Экономико-географическая характеристика района тяготения Октябрьской железной дороги и определение спроса на перевозки грузов

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2015 в 20:25, курсовая работа

Краткое описание

Транспорт удовлетворяет одну из важнейших потребностей человека – потребность в перемещении. Транспорт соединяет между собой различные экономические районы и обеспечивает функционирование современного производства.
Функционально, как и везде, транспорт осуществляет здесь перевозки населения и грузов, способствует формированию межотраслевых, внутрирайонных, межрайонных и межгосударственных связей. Однако в России, в связи с огромной пространственной протяжённостью страны, неравномерностью распределения природных богатств, населения, производства по её территории, роль транспорта в обеспечении нормального функционирования хозяйства неизмеримо возрастает.

Файлы: 1 файл

Oktyarskaya_zheleznaya_doroga_2_1.docx

— 65.85 Кб (Скачать)

 

 

 

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ»

(МИИТ)

_____________________________________________________________________________

 

Кафедра «Экономика и управление на транспорте»

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

По дисциплине   «Экономическая география транспорта»

Тема:  «Экономико-географическая характеристика района тяготения

Октябрьской железной дороги и определение спроса на

перевозки грузов»

 

 

Выполнили студентки группы ЭЭМ-211  
Храмова Анастасия 
Волкова Валерия

Преподаватель Королькова Н.В.

 

Москва 2015 г 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

Введение

Транспорт удовлетворяет одну из важнейших потребностей человека – потребность в перемещении. Транспорт соединяет между собой различные экономические районы и обеспечивает функционирование современного производства.  
 Функционально, как и везде, транспорт осуществляет здесь перевозки населения и грузов, способствует формированию межотраслевых, внутрирайонных, межрайонных и межгосударственных связей. Однако в России, в связи с огромной пространственной протяжённостью страны, неравномерностью распределения природных богатств, населения, производства по её территории, роль транспорта в обеспечении нормального функционирования хозяйства неизмеримо возрастает. 
 Транспортная система России включает железнодорожный, автомобильный, внутренний водный, морской, трубопроводный, воздушный транспорт. 
 В Российской Федерации с ее обширной территорией и природными особенностями, удаленностью сырьевой базы от перерабатывающих предприятий железнодорожный транспорт составляет основу транспортной системы, выполняя более 80% грузооборота всех видов транспорта (без трубопроводного) и свыше 40% пассажирооборота транспорта общего пользования в дальнем и пригородном сообщениях. Российские железные дороги - крупнейшая, хорошо развитая, динамично и эффективно функционирующая система. Железнодорожная сеть и имеет протяженность более 86 тыс. км. 
 Ведущая роль железнодорожного транспорта в транспортной системе России обусловлена не только природными, экономическими и др. особенностями страны (протяжённость и природно-климатические условия её территории, география природных ресурсов, размещение хозяйства, городов и других населённых пунктов, направление и характер исторически сложившихся территориально-экономических связей и т.п.), но и рядом его технико-экономических преимуществ перед другими видами транспорта (отличается надёжностью, ритмичностью движения вне зависимости от времени года, от природно-климатических условий местности, универсальностью, т.е. способностью перевозить практически все виды грузов, высокой провозной и пропускной способностью, сравнительно большой скоростью и относительно низкой себестоимостью перевозок и др.). 
 Транспортно-дорожный комплекс страны переживает, как и вся экономика, переходное состояние, все его звенья приспосабливаются к новым формам функционирования в условиях рыночной экономики. Этот процесс идёт сложно и не лишён противоречий, демонстрирует, наряду с кризисными явлениями, новые, не имевшие места раньше, возможности 
 Целью данной курсовой работы является описание экономико-географической характеристики района тяготения Октябрьской железной дороги, оценка уровня развития транспортной системы Северо-Западного района по видам путей сообщения, рассмотрение географического положения, оценка природных условий и ресурсов, особенности, энергетики района и возможных перспектив развития данного района.

 

 

Раздел 1. Экономико-географическая характеристика района тяготения железной дороги

1.1  Границы железной дороги.

Октябрьская железная дорога проходит по территории одиннадцати субъектов РФ — Ленинградской, Псковской, Новгородской, Вологодской, Мурманской, Тверской, Московской, Ярославской областей, городов Москва и Санкт-Петербург, Республики Карелия, а также частично по территории Эстонии, Латвии, Белоруссии. Эксплуатационная длина магистрали составляет 10371,4 км, а развёрнутая длина путей — 13323,762 км.  Октябрьская железная дорога граничит с Московской, Северной, Белорусской, Эстонской и Латвийской  железными дорогами, а также с государственной железной дорогой Финляндии.

1.2. Географическое положение и административно-территориальный состав Северо-Западного района.

