Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2015 в 20:25, курсовая работа
Транспорт удовлетворяет одну из важнейших потребностей человека – потребность в перемещении. Транспорт соединяет между собой различные экономические районы и обеспечивает функционирование современного производства.
Функционально, как и везде, транспорт осуществляет здесь перевозки населения и грузов, способствует формированию межотраслевых, внутрирайонных, межрайонных и межгосударственных связей. Однако в России, в связи с огромной пространственной протяжённостью страны, неравномерностью распределения природных богатств, населения, производства по её территории, роль транспорта в обеспечении нормального функционирования хозяйства неизмеримо возрастает.
Речной транспорт
Район богат внутренними судоходными водными путями. Основными судоходными реками являются: Нева, Волхов, Свирь. Судоходные озёра: Ладожское, Онежское, Ильмень, Псковское и Чудское. На этих реках в многочисленных пунктах (Невской Дубравке, Шлиссельбурге, Ладожское озеро, Новгороде, Петрозаводске и др.) происходит перевалка грузов с одного вида транспорта на другой. По Беломорско-Балтийскому каналу происходит перевозка леса, строительных материалов и руды из Карелии и Кольского полуострова. Финский залив соединяется с Волгой Волго-Балтийским водным путём, с которым Октябрьская дорога взаимодействует на станциях Усть-Ижора, Свирь, Шексна. Однако эта важнейшая водная система в целом находится в критическом положении из-за аварийного состояния шлюзов. Для её нормального функционирования нужны инвестиции для проведения ремонтных работ. В районе Выборга функционирует водная система Саймаа. Водная система Саймаа — это канал, арендуемый Финляндией у России. Все 8 шлюзов от Выборгского залива до Саймаа обслуживаются финскими властями и лишь на отрезке протяжённостью в 21 морскую милю от устья канала до международных вод проводку осуществляет русский лоцман. Ежегодно по каналу перевозится сырьё и продукция лесной промышленности, в среднем 1,5 млн.т.
Морской транспорт
Октябрьская
железная дорога взаимодействует с Балтийским,
Мурманским и Северным морскими пароходствами.
На Финском заливе - с портами Санкт-Петербург,
Выборг, Высоцк, Приморск, Усть-Луга, Ломоносов,
на Баренцевом море - с Мурманском, на Белом
море - с портами Кандалакша, Кемь, Беломорск.
Перевозки грузов морским транспортом
внутри района незначительны. Велика роль
морского транспорта в осуществлении
внешнеторговых связей, как самого района,
так и других районов страны через торговые
порты Санкт-Петербург и Выборг (с портопунктом
Высоцк).
Морской порт Санкт-Петербург — «морская
столица России» — крупнейший транспортный
узел на северо-западе страны. Порт расположен
в восточной части Финского залива на
островах в дельте р. Невы. Порт работает
в круглогодичном режиме, с декабря по
март навигация поддерживается с помощью
ледоколов. Структурно Санкт-Петербургский
порт (или Большой порт Санкт-Петербург)
состоит из ОАО «Морской порт Санкт-Петербург»,
специализированного морского порта.
ОАО «Морской порт Санкт-Петербург»
осуществляет основной объём перевалки
грузов в этом воднотранспортном узле.
Порт располагает 53 причалами для обработки
и отстоя судов общим протяжением 8,4 км
(7,2 км — для обработки судов). Мощность
порта рассчитана на перевалку более 13
млн.т. грузов в год.
Порт состоит из четырёх районов. Первый
район специализируется на перегрузке
внешнеторговых генеральных и навалочных
грузов. На причалах второго района осуществляется
перевалка генеральных экспортно-импортных
грузов, прежде всего, перевозимых на регулярных
линиях. Третий район ориентирован на
перегрузку автотранспортной техники,
оборудования, лесоматериалов и навалочных
зерновых грузов. Здесь же расположен
оснащенный современной техникой контейнерный
терминал, обеспечивающий среди прочих
перевалку контейнеров транзитом по территории
России между портами Восточной Азии и
Европы. Четвёртый район специализируется
на перевалке угля. Кроме того, на его причалах
перегружаются металлы, оборудование,
другие генеральные грузы, зерно, сахар-сырец
навалом. Порт ежегодно посещает более
двух тысяч судов. Функционируют автомобильные
паромные переправы на порт Калининград,
порты Германии и Швеции. Порт является
одним из лучших по техническому оснащению
в России. Он имеет развитые железнодорожные
и автомобильные подходы, а по р. Неве порт
связан системой глубоководных внутренних
судоходных путей с важнейшими промышленными
и сельскохозяйственными регионами России,
государствами ближнего и дальнего зарубежья.
Морские портовые порты Выборг и Высоцк
расположены в 60 милях северо-западнее
Санкт-Петербурга. Навигация круглогодичная,
зимой - с ледокольным обеспечением. Суммарная
мощность портов по перевалке грузов-
3,9 млн.т. в год. Порт Выборг из-за стесненности
территории и малых глубин на подходах
имеет ограниченные возможности для развития.
