Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 15:41, реферат
Лев Ильич Мечников родился 18 (30) мая 1838 года в Санкт-Петербурге. С августа 1850 года стал воспитанником Училища правоведения, где обучался до 1852 года. Продолжить обучение помешала болезнь - коксит. Вернулся домой - в Харьковскую губернию, село Панасовка.
Лев Ильич
Мечников родился 18 (30) мая 1838 года в
Санкт-Петербурге. С августа 1850 года
стал воспитанником Училища
В 1853 г пытался убежать "на войну" - в Молдавию и Валахию, куда вступили русские войска, но неудачно: поймали на полтавской дороге.
В 1855 году Мечников поступил на медицинский факультет Харьковского университета. Проучился, однако, всего один семестр.
Осенью 1856 года
родители отправили его в Петербург,
где он поступил на арабско-турецко-персидско-
Мечников проучился в университете всего 3 семестра. Овладев 10 европейскими, а также турецким, персидским и арабским языками, Мечников в 1858 году, бросив обе академии и университет, отбывает в качестве переводчика с русской духовной миссией в Палестину (Целью миссии было устройство подворий для русских богомольцев на святой горе Афон и граде Иерусалиме. Однако Мечников не дослужил до конца экспедиции и был отстранён от службы за карикатуры на начальство, а также за дуэль с господином, который предоставил эти карикатуры лично Мансурову), а затем становится торговым агентом одесского "Русского общества пароходства и торговли".
Вернувшись в Россию, Мечников успешно сдаёт экзамены на физико-математическом факультете Петербургского университета. Однако вскоре уезжает жить в Венецию.
В Венеции Мечников втянулся в политику и сражался в рядах "тысячи Гарибальди". Джузеппе Гарибальди начал поход со своей легендарной "тысячей", и в ее ряды вступает пылкий Мечников. Он показывает себя храбрым волонтером, командует артбатареей в битве при Вольтурно 1 октября 186о года. В этом сражении, имевшем решающее значение в борьбе за объединение Италии, лейтенант Мечников был тяжело ранен и контужен и выжил лишь благодаря заботливому уходу товарищей, прежде всего - подружившегося с Гарибальди Александра Дюма-отца
У него появляется новый круг знакомых: А.А. Герцены, М.А. и А.А. Бакунины, П.П. Забелло, Г.Г. Мясоедов, В.О. Ковалевский.
Во Флоренции Мечников устроил свою личную жизнь, заключив гражданский брак с Ольгой Ростиславовной Скарятиной.
В 1864 году Мечников переезжает с женой и падчерицей в Женеву - туда перемещался европейский центр русской эмиграции. Встречается с А.И. Герценом.
В 1860-х гг.
совместно с Шевелёвым и
В апреле 1866 года Мечников опубликовал в "Колоколе" статью "Прудонова новая теория собственности". В ней он отметил как двойственность прудоновских положений (собственность по Прудону - не только кража, но и свобода), так и то, что собственность - лишь одна из форм владения.
Взгляды Мечникова ещё формировались, но его симпатии уже определились, и область его интересов кратко можно сформулировать так: народы живут на Земле, отчего происходит история.
Следующие 4 года он живет во Флоренции, вступает в переписку с Чернышевским, встречается с Герценом, знакомится с Бакуниным и увлекается идеей революционного панславизма. Перебравшись в 1865 году в Швейцарию, вступает в анархистскую секцию 1 Интернационала. В 1868 году устремляется в Испанию, где началась революция республиканцев.
В 1870
году Мечников начал активно
писать для журнала "Дело".
Сначала литературоведческие
В 1871 году участвует в оказании помощи парижским коммунарам.
В 1872 г. участвовал в Гаагском конгрессе Интернационала и примкнул к Бакунину, твёрдо считая себя анархистом.
Узнав о
"революции Мей-Дзи" в Японии
Мечников устремляется в Японию. Он
за год овладевает еще одним языком
и предложил знакомится с министром иностранных
дел Ивакурой. В миссию, изучавшую западный
опыт конституционного устройства, преподавания
"высших наук", здравоохранения и
т.д., входил Кидо Та-кёси, ставший по возвращении
в Японию министром просвещения. Он пригласил
Мечникова возглавить русское отделение
Токийской школы иностранных языков, и
в начале 1874 г. русский революционер при-был
в столицу Японии, застав Страну Восходящего
Солнца на чрезвычайно интересном, переломном
этапе ее развития.
С конца ХII в. императоры Японии были удалены от государственных дел, и власть принадлежала "правителям" - сёгунам. В начале ХVII столетия место сёгуна захватила династия Токугава. Она навязала удивительно переимчивому народу изоляционизм, драконовскими мерами отгородив страну от заморских влияний. В 1868 году сёгунов Токугава свергли, и реформаторы-феодалы провозгласили реставрацию власти императорского дома и "эру просвещения Мей-Дзи". За этим последовал, по словам Л.И.Мечникова, "полный радикальный переворот" - начиная с преобразования всего правительственного механизма и оканчивая организацией самого широкого народного образования. Способные выходцы из нетитулованных слоев получили доступ в правящую элиту; были изысканы средства для радикальной земельной реформы, создания множества технических заведений и обучения молодых японцев в университетах Европы.
В 1874 году он из-за влажного японского климата покидает страну.
1877 г. - в журнале "Дело" выходит его статья "Изнанка цивилизации". Когда европейские завоеватели, купцы и миссионеры проникают в какую-нибудь отдалённую страну, населённую более или менее первобытными племенами, население начинает быстро разлагаться физически и нравственно, вырождаться и, наконец, вымирать целыми семействами, родами и общинами.
