Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 14:17, реферат
Накануне Второй мировой войны Индия производила на душу населения чугуна в 36 раз меньше Британии, в 7 раз меньше Японии. Промышленность имела однобокое развитие: преобладала легкая промышленность, не было собственного машиностроения, деградировало сельское хозяйство. Доля страны в мировом производстве не превышала 1%, средняя ожидаемая продолжительность жизни составляла около 32 лет, число грамотных- 18%. В 1947 г. страна была расколота на две части-Индию и Пакистан. Завоевание политической независимости создало предпосылки для ликвидации традиционных социально-экономических структур.
Введение 3
1. Основные черты экономического развития. 3
1.1. Структурный сдвиг. 4
1.2. Общие итоги. 5
2. Этапы экономического развития Индии. 5
3. Характерные черты хозяйственного механизма. 8
3.1. Общая характеристика. 8
3.2. Роль государства. 8
3.3. Сектор средних и мелких предприятий. 9
3.4. Трудовые отношения. 9
4. Индия в международных отношениях. 10
4.1. Внешняя торговля. 11
5. Географическое направление индийского экспорта. 12
Заключение 13
Создание исходных предпосылок для развития национальной экономики включало умеренное стимулирование крупного капитала в промышленности, введение импортного протекционизма и валютного контроля. Неограниченная конкуренция иностранных товаров создавала серьезный инвестиционный барьер на пути формирования индийского капитала, увеличивала минимальную сумму, которой должен был располагать отдельный владелец денег или товара для того, чтобы превратиться в капиталиста. Массовый рост мелкого и среднего предпринимательства задерживался, сильно ограничивался процесс перерастания мелких и средних капиталов в более крупные. Индийское государство поддерживало мелкое производство с использованием массового традиционного ручного труда, чтобы обеспечить необходимый уровень занятости и производство дешевых потребительских товаров
Второй период-с середины 50-х до середины 60-х годов выделяется интенсивной индустриализацией, когда были предприняты меры по перестройке существовавших производственных отношений, ограничению свободы рыночных сил и иностранного капитала. Идеологически с середины 50-х годов это оформлялось лозунгом построения «общества социалистического образца». Однако при существовавшем соотношении социальных и политических сил усилия государства были направлены на то, чтобы форсировать переход от колониальной социально-экономической структуры к капиталистической.
Образование государственной собственности шло по основным направлениям: переход в руки национального государства собственности колониальных властей; национализация ряда частных компаний, принадлежащих национальному капиталу; строительство новых предприятий на государственные средства.
Индустриализация проводилась в форме замещения импорта. При осуществлении курса на развитие «самоподдерживаемой и самообеспеченной» экономики важное значение придавало снижению зависимости от внешней помощи, диверсификации отечественной продукции. Главный сдвиг индустриализации заключался в резком увеличении удельного веса металлургической, машиностроительной, химической промышленности.
Опережающий рост импортозамещающих отраслей крупной промышленности стимулировался противоречиями между Индией и западными странами. Доля промышленности в чистых капиталовложениях возросла с 26,4% в первой половине 50- годов до 41,1% первой половине 60-х годов.
Курс на развитие тяжелой промышленности позволил городской буржуазии опереться на поддержку широких патриотических сил, заинтересованных в укреплении политической независимости. Одновременно он допускал сосуществование промышленного капитала и верхушки традиционных укладов, располагавших большим политическим влиянием.
Возросла роль государства в предпринимательской сфере. Все это способствовало формированию предпосылок для создания многоотраслевого комплекса, охватывающего производство промежуточной продукции и капитальных товаров. Одновременно возросли диспропорции между промышленностью и сельским хозяйством.
На этапе с середины 60-х годов были предприняты целенаправленные усилия по ликвидации резких диспропорций между крупной промышленностью, сельским хозяйством и мелким производством. В эти годы было положено начало стратегии «зеленой революции», приняты программы помощи сельской бедноте, оказывалось содействие мелкому производству. Новый цикл аграрных преобразований проходил путем очагового развития в силу противодействия им со стороны феодальных сил.
До середины 70-х годов темпы роста производства продовольствия отставали от темпов роста населения. В целях сглаживания структурных и региональных отношений проводились аграрные преобразования. Они проходили на уровне штатов и растянулись на длительный срок. Проводившиеся аграрные реформы не обеспечили существенного перераспределения земли. Создавшаяся чересполосица на изъятых у феодалов землях сохраняла основные черты старой феодальной и полуфеодальной системы в результате увеличения числа нерентабельных хозяйств.
Политика защиты и государственной поддержки промышленности и мелкого предпринимательства обеспечивала устойчивость предпринимательского сектора. Средний уровень банкротств стал наименьшим по сравнению с предыдущими периодами, но число убыточных предприятий возросло. Важной вехой в пересмотре экономической политики на этом этапе была национализация коммерческих банков в 1969 г., ослабление таможенного протекционизма. В 60-е годы произошло снижение таможенной защиты с 200% до 69%, но она оставалась высокой.
