Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 15:51, реферат
Цель данной работы – детальное рассмотрение общей характеристики национальной модели экономического развития страны, занимающей одно из первых мест в мировом хозяйстве – Германии.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Общие сведения о Германии…………………………………………………..5
1.1 Общая характеристика экономики…………………………………………..5
2. Особенности экономической модели Германии……………………………10
2.1 Отраслевая структура экономики и промышленность Германии………..10
2.2 Государственное регулирование экономики………………………………19
2.3 Транснациональные корпорации (ТНК) Германии………………………..23
2.4 Внешние экономические связи Германии…………………………………26
Заключение……………………………………………………………………….30
Используемые источники……………………………………………………….34
- множественные как внутристрановые, так и трансграничные слияния и присоединения, приведшие к существенному укрупнению ТНК;
- увеличение доли корпораций, действующих в сфере услуг, в результате роста капиталовложений в эту сферу хозяйства, развития инноваций и транснационализации НИОКР, а также глобализации финансового и страхового сектора. [25]
Германские транснациональные корпорации пятого поколения занимают ведущие позиции в мировых рейтингах, уступая лишь немногим глобальным конкурентам. По данным ЮНКТАД (2003 г.), в перечне крупнейших ТНК, чьи материнские компании размещаются в Германии, фигурируют 35 концернов; 14 из них относятся к сфере материального производства (автомобильная промышленность, химическая отрасль, производство электронного оборудования). Среди 13 ТНК сферы услуг преобладают торговые корпорации, за ними следуют телекоммуникационные и транспортные концерны. Помимо этого, в рейтинг ЮНКТАД включены восемь финансовых и две страховые ТНК. В 2005 г. Конференция ООН по торговле и развитию включила в перечень 100 ведущих нефинансовых корпораций мира, ранжированных по объемам зарубежных активов, 13 германских концернов. В число 50 ведущих финансовых корпораций входят страховой концерн ”Альянц” и банки - ”Дойче Банк АГ” и ”Коммерцбанк АГ”.
Эти данные подтверждаются и неофициальными оценками: в списке крупнейших корпораций мира (Fortune Global 500), ежегодно публикуемом журналом ”Форчун”, Германия занимает четвертое место после США, Японии и Франции. В перечень 2007 г. вошли 37 немецких компаний. Аналогичный рейтинг The Global 2000, подготовленный деловым периодическим изданием ”Форбс”, включает в число ведущих корпораций 57 ТНК, базирующихся в Германии.[25]
Необходимо отметить, что для немецких концернов национальная принадлежность - не просто данность или формальная характеристика корпорации, но и своего рода торговая марка. ”Немецкое качество” - это популярный бренд, который успешно продается (хотя, говоря ”сделано в Германии”, производители несколько лукавят: сегодня большая часть продукции ведущих ТНК производится за пределами ФРГ многочисленными филиалами, размещенными в различных регионах мира).
Несмотря на то, что интернационализация немецких корпораций началась в конце XIX - начале ХХ вв. (так, компания ”Сименс” открыла дочернее предприятие в России еще в 1853 г., а концерн ”Бош” основал торговые представительства в Англии и Франции в 1898 г. и 1899 г., первое производство в США было открыто в 1910 г.), в эпоху усиления тенденций глобализации они достаточно долго отставали от других мировых ТНК по масштабам вовлеченности в этот процесс. Причина - исторически сложившиеся особенности корпоративной модели и модели предпринимательства в целом, обусловившие прочную связь немецких концернов с национальной почвой.[17]
Принимая во внимание вклад ТНК в национальное хозяйство ФРГ, важно отметить тенденцию, выявленную в минувшем году немецкими экспертами: впервые 30 крупнейших германских концернов, объединенных индексом котировки акций DAX, оказались преимущественно в руках иностранных инвесторов. Таким образом, помимо транснационализации - переноса за рубеж производственных и управленческих подразделений, подчиняющихся головной компании, определяющей национальность ТНК, сегодня также можно говорить об активной мультинационализации немецких корпораций - фактическом объединении капиталов разных наций. Десять лет назад эти предприятия принадлежали зарубежным акционерам на одну десятую, пять лет назад - уже на треть.[5]
Международный
бизнес приобрел ключевое значение не
только для крупнейших немецких концернов,
но и для более мелких компаний, принадлежащих
к индексам MDax (Mid-Cap-DAX – индекс акций 50
средних компаний), SDax (Small-Cap-DAX – индекс
акций 50 малых компаний) и TecDax (индекс ценных
бумаг 30 высокотехнологичных предприятий).
Так, максимальная доля занятости за рубежом
среди этих компаний достигла 89,2%, процент
сбыта - 96,6%, а уровень зарубежных инвестиций
превысил 94% от суммарных капиталовложений
компаний.[24]
2.4
Внешние экономические
связи Германии
Германия
– конструктивный партнер в ЕС,
и сегодня для основных линий
германской политики в отношении
ЕС характерен надпартийный консенсус.
