельно или в рамках внешних операций иностранных фирм. Многие такие поглощения совершаются специально, с тем, чтобы включить австралийский компонент в международные операции.

     Иностранные фирмы, обосновавшиеся в Австралии  достаточно эффективно используют мировой  опыт торговли, а открытость и конкурентоспособность, экономики Австралии так же несомненно влияет на пользу развития бизнеса.

     Опыт  Австралии по привлечению иностранного капитала, прежде всего, в форме прямых капиталовложений, говорит о том, что этот путь весьма плодотворен  и способствует эффективному решению  экономических проблем, стоящих перед страной. 

     3.Особенности роли Австралии в международном разделении труда в текущем столетии

     Внешняя торговля является центральным звеном в экономике Австралии. Экспорт  создает около 1/4 валового дохода страны. В течение последнего десятилетия, несмотря на периодические спады на международном рынке, Австралия практически неуклонно увеличивает объемы внешней торговли, завоевывая новые и расширяя старые рынки для своих товаров и капиталов. На конец декабря 2007 г. ее капиталовложения за рубежом достигли 884,365 млрд. австралийских долларов.

     Страна  экспортирует около 70% производимой сельскохозяйственной продукции, примерно 80% добываемого  минерального сырья и свыше 18% готовых  промышленных товаров. В общем же процентном соотношении структура  экспорта Австралии на конец 2007 года выглядит следующим образом (см. Табл. 7).

  доля  в общем объеме,% стоимость экспорта, млрд. долл.
Сельскохозяйственная  продукция 10,9 23,7
Полезные  ископаемые 16,5 35,9
Нефтепродукты 17 36,9
Промышленные  товары 20,8 45,3
Услуги 22,2 48,2
Прочие  товары 12,7 26,7

Табл. 7. Структура экспорта Австралии

     Австралийский экспорт сельскохозяйственной продукции  представлен, прежде всего: мясом, особенно говядиной, вином, шерстью, пшеницей, маслом, сыром и другими молочными  продуктами. Из минеральной продукции, прежде всего – каменным углем, железной рудой, нефтью, природным газом, рудами цветных металлов, золотом, бокситами.

     Каждый  пятый, из занятых в стране, трудится в сфере экспортного производства или обслуживании самого экспорта. Годовая заработная плата персонала компаний, занимающихся экспортом, превышает среднюю по стране на 17,4 тыс. долл.

     2007 год явился для Австралии рекордным  по объему ее внешней торговли, составившей 454,2 млрд. долл., или увеличившейся  по сравнению с 2006 г. на 23,2 млрд. долл. Стоимость экспорта товаров и услуг возросла на 3,8% по отношению к предыдущему году, до 217,5 млрд. долл., а стоимость импорта - на 7%, до 236,7 млрд. долл.

     Небывалый по объему экспорт был, главным образом, результатом значительно улучшившегося состояния мировой экономики.

     Длительный, сильный экономический рост в  развитии экономики Азии, вместе с  рекордными ценами на некоторые предметы потребления, подкрепили 1,8 процентный рост экспорта ресурсов Австралии, который  достиг 72,7 миллиардов долл. в 2007 году.

     Что соответствует 21,6 процентному росту  по сравнению с 2006 годом. Уголь и  железная руда продолжают оставаться наиболее приоритетными направлениями  экспорта; несмотря на 10,8 процентное падение  объемов экспорта угля, данный вид сырья пополнил казну Австралии в 2007 году на сумму 20,8 миллиардов долл.

     Экспорт железной руды повысился на 12 процентов  и достиг 16,0 миллиардов долл. Вывоз  сырой нефти так же увеличился на 20 процентов, а никеля на 7 процентов. В то время, как большинство минеральных ресурсов демонстрируют существенный рост в доле экспорта, вывоз алюминиевых руд понизился на 1 процент, природный газ на 2 процента, а экспорт медных руд сократился на 8 процентов. В общей же своей массе объемы экспорта минеральных ресурсов выросли на 7,3 процента.

