Легкая промышленность в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 22:13, реферат

Краткое описание

Легкая промышленность – это отрасль по производству товаров народного потребления, которая должна обеспечивать потребности населения страны. Главная задача легкой промышленности заключается в удовлетворении растущих потребностей всех слоев населения.
Планирование развития и управление устойчивым функционированием предприятий легкой промышленности имеет особенности, обусловленные переходом от планового хозяйствования к рыночной экономике и составом занятого персонала, что актуализирует их реструктуризацию по экономическим и социальным причинам (необходимость трудоустройства женщин). Решающую роль в этом процессе играет качество управленческих решений, принимаемых с учетом многочисленных факторов риска и неопределенности, результатов анализа экономической ситуации не только предприятия, но и в более широком аспекте – в разрезе отдельного территориального образования и региона в целом, в неразрывной связи экономических и социальных явлений, с учетом интересов всех субъектов экономической деятельности.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………………..…2
1.Общая характеристика легкой промышленности в России…………..……….…….3
2.Особенности планирования подготовки производства предприятий легкой промышленности…………………………………………………………………….….…….5
3.Этапы производства…………………………………………………………………..……8
Заключение………………………………………………………………………………..….14
Список литературы…………………………………………………………………….……15

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 39.35 Кб (Скачать)

• наличие и структура  производственных мощностей, потенциальные  возможности переналадки оборудования на выпуск новых изделий;

• кадры, их численность и  профессиональный состав;

• финансы (в том числе  собственные и заемные средства);

• наличие и потребность  в оборотных средствах (включая  запасы); степень готовности и структура  новых научно-технических разработок и др.

    Сбор и обобщение поступающей информации, ее анализ относится к предплановой работе специалистов. Предплановая работа столь же необходима, как и разработка самого плана. Она включает:

• анализ ресурсов и потенциала предприятия;

• прогнозирование предстоящей  деятельности предприятия;

• маркетинг рынков продаж и закупок.

    Составление плана деятельности предприятия начинается с подготовки проекта отдельных его частей:

• плана производства и  реализации продукции;

• плана материально-технического обеспечения;

• плана по кадрам и заработной плате;

• перспективного плана по новой технике и капитальным  вложениям;

• финансового плана. 

    Это самый ответственный и трудоемкий раздел плана деятельности предприятия. Прежде чем приступить конкретно к разработке этого раздела, надо четко выяснить - какую продукцию следует изготавливать и сколько, кто и по какой цене будет ее покупать.

    Если, допустим, решено, что для предприятия наиболее целесообразной является работа в деревообрабатывающей промышленности, а конкретно - изготовление мебели, то далее предстоит конкретизировать вид и количество мебели, которые могут принести наибольшую прибыль, а также потребителя этой продукции. Для этого необходимы прогнозные и маркетинговые исследования, являющиеся большой и ответственной частью предплановой работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Этапы производства

 

     Технико-экономическое планирование предусматривает разработку целостной системы показателей развития техники и экономики предприятия в их единстве и взаимозависимости, как по месту, так и по времени действия. В ходе данного этапа планирования обосновываются оптимальные объемы производства на основе учета взаимодействия спроса и предложения на продукцию и услуги, выбираются необходимые производственные ресурсы и устанавливаются рациональные нормы их использования, определяются конечные финансово-экономические показатели и т.п.

    Оперативно-производственное планирование является следствием технико-экономического и представляет собой его последующие развитие и завершение. На данном этапе устанавливаются текущие производственные задания отдельным цехом, участком и рабочим местом, осуществляются разнообразные организационно-управленческие воздействия с целью корректировки процесса производства.

   Система планов на предприятии может быть систематизирована по таким основным классификационным признакам как1:

1) по содержанию следует  выделить: технико-экономические, оперативно-производственные, организационно-технические, социально-трудовые, снабженческо-сбытовые, финансовые, бизнес-планирование, стратегическое, программное и другие;

2) по уровню управления  в зависимости от числа линейных  звеньев на предприятии различают  такие виды, как корпоративное  и заводское – на высшем  уровне управления. На среднем  уровне применяется цеховая система  планирования, на нижнем – производственная, которая охватывает участки, бригады  и рабочее место;

3) по методам обоснования  находят применение системы рыночного,  индикативного и административного  или централизованного планирования;

4) по времени охвата  планирование бывает краткосрочным  или текущим (один год, квартал,  декада или неделя), среднесрочным  в пределах (1-3 лет) и долгосрочным  или перспективным (от 3 до 10 лет);

5) по сфере применения  планирование подразделяется на  межцеховое, внутрицеховое, бригадное  и индивидуальное;

6) по стадиям разработок  планирование бывает предварительным,  на этапе которого разрабатываются  проекты планов, и окончательным;

7) по степени точности  планирование бывает уточненным  и укрупненным. Точность планов  в основном зависит от применяемых  методов, нормативных материалов, сроков планирования и от уровня  квалификации разработчиков планов;

8) по типам целей планирование  может быть оперативным, тактическим,  стратегическим и нормативным.

