Лев Ильич Мечников

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 15:41, реферат

Краткое описание

Лев Ильич Мечников родился 18 (30) мая 1838 года в Санкт-Петербурге. С августа 1850 года стал воспитанником Училища правоведения, где обучался до 1852 года. Продолжить обучение помешала болезнь - коксит. Вернулся домой - в Харьковскую губернию, село Панасовка.

Файлы: 1 файл

Реферат по Льву Мечникову.doc

— 57.50 Кб (Скачать)

Лев Ильич Мечников

Лев Ильич  Мечников родился 18 (30) мая 1838 года в  Санкт-Петербурге. С августа 1850 года стал воспитанником Училища правоведения, где обучался до 1852 года. Продолжить обучение помешала болезнь - коксит. Вернулся домой - в Харьковскую губернию, село Панасовка.

В 1853 г пытался  убежать "на войну" - в Молдавию и Валахию, куда вступили русские  войска, но неудачно: поймали на полтавской дороге.

В 1855 году Мечников поступил на медицинский факультет  Харьковского университета. Проучился, однако, всего один семестр.

Осенью 1856 года родители отправили его в Петербург, где он поступил на арабско-турецко-персидско-татарское  отделение факультета восточных  языков Петербургского университета. И, кроме того, посещал ещё классы Академии художеств, полагая своё призвание в живописи.

Мечников  проучился в университете всего 3 семестра. Овладев 10 европейскими, а также турецким, персидским и арабским языками, Мечников в 1858 году, бросив обе академии и университет, отбывает в качестве переводчика с русской духовной миссией в Палестину (Целью миссии было устройство подворий для русских богомольцев на святой горе Афон и граде Иерусалиме. Однако Мечников не дослужил до конца экспедиции и был отстранён от службы за карикатуры на начальство, а также за дуэль с господином, который предоставил эти карикатуры лично Мансурову), а затем становится торговым агентом одесского "Русского общества пароходства и торговли".

Вернувшись  в Россию, Мечников успешно сдаёт  экзамены на физико-математическом факультете Петербургского университета. Однако вскоре уезжает жить в Венецию.

В Венеции  Мечников втянулся в политику и сражался в рядах "тысячи Гарибальди". Джузеппе Гарибальди начал поход со своей легендарной "тысячей", и в ее ряды вступает пылкий Мечников. Он показывает себя храбрым волонтером, командует артбатареей в битве при Вольтурно 1 октября 186о года. В этом сражении, имевшем решающее значение в борьбе за объединение Италии, лейтенант Мечников был тяжело ранен и контужен и выжил лишь благодаря заботливому уходу товарищей, прежде всего - подружившегося с Гарибальди Александра Дюма-отца

У него появляется новый круг знакомых: А.А. Герцены, М.А. и А.А. Бакунины, П.П. Забелло, Г.Г. Мясоедов, В.О. Ковалевский.

Во Флоренции  Мечников устроил свою личную жизнь, заключив гражданский брак с Ольгой Ростиславовной Скарятиной.

В 1864 году Мечников переезжает с женой и падчерицей в Женеву - туда перемещался европейский  центр русской эмиграции. Встречается  с А.И. Герценом.

В 1860-х гг. совместно с Шевелёвым и Огарёвым пишет "Землеописание для народа" - первый опыт Мечникова в написании географических произведений.

В апреле 1866 года Мечников опубликовал в "Колоколе" статью "Прудонова новая теория собственности". В ней он отметил  как двойственность прудоновских положений (собственность по Прудону - не только кража, но и свобода), так и то, что собственность - лишь одна из форм владения.

Взгляды Мечникова  ещё формировались, но его симпатии уже определились, и область его  интересов кратко можно сформулировать так: народы живут на Земле, отчего происходит история.

Следующие 4 года он живет во Флоренции, вступает в переписку с Чернышевским, встречается  с Герценом, знакомится с Бакуниным  и увлекается идеей революционного панславизма. Перебравшись в 1865 году в  Швейцарию, вступает в анархистскую секцию 1 Интернационала. В 1868 году устремляется в Испанию, где началась революция республиканцев.

 В 1870 году Мечников начал активно  писать для журнала "Дело". Сначала литературоведческие статьи  о В. Гюго, А. Дюма, затем более  серьёзные

В 1871 году участвует в оказании помощи парижским коммунарам.

В 1872 г. участвовал в Гаагском конгрессе Интернационала и примкнул к Бакунину, твёрдо считая себя анархистом.

