Экономико-географическая характеристика района тяготения Октябрьской железной дороги и определение спроса на перевозки грузов

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2015 в 20:25, курсовая работа

Краткое описание

Транспорт удовлетворяет одну из важнейших потребностей человека – потребность в перемещении. Транспорт соединяет между собой различные экономические районы и обеспечивает функционирование современного производства.
Функционально, как и везде, транспорт осуществляет здесь перевозки населения и грузов, способствует формированию межотраслевых, внутрирайонных, межрайонных и межгосударственных связей. Однако в России, в связи с огромной пространственной протяжённостью страны, неравномерностью распределения природных богатств, населения, производства по её территории, роль транспорта в обеспечении нормального функционирования хозяйства неизмеримо возрастает.

Файлы: 1 файл

Oktyarskaya_zheleznaya_doroga_2_1.docx

— 65.85 Кб (Скачать)

Речной транспорт

Район богат внутренними судоходными водными путями. Основными судоходными реками являются: Нева, Волхов, Свирь. Судоходные озёра: Ладожское, Онежское, Ильмень, Псковское и Чудское. На этих реках в многочисленных пунктах (Невской Дубравке, Шлиссельбурге, Ладожское озеро, Новгороде, Петрозаводске и др.) происходит перевалка грузов с одного вида транспорта на другой. По Беломорско-Балтийскому каналу происходит перевозка леса, строительных материалов и руды из Карелии и Кольского полуострова. Финский залив соединяется с Волгой Волго-Балтийским водным путём, с которым Октябрьская дорога взаимодействует на станциях Усть-Ижора, Свирь, Шексна. Однако эта важнейшая водная система в целом находится в критическом положении из-за аварийного состояния шлюзов. Для её нормального функционирования нужны инвестиции для проведения ремонтных работ. В районе Выборга функционирует водная система Саймаа. Водная система Саймаа — это канал, арендуемый Финляндией у России. Все 8 шлюзов от Выборгского залива до Саймаа обслуживаются финскими властями и лишь на отрезке протяжённостью в 21 морскую милю от устья канала до международных вод проводку осуществляет русский лоцман. Ежегодно по каналу перевозится сырьё и продукция лесной промышленности, в среднем 1,5 млн.т.

Морской транспорт

Октябрьская железная дорога взаимодействует с Балтийским, Мурманским и Северным морскими пароходствами. На Финском заливе - с портами Санкт-Петербург, Выборг, Высоцк, Приморск, Усть-Луга, Ломоносов, на Баренцевом море - с Мурманском, на Белом море - с портами Кандалакша, Кемь, Беломорск. Перевозки грузов морским транспортом внутри района незначительны. Велика роль морского транспорта в осуществлении внешнеторговых связей, как самого района, так и других районов страны через торговые порты Санкт-Петербург и Выборг (с портопунктом Высоцк). 
 Морской порт Санкт-Петербург — «морская столица России» — крупнейший транспортный узел на северо-западе страны. Порт расположен в восточной части Финского залива на островах в дельте р. Невы. Порт работает в круглогодичном режиме, с декабря по март навигация поддерживается с помощью ледоколов. Структурно Санкт-Петербургский порт (или Большой порт Санкт-Петербург) состоит из ОАО «Морской порт Санкт-Петербург», специализированного морского порта.