    Тактическое планирование заключается в обосновании задач и средств, необходимых для достижения заранее установленных или традиционных целей (например, завоевать лидерство на рынке сбыта продукции).

    Стратегическое планирование включает выбор и обоснование средств, задач и целей для достижения заданных или текущих для предприятия результатов.

    Нормативное планирование требует открытого и обоснованного выбора средств, задач, целей и идеалов. Оно не имеет установленных границ или фиксированного горизонта. В таком планировании решающую роль играет правильный выбор идеала или миссии предприятия.

    В зарубежной науке и практике в планировании будущего корпорации принято выделять четыре основных вида ориентации или технологии составления планов.

    По классификации Р.Л. Акоффа, планирование бывает реактивным, инактивным, преактивным и интерактивным1.

    Реактивное планирование базируется на анализе предшествующего опыта и истории развития производства и чаще всего опирается на старые организационные формы и сложившиеся традиции. Такое планирование рассматривает производственные проблемы по отдельности, а не как соответствующую систему, и потому не учитывает взаимодействие целого и его отдельных частей. Кроме того, оно основывается на ошибочном представлении, что если избавиться от ненужного, то получится требуемый результат. Это планирование начинает менеджер низшего звена с перечня того, что нужно предусмотреть для предстоящих изменений. Затем разрабатывается проект отыскания и устранения причины недостатков, производится оценка затрат и результатов по каждому проекту и устанавливаются нужные приоритеты. Далее отбирается проект, предполагающий обычно расходование больших ресурсов, чем требуется в реальных условиях. Отобранный проект плана передается непосредственному руководителю, который после своей корректировки направляет его на следующий уровень управления. Передача проекта продолжается до тех пор, пока сводные планы не достигают высшего уровня управления, где происходит окончательный выбор варианта, знаменующий завершение аналитического процесса разработки внутрифирменного плана. Реактивное планирование, ориентированное на прошлое, очень часто приводит к вытеснению продуктов и услуг этих корпораций не только с внешнего, но и внутреннего рынка, поскольку другие фирмы лучше планируют и осваивают конкурентоспособную продукцию.

     Инактивное планирование ориентируется на существующее положение предприятия и не предусматривает как возвращения к прежнему состоянию, так и продвижения вперед. Его основными целями являются выживание и стабильность производства. Свой стиль, традиции и правила инактивные организации ценят выше, чем экономичность или эффективность планово-производственной деятельности. Лучше всех существуют те предприятия с инактивным стилем управления, у которых выживание не зависит от продуктивности труда. Много примеров инактивного планирования можно найти на государственных предприятиях, в административных учреждениях, бюджетных организациях, а также в отделах обслуживания и функциональных службах различных предприятий (фирм). Инактивное планирование, ориентированное на настоящее, не способствует экономическому росту и развитию отечественных предприятий.

     Преактивное планирование направлено на осуществление непрерывных изменений в различных сферах деятельности предприятий (фирм). В своем стремлении к лучшему преактивисты опираются на все достижения науки и техники, широко применяют эксперимент и прогнозирование, но мало используют накопленный опыт. Такое планирование состоит из прогнозирования будущего и подготовки к нему и осуществляется на предприятиях «сверху вниз». Начинается оно с прогнозирования внешних условий, затем формулируются важнейшие цели предприятия и его стратегия как целостная программа их достижения. Основная трудность преактивного планирования вытекает из того факта, что чем дальше в будущее проникает прогноз, тем больше вероятная ошибка. Поэтому эффективная подготовка возможна в лучшем случае для относительно близкого будущего. Следовательно, преактивное планирование, основанное на прогнозах, может быть эффективным лишь для относительно короткого периода.