Узнав о  "революции Мей-Дзи" в Японии Мечников устремляется в Японию. Он за год овладевает еще одним языком и предложил знакомится с министром иностранных дел Ивакурой. В миссию, изучавшую западный опыт конституционного устройства, преподавания "высших наук", здравоохранения и т.д., входил Кидо Та-кёси, ставший по возвращении в Японию министром просвещения. Он пригласил Мечникова возглавить русское отделение Токийской школы иностранных языков, и в начале 1874 г. русский революционер при-был в столицу Японии, застав Страну Восходящего Солнца на чрезвычайно интересном, переломном этапе ее развития. 

С конца  ХII в. императоры Японии были удалены от государственных дел, и власть принадлежала "правителям" - сёгунам. В начале ХVII столетия место сёгуна захватила династия Токугава. Она навязала удивительно переимчивому народу изоляционизм, драконовскими мерами отгородив страну от заморских влияний. В 1868 году сёгунов Токугава свергли, и реформаторы-феодалы провозгласили реставрацию власти императорского дома и "эру просвещения Мей-Дзи". За этим последовал, по словам Л.И.Мечникова, "полный радикальный переворот" - начиная с преобразования всего правительственного механизма и оканчивая организацией самого широкого народного образования. Способные выходцы из нетитулованных слоев получили доступ в правящую элиту; были изысканы средства для радикальной земельной реформы, создания множества технических заведений и обучения молодых японцев в университетах Европы.

В 1874 году он из-за влажного японского климата  покидает страну.

1877 г. - в  журнале "Дело" выходит его  статья "Изнанка цивилизации". Когда европейские завоеватели, купцы и миссионеры проникают в какую-нибудь отдалённую страну, населённую более или менее первобытными племенами, население начинает быстро разлагаться физически и нравственно, вырождаться и, наконец, вымирать целыми семействами, родами и общинами.

В 1881 году выходит  его книга "Японская империя" - произведение географической литературы, включающее описание природы и её использование в хозяйственной  деятельности населения; географическое обозрение отдельных частей страны; характеристику народа, его быта, культуры. Книга включала много карт и рисунков, выполненных в японском стиле. Три части книги были озаглавлены: "Страна", "Народ", "История". Таким образом, была обнародована теория Мечникова о неразрывности среды и людей в истории.

Выход это книги принес Мечникову известность в научных кругах: Парижское географическое и Женевское этнографическое общества избрали его своим членом, а Лозаннский университет предоставил кафедру сравнительной географии.

В книге  «Японская империя» впервые отчетливо прозвучала мысль о синтезе географического и социокультурного факторов в истории цивилизации климат, почва, ландшафт определяют характер общества, знание определяет его исторический путь.

 1883 год - совет Невшантельского кантона предложил Л.И. Мечникову место профессора географии и статистики в Лозаннском университете.

В 1884 году выходит  его статья "Школа борьбы в  социологии", в которой идёт речь о социал-дарвинизме, т.е. признании  за законом борьбы за существование  права осуществляться не только в  биологической среде, но и в социальной.

С 1886 года - почётный член Невшантельского Географического  Общества (вместе с Э. Реклю).

Э.Рэклю  с 1872 года работал над монументальной 19-томной "Всеобщей географией", и  Мечников предоставил ему ценные материалы по Японии и Китаю, а также помогал как переводчик и редактор. Об обоих ученых можно сказать, что они пережили географию прежде, чем начали ее писать.  

Сотрудничая с Реклю и преподавая, Мечников одновременно работал над своей  итоговой книгой "Цивилизация и великие исторические реки. Географическая теория развития современных обществ", рукопись которой передал французскому другу незадолго до своей смерти.

Основная  книга Мечникова ("Цивилизация  и великие исторические реки") вышла в свет уже после его  смерти в 1889 году в Париже благодаря усилиям Э. Реклю. В этой книге

Главную задачу этой книги Мечников видел в том, чтобы "выяснить и отыскать естественные, но часто таинственные пути, при помощи которых различная физико-географическая среда оказывает влияние на судьбы народов, предоставляя некоторым из них главенство над другими народами"

Мечников  решал три проблемы:

1. Как появилось человеческое общество и цивилизация вообще.

2. Каковы  пути развития земных цивилизаций.

3. Какими  были цивилизации эпохи подневольных  союзов.

Данную работу его вынудила написать новая эра  в географии (конец XIX - начало ХХ века), когда в общих чертах было завершено описание земного шара, и появилась необходимость в создании теоретической части географии. В первой половине XIX века её разработкой занялся Гумбольдт, однако, последующее поколение его не поддержало. География стала распадаться на быстро развивающиеся частные дисциплины.