Северо-Западный экономический район расположен в северной части Нечерноземной зоны Российской Федерации, на Русской (Восточно-Европейской) равнине. Северо-Западный экономический район занимает удобное экономико-географическое положение, он расположен между Финским заливом и Чудским озером - на западе, Ладожским и Онежским озёрами - на севере и отрогами Валдайской возвышенности на юго-востоке. Благодаря выходу к морю Санкт-Петербург является крупным экспортно-импортным узлом России. Санкт-Петербург разделен на 13 административных районов. Кроме того, в его подчинении находятся 8 городов: Колпино, Кронштадт, Ломоносов, Павловск, Петродворец, Пушкин, Сестрорецк и Зеленогорск. На Карельском перешейке район граничит с Финляндией, на западе- с Эстонией и Латвией, на юго-западе- с Белоруссией. Район имеет общие внешние границы с Латвией, Эстонией, Белоруссией и Финляндией, имеет выход в Балтийское море через Финский залив, граничит с Центральным и Северным экономическими районами России. Площадь района – 212 тыс. км2.

В административный  состав Северо-Западного экономического района входят 4 субъекта Российской  Федерации:

1)Ленинградская  область

2)Новгородская  область 

3) Псковская  область

4) Калининградская область

1.3. Местные и транзитные  районы тяготения дороги.

В 2014 году на Октябрьской железной дороге было отправлено более 144,4 млн пассажиров (-0,9% к 2013 году). В том числе в пригородном сообщении отправлено порядка 128,2 млн пассажиров, в дальнем следовании – более 16,2 млн. Пассажирооборот за 12 месяцев составил более 17,3 млрд пасс-км.В декабре 2014 года с вокзалов и станций Октябрьской железной дороги отправлено более 11,2 млн пассажиров (+1,1% к декабрю 2013 года), из них в пригородном сообщении – более 10 млн пассажиров, в дальнем следовании – более 1,2 млн. Пассажирооборот в декабре 2014 года составил более 1,2 млрд пасс-км.

По данным 2014 года в границах Октябрьской железной дороги погружено 102,8 млн тонн грузов, что на 3,2% больше, чем за период 2013 года.

1.4.Главные топливно-энергетические и минерально-сырьевые ресурсы района тяготения, транспортно-экономическая оценка их размещения; величина и местонахождение запасов, качество сырья и топлива, условия их залегания и добычи.

Запасы полезных ископаемых Северо-Западного экономического района сравнительно невелики. Запасы топливно-энергетических  ресурсов  составляют  6  млрд.  т. условного топлива.

Природные топливно-энергетические ресурсы практически отсутствуют, район обеспечивает свои потребности в нефти, природном газе и угле за счет завоза их из других регионов. Значительны запасы известняков (Пикалевское, Сланцевское, Волховское месторождения в Ленинградской области, Окуловское месторождение в Новгородской области), используемых в химической, целлюлозно-бумажной, алюминиевой промышленности и сельском хозяйстве. Небольшеи злежи железной руды располагается в Карелии. В районе Кингисеппа Ленинградской области располагается крупное месторождение фосфоритов (Кингисеппское месторождение фосфатных руд), имеющих экспортное значение. Кроме того, в Северо-Западном экономическом районе имеются значительные запасы мрамора, кварцита (Каарлахтинское месторождение в районе Приозерска), минеральных красок – охры, умбры, берлинской лазури (в районе Всеволожска), марганца, песка и другого сырья.

 

Наибольшую ценность представляют промышленные запасы бокситов Тихвинского месторождения (Ленинградская область) с высоким процентным содержанием глинозёма (до 54-55%). Из топливных ресурсов наибольшее значение имеют запасы торфа и горячих сланцев. Запасы торфа оцениваются в 1,8млрд. т., а горючих сланцев-5 млрд. т. Ресурсы торфа широко представлены во всех областях района, а горючие сланцы залегают в Ленинградской области на границе с Эстонией. Строительные материалы распространены повсеместно и представлены известняками, глинами, в том числе огнеупорными, стекольными песками. На севере Ленинградской области имеются залежи гранита. Геологические изыскания подтверждают наличие промышленных запасов марганцевых руд вблизи Санкт-Петербурга в Финском заливе на глубине, не превышающей 50 м, а также ресурсов нефти и алмазов.

1.5.Лесные и водные ресурсы района, их хозяйственное использование.

Для промышленности района  лесные  ресурсы  имеют  небольшое  значение. Покрытость территории района лесом  –  30%.  Леса  многослойные,  лесистость уменьшается  с  северо-востока   на   юго-запад.  На большей части района преобладают хвойные леса, юго-запад расположен в зоне смешанных лесов. Эксплуатационные запасы древесины не  превышают 200 млн. куб. м., несмотря на значительную лесистость  района. Большая часть лесных массивов  района изъята из промышленного использования, так  как находится в окрестностях крупных городов и имеет большое водо-охранное и рекреационное значение.

