Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 20:31, реферат
Общие сведения и государственный строй
ЭГП и природные ресурсы Китая
Население
Общая характеристика хозяйства
Промышленность
Сельское хозяйство
Китай экспортирует нефть (в Японию, КНДР), однако из-за роста внутренних потребностей значение этого вида продукции для экспорта падает. От районов добычи к местам переработки и к портам, откуда идет экспорт, транспортировка нефти ведется главным образом по нефтепроводам (около 3/4), главные из которых: Дацин—Далянь, Дацин— Циньхуандао—Пекин с ответвлением на КНДР, Шэнли—Циндао, Шэнли—Циньхуандао. Небольшая часть нефти перевозится автомобильным и железнодорожным транспортом.
Газовая промышленность представлена добычей природного и попутного газа, получением искусственного промышленного (коксового, сланцевого и др.) и полукустарного (биометан) газов. Специфика отрасли: относительно малая доля естественных и большая — искусственных газов при общем ограниченном объеме всех их видов. Добыча природного газа — около 18 млрд м3 в 1995 г., причем половина этого количества приходится на провинцию Сычуань.
Китай занимает ведущее место в мире по производству биометана, получаемого из отходов сельского хозяйства, лесозаготовок и т. д. Его вырабатывают на небольших генераторах в сельской местности и применяют в основном в быту.
По выработке электроэнергии (более 1 трлн. кВт-ч в 1990-х гг.) Китай вышел на второе место в мире. Установленная мощность электростанций — 217 тыс. МВт (1996; в 1980 — 66 тыс. МВт). Однако по душевому потреблению электроэнергии КНР занимает примерно 80-е место среди стран мира, а дефицит и при таком уровне потребления составляет около 20%. Подавляющую часть электроэнергии (около 80%) производят на ТЭС, основная часть которых (3/4) работает на угле. Лишь немногие из них используют сырую нефть, еще меньше — газ. Крупнейшие ТЭС (в том числе самая мощная ТЭС «Цинхэ» — 1100 МВт) сосредоточены на индустриальном северо-востоке страны. В Лхасе (Тибет) построена первая в КНР геотермальная электростанция.
Развивается гидроэнергетика (около 1/5 вырабатываемой электроэнергии, планируется довести ее долю до 35—40% к 2015 г.). Крупнейшая ГЭС — «Гэчжоуба» (2,7 тыс. МВт) на р. Янцзы. В верховьях этой реки идет строительство каскада ГЭС общей мощностью около 10 тыс. МВт. А в среднем течении в 1995 г. начато строительство гидроузла «Санься» («Три ущелья»), который по мощности должен стать величайшим в мире — 17,7 тыс. МВт. ГЭС должна дать ток в 2009 г. Планируется каскад ГЭС и на Хуанхэ. Особенность современной гидроэнергетики — большое количество мелких (до 500 кВт) и мельчайших (до 25 кВт) ГЭС, обеспечивающих электроэнергией крестьян сельских уездов. Гидростроительствоимеет многоцелевое значение: производство дешевой электроэнергии, улучшение водоснабжения, защита от периодических катастрофических наводнений путем регулирования стока, поддержание необходимых для судоходства глубин на ряде участков рек.
В Китае более десятка
небольших приливных
В 90-е годы в КНР получила развитие атомная энергетика — введены в эксплуатацию две АЭС: Циньшаньская (300 МВт) в провинции Чжэцзян и Даяваньская (два энергоблока по 900 МВт каждый) в провинции Гуандун. Оборудование для них было поставлено Францией, Великобританией, Японией. Намечено строительство еще двух АЭС: в провинции Ляонин (при техническом содействии России) и еще одной в провинции Гуандун. К 2000 г. общую установленную мощность АЭС предполагается довести до 10 тыс. МВт.
В КНР функционирует около 20 энергосистем (половина из них мощностью свыше 1 млн. кВт). Создание общенациональной системы ведется лишь в настоящее время.
Металлургия (рис. III.75). Черная металлургия базируется на собственных запасах железной руды, большинства легирующих металлов и коксующегося угля. КНР выделяется в мире запасами и добычей железорудного сырья, однако потребности отрасли обеспечиваются не полностью. Это обусловлено трудностями обогащения составляющих большую часть запасов бедных руд, сложностями перевозок сырья к многочисленным, рассредоточенным по территории страны металлургическим заводам. Большую часть руды дают карьеры глубиной до 300 м и мощностью от 1 до 7 млн т (из 40 крупных рудников только 5 поставляют свыше 5 млн т руды каждый). Крупнейший по добыче — Аньшаньский железорудный бассейн, выделяются также месторождения Мааньшань, Баян-Обо, Дае и др.