     Интерактивное планирование заключается в проектировании желаемого будущего и изыскании путей его построения. Такое планирование поэтому скорее сосредотачивается на повышении результативности со временем, его цель максимизировать свою способность обучаться и адаптироваться или развиваться. Ускорение социально-экономических изменений делает обучение и адаптацию ключевыми моментами интерактивного планирования. Ни одну проблему как для экономики или общества в целом, так и для отдельного предприятия (фирмы) нельзя решить навсегда или надолго, и поэтому по мере ускорения изменений период действия планово-управленческих решений сокращается. Более того, решение одной проблемы создает новые, иногда и более трудные, чем решенные. Прогресс экономической науки, например, определяется в равной степени переходом как от простых проблем к сложным, так и от сложных решений к простым. Интерактивное планирование, ориентированное на взаимодействие прошлого, настоящего и будущего, направлено на повышение уровня индивидуального, организационного и общественного развития предприятия и всей страны и улучшение качества жизни людей.

     Содержание рыночного планирования на предприятиях определяется такими взаимосвязанными внешними и внутренними факторами, как потребители и поставщики, объект и система показателей, методы и технология составления планов и т.п. Всякое планирование как процесс практической деятельности включает обычно несколько этапов или стадий, основное назначение которых состоит в следующем:

1.формулирование состава предстоящих плановых проблем, определение системы ожидаемых опасностей или предполагаемых возможностей развития предприятия или фирмы;

2.обоснование выдвигаемых стратегий, целей и задач, которые планирует осуществить предприятие в предстоящий период, проектирование желаемого будущего организации;

3.планирование основных средств достижения поставленных целей и задач, выбор или создание необходимых средств для приближения к желаемому будущему;

4.определение потребности ресурсов, планирование объемов и структуры необходимых ресурсов и сроков их поступления;

5. проектирование внедрения разработанных планов и контроль за их выполнением.

     Приведенный порядок планирования широко распространен на американских фирмах. На отечественных предприятиях также применяется подобная технология планирования, содержащая три основных этапа практической деятельности:

1) составление планов, принятие  решений о будущих целях организации  и способах их достижения;

2) организация выполнения  плановых решений, оценка реальных  показателей деятельности предприятия;

3) контроль и анализ  конечных результатов, корректировка  фактических показателей и совершенствование  деятельности предприятия.

    Правильный выбор вида, содержания и технологии внутрихозяйственного планирования на российских предприятиях имеет существенное значение не только для обоснования целей и планов, но и повышения эффективности производства и качества производимых товаров и услуг, выхода на внешний рынок.

    Планирование деятельности является на каждом предприятии наиболее важной функцией производственного менеджмента. В планах отражаются все принятые управленческие решения, содержатся обоснованные расчеты объемов производства и продаж продукции, проводится экономическая оценка затрат и ресурсов, а также конечных результатов производства. В ходе составления планов руководители всех звеньев управления намечают общую программу своих действий, устанавливают главную цель и результат совместной работы, определяют участие каждого отдела или работника в общей деятельности, объединяют отдельные части плана в единую экономическую систему, координируют работу всех составителей планов и вырабатывают решение о единой линии трудового поведения в процессе выполнения принятых планов.

    Впервые общие принципы планирования сформулированы А. Файолем. В качестве основных требований к разработке программы действий или планов предприятия им были сформулированы пять принципов1:

- принцип необходимости  планирования означает повсеместное  и обязательное применение планов  при выполнении любого вида  трудовой деятельности. Этот принцип  особенно важен в условиях  свободных рыночных отношений,  поскольку его соблюдение соответствует  современным экономическим требованиям  рационального использования ограниченных  ресурсов на всех предприятиях;

- принцип единства планов  предусматривает разработку общего  или сводного плана социально-экономического  развития предприятия, то есть  все разделы годового плана  должны быть тесно увязаны  в единый комплексный план. Единство  планов предполагает общность  экономических целей и взаимодействие  различных подразделений предприятия  на горизонтальном и вертикальном  уровнях планирования и управления;

- принцип непрерывности  планов заключается в том, что  на каждом предприятии процессы  планирования, организации и управления  производством, как и трудовая деятельность, являются взаимосвязанными между собой и должны осуществляться постоянно и без остановки;

- принцип гибкости планов  тесно связан с непрерывностью  планирования и предполагает  возможность корректировки установленных  показателей и координации планово-экономической  деятельности предприятия;

Информация о работе Легкая промышленность в России