ОАО «Морской порт Санкт-Петербург» осуществляет основной объём перевалки грузов в этом воднотранспортном узле. Порт располагает 53 причалами для обработки и отстоя судов общим протяжением 8,4 км (7,2 км — для обработки судов). Мощность порта рассчитана на перевалку более 13 млн.т. грузов в год. 
 Порт состоит из четырёх районов. Первый район специализируется на перегрузке внешнеторговых генеральных и навалочных грузов. На причалах второго района осуществляется перевалка генеральных экспортно-импортных грузов, прежде всего, перевозимых на регулярных линиях. Третий район ориентирован на перегрузку автотранспортной техники, оборудования, лесоматериалов и навалочных зерновых грузов. Здесь же расположен оснащенный современной техникой контейнерный терминал, обеспечивающий среди прочих перевалку контейнеров транзитом по территории России между портами Восточной Азии и Европы. Четвёртый район специализируется на перевалке угля. Кроме того, на его причалах перегружаются металлы, оборудование, другие генеральные грузы, зерно, сахар-сырец навалом. Порт ежегодно посещает более двух тысяч судов. Функционируют автомобильные паромные переправы на порт Калининград, порты Германии и Швеции. Порт является одним из лучших по техническому оснащению в России. Он имеет развитые железнодорожные и автомобильные подходы, а по р. Неве порт связан системой глубоководных внутренних судоходных путей с важнейшими промышленными и сельскохозяйственными регионами России, государствами ближнего и дальнего зарубежья.  
 Морские портовые порты Выборг и Высоцк расположены в 60 милях северо-западнее Санкт-Петербурга. Навигация круглогодичная, зимой - с ледокольным обеспечением. Суммарная мощность портов по перевалке грузов- 3,9 млн.т. в год.  Порт Выборг из-за стесненности территории и малых глубин на подходах имеет ограниченные возможности для развития. 
 Порт Усть-Луга проектной мощностью 35 млн. т расположен в Лужской Губе (Кингисеппский район Ленинградской области), расположенный в 130 км от Санкт-Петербурга, предназначен для экспорта сырой нефти, нефтепродуктов, жидких химических грузов, сжиженных газов в объёме 45 млн.т. в год. 
 Порт в бухте Батарейная (Ломоносовский район Ленинградской области) находится в 60 км от Санкт-Петербурга и предназначен для экспорта нефтепродуктов в объёме до 15 млн.т. 
 Также существенное транспортное значение для экономики региона имеют Ладожское и Онежское озера и Рыбинское водохранилище.

Автомобильный транспорт

Северо-Западный район располагает разветвлённой сетью автомобильных дорог. От Санкт-Петербургского транспортного узла отходят пять автомагистралей федерального значения: в юго-восточном направлении — на Новгород – Москву, южном — на Псков- Невель — Витебск-Киев, западном — на Ивангород – Нарву — Таллинн-Ригу-Калининград, северном — на Выборг и в восточном направлении — на Новую Ладогу и алее Петрозаводск-Мурманск; а также федеральные автодороги: вдоль побережья Финского залива на запад до Ивангорода и северо-запад — на Приозерск (далее в Карелию) и Светогорск. Кроме того, от Новой Ладоги отходят две автомобильные дороги федерального значения на Кириши и на Тихвин – Пикалёво — Череповец-Вологду. Автомобильные дороги соединили Санкт-Петербург с областными и районными центрами и странами Балтии. Строительство автомагистрали Санкт-Петербург - Рига - Клайпеда - Гданьск - Гамбург соединило северную столицу с Германией и обеспечило ей устойчивые внешнеэкономические связи.

Трубопроводный транспорт

Большое значение для экономики этого региона имеет трубопроводный транспорт.  
По территории Северо-Западного района проложены нефтепроводы: Ярославль — Кириши и Ярославль – Торжок — Великие Луки и далее на Беларусь; магистральный нефтепродуктопровод Кириши-Санкт-Петербург. Газопроводы Серпухов - Новгород - Санкт-Петербург; Сланцы - Санкт-Петербург, Валдай - Псков - Рига, Нижний Новгород - Ярославль- Череповец, Белоусово — Санкт-Петербург и Ухта — Вологда - Череповец - Санкт-Петербург обеспечивают подачу газа в Санкт-Петербург; магистральный газопровод «Сияние Севера» (Ухта-Рыбинск-Торжок), соединённый с газовыми месторождениями Ямало-Ненецкого АО, обеспечивает нужды промышленных районов, а также передачу газа через Санкт-Петербург на Финляндию. Балтийская трубопроводная система (БТС) в регионе должна предусмотреть прокладку новых магистральных и реконструкцию действующих участков трубопроводов для обеспечения подачи на экспорт сырой нефти и нефтепродуктов через новые порты в Приморске и бухте Батарейная.

