Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2015 в 20:25, курсовая работа
Транспорт удовлетворяет одну из важнейших потребностей человека – потребность в перемещении. Транспорт соединяет между собой различные экономические районы и обеспечивает функционирование современного производства.
Функционально, как и везде, транспорт осуществляет здесь перевозки населения и грузов, способствует формированию межотраслевых, внутрирайонных, межрайонных и межгосударственных связей. Однако в России, в связи с огромной пространственной протяжённостью страны, неравномерностью распределения природных богатств, населения, производства по её территории, роль транспорта в обеспечении нормального функционирования хозяйства неизмеримо возрастает.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
ФЕДЕРАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ»
(МИИТ)
______________________________
Кафедра «Экономика и управление на транспорте»
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине «Экономическая география транспорта»
Тема: «Экономико-географическая характеристика района тяготения
Октябрьской железной дороги и определение спроса на
перевозки грузов»
Выполнили студентки
группы ЭЭМ-211
Храмова Анастасия
Волкова Валерия
Преподаватель Королькова Н.В.
Москва 2015
г
СОДЕРЖАНИЕ
Транспорт удовлетворяет
одну из важнейших потребностей человека
– потребность в перемещении. Транспорт
соединяет между собой различные экономические
районы и обеспечивает функционирование
современного производства.
Функционально, как и везде, транспорт
осуществляет здесь перевозки населения
и грузов, способствует формированию межотраслевых,
внутрирайонных, межрайонных и межгосударственных
связей. Однако в России, в связи с огромной
пространственной протяжённостью страны,
неравномерностью распределения природных
богатств, населения, производства по
её территории, роль транспорта в обеспечении
нормального функционирования хозяйства
неизмеримо возрастает.
Транспортная система России включает
железнодорожный, автомобильный, внутренний
водный, морской, трубопроводный, воздушный
транспорт.
В Российской Федерации с ее обширной
территорией и природными особенностями,
удаленностью сырьевой базы от перерабатывающих
предприятий железнодорожный транспорт
составляет основу транспортной системы,
выполняя более 80% грузооборота всех видов
транспорта (без трубопроводного) и свыше
40% пассажирооборота транспорта общего
пользования в дальнем и пригородном сообщениях.
Российские железные дороги - крупнейшая,
хорошо развитая, динамично и эффективно
функционирующая система. Железнодорожная
сеть и имеет протяженность более 86 тыс.
км.
Ведущая роль железнодорожного транспорта
в транспортной системе России обусловлена
не только природными, экономическими
и др. особенностями страны (протяжённость
и природно-климатические условия её территории,
география природных ресурсов, размещение
хозяйства, городов и других населённых
пунктов, направление и характер исторически
сложившихся территориально-экономических
связей и т.п.), но и рядом его технико-экономических
преимуществ перед другими видами транспорта
(отличается надёжностью, ритмичностью
движения вне зависимости от времени года,
от природно-климатических условий местности,
универсальностью, т.е. способностью перевозить
практически все виды грузов, высокой
провозной и пропускной способностью,
сравнительно большой скоростью и относительно
низкой себестоимостью перевозок и др.).
Транспортно-дорожный комплекс страны
переживает, как и вся экономика, переходное
состояние, все его звенья приспосабливаются
к новым формам функционирования в условиях
рыночной экономики. Этот процесс идёт
сложно и не лишён противоречий, демонстрирует,
наряду с кризисными явлениями, новые,
не имевшие места раньше, возможности
Целью данной курсовой работы является
описание экономико-географической характеристики
района тяготения Октябрьской железной
дороги, оценка уровня развития транспортной
системы Северо-Западного района по видам
путей сообщения, рассмотрение географического
положения, оценка природных условий и
ресурсов, особенности, энергетики района
и возможных перспектив развития данного
района.
1.1 Границы железной дороги.
Октябрьская железная дорога проходит по территории одиннадцати субъектов РФ — Ленинградской, Псковской, Новгородской, Вологодской, Мурманской, Тверской, Московской, Ярославской областей, городов Москва и Санкт-Петербург, Республики Карелия, а также частично по территории Эстонии, Латвии, Белоруссии. Эксплуатационная длина магистрали составляет 10371,4 км, а развёрнутая длина путей — 13323,762 км. Октябрьская железная дорога граничит с Московской, Северной, Белорусской, Эстонской и Латвийской железными дорогами, а также с государственной железной дорогой Финляндии.