Середину 70-х-конец 80-х годов можно выделить как этап относительно сбалансированного роста, который был ограничен внутренним спросом. Характерная черта этого этапа-спрос стал сдерживать развитие не только отдельных отраслей крупной промышленности, но и всего частного сектора. На это серьезное влияние оказали внешние условия воспроизводства, в частности, повышение цен на сырьевые товары. В экономической политике задачи ускорения роста все больше уступали целям поддержания равновесия современного и традиционного секторов. Уже к концу 70-х годов процесс форсированной товарной трансформации по ряду параметров приблизился к завершению. Развитие капиталистических отношений в основных отраслях экономики приобрело самоподдерживающийся характер.
Усложнение проблем структурных преобразований вызвало необходимость принятия государством ряда стабилизирующих мер, включая осуществление специальных программ помощи сельской бедноте. Эти программы предусматривали распределение среди бедноты скота, других средств производства, а также организацию общественных работ в деревне с целью увеличения занятости. В середине 80-х годов на эти цели было направлено 7% общих плановых ассигнований. Были предприняты попытки ускорить техническую модернизацию крупного производства на основе увеличения государственных капиталовложений и расширения действия рыночных сил. Особая политика проводилась в отношении «больных» предприятий. Для предотвращения их банкротства и связанной с этим безработицы государство национализировало ряд таких предприятий или установило над ними государственное управление. Одновременно проводилась политика развития мелкого предпринимательства в сельской местности (сельская индустриализация). Это требовало, крупных государственных средств.
Во второй половине 80-х годов дефицит государственного бюджета ежегодно составлял 7-9% ВВП. Государственный долг поднялся с 51 до 66% ВВП, а внешняя задолженность увеличилась с 16 до 29% ВВП.
К концу этого периода произошли крупные изменения в отраслевой структуре обрабатывающей промышленности. В полтора-два раза сократилась доля продовольственных товаров, хлопчатобумажных тканей, джутовых и текстильных изделий.
В середине 50-х годов около 2/3 совокупной продукции промышленности приходилось на пищевые и текстильные товары, в конце 80-х годов - примерно 1/3. В два-три раза возросла доля нефтепродуктов, химических товаров, машиностроения. Доля инвестиционных товаров достигла почти 10% промышленного производства.
Развитие промышленности привело к созданию в стране многоотраслевого хозяйственного комплекса, превращению национального хозяйства в саморазвивающуюся, самодостаточную систему.
Пятый период охватывает 90-е годы и характеризуется либерализацией экономики. В этот период в силу кардинальных социально-экономических изменений в мировой и индийской экономике наиболее мощные монополистические группы пытаются решить экономические проблемы страны преимущественно путем активизации внешнеэкономических связей, в том числе сотрудничеством с ТНК. Было проведено дерегулирование внешнеэкономической сферы. Средневзвешенный тариф понижен с 87% до 16%, а курс рупии по отношению к доллару-в 2,4 раза. Иностранный капитал получил возможность приобрести 51 % акций в 34 приоритетных отраслях. Число отраслей, в которых развивался государственный сектор, сокращено с 17 до шести. Государственные предприятия получили большую автономию при осуществлении хозяйственной деятельности, им разрешено создавать совместные предприятия.
Вместе с тем правительство проводило политику приоритетной поддержки отечественных предпринимателей. Сокращение государственной собственности осуществлялось осторожно, путем коммерциализации предприятий.
Социально-экономические реформы не привели к ускорению экономического роста. Среднегодовой прирост, по разным подсчетам, находился в пределах 5-6%, что ниже показателя 80-х годов. Для развивающейся страны данные темпы роста не обеспечивают экономического прорыва и значительного снижения бедности.
3. Характерные черты хозяйственного механизма.
3.1. Общая характеристика.
В ходе многолетних преобразований в Индии сложился особый тип производства, включающий государственное предпринимательство, крупные частные объединения, мелкое капиталистическое производство и традиционный сектор. До сих пор рыночные, капиталистические отношения в хозяйстве, особенно в сельскохозяйственной сфере, соседствуют с полуфеодальными, поскольку прибыль не выступает регулятором хозяйственных процессов. Удельный вес организованного сектора индийской экономики в национальном доходе превышает 50%, но в занятости-порядка 30%. В промышленности организованный сектор преобладает.
Основу неорганизованного, неформального сектора составляет домашняя промышленность, сосредоточенная главным образом в деревне и органически связанная с ее экономикой. Она представляет собой в основном унаследованную форму ремесленного производства индийской общины.