Воздушный транспорт

Воздушный транспорт в регионе используется для перевозки срочных грузов, для ремонта и строительства трубопроводов, мостов, высотных архитектурных памятников. Но главная его задача - это перевозка пассажиров. В Санкт-Петербурге действуют 2 аэропорта, в том числе один из крупнейших в стране аэропорт Пулково. В Санкт-Петербурге на месте бывшего военного аэродрома «Вещево» возводится международный аэропорт «Выборг», ориентированный на приём транспортных тяжёлых самолётов. Выгодное географическое положение порта на трансполярном маршруте Северная Америка — Северная Европа — Россия позволит привлечь дополнительные объёмы грузов для транзита из северных районов США и Канады в страны Балтии и российские регионы и будет являться как бы «опорой» воздушного моста России с Америкой.

 

 

 

 

 

 

Раздел 3. Расчет густоты железнодорожной сети по областям, входящим в район тяготения.

Таблица 2. Расчет густоты железных дорог.

Административно-территориальная единица

Территория S,

тыс. км2

Эксплуатационная длина железных дорог, L, км

Густота железных дорог, D

г. Санкт-Петербург и Ленинградская обл.

85,90

2910

33,88

Псковская обл.

55,30

1092

19,74

Мурманская область

144,9

870

6,00

Республика Карелия

172,4

2226

12,91

Новгородская обл.

55,30

1144

20,68

Итого:

513,8

8242

16,04


 

 

На конфигурации железнодорожной сети Северо-Западного района отразилось, прежде всего, положение Санкт-Петербургского промышленного узла на берегу Финского залива в устье р. Невы. От Санкт-Петербургского транспортного узла веером расходятся восемь магистральных направлений: Санкт-Петербург-Москва; Санкт-Петербург-Волховстрой (с выходом на Мурманск и Вологду); Санкт – Петербург – Кириши — Сонково (с выходом через Савелово на Москву); Санкт-Петербург-Дно-Невель (выход к границе с Беларусью) с ответвлением на Новгород; Санкт-Петербург-Псков (выход к границе с государствами Балтии); Санкт – Петербург – Ивангород — Нарвский (с выходом на Таллинн); Санкт-Петербург-Выборг (с ответвлениями на Бусловскую и Светогорск); Санкт-Петербург – Кузнечное — Хиитола. Последние два направления примыкают к железнодорожной сети с Финляндией.

Для обхода Санкт-Петербургского узла, имеющего густую сеть железнодорожных линий, построена спрямляющая линия Волховстрой — Чудово-Новгород-Луга, дающая выход с Мурманского направления на все направления, подходящие к Санкт-Петербургу с юга.

В состав железнодорожной сети района входят также широтные линии: Сонково — Бологое-Дно-Псков; Ржев — Великие Луки — Завережье и далее выход на границу с Балтией через Посинь; Лихославль — Великие Луки — Невель.

 

Одна из ведущих магистралей Москва-Санкт-Петербург, соединяющая два самых крупных в стране экономических, политических и культурных центра — Москву и Санкт-Петербург, является звеном международного Критского транспортного коридора №9 Александруполис — Дмитроград-Бухарест — Кишинёв- Раздельная — Киев – Брянск – Москва – Санкт-Петербург — Бусловская — Хельсинки, к которому примыкает линия Киев (Нежин) – Жлобин – Могилёв – Витебск – Новосокольники — Дно-Санкт-Петербург.