Северо-Западный экономический район богат водными ресурсами – около 7 тысяч озер (в том числе Ладожское, Онежское, Ильмень, Чудское, Псковское), многочисленные реки (в том числе Нева, Волхов, Свирь). Ладожское озеро с площадью акватории 17,7 тыс. кв. км из пресноводных озер России уступает только Байкалу. Онежское озеро - 9,7 тыс. кв. км, Чудское и Псковское озера - 3,6 тыс. кв. км, озеро Ильмень - 1 тыс. кв. км. Несмотря на обилие водных ресурсов, их неравномерное размещение по территории района ограничивает развитие в ряде городов водоемких производств. Интенсивное водопотребление создало во многих населенных пунктах района дефицит водных ресурсов. Хозяйственные выбросы и стоки привели к загрязнению рек и озер. В настоящее время в Северо-Западном экономическом районе большое внимание уделяется вопросам охраны окружающей среды, проводятся природоохранные мероприятия

1.6. Особенности энергетики района. Крупнейшие тепловые, атомные и гидроэлектростанции, их географическое размещение, используемые энергоресурсы.

Основная  часть  топливно-энергетического комплекса – теплоэлектростанции, которые работают на привозном топливе –  Печорском   и Донецком. В  энергетическом  балансе  района  приобретает  значение  атомная энергетика (Сосновоборская АЭС), газоснабжение.

    Нефть поставляется  из  Тимано-Печорской  нефтегазоносной  провинции  и обрабатывается на нефтеперерабатывающих заводах. Роль ГЭС в районе невелика, станции  работают  лишь  в  пиковом  режиме(Волховская  ГЭС). 

    Энергетика района развивается  относительно быстрыми темпами  несмотря на

слабую базу. Наибольшее значение имеет одна из крупнейших АЭС страны -Ленинградская АЭC мощностью 4 млн. кВт. Крупные ТЭЦ и ГРЭС построены в Санкт-Петербурге, Кириши и областных центрах. Гидроэлектростанции построены на реках Волхов, Свирь, Вуокса. Все электростанции объединены в единую энергетическую систему Северо-запада и связаны с ЕЭС европейской части страны. Для укрепления энергетического баланса ведется строительство гидроаккумулирующей электростанции в Ленинградской области и  газотурбинные  теплофикационные   установки –ГТУ.

 

1.7. Население района тяготения железной дороги. Описание по статистическим данным численности, , динамики и состава населения. Характеристика крупнейших городов и основных пассажиропотоков. Расчет плотности населения по отдельным административно-территориальным единицам и по району дороги в целом по форме .

На территории района проживает 9,6 млн. чел.

Размещено население неравномерно: почти 80% населения проживает в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, что вызвано наличием здесь второго города-гиганта России. Район отличается довольно высокой плотностью населения -70,79 чел./кв. км, при этом в Ленинградской области этот показатель достигает 38,9, в Псковской -11,75 и Новгородской — 11,35 чел./кв. км. Небольшая плотность населения в Республике Карелии в Мурманской области.

Высок уровень урбанизации: в городах проживает 87% населения. Это самый высокий показатель среди всех экономических районов России. В Санкт-Петербурге проживает около 70% городского и 60% всего населения района. Основу городской сети составляют старые города, особенно в Псковской и Новгородской областях (Новгород, Псков, Великие Луки, Старая Русса), однако подавляющая часть городов расположена на территории Ленинградской области, что связано с основанием Санкт-Петербурга (Кронштадт, Петродворец, Колпино).

Основная часть населения - русские (89,1%). Здесь живут также карелы(7,08%), украинцы (1,9%), евреи (2,1%), белорусы (1,9%), татары (0,9%) и др. Уменьшение общей численности населения района отразилось на показателях трудовых ресурсов. В эко номике (в основном в промышленности, торговле, строительстве и отраслях социальной сферы) занято 92% населения. Почти 50% занятых в экономике приходится на частный, около 25% — на государственный сектор. Численность безработных — 9,3%.

Таблица 1. Характеристика района тяготения Октябрьской железной дороги по плотности населения

Административно-территориальная единица

Территория

S тыс. кв. км

Численность населения

тыс. чел.

В том числе население

Плотность населения, Тыс. чел./кв. км

Городское

Сельское

Санкт-Петербург

85,9

5191,7

5191,7

__

38,9

Ленинградская область

 

1733,5

1133,3

600,2

 

Новгородская область

55,3

622,4

438,6

183,8

11,35

Мурманская область

144,9

766,3

704,9

61,3

5.29

Республика Карелия

172,4

632,5

502,8

129,6

3,5

Псковская область

55,3

666,9

467,9

199,0

11,75

Итого:

513,8

9613,3

8439,2

1173,9

70,79

Информация о работе Экономико-географическая характеристика района тяготения Октябрьской железной дороги и определение спроса на перевозки грузов