Для получения легированных и специальных сталей страна располагает месторождениями вольфрама, молибдена, марганца мирового значения. Китай обеспечивает около 1/4 мирового производства вольфрама и половину его экспорта, крупнейшие разработки — в провинции Хунань, Цзянси, Гуандун. Марганцевые руды также добываются на юге и в меньших количествах на северо-востоке страны. Добыча никеля, хрома, кобальта недостаточна для черной металлургии, и эти металлы импортируются.
Производство кокса полностью обеспечивается наличием углей различных марок, непосредственно пригодных для коксования или в смеси. Большинство металлургических баз находится вблизи месторождений коксующегося угля, на некоторые (Шанхай) его завозят издалека. По масштабам развития черной металлургии Китай занимает одно из ведущих мест в мире. По уровню выплавки стали (100 млн. т в 1996 г.) он догнал Японию. Однако страна импортирует значительное количество необходимого ей проката, железной руды, высококачественной стали, легирующих металлов. Низкий технический уровень отрасли вызывает дополнительные расходы сырья, материалов, топлива и энергии. Слабая механизация процессов на большинстве предприятий требует затрат большого количества живого труда: так, на крупнейшем в стране Аныианьском металлургическом комбинате занято 150 тыс. человек (столь же, сколько во всей металлургии Польши).
Всего в Китае свыше одной тысячи металлургических предприятий, однако основную часть продукции дают 11 крупных и около 20 средних предприятий. Остальные мелкие и мельчайшие предприятия располагают старой примитивной техникой, отличаются низкой производительностью труда. Такая распыленность металлургического производства — во многом следствие политики «большого скачка» в конце 50-х годов, когда каждой коммуне предписывалось иметь собственное производство чугуна и стали.
В Китае сложилось несколько типов предприятий отрасли, отличающихся полнотой как самого металлургического цикла, так и наличием в их составе сырьевых и полупродуктовых производств. Наибольшее значение имеют металлургические комбинаты: полного цикла с полупродуктовыми цехами и сырьевыми базами (Бэньси, Пекин), полного цикла, но недостаточно обеспеченные собственным сырьем (Аньшань, Баотоу, Ухань и др.), полного цикла, использующие привозное сырье (Баошань, Тайюань, Чунцин и др.). На все эти комбинаты приходится почти 2/3 выплавки чугуна, около 3/4 стали, до 1/2 производства проката. Ряд предприятий имеет неполный цикл: Шицзячжуан (коксохимия, чугун, сталь), Фушунь (чугун, сталь), Шэньян, Тяньцзинь, Таншань, Чэнду (сталь, прокат). Кроме того, есть предприятия только по выплавке стали, как самостоятельные, так и в составе машиностроительных заводов (Пекин, Цзилинь, Далянь), и по производству проката (их особенно много).
Крупные запасы сырья имеются для развития цветной металлургии. Представлена добыча алюминиевого сырья (провинции Шаньси, Хэнань), медных руд (провинции Аньхой, Юньнань, Ганьсу, Хубэй), оловянных руд (провинция Юньнань), ртути, сурьмы, редкоземельных элементов, золота и серебра. Быстро растет производство большинства цветных металлов, но потребности в алюминии, меди, свинце, цинке превышают их производство, и они импортируются. В то же время на экспорт идет от 1/2 до 2/3 олова, ртути, сурьмы.
На формирование географии цветной металлургии КНР влияют особенности размещения месторождений руд, находящихся зачастую в отдаленных слабоиндустриализированных районах страны. Переработка сложных по составу полиметаллических руд, извлечение из них помимо главных и других содержащихся ценных металлов требуют сложной техники и технологии. Поэтому добыча руды и получение из нее концентратов нередко оторваны от центров выплавки самого металла и извлечения других компонентов, рафинирования черновых металлов. Завершающие стадии цветной металлургии сформировались в экономически наиболее мощных районах. В провинциях юга и юго-запада страны добыча, обогащение руд и выплавка металлов равнозначны (Куньмин, Гэцзю, Шаогуань и др.), на севере и северо-западе представлены преимущественно добыча и обогащение руд (Баотоу, Ланьчжоу и др.), а на индустриально развитых востоке и северо-востоке сильно преобладают завершающие стадии производства цветных металлов (Шэньян, Шанхай и др.). КНР заняла ведущее место в мире по получению редкоземельных металлов.