1.2. Географическое положение
и административно-
Северо-Западный экономический район расположен в северной части Нечерноземной зоны Российской Федерации, на Русской (Восточно-Европейской) равнине. Северо-Западный экономический район занимает удобное экономико-географическое положение, он расположен между Финским заливом и Чудским озером - на западе, Ладожским и Онежским озёрами - на севере и отрогами Валдайской возвышенности на юго-востоке. Благодаря выходу к морю Санкт-Петербург является крупным экспортно-импортным узлом России. Санкт-Петербург разделен на 13 административных районов. Кроме того, в его подчинении находятся 8 городов: Колпино, Кронштадт, Ломоносов, Павловск, Петродворец, Пушкин, Сестрорецк и Зеленогорск. На Карельском перешейке район граничит с Финляндией, на западе- с Эстонией и Латвией, на юго-западе- с Белоруссией. Район имеет общие внешние границы с Латвией, Эстонией, Белоруссией и Финляндией, имеет выход в Балтийское море через Финский залив, граничит с Центральным и Северным экономическими районами России. Площадь района – 212 тыс. км2.
В административный состав Северо-Западного экономического района входят 4 субъекта Российской Федерации:
1)Ленинградская область
2)Новгородская область
3) Псковская область
4) Калининградская область
1.3. Местные и транзитные районы тяготения дороги.
В 2014 году на Октябрьской железной дороге было отправлено более 144,4 млн пассажиров (-0,9% к 2013 году). В том числе в пригородном сообщении отправлено порядка 128,2 млн пассажиров, в дальнем следовании – более 16,2 млн. Пассажирооборот за 12 месяцев составил более 17,3 млрд пасс-км.В декабре 2014 года с вокзалов и станций Октябрьской железной дороги отправлено более 11,2 млн пассажиров (+1,1% к декабрю 2013 года), из них в пригородном сообщении – более 10 млн пассажиров, в дальнем следовании – более 1,2 млн. Пассажирооборот в декабре 2014 года составил более 1,2 млрд пасс-км.
По данным 2014 года в границах Октябрьской железной дороги погружено 102,8 млн тонн грузов, что на 3,2% больше, чем за период 2013 года.
1.4.Главные топливно-энергетические и минерально-сырьевые ресурсы района тяготения, транспортно-экономическая оценка их размещения; величина и местонахождение запасов, качество сырья и топлива, условия их залегания и добычи.
Запасы полезных ископаемых Северо-Западного экономического района сравнительно невелики. Запасы топливно-энергетических ресурсов составляют 6 млрд. т. условного топлива.
Природные топливно-энергетические ресурсы практически отсутствуют, район обеспечивает свои потребности в нефти, природном газе и угле за счет завоза их из других регионов. Значительны запасы известняков (Пикалевское, Сланцевское, Волховское месторождения в Ленинградской области, Окуловское месторождение в Новгородской области), используемых в химической, целлюлозно-бумажной, алюминиевой промышленности и сельском хозяйстве. Небольшеи злежи железной руды располагается в Карелии. В районе Кингисеппа Ленинградской области располагается крупное месторождение фосфоритов (Кингисеппское месторождение фосфатных руд), имеющих экспортное значение. Кроме того, в Северо-Западном экономическом районе имеются значительные запасы мрамора, кварцита (Каарлахтинское месторождение в районе Приозерска), минеральных красок – охры, умбры, берлинской лазури (в районе Всеволожска), марганца, песка и другого сырья.
Наибольшую ценность представляют промышленные запасы бокситов Тихвинского месторождения (Ленинградская область) с высоким процентным содержанием глинозёма (до 54-55%). Из топливных ресурсов наибольшее значение имеют запасы торфа и горячих сланцев. Запасы торфа оцениваются в 1,8млрд. т., а горючих сланцев-5 млрд. т. Ресурсы торфа широко представлены во всех областях района, а горючие сланцы залегают в Ленинградской области на границе с Эстонией. Строительные материалы распространены повсеместно и представлены известняками, глинами, в том числе огнеупорными, стекольными песками. На севере Ленинградской области имеются залежи гранита. Геологические изыскания подтверждают наличие промышленных запасов марганцевых руд вблизи Санкт-Петербурга в Финском заливе на глубине, не превышающей 50 м, а также ресурсов нефти и алмазов.
1.5.Лесные и водные ресурсы района, их хозяйственное использование.
Для промышленности района лесные ресурсы имеют небольшое значение. Покрытость территории района лесом – 30%. Леса многослойные, лесистость уменьшается с северо-востока на юго-запад. На большей части района преобладают хвойные леса, юго-запад расположен в зоне смешанных лесов. Эксплуатационные запасы древесины не превышают 200 млн. куб. м., несмотря на значительную лесистость района. Большая часть лесных массивов района изъята из промышленного использования, так как находится в окрестностях крупных городов и имеет большое водо-охранное и рекреационное значение.