Порт Усть-Луга проектной мощностью 35
млн. т расположен в Лужской Губе (Кингисеппский
район Ленинградской области), расположенный
в 130 км от Санкт-Петербурга, предназначен
для экспорта сырой нефти, нефтепродуктов,
жидких химических грузов, сжиженных газов
в объёме 45 млн.т. в год.
Порт в бухте Батарейная (Ломоносовский
район Ленинградской области) находится
в 60 км от Санкт-Петербурга и предназначен
для экспорта нефтепродуктов в объёме
до 15 млн.т.
Также существенное транспортное значение
для экономики региона имеют Ладожское
и Онежское озера и Рыбинское водохранилище.
Автомобильный транспорт
Северо-Западный район располагает разветвлённой сетью автомобильных дорог. От Санкт-Петербургского транспортного узла отходят пять автомагистралей федерального значения: в юго-восточном направлении — на Новгород – Москву, южном — на Псков- Невель — Витебск-Киев, западном — на Ивангород – Нарву — Таллинн-Ригу-Калининград, северном — на Выборг и в восточном направлении — на Новую Ладогу и алее Петрозаводск-Мурманск; а также федеральные автодороги: вдоль побережья Финского залива на запад до Ивангорода и северо-запад — на Приозерск (далее в Карелию) и Светогорск. Кроме того, от Новой Ладоги отходят две автомобильные дороги федерального значения на Кириши и на Тихвин – Пикалёво — Череповец-Вологду. Автомобильные дороги соединили Санкт-Петербург с областными и районными центрами и странами Балтии. Строительство автомагистрали Санкт-Петербург - Рига - Клайпеда - Гданьск - Гамбург соединило северную столицу с Германией и обеспечило ей устойчивые внешнеэкономические связи.
Трубопроводный транспорт
Большое значение
для экономики этого региона имеет трубопроводный
транспорт.
По территории Северо-Западного района
проложены нефтепроводы: Ярославль —
Кириши и Ярославль – Торжок — Великие
Луки и далее на Беларусь; магистральный
нефтепродуктопровод Кириши-Санкт-Петербург.
Газопроводы Серпухов - Новгород - Санкт-Петербург;
Сланцы - Санкт-Петербург, Валдай - Псков
- Рига, Нижний Новгород - Ярославль- Череповец,
Белоусово — Санкт-Петербург и Ухта —
Вологда - Череповец - Санкт-Петербург
обеспечивают подачу газа в Санкт-Петербург;
магистральный газопровод «Сияние Севера»
(Ухта-Рыбинск-Торжок), соединённый с газовыми
месторождениями Ямало-Ненецкого АО, обеспечивает
нужды промышленных районов, а также передачу
газа через Санкт-Петербург на Финляндию.
Балтийская трубопроводная система (БТС)
в регионе должна предусмотреть прокладку
новых магистральных и реконструкцию
действующих участков трубопроводов для
обеспечения подачи на экспорт сырой нефти
и нефтепродуктов через новые порты в
Приморске и бухте Батарейная.
Воздушный транспорт
Воздушный транспорт в регионе используется для перевозки срочных грузов, для ремонта и строительства трубопроводов, мостов, высотных архитектурных памятников. Но главная его задача - это перевозка пассажиров. В Санкт-Петербурге действуют 2 аэропорта, в том числе один из крупнейших в стране аэропорт Пулково. В Санкт-Петербурге на месте бывшего военного аэродрома «Вещево» возводится международный аэропорт «Выборг», ориентированный на приём транспортных тяжёлых самолётов. Выгодное географическое положение порта на трансполярном маршруте Северная Америка — Северная Европа — Россия позволит привлечь дополнительные объёмы грузов для транзита из северных районов США и Канады в страны Балтии и российские регионы и будет являться как бы «опорой» воздушного моста России с Америкой.
Таблица 2. Расчет густоты железных дорог.
Административно-территориальна |
Территория S, тыс. км2 |
Эксплуатационная длина железных дорог, L, км |
Густота железных дорог, D |
г. Санкт-Петербург и Ленинградская обл. |
85,90 |
2910 |
33,88 |
Псковская обл. |
55,30 |
1092 |
19,74 |
Мурманская область |
144,9 |
870 |
6,00 |
Республика Карелия |
172,4 |
2226 |
12,91 |
Новгородская обл. |
55,30 |
1144 |
20,68 |
Итого: |
513,8 |
8242 |
16,04 |
На конфигурации железнодорожной сети Северо-Западного района отразилось, прежде всего, положение Санкт-Петербургского промышленного узла на берегу Финского залива в устье р. Невы. От Санкт-Петербургского транспортного узла веером расходятся восемь магистральных направлений: Санкт-Петербург-Москва; Санкт-Петербург-Волховстрой (с выходом на Мурманск и Вологду); Санкт – Петербург – Кириши — Сонково (с выходом через Савелово на Москву); Санкт-Петербург-Дно-Невель (выход к границе с Беларусью) с ответвлением на Новгород; Санкт-Петербург-Псков (выход к границе с государствами Балтии); Санкт – Петербург – Ивангород — Нарвский (с выходом на Таллинн); Санкт-Петербург-Выборг (с ответвлениями на Бусловскую и Светогорск); Санкт-Петербург – Кузнечное — Хиитола. Последние два направления примыкают к железнодорожной сети с Финляндией.
