Экономико-географическая характеристика Испании

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 12:50, курсовая работа

Краткое описание

Самая южная точка Пиренейского полуострова находится всего в 14 километрах от Африки.
Большая часть страны покрыта плоскогорьями и горными хребтами, вокруг которых располагаются живописные равнины и низменности. Леса занимают только 10% территории Испании. Испания – самая горная страна Европы!
Особенности географического положения и исторического развития Испании способствовали тому, что в наши дни это государство является одной из европейских жемчужин.

Оглавление

1. ФГП (Границы, пространственные размеры и конфигурации территории).
2. ЭГП.
3. Общественно-политический и государственный строй, административное деление (устройство) территории.
4. Природно-ресурсные предпосылки развития и размещения производства на территории.
4.1. Природные условия (рельеф, климат, почвы, растительность и т. д.), особенности их географического распределения;
4.2. Природные ресурсы (минерально-сырьевые, водные, лесные, биологические, земельные, рекреационные и др.), состав, величина запасов, особенности географического распределения, территориальные сочетания.
5. Экономические предпосылки развития и размещения производства на территории:
5.1. Население (численность, воспроизводство, миграции, половозрастной, национальный, социально-классовый состав) и трудовые ресурсы, особенности их географического распределения, квалификация рабочей силы, уровень развития науки, общей и профессиональной культуры населения;
5.2. Инфраструктура — социальная и производственная (в том числе транспорт), уровень развития, особенности географического распределения.
6. Экологические условия развития и размещения производства на территории.
7. Историческая последовательность формирования хозяйства на территории.
8. Особенности организации производства на территории - отраслевая структура производства (соотношение промышленного и сельскохозяйственного производства, структура и специализация промышленности и сельского хозяйства, характер межотраслевых хозяйственных связей, размещение отраслей промышленности и сельского хозяйства);
8.1. территориальная структура производства (районы и центры производства, характер внутрирайонных и межрайонных хозяйственных связей);
8.2. структура ввоза и вывоза продукции, направление внешнеэкономических связей.
9. Общий уровень развития экономики, место в хозяйстве мира (страны),
территориальном (международном, межрайонном) разделении труда.
10. Степень соответствия сложившейся системы хозяйства природным,
экономическим и другим предпосылкам (условиям) развития производства на территории.

Файлы: 1 файл

Экономико-географическая характеристика Испании.docx

— 132.35 Кб (Скачать)

 

5.2 инфраструктура — социальная  и производственная (в том числе  транспорт), уровень развития, особенности  географического распределения.

 

Испания одна из наиболее экономически развитых европейских стран. В настоящий  момент Испания располагает одной  из самых мощных и оптимальных  транспортных систем с инфраструктурой  итранспортными предприятиями Испании. Основными факторами вляющими на схему развития и расположения объектов транспортной системы Испании являются: географическое положение Испании  на карте мира, рельеф местности, расположенность  столицы в центральной части  страны, выходы к морю, уровень экономического развития Испании, а также направления  развития других секторов экономики  Испании.