Отметим, что  выход книги Мечникова совпал с формированием различных школ в социологии как особой науки  об обществе. Разные теоретики искали определяющие факторы общественного развития либо, как и Мечников, в географической среде (Ж.Мишле, Т.Г.Бокль), либо в аналогиях между обществом и биологическим организмом, либо в борьбе за существование, которую часто сводили к борьбе рас. Социал-дарвинистские и расово-антропологические течения в западной социологии, впитывая в себя концепции мальтузианства. расового неравенства и превосходства "арийского духа", приобрели к на-чалу ХХ века явно реакционный характер. 

Реакционные, империалистически-экспансионистские  влияния охватили и географическую школу в социологии. Авторитетный берлинский профессор Ф.Ратцель в своей "Политической географии" (1897) конструировал "законы пространственного роста государств", делая вывод, что "высшее призвание народа - в том, чтобы улучшить свое географическое положение". Швед Челлен в книге "Государство как форма жизни" (1917) ввел под влиянием идей Ратцеля и Ницше термин "геополитика", подхваченный в Германии для "обоснования" борьбы за "жизненное пространство для нации" и вошедший позднее в официальную доктрину нацизма. Первым американским геополитиком был историк-экономист Б.Адамс, характеризовавший свою страну как "новую империю". В 1901 г. он предсказал отход Европы на второй план и противостояние во всемирном масштабе США и России. Эту грядущую схватку Адамс видел как "войну до смерти" - "борьба не против отдельных наций, но против континента. В мировом хозяйстве нет пространства для двух центров богатства и империи. Один организм, в конце концов, разрушит другой. Слабейший должен быть принесен в жертву" (10).

На фоне таких взглядов точка зрения Льва Мечникова выделяются своей гуманностью, сочувствием "слабым", ориентацией на итоговую общечеловеческую солидарность в борьбе с неблагоприятными воздействиями среды. Мечников много и горячо критиковал мальтузианство и расизм, опровергал влиятельную концепцию Ломброзо о врожденном "преступном человеке", приветствовал труды своего соотечественника, "одного из наиболее симпатичных современных дон-кихотов" Николая Миклухо-Маклая.

В итоге  Мечников ввел историко-социологическую концепцию о влиянии географической среды на социальную жизнь. В ней он раскрыл активную роль человека в преобразовании природы, т.е. человек для него не столько обитатель планеты, сколько её преобразователь.

Мечников  повторил тезис, известный еще со времен "первого социолога", арабского  историка ХIV в. Ибн-Хальдуна, о возникновении цивилизации в странах умеренного пояса. История поначалу отворачивается как от суровых околополярных областей, так и от жарких стран, где излишняя щедрость среды не стимулирует перехода к сложным формам координации трудовых усилий людей. Такие формы, а вместе с ними очаги цивилизации - Египет, Ассиро-Вавилония, Индия и Китай - возникают впервые в районах "великих исторических рек" - Нила, Евфрата и Тигра, Инда и Ганга, Янцзы и Хуанхэ. Секрет исторической роли этих великих воспитателей человечества в том, что орошаемые ими области обращались либо в плодородные житницы, кормящие миллионы людей, либо в заразные болота, уносящие множество жизней. Разливы этих рек могли быть регулируемы лишь коллективным, жестко дисциплинированным трудом больших народных масс, причем в план исполнения работ оказывались посвященными лишь немногие избранные - жрецы, астрономы, правители. Принуждая простой люд к сотрудничеству, река-кормилица создавала фаталистическую покорность грозным силам природы и деспотической власти; с началом цивилизации в областях великих рек установился неограниченный абсолютизм, а народные массы насильственно запрягались в "ярмо истории».

Цивилизация по Мечникову зарождается в специфических  географических условиях. Синтезом всех физико-географических условий Мечников считал реки, следовательно, возникновение древних цивилизаций на берегах больших исторических рек не могло быть случайным. Исторические реки - Нил, Тигр и Евфрат, Инд и Ганг, Янцзы и Хуанхэ - отличаются от других тем, что "обращают орошаемые ими области то в плодородные житницы, питающие миллионы людей за труд нескольких дней, то в заразные болота, усеянные трупами бесчисленных жертв". "Под страхом неминуемой смерти река-кормилица заставляла население соединять свои усилия на общей работе, учила солидарности, хотя бы в действительности отдельные группы населения ненавидели друг друга".

Информация о работе Лев Ильич Мечников