Машиностроение. Машиностроение и металлообработка получили значительное развитие и производят широкий ассортимент продукции. Отрасль включает практически все важнейшие подотрасли и производства. Сложившаяся к началу 80-х годов ее структура отражала особенности начала индустриализации страны, в ходе которой приоритетным было изготовление оборудования для тяжелой и текстильной промышленности. Реформа экономики в 80—90-е годы обусловила опережающий рост производства товаров широкого потребления: часов, радиоприемников, телевизоров, стиральных машин и др. Внедрение системы «семейного подряда» в сельском хозяйстве потребовало резкого увеличения выпуска мотоблоков и маломощных тракторов. Активное участие иностранного капитала в производстве продукции транспортного машиностроения определило существенный рост производства автомобилей, а также других транспортных средств. В результате в структуре машиностроения возросла доля электроники и электротехники, тракторо- и автомобилестроения, сохранился высокий удельный вес производства оборудования для текстильной промышленности, значительную роль начала играть авиакосмическая промышленность. Отрасль долго развивалась экстенсивным путем: при низкой производительности труда быстро увеличивалось количество предприятий, стремительно расширялся парк станков и росла численность занятых. В настоящее время в КНР примерно столько же предприятий машиностроения и металлообработки, сколько в США, парк станков больше, численность занятых в 1,5 раза выше. Однако производительность труда и общий выпуск продукции существенно ниже.
В машиностроении КНР наряду с высокотехнологичными современными предприятиями (созданными преимущественно с участием иностранного капитала) широкое распространение получили небольшие, технически слабооснащенные кустарные заводики. Значительная часть предприятий отрасли — универсальные, вырабатывающие в своих цехах большую часть комплектующих изделий. Крупных специализированных заводов немного. В отрасли все еще невысока серийность изготовляемой продукции, что в значительной степени — наследие приоритета тяжелой, особенно военной, промышленности.
Особенности внешней торговли продукцией машиностроения таковы: импорт существенно превышает экспорт, хотя ускоренный рост экспорта сокращает этот разрыв.
Тяжелое машиностроение — одно из самых развитых в отрасли — традиционно ориентировалось на удовлетворение потребностей других отраслей индустрии внутри страны. Поэтому сложилось производство энергетического, нефтепромыслового, металлургического, горнодобывающего оборудования. В Северо-Восточном Китае с его крупной добывающей и развитыми базовыми отраслями индустрии сложился главный ареал тяжелого машиностроения. Ряд крупных предприятий находится в Харбине, Шэньяне и т. д. Восточный Китай — второй по значению район тяжелого машиностроения, однако в нем слабее сырьевая база, уже круг потребителей, меньше крупных центров. В Северном Китае с его развитой угледобычей изготовляют преимущественно горно-шахтное оборудование.
Станкостроение — одна из главных отраслей. По производству станков (395 тыс. шт. в 1995 г.) Китай входит в число ведущих производителей в мире. Однако, несмотря на высокий уровень самообеспеченности в массовых типах и видах станков, КНР импортирует наиболее сложные и совершенные станки из США, Японии, стран Западной Европы. Вместе с тем станки вывозятся в десятки стран мира. Производство станков характеризуется рассредоточенностью, наличием большого количества небольших предприятий. На этом фоне выделяются крупные центры, дающие основную массу продукции. Это крупные города, образующие группировки в Северо-Восточном Китае (Шэньян, Цицикар, Далянь и др.), в устье Янцзы (Шанхай, Нанкин, Уси, Чанчжоу), а также столичный регион (Пекин и его пригороды).
Транспортное машиностроение имеет особое значение для огромной по площади страны, обладающей очень широким выходом к Тихому океану и протяженной сетью водных путей. Это определило развитие производства средств железнодорожного и водного транспорта. Рост жизненного уровня в период проведения экономической реформы обусловил ускоренное наращивание производства автомобилей. Недостаточно производство пассажирских самолетов, практически полностью импортируются авиалайнеры. Сложившаяся география железнодорожного машиностроения отражает исторические особенности сооружения первых магистралей в Китае: возникновение сначала ремонтных предприятий в главных узлах и портах, а затем локомотиво- и вагоностроительных заводов. Вплоть до начала 80-х годов в Китае велся выпуск паровозов. Производством продукции железнодорожного машиностроения выделяются Шэньян, Далянь, Датун, Пекин, Циндао, Ухань. Разнообразно судостроение: производятся речные и морские суда, специальные суда разного тоннажа и назначения: сухогрузы, танкеры, контейнеровозы, лесовозы, рефрижераторы и т. д. В портах и особенно в устьях крупнейших рек страны, а также в среднем и нижнем их течении сложился целый ряд центров судостроения и судоремонта с большим количеством верфей (Шанхай, Далянь, Гуанчжоу, а также центр речного судостроения — Ухань).
Выпуск автомобилей
в Китае наращивается очень высокими
темпами (в 1995 г. — 1,45 млн. шт.), причем в
первую очередь расширяется
Электротехническая промышленность включает три группы производств: оборудования для электростанций и передачи электроэнергии, электроаппаратуры для промышленности и сельского хозяйства, бытовой электроаппаратуры. Особенно больших успехов КНР добилась в выпуске бытовой электроаппаратуры: по производству стиральных машин, холодильников Китай входит в число крупнейших мировых производителей. Основные центры электротехники расположены в приморских провинциях страны.
Информация о работе Экономико географическое положение Китая