Наиболее грузонапряжёнными участками (в грузовом направлении) на железнодорожной сети района: Волховстрой-Мга (Ленинградская область)- 31,6 млн. т (в грузовом направлении), что превышало среднюю грузонапряжённость сети России (12,7 млн. т) в 2,5 раза; Каннельярви — Выборг (Ленинградская область)-13,6 млн. т, превышающая среднюю по сети в 1,1 раза. 

Раздел 4. Определение объемов спроса на перевозки грузов, структуры и направлений основных грузопотоков.

Экономика района и его географическое положение предопределяют объем перевозочной работы. В 2014 г. отправление грузов составило 548,50 млн. т., а прибытие — 568,8 млн. т. Прибытие грузов превышало отправление в 1,03 раза.

Таблица 3. Транспортный баланс отдельных грузов крупного экономического района в 2014 году на железнодорожном транспорте, млн. т.

Наименование груза

Отправление

Прибытие

Внутрирайонные перевозки

Вывоз в другие районы

Ввоз в другие районы

Превышение вывоза над ввозом(+/-)

Удельный вес межрайонных перевозок, %

По вывозу

По ввозу

Каменный уголь

16,7

11,3

4,2

12,5

7,1

5,8

7

30

Нефтяные грузы

13,3

28,9

10,7

2,6

18,2

-15,6

13,5

75

Железная руда

6,1

8,0

4,4

1,7

3,6

-4,1

5

15

Лесные грузы

10,3

9,4

8,6

1,7

0,8

-7,4

50

20

Цемент

17,1

11,2

9,1

8

2,1

-6,1

42

10

Прочие грузы

11,0

16,3

5,0

6,0

11,3

5,3

31

50

Итого

74,5

85,1

42

32,5

43,1

-22,1

148,5

200


 

 

Таблица 4. Распределение перевозок грузов в Северо-Западном экономическом районе различными видами транспорта

Вид транспорта

Объем отправления грузов

Объем прибытия грузов

млн. т

%

млн. т

%

Железнодорожный

163,9

30

186,8

33

Автомобильный

110

20

89

16

Морской

120,6

22

156

27

Речной

93

17

87

15

Трубопроводный

61

11

50

9

Итого

548,50

100

568,8

100


 

 

В заключении можно сказать, что в транспортной системе Северо-Западного региона России железной дороге принадлежит ведущее место — на ее долю приходится 60% грузоперевозок и 40% пассажирских перевозок.

По итогам 2014 года предприятиями на полигоне дороги перевезено 128,4 млн пассажиров в пригородном сообщении, 20,9 млн пассажиров - в дальнем сообщении и 1117,3 млн тонн грузов. 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.    Экономическая география транспорта: Учеб. для вузов /Н.Н.Казанский, В.С.Варламов, В.Г.Галабурда и др.;  Под ред Н.Н.Казанского. - М.: Транспорт, 1991.-280с.

2.  Лапидус  Б.М., Пехтерев Ф.С., Терёшина Н.П. Регионалистика: Учебное 

пособие для вузов.- М.: УМК МПС России, 2000.-422с.

3.  Экономика  железнодорожного транспорта: Учеб. для вузов И.В.Белов, Н.П.

Терёшина, В.Г. Галабурда и лр., Под ред. Н.П.Терёшиной, Б.М.Лапидуса,

М.Ф. Трихункова.-М.: УМК МПС России, 2001.- 600с.

3.  Единая  транспортная система: Учеб. для  вузов В.Г.Галабурда,

В.А.Персианов, А.А.Тимошин и др.; Под ред. В.Г.Галабурды. 2-е изд. С

измен. и дополн. -М.: Транспорт, 1999.-303с.

4.  Народное  хозяйство РФ. Госкомстат. - М.: Статистика.

5.    «Транспорт и связь», ЦСУ СССР, М.:Транспорт, 1999.

Информация о работе Экономико-географическая характеристика района тяготения Октябрьской железной дороги и определение спроса на перевозки грузов