Морской+транспорт+Испании. 
Большая часть периметра Испании омывается водой, что оказало значительное влияние на развитие транспортной системы Испании. Исторически Испания является одной из ведущих морских держав. И до настоящего времени морской транспорт занимает значительное место в испанской транспортной системе и является ключевым звеном в общеевропейской транспортной системе. Географическое положение и историческое развитие государств Европы предопределило ведущую роль Испании в списке главных морских держав не только Европы. Сейчас Испания располагает мощной сетью морских портов с самой современной портовой инфраструктурой. Это позволяет ей не только удерживать одну из ключевых ролей в мировой морской транспортной системе, но и использовать этот фактор как основу развития других видов транспорта и создавать дополнительные источники дохода в экономике. Так Испания принимает большие объемы грузов перевозимых по морю, служит перевалочным пунктом и участвует в дальнейшем распредении грузов автомобильным и железнодорожным транспортом в страны Европы. Таким образом созданные самой природой морские транспортные магистрали стимулируют развитие других видов транспортной системы Испании и логистической инфраструктуры страны. Кроме того не стоит забывать о том, что морским транспортом Испании осуществляется постоянный товарооборот и пассажирооборот материковой части государства с двумя группами+испанских+островов. Испанские порты принимают грузы как из отдаленных частей мира так и из стран средиземноморья. Вокруг больших портовых городов Испании созданые целые логистические системы, включающие огромное количество складов, которые занимаются консолидацией+и+расконсолидацией+морских+грузов. 
      Отдельно следует отметить туристическую направленность экономики Испании. Роль туризма в Испании настолько велика, что его влияние заметно во всех секторах экономики. И, естественно, это отражается на объектах инфраструктуры морского транспорта Испании. Основные морские порты Испании приспособлены для принятия пассажирских судов, и в сезоны эти порты заполнены самыми престижными круизными лайнерами. Огромное количество туристов прибывающих в Испанию на круизных лайнерах и постоянный рост этого количества стимулируют развитие наземной инфраструктуры гостинничной и отельной сети Испании, пассажирского транспорта,+объектов+общественного+питания+и+т.д. 
      Наиболее крупные порты Испании - порт в Альхесирас (Algeciras), порт в Аликанте (Alicante), порт в Альмерии (Almería), порт в Арресифе (Arrecife), порт в Авилес (Avilés), порт в Барселоне (Barcelona), порт в Бильбао (Bilbao), порт в Кадисе (Cádiz), порт в Картахене (Сartagena), порт в Кастельоне де ла Плана (Castellón de la Plana), порт в Сеуте (Ceuta), порт в Дении (Denia), порт в Ферроле (Ferrol), порт в Карруса (Garrucha), порт в Хихоне (Gijón), порт в Уэльве (Huelva), порт на Ибице (Ibiza), порт в Ла Корунье (La Coruña), порт в Лас Пальмас на Гран Канарии (Las Palmas de Gran Canaria), порт Лос Кристьянос (Los Cristianos), порт в Маоне (Mahón), порт в Малаге (Málaga), порт в Марине (Marín), порт в Мелилье (Melilla), порт в Мортиле (Motril), порт в Пальма де Мальорка (Palma de Mallorca), порт Пасахес (Pasajes), порт Росарио (Puerto del Rosario), порт в Сагунто (Sagunto), порт Сан Себастьян в Ла Гомера (San Sebastián de la Gomera), порт Санта Крус в Ла Пальме (Santa Cruz de La Palma), порт в Санта Крус на Тенерифе (Santa Cruz de Tenerife), порт в Сантандере (Santander), порт в Севилье (Sevilla), порт в Тарифа (Tarifa), порт в Таррагоне (Tarragona), порт в Валенсии (Valencia), порт в Виго+(Vigo)+и+порт+в+Рекехада+(Requejada).