Сектор крупного частного предпринимательства. Структура индийского предпринимательства сильно поляризована. Главенствующие позиции в ней занимают представители крупнейших состояний. Еще в колониальный период сложилась высокая концентрация производства при крайне незначительном развитии новых отраслей промышленности. В 1948 г. предприятия с числом занятых свыше 1000 человек составляли около 1% их общего числа, но на них было занято около 70% рабочей силы и приходилось более 70% вновь созданной стоимости в промышленности.
Сейчас подавляющая часть капитала сосредоточена в руках крупных промышленно-финансовых групп, ряд которых представляет собой порождения восточных монополий. В число крупнейших входят Тата, Хиндустан Левер, Амбани, Адутья-Бирла, Бая-Муканд.
Активы 20 крупнейших торгово-промышленных групп составляют 30% совокупных активов частного акционерного сектора. Под контролем крупнейших групп оказался ряд ключевых отраслей, определяющих основные направления технического прогресса: производство многих видов промышленного оборудования, сельскохозяйственное машиностроение, электротехническая, автомобильная и фармацевтическая промышленность, производство информационной техники.
Данные группы уже превратились в промышленные объединения. Увеличение их активов отражает концентрацию производства, а не подчинение мелких и средних производителей. Снизился торгово-ростовщический контроль и эксплуатация подконтрольных компаний.
3.2. Роль государства.
После обретения Индией собственной государственности произошло резкое усиление хозяйственной роли государства. Государственное предпринимательство было сосредоточено, прежде всего, в крупной промышленности, где на него приходились почти 3/5 основного капитала и половина рабочей силы. Это черная металлургия, машиностроение, химическое производство, нефтепереработка.
Доля государственных компаний в масштабе всего хозяйства невелика. Она поднялась с 3% в 1950 г. до 12% ВВП в 1986 г., составив 100% в железнодорожном, авиационном транспорте, 53-в морском, 96-в электроэнергетике, 100-в нефтяной промышленности, 98-в угольной, 93%-в банковском и страховом деле. В обрабатывающей промышленности участие государства оставалось относительно небольшим-10%. Поскольку госсектор развивался преимущественно в капиталоемких отраслях, его вклад в расширение занятости оказался значительно скромнее-с 4,2 до 7% экономически активного населения.
Развитие государственного сектора в наиболее капиталоемких отраслях инфраструктуры и промышленности резко ускорило создание отечественной базы важнейших средств производства, позволило проводить политику низких, нередко субсидируемых цен на их продукцию, что стимулировало ускоренное развитие большинства потребляющих ее отраслей экономики. Переход основной части банков в руки государства в 1969 и 1980 гг. усилил эффективность привлечения банковских вкладов, так как они гарантировались экономической мощью государства, повышением ставок по вкладам, расширением сети отделений.
Содействие решению общенациональных целей ограничивало прибыльность государственного сектора. Норма прибыли в общественном секторе была ниже частного, но за 80-90-е годы она значительно возросла (валовые прибыли к используемому капиталу в 1996 г. составили 15,1% против 7,8% в 1980 г.). Государственный капитал развивал отрасли, которые был неспособен поднять частный капитал, но от которых зависели условия воспроизводства во многих других отраслях хозяйства.
Ряд производств, доступных для мелкой промышленности, был зарезервирован за мелкими и средними предприятиями, самостоятельными производителями. Основным методом разделения сфер предпринимательства было промышленное лицензирование.
Большую роль в регулировании хозяйства играла кредитно-денежная политика правительства. Были созданы организации долгосрочного финансирования промышленности, которые расширили масштабы финансовой поддержки, способствовали изменению ее отраслевой и социально-экономической структуры. На финансирование промышленности была направлена налоговая политика, важнейшим элементом которой стало сочетание высокой прогрессивности обложения дивидендов и других распределяемых доходов, идущих на личное потребление. При этом реинвестируемые прибыли имели льготы, распространявшиеся также на покупку государственных ценных бумаг, акций и облигаций промышленных предприятий.
Государство оказывало значительное воздействие на развитие сельского хозяйства. В его руках была сосредоточена основная часть ирригационной системы, орошавшей 40% соответствующих сельскохозяйственных земель. Центральное правительство устанавливало закупочные цены на минимальном уровне для пшеницы и риса и осуществляло разнообразный контроль над многими другими продуктами, применяя комбинацию па-нового регулирования и субсидирования в целях поддержки предпринимателей и потребителей. Для этого было создано 200 региональных сельскохозяйственных государственных банков. Государству субсидировало поставки воды для ирригации, электроэнергии, удобрений и ряда других важнейших средств производства. Во многих частях страны сельхозпроизводители не платили за электричество. Наибольшие расходы правительства шли на субсидирование удобрений-0,7% ВВП в 1997 г. В целом государство в 1995-1997 гг. обеспечивало до 22% капиталовложений в сельское хозяйство против 35% в 80-е годы.
Информация о работе Экономика Индии в системе мирового хозяйства