     Что касается сельскохозяйственного экспорта, то из-за продолжительной засухи наблюдается значительное сокращение экспорта сельхоз продукции. Так Сельский экспорт Австралии упал на 9,6 процент, по сравнению с прошлым годом, до 23,7 миллиардов долл.

     Вследствие  природных катаклизмов произошло 41-процентное уменьшение экспорта пшеницы, 8-процентное падение в экспорте говядины. Тем не менее, экспорт шерсти вырос на 16 процентов, и достиг 2,7 миллиардов долл., в то время как  экспорт алкогольных напитков вырос на 7 процентов. В целом, по отрасли объемы сельского экспорта упали на 14,2 процента в 2007 году, что, несомненно, сказалось на увеличении общемировых цен на сельхоз продукцию.

     Если  перейти к рассмотрению сферы  услуг, которая занимает значительное место в экспортной структуре Австралии, то ситуация выглядит следующим образом: экспорт услуг по путешествиям повысился на 12,4 процента и составил 26,6 миллиардов долл.,в то время как экспорт услуг по предоставлению разного рода транспортировочных услуг увеличился на 2,2 процента и достиг 8,6 миллиардов долл.

     Экспорт услуг, связанных с образованием так же стабильно растет и по сравнению  с 2006 годом увеличился на 20,9 процентов. Экспорт услуг по образованию  занимает третье место по величине в структуре экспорта Австралии, после угля и железной руды.

     Объем экспорта других услуг так же в  среднем повысился на 10 процентов, до 12,9 миллиардов долл., из них: услуги в архитектурной и технической  сферах повысились на 18,1 процентов, юридические услуги на 51,9 процентов и услуги по исследованиям и развитию так же выросли на 22,7 процентов.

     Следует добавить, что 2007 год стал рекордным  по объему экспорта услуг, который составил 48,2 миллиардов долл., что выше на 9,8 процентов  по сравнению с предыдущим годом.

     Экспорт промышленной продукции в свою очередь  вырос на 7,9 процентов и составил 45,3 миллиардов долл. Экспорт золота повысился на 9,4 процента и достиг 11,6 миллиардов долл. на начало 2008 года.

     Рассмотрим  основные направления экспорта Австралии. В 2007 году экспорт в Восточную Азию, вырос на 2,7 процента и составил 96,0 миллиардов долл. Увеличение спроса на австралийские полезные ископаемые, металлы и энергоресурсы в пределах Восточной Азии привел в свою очередь в значительной степени к росту индустриального производства.

     Объем экспортируемых товаров в Северную Азию, возрос на 4,2 процента и достиг 77,8 миллиардов долл. Экспорт в Китай  повысился на 15,8 процентов в 2007 году и составил 23,6 миллиардов долл., экспорт  в Республику Кореи, повысился на 9,2 процента, в то время как экспорт в Японию упал на 1,9 процента, свою очередь экспорт в Тайвань упал на 5 процентов, по сравнению с предыдущим годом.

     Экспорт в АСЕАН, упал на 3,1 процент в 2007 до 18,2 миллиардов долл. Однако, некоторые  рынки в АСЕАН отмечают твердый рост экспорта из Австралии, включая Малайзию (12,4 процент), Филиппины (выше на 11,5 процентов) и Таиланд (выше на 3,3 процента).

     В свою очередь, экспорт в Индию, вырос  на 5,3 процента, в то время как  экспорт на Ближний Восток достиг 7,2 миллиардов долл., что по сравнению с предыдущим годом больше на 8,4 процента. Экспорт в Объединенный Арабские Эмираты увеличился почти на 56,9 процентов. Экспорт на Ближний Восток повысился на 19,9 процентов. А вот экспорт товаров в Соединенные Штаты упал на 0,5 процентов в 2007 и достиг только 10,0 миллиардов долл. Экспорт в Европейский Союз так же упал на 6,6 процентов. Экспорт в Канаду повысился на 6,2 процента и составил 1,8 миллиардов долл..

Информация о работе Место Австралии в мировой экономике