 
      Автомобильный+транспорт+Испании. 
      Основное место во внутренней транспортной системе Испании занимает автомобильный транспорт. Испания покрыта сетью автомобильных дорогевропейского+качества. 
Основные участники движения по автомобильным дорогам Испании это легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы осуществляющие пассажирские перевозки, и отдельно можно выделить (потому что это Испании)+мотоциклы. 
Основная часть грузовых перевозок внутри Испании осуществляется автомобильным транспортом. Кроме того, автотранспортом в Испании осуществляются также международные перевозки грузов, транзитные из Португалии в другие европейские страны и наоборот, а также автомобильная часть интермодальных международных перевозок. Так, например, испанские грузовые порты принимают значительную часть азиатских морских грузов, которые затем распределяются автомобильным транспортом по европейским странам. И также из стран Европейского Сообщества автомобильным транспортом в Испании собираются грузы, которые затем отправятся из испанских морских портов в другие страны морским транспортом. 
Итак, грузовые перевозки в Испании географически можно разделить на транзитные: Португалия- другие страны ЕС и наоборот; международные- автомобильные перевозки, которые осуществяются из Испании в другие страны и из других стран в Испанию; грузовые перевозки внутри Испании которые+осуществляются+между+разными+провинциями;+внутрипровинциальные грузовые перевозки, осуществляющиеся в пределах одной провинции. 
      Большое количество легковых автомобилей оказывает свое влияние на испанскую транспортную систему. Крупные города Испании, такие как Мадрид, Барселона, Валенсия, Сарагоса, Бильбао и другие, окружены населенными пунктами- спутниками многие жители которых работают в крупных городах и наоборот. Утром и вечером в часы пик дороги окрестностей крупных городов заполненны автомобилями тех, кто едет на работу или возвращаяется с работы домой. Кроме того, во время выходных, каникул или праздников в крупных испанских городах, на дорогах и целых регионах проводятся специальные операции. Операции проводятся Управлением Дорожного Движения Испании и полицией. Они призваны облегчить и ускорить движение на дорогах Испании во время одновременного выезда большого количества легковых автомобилей. В рамках этих операций проводятся спецальные мероприятия такие как адаптирование некоторых полос для движения в обратном направлении, информирование в СМИ, а также на дорожных информационных системах о состоянии дорог и отдельных участков и т.д. Большое значение в Испании уделено общественному транспорту, в том числе и автомобильному. Автобусом в Испании можно добраться практически до любого уголка страны. Современны автобусы выполняют международные, междугородние, местные и городские перевозки. Большое количество пассажирского автотранспорта в Испании приспособлено для перевозки инвалидов. А, например, в Барселоне почти все автобусы оборудованы рампами для заезда инвалидных колясок, а внутри местами для инвалидов и ремнями для фиксации инвалидных кресел. Климатические условия обуславливают наличие мотоциклов на дорогах Испании круглый год. Условно можно выделить мотоциклистов, которые осуществляют дальние поездки и тех, кто передвигается внутри городов Испании. В городах преобладают малолитражные мотоциклы, мопеды и скутеры. Так, например, в Испании для облегчения движения внутри крупных городов, Управление Дорожного Движения несколько лет назад приняло решение разрешить управлять мотоциклами с объемом двигателя до 125 см кубических владельцам водительских удостоверений категории В, при наличии опыта вождения автомобиля+более+3+лет. 
      Основные автомобильные магистарали Испании расходятся от Мадрида, который расположен в центре Испании, соединяют между собой столицы испанских провинций, а также пролегают по побережьям страны. Кроме того, вся Испания покрыта сетью дорог местного значения. 
Отдельно следует отметить такую особенность влияющую на систему дорог Испании как рельеф. В Испании огромное количество извилистых горных дорог, мостов и виадуктов, а также тоннелей и тоннельных систем. В транспортную инфраструктуру Испании кроме автомобильных дорог входят автозаправочные станции, сервисные станции, паркинги для автомобилей на дорогах, служебные дороги, места для одевания цепей на колеса и т.д. 
Железнодорожный+транспорт+Испании. 
     Сеть железных дорог Испании насчитывает 17.074,1 километр и управляется+несколькими+несколькими+компаниями. 
     Особенностью испанских железных дорог является то, что в стране существуют разные системы железнодорожной колеи. Это иберийская колея- 1.668 мм (13.368 км), единая интернациональная колея- 1.435 мм (1.636,2 км), а также узкая колея- 1.296 мм (150 км). В Испании хорошо развита система грузовых железнодорожных перевозок, пассажирских перевозок межгородского и пригородного сообщения, существуют линии высокоскоросных поездов (AVE), а также несколько линий горных поездов местного значения.