В 1881 году выходит его книга "Японская империя" - произведение географической литературы, включающее описание природы и её использование в хозяйственной деятельности населения; географическое обозрение отдельных частей страны; характеристику народа, его быта, культуры. Книга включала много карт и рисунков, выполненных в японском стиле. Три части книги были озаглавлены: "Страна", "Народ", "История". Таким образом, была обнародована теория Мечникова о неразрывности среды и людей в истории.
Выход это книги принес Мечникову известность в научных кругах: Парижское географическое и Женевское этнографическое общества избрали его своим членом, а Лозаннский университет предоставил кафедру сравнительной географии.
В книге «Японская империя» впервые отчетливо прозвучала мысль о синтезе географического и социокультурного факторов в истории цивилизации климат, почва, ландшафт определяют характер общества, знание определяет его исторический путь.
1883 год - совет Невшантельского кантона предложил Л.И. Мечникову место профессора географии и статистики в Лозаннском университете.
В 1884 году выходит его статья "Школа борьбы в социологии", в которой идёт речь о социал-дарвинизме, т.е. признании за законом борьбы за существование права осуществляться не только в биологической среде, но и в социальной.
С 1886 года -
почётный член Невшантельского
Э.Рэклю
с 1872 года работал над монументальной
19-томной "Всеобщей географией", и
Мечников предоставил ему ценные
материалы по Японии и Китаю, а также
помогал как переводчик и редактор. Об
обоих ученых можно сказать, что они пережили
географию прежде, чем начали ее писать.
Сотрудничая с Реклю и преподавая, Мечников одновременно работал над своей итоговой книгой "Цивилизация и великие исторические реки. Географическая теория развития современных обществ", рукопись которой передал французскому другу незадолго до своей смерти.
Основная книга Мечникова ("Цивилизация и великие исторические реки") вышла в свет уже после его смерти в 1889 году в Париже благодаря усилиям Э. Реклю. В этой книге
Главную задачу этой книги Мечников видел в том, чтобы "выяснить и отыскать естественные, но часто таинственные пути, при помощи которых различная физико-географическая среда оказывает влияние на судьбы народов, предоставляя некоторым из них главенство над другими народами"
Мечников решал три проблемы:
1. Как появилось человеческое общество и цивилизация вообще.
2. Каковы
пути развития земных
3. Какими
были цивилизации эпохи
Данную работу его вынудила написать новая эра в географии (конец XIX - начало ХХ века), когда в общих чертах было завершено описание земного шара, и появилась необходимость в создании теоретической части географии. В первой половине XIX века её разработкой занялся Гумбольдт, однако, последующее поколение его не поддержало. География стала распадаться на быстро развивающиеся частные дисциплины.
Отметим, что
выход книги Мечникова совпал
с формированием различных школ
в социологии как особой науки
об обществе. Разные теоретики искали
определяющие факторы общественного развития
либо, как и Мечников, в географической
среде (Ж.Мишле, Т.Г.Бокль), либо в аналогиях
между обществом и биологическим организмом,
либо в борьбе за существование, которую
часто сводили к борьбе рас. Социал-дарвинистские
и расово-антропологические течения в
западной социологии, впитывая в себя
концепции мальтузианства. расового неравенства
и превосходства "арийского духа",
приобрели к на-чалу ХХ века явно реакционный
характер.
Реакционные,
империалистически-
На фоне таких взглядов точка зрения Льва Мечникова выделяются своей гуманностью, сочувствием "слабым", ориентацией на итоговую общечеловеческую солидарность в борьбе с неблагоприятными воздействиями среды. Мечников много и горячо критиковал мальтузианство и расизм, опровергал влиятельную концепцию Ломброзо о врожденном "преступном человеке", приветствовал труды своего соотечественника, "одного из наиболее симпатичных современных дон-кихотов" Николая Миклухо-Маклая.
В итоге Мечников ввел историко-социологическую концепцию о влиянии географической среды на социальную жизнь. В ней он раскрыл активную роль человека в преобразовании природы, т.е. человек для него не столько обитатель планеты, сколько её преобразователь.
Мечников повторил тезис, известный еще со времен "первого социолога", арабского историка ХIV в. Ибн-Хальдуна, о возникновении цивилизации в странах умеренного пояса. История поначалу отворачивается как от суровых околополярных областей, так и от жарких стран, где излишняя щедрость среды не стимулирует перехода к сложным формам координации трудовых усилий людей. Такие формы, а вместе с ними очаги цивилизации - Египет, Ассиро-Вавилония, Индия и Китай - возникают впервые в районах "великих исторических рек" - Нила, Евфрата и Тигра, Инда и Ганга, Янцзы и Хуанхэ. Секрет исторической роли этих великих воспитателей человечества в том, что орошаемые ими области обращались либо в плодородные житницы, кормящие миллионы людей, либо в заразные болота, уносящие множество жизней. Разливы этих рек могли быть регулируемы лишь коллективным, жестко дисциплинированным трудом больших народных масс, причем в план исполнения работ оказывались посвященными лишь немногие избранные - жрецы, астрономы, правители. Принуждая простой люд к сотрудничеству, река-кормилица создавала фаталистическую покорность грозным силам природы и деспотической власти; с началом цивилизации в областях великих рек установился неограниченный абсолютизм, а народные массы насильственно запрягались в "ярмо истории».
Цивилизация
по Мечникову зарождается в