Для обхода Санкт-Петербургского узла, имеющего густую сеть железнодорожных линий, построена спрямляющая линия Волховстрой — Чудово-Новгород-Луга, дающая выход с Мурманского направления на все направления, подходящие к Санкт-Петербургу с юга.
В состав железнодорожной сети района входят также широтные линии: Сонково — Бологое-Дно-Псков; Ржев — Великие Луки — Завережье и далее выход на границу с Балтией через Посинь; Лихославль — Великие Луки — Невель.
Одна из ведущих магистралей Москва-Санкт-Петербург, соединяющая два самых крупных в стране экономических, политических и культурных центра — Москву и Санкт-Петербург, является звеном международного Критского транспортного коридора №9 Александруполис — Дмитроград-Бухарест — Кишинёв- Раздельная — Киев – Брянск – Москва – Санкт-Петербург — Бусловская — Хельсинки, к которому примыкает линия Киев (Нежин) – Жлобин – Могилёв – Витебск – Новосокольники — Дно-Санкт-Петербург.
Наиболее грузонапряжёнными
участками (в грузовом направлении) на
железнодорожной сети района: Волховстрой-Мга
(Ленинградская область)- 31,6 млн. т (в грузовом
направлении), что превышало среднюю грузонапряжённость
сети России (12,7 млн. т) в 2,5 раза; Каннельярви
— Выборг (Ленинградская область)-13,6 млн.
т, превышающая среднюю по сети в 1,1 раза.
Экономика района и его географическое положение предопределяют объем перевозочной работы. В 2014 г. отправление грузов составило 548,50 млн. т., а прибытие — 568,8 млн. т. Прибытие грузов превышало отправление в 1,03 раза.
Таблица 3. Транспортный баланс отдельных грузов крупного экономического района в 2014 году на железнодорожном транспорте, млн. т.
Наименование груза |
Отправление |
Прибытие |
Внутрирайонные перевозки |
Вывоз в другие районы |
Ввоз в другие районы |
Превышение вывоза над ввозом(+/-) |
Удельный вес межрайонных перевозок, % | |
По вывозу |
По ввозу | |||||||
Каменный уголь |
16,7 |
11,3 |
4,2 |
12,5 |
7,1 |
5,8 |
7 |
30 |
Нефтяные грузы |
13,3 |
28,9 |
10,7 |
2,6 |
18,2 |
-15,6 |
13,5 |
75 |
Железная руда |
6,1 |
8,0 |
4,4 |
1,7 |
3,6 |
-4,1 |
5 |
15 |
Лесные грузы |
10,3 |
9,4 |
8,6 |
1,7 |
0,8 |
-7,4 |
50 |
20 |
Цемент |
17,1 |
11,2 |
9,1 |
8 |
2,1 |
-6,1 |
42 |
10 |
Прочие грузы |
11,0 |
16,3 |
5,0 |
6,0 |
11,3 |
5,3 |
31 |
50 |
Итого |
74,5 |
85,1 |
42 |
32,5 |
43,1 |
-22,1 |
148,5 |
200 |
Таблица 4. Распределение перевозок грузов в Северо-Западном экономическом районе различными видами транспорта
Вид транспорта |
Объем отправления грузов |
Объем прибытия грузов | ||
млн. т |
% |
млн. т |
% | |
Железнодорожный |
163,9 |
30 |
186,8 |
33 |
Автомобильный |
110 |
20 |
89 |
16 |
Морской |
120,6 |
22 |
156 |
27 |
Речной |
93 |
17 |
87 |
15 |
Трубопроводный |
61 |
11 |
50 |
9 |
Итого |
548,50 |
100 |
568,8 |
100 |
В заключении можно сказать, что в транспортной системе Северо-Западного региона России железной дороге принадлежит ведущее место — на ее долю приходится 60% грузоперевозок и 40% пассажирских перевозок.
По итогам 2014
года предприятиями на полигоне дороги
перевезено 128,4 млн пассажиров в пригородном
сообщении, 20,9 млн пассажиров - в дальнем
сообщении и 1117,3 млн тонн грузов.
1.
Экономическая география
2. Лапидус Б.М., Пехтерев Ф.С., Терёшина Н.П. Регионалистика: Учебное
пособие для вузов.- М.: УМК МПС России, 2000.-422с.
3. Экономика железнодорожного транспорта: Учеб. для вузов И.В.Белов, Н.П.
Терёшина, В.Г. Галабурда и лр., Под ред. Н.П.Терёшиной, Б.М.Лапидуса,
М.Ф. Трихункова.-М.: УМК МПС России, 2001.- 600с.
3. Единая транспортная система: Учеб. для вузов В.Г.Галабурда,
В.А.Персианов, А.А.Тимошин и др.; Под ред. В.Г.Галабурды. 2-е изд. С
измен. и дополн. -М.: Транспорт, 1999.-303с.
4. Народное хозяйство РФ. Госкомстат. - М.: Статистика.
5. «Транспорт и связь», ЦСУ СССР, М.:Транспорт, 1999.