Железнодорожный_транспорт. 
Железнодорожный транспорт Испании имеют хорошую связь и координцию с системами автомобильного и морского транспорта Испании, а также имеют общие объекты транспортной инфраструктуры. Железнодорожная сеть Испании, также как и автомобильная, построена под влиянием рельефа местности. Поэтому отмечается высоким количеством мостов и тоннелей. 
Система железнодорожного транспорта Испании постоянно развивается и совершенствуется. С появлением высокоскоростных поездов в Испании стало возможным не только добраться из Барселоны в Мадрид за 2 с небольшим часа на поезде, но скоростная железнодорожная линия составила сильную конкуренцию воздушному мосту Барселона- Мадрид. Воздушный мост между аэропортами Эль Прат де Лобрегат Барселоны и Барахас Мадрида является одним из самых насыщеных в мире. 
       Авиационный+транспорт+Испании. 
       Авиационный транспорт- один из самых быстроразвивающихся видов транспорта в экономически развитых странах. Особенно бурно развитие авиационного транспорта отмечается в последние годы. Большими темпами растет увеличение пассажирооборота и меньшими рост оборота грузовых перевозок+авиационным+транспортом. 
        Испания насчитывает более 100 аэропортов. Из них более 30 аэропортов это аэропорты Испании которые в течение года обслужили более 500.000 пассажиров. И 7 аэропортов, которые обслужили более 15.000 тонн груза. 
Инфраструктура авиационного транспорта Испании постоянно развивается и совершенствуется. Вводятся в эксплуатацию новые аэропорты и расширяют объемы своей деятельности существующие. Правительства Испании, а также автомномных областей оказывает им поддержку в развитии. Так, например, в Каталонии все большей популярностью пользуются рейсы осуществляющиеся из аэропортов Реуса и Хероны (Жироны).

Производственная  инфраструктура.

В Испании, например, начиная  с 1996 г. пошел процесс создания мощных инжиниринговых и строительных компаний – национальных чемпионов, которые  выступают надежными партнерами как иностранных, так и испанских  кредитных институтов. Их норма прибыли  в среднем составляет 12%, в то время  как у аналогичных американских компаний – 7%.

Испания находится в верхней  пятёрке почти во всех секторах среднего технологического уровня, особо выделяясь  как производитель автомобильных  запчастей и аксессуаров (десятое  место в мире), промышленных станков  и оборудования (15 место), аудиовизуальных  средств (17 место), продукции органической и неорганической химии (пятнадцатое  место), изделий металлообработки (тринадцатое  место) и обуви (третье место). Но по конкурентоспособности в области информационно-коммуникационных технологий и выпуска электронных компонентов она находится только в третьей десятке стран. Среди 100 наиболее известных в мире брендов у Испании нет ни одного, хотя имеются отраслевые лидеры: «Фрейшенет» (шипучие вина),Chupa Chups, Telefonica (телекоммуникации), Repsol (энергия), «Проновиас» (подвенечные платья) и «Льядро» (фарфоровые фигурки), а также входящие в первую тройку Zara, в первую пятёрку — «Соль Мелья» (гостиничный бизнес). Обладание мировым брендом считается важным конкурентным преимуществом и одним из признаков высокого уровня развития экономики.

 

 

 

6. Экологические условия развития и размещения производства на территории.

 

 

Неуклонный рост выработки  различных химических веществ сопровождается, как правило, соответствующим увеличением  количества вредных отходов. К отходам  относятся продукты побочных реакций  не находящие применения, продукты неполного или глубокого превращения, полимеризации, газы, не вступившие в  реакцию. Вспомогательные материалы  и вещества: отработавшие катализаторы, абсорбенты, адсорбенты, тара и фильтровальные материалы не пригодные для повторного использования и др.; механические потери сырья, промежуточных и готовых  продуктов вследствие не герметичности  оборудования и коммуникаций; сточные  воды химических производств.

Организация мало – и безотходных производств.

Основным направлением рационального  использования природных ресурсов и защиты окружающей среды от загрязнения  является создание мало- и безотходных  технологических процессов. По определению  ЕЭК ООН, безотходная технология — это такой способ производства продукции, при котором наиболее рационально и комплексно используются сырье и энергия в цикле  сырьевые ресурсы — производство – потребление – вторичные  сырьевые ресурсы таким образом, что любые воздействия на окружающую среду не нарушают ее нормального  функционирования. В соответствии с  этим определением безотходное производство является практически замкнутой  системой, организованной по аналогии с природными экологическими системами. В природных системах отходы жизнедеятельности  одних организмов используются другими  организмами, и в целом осуществляется саморегулирующийся биогеохимический круговорот вещества и энергии.