Северо-Западный экономический район богат водными ресурсами – около 7 тысяч озер (в том числе Ладожское, Онежское, Ильмень, Чудское, Псковское), многочисленные реки (в том числе Нева, Волхов, Свирь). Ладожское озеро с площадью акватории 17,7 тыс. кв. км из пресноводных озер России уступает только Байкалу. Онежское озеро - 9,7 тыс. кв. км, Чудское и Псковское озера - 3,6 тыс. кв. км, озеро Ильмень - 1 тыс. кв. км. Несмотря на обилие водных ресурсов, их неравномерное размещение по территории района ограничивает развитие в ряде городов водоемких производств. Интенсивное водопотребление создало во многих населенных пунктах района дефицит водных ресурсов. Хозяйственные выбросы и стоки привели к загрязнению рек и озер. В настоящее время в Северо-Западном экономическом районе большое внимание уделяется вопросам охраны окружающей среды, проводятся природоохранные мероприятия
1.6. Особенности энергетики района. Крупнейшие тепловые, атомные и гидроэлектростанции, их географическое размещение, используемые энергоресурсы.
Основная часть топливно-энергетического комплекса – теплоэлектростанции, которые работают на привозном топливе – Печорском и Донецком. В энергетическом балансе района приобретает значение атомная энергетика (Сосновоборская АЭС), газоснабжение.
Нефть поставляется из Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции и обрабатывается на нефтеперерабатывающих заводах. Роль ГЭС в районе невелика, станции работают лишь в пиковом режиме(Волховская ГЭС).
Энергетика района развивается относительно быстрыми темпами несмотря на
слабую базу. Наибольшее значение имеет одна из крупнейших АЭС страны -Ленинградская АЭC мощностью 4 млн. кВт. Крупные ТЭЦ и ГРЭС построены в Санкт-Петербурге, Кириши и областных центрах. Гидроэлектростанции построены на реках Волхов, Свирь, Вуокса. Все электростанции объединены в единую энергетическую систему Северо-запада и связаны с ЕЭС европейской части страны. Для укрепления энергетического баланса ведется строительство гидроаккумулирующей электростанции в Ленинградской области и газотурбинные теплофикационные установки –ГТУ.
1.7. Население района тяготения
железной дороги. Описание по статистическим
данным численности, , динамики и состава
населения. Характеристика крупнейших
городов и основных пассажиропотоков.
Расчет плотности населения по отдельным
административно-
На территории района проживает 9,6 млн. чел.
Размещено население неравномерно: почти 80% населения проживает в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, что вызвано наличием здесь второго города-гиганта России. Район отличается довольно высокой плотностью населения -70,79 чел./кв. км, при этом в Ленинградской области этот показатель достигает 38,9, в Псковской -11,75 и Новгородской — 11,35 чел./кв. км. Небольшая плотность населения в Республике Карелии в Мурманской области.
Высок уровень урбанизации: в городах проживает 87% населения. Это самый высокий показатель среди всех экономических районов России. В Санкт-Петербурге проживает около 70% городского и 60% всего населения района. Основу городской сети составляют старые города, особенно в Псковской и Новгородской областях (Новгород, Псков, Великие Луки, Старая Русса), однако подавляющая часть городов расположена на территории Ленинградской области, что связано с основанием Санкт-Петербурга (Кронштадт, Петродворец, Колпино).
Основная часть населения - русские (89,1%). Здесь живут также карелы(7,08%), украинцы (1,9%), евреи (2,1%), белорусы (1,9%), татары (0,9%) и др. Уменьшение общей численности населения района отразилось на показателях трудовых ресурсов. В эко номике (в основном в промышленности, торговле, строительстве и отраслях социальной сферы) занято 92% населения. Почти 50% занятых в экономике приходится на частный, около 25% — на государственный сектор. Численность безработных — 9,3%.
Таблица 1. Характеристика района тяготения Октябрьской железной дороги по плотности населения
Административно- |
Территория S тыс. кв. км |
Численность населения тыс. чел. |
В том числе население |
Плотность населения, Тыс. чел./кв. км | |
Городское |
Сельское | ||||
Санкт-Петербург |
85,9 |
5191,7 |
5191,7 |
__ |
38,9 |
Ленинградская область |
1733,5 |
1133,3 |
600,2 |
||
Новгородская область |
55,3 |
622,4 |
438,6 |
183,8 |
11,35 |
Мурманская область |
144,9 |
766,3 |
704,9 |
61,3 |
5.29 |
Республика Карелия |
172,4 |
632,5 |
502,8 |
129,6 |
3,5 |
Псковская область |
55,3 |
666,9 |
467,9 |
199,0 |
11,75 |
Итого: |
513,8 |
9613,3 |
8439,2 |
1173,9 |
70,79 |