В определении подчеркивается обязательность рационального использования  всех компонентов сырья и энергетических ресурсов на всех стадиях переработки  сырьевых ресурсов и потребления  готовой продукции. Кроме того, безотходное  производство должно исключить негативное воздействие на окружающую среду  и не должно нарушать ее нормального  функционирования. 
         В основе организации безотходного производства лежит ряд принципов. Ключевым является принцип системности, в соответствии с которым каждый отдельный процесс или производство рассматривается как элемент более сложной производственной системы, т. е. всего промышленного производства в регионе (территориально-производственного комплекса) или как элемент эколого-экономической системы.

Вторым важнейшим принципом  безотходного производства является комплексность  использования сырьевых и энергетических ресурсов. Практически все используемое в настоящее время сырье является многокомпонентным, и в среднем  более трети его стоимости  составляют сопутствующие элементы, которые могут быть извлечены из сырья только при условии его комплексной переработки. Так, уже все серебро, висмут, платину и платиноиды, а также более 20 % золота и около 30 % серы получают попутно при комплексной переработке руд. Комплексное использование сырьевых и энергоресурсов не только имеет большое экологическое значение, но и повышает экономическую эффективность производства.

Общим принципом создания безотходных производств является цикличность материальных потоков, важнейшие из которых — водный и газовоздушный. Для безотходного производства характерным является многократное использование воды и  газовых потоков в основных технологических  процессах, причем водоснабжение, водоотведение  и очистка сточных вод рассматриваются  как единая система водного хозяйства  предприятия или региона. Однако в безотходной технологии основной упор делается на локальную очистку  жидких и газовоздушных потоков. В перспективе все более широко будут использоваться в промышленности биологически доочищенные и обеззараженные сточные воды предприятий и городов. Очистка сточных вод и газовоздушных  потоков должна обеспечивать одновременное  извлечение и утилизацию ценных компонентов; эти процессы не считаются вспомогательными, а являются основными для производства готовой продукции. Наиболее полно  условие цикличности реализуется  в ТПК, где создаются благоприятные  условия для кооперирования различных  производств с целью комплексного использования сырьевых и энергоресурсов, где отходы одних производств  используются в качестве сырья для  других.

Одним из важнейших принципов  организации безотходного производства является его экологичностъ, т. е. соблюдение предельно допустимых экологических  нагрузок на окружающую среду. Этот принцип  связан с сохранением и воспроизводством таких природных и социальных ресурсов, как атмосферный воздух, пресная вода, земная поверхность (ландшафт), растительный и животный мир и  т. д.

Безотходное производство характеризуется  также рациональностью его организации, т. е. использованием всего взаимосвязанного природно-ресурсного комплекса в  регионе. При этом увеличение объема производства, номенклатуры выпускаемой  продукции не приводит к ущербу, в том числе и косвенному, с  учетом смежных отраслей производства. Производство в данном случае одновременно оптимизируется по энерготехнологическим, экономическим, экологическим и  социальным параметрам.

Создание безотходных  производств является длительным процессом, требующим решения ряда сложнейших взаимосвязанных технологических, экономических, организационных, психологических  и других задач. Поэтому в настоящее  время для практического использования  вводится понятие малоотходного  производства. Под малоотходным понимается такой способ производства продукции, при котором вредное воздействие  на окружающую среду не превышает  уровня, допустимого санитарно-гигиеническими нормами, а часть сырья и материалов по технологическим, организационным, экономическим или другим причинам переходит в неиспользуемые отходы и направляется на длительное хранение или захоронение. В основу критериев, ограничивающих вредное воздействие малоотходного производства на окружающую среду, положены существующие санитарно-гигиенические нормативы — предельно допустимые концентрации, на базе которых устанавливаются научно-технические нормативы предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферу (ПДВ) и сбросов загрязняющих веществ в водоемы (ПДС).

Информация о работе Экономико-географическая характеристика Испании