Немцы стремятся к
Доля Германии в общем объеме мировой торговли составляет около девяти процентов. В силу большого акцента на экспорт, едва ли существующего в любой другой стране, Германия тесно переплетена с мировой экономикой и заинтересована в открытых рынках. По данным на 2009 год Германия экспортировала товаров на сумму 1,121 трлн. $ (третье место в мире), к числу которых относится машинное оборудование, химикалии, транспортные средства, металлы и производственные материалы, текстиль, продовольственные товары. Основными экспортными партнерами Германии являются, в порядке убывания: Франция, США, Нидерланды, Великобритания, Италия, Австрия, Китай, Швейцария (Таблица 2.3).[5]
Таблица 2.3 – Объемы экспорта товаров и услуг Германии в 2009 году.
Экспорт товаров и услуг | Объемы, млрд. евро |
Франция | 82 |
США | 54 |
Нидерланды | 54 |
Великобритания | 53 |
Так же постоянно растет важность торговых связей с развивающимися странами Азии, рынок которых в настоящее время является вторым по важности для Германских экспортеров. В 2009 году в этот регион было экспортировано 14 % общего объема немецких товаров и услуг. Однако самым важным Азиатским партнером для Германии является Китай. Германия является самым крупным его инвестором еще с 1999 года – в эту страну инвестирует около 2500 немецких компаний.
Импортировала Германия в 2009 году меньше, чем экспортировала – на сумму 931,3 млрд. $, что, кстати, тоже обеспечило стране третье место в мире. Страна, что примечательно, импортирует те же типы товаров, что и экспортирует, а именно: машинное оборудование, транспортные средства, химикалии, продовольственные товары, текстильную продукцию, металлы. Основные импортеры (в порядке убывания): Нидерланды, Китай, Франция, США, Италия, Великобритания, Бельгия, Австрия, Швейцария.[4] Вообще, одна из традиционных проблем Германии – импортная зависимость по основным видам сырья. Около 80% потребности в сырье Германия покрывает за счет импорта, и в этом вопросе Россия сыграла не последнюю роль. На германском рынке в последние годы реализуются около 25% совокупного объема российского экспорта природного газа, проката черных металлов, 20% нефти, обработанных лесоматериалов и картона. Удельный вес России в удовлетворении импортных потребностей Германии в среднем составляет лишь около 1,5%, хотя по отдельным товарам этот показатель значительно выше. На долю российских поставок приходится почти 45% общего объёма импорта в Германию природного газа, 40% антрацита, 25% нефти, 23% древесной целлюлозы хвойных пород, от 10 до 40% различных наименований цветных металлов, около 10% дизельного топлива, свыше 4% черных металлов.
На современном этапе Германия является крупнейшим торговым и финансовым партнёром России. На долю Германии приходится 17,5% общего объема внешнеторгового оборота России со странами дальнего зарубежья и около 30% от объёма финансовых обязательств России промышленно развитым странам Запада. Поставками из Германии покрывается около 40% российского импорта машин и оборудования, 33% – обуви кожаной, 18% – медикаментов, 12% – мяса и мясопродуктов. Примечательно, что Германия остается крупнейшим торговым партнером России, в то время как Россия не входит в список основных торговых партнеров Германии, что объясняется колоссальной разницей в масштабах экономик этих стран. Так, в 2000 году Германия занимала первое место среди экспортных и импортных партнеров России: импорт России в Германию составил 9% общего объема российского вывоза, а экспорт – 11,5%, при этом рост положительного сальдо торгового баланса для России продолжается. Доля России же в товарообороте Германии составляет лишь около 2%. Обширные и устойчивые связи с германскими контрагентами, а также довольно благоприятный торгово-политический режим взаимоотношений позволяют и в перспективе сохранять и даже усиливать роль Германии как ведущего торгово-политического партнёра России. Степень и характер заинтересованности России и Германии в стабилизации и дальнейшем наращивании экономического сотрудничества обусловлены мощным экономическим и научно-техническим потенциалом обеих стран и их географической близостью.
Заключение
В ходе данной работы была детально рассмотрена общая характеристика национальной модели экономического развития Германии.
Выполнены такие задачи, как:
- детальный обзор общей характеристики Германской экономики. В ходе которого было выявлено, что модернизация и интеграция немецкой экономики в ее восточной части, где безработица в некоторых муниципалитетах может превысить 20 %, продолжает быть дорогостоящим и долгосрочным процессом, с ежегодными передачами денежных средств с запада на восток, что существенно влияет на бюджет страны. Реформы, начатые правительством Канцлера Герхарда Шрёдера (1998-2005), считавшим необходимым обратить внимание на хронически высокий уровень безработицы и низкий экономический рост, внесли свой вклад в резкий подъем в 2006 и 2007 и падение уровня безработицы, которая в 2008 достигла новой отметки в 7.8 %. Все эти авансовые выплаты, так же как субсидии со стороны правительства и программа по сокращению рабочего времени, помогли объяснять относительно несущественное увеличение уровня безработицы в течение 2008-09гг – во время мирового экономического кризиса. В 2008 году Валовой внутренний продукт едва ли вырос на 1 %, в то время как наблюдался его резкий скачок на 5 % вверх в 2009. Из кризиса Германия вышла во второй и третьей четвертях 2009 года, и прежде всего, следует в значительной степени отдать должное стремительному взлету количества производственных заказов и экспорта - прежде всего вне Европейской Зоны - и относительно устойчивого потребительского спроса. Уже к концу 2010 года прогнозируется рост экономики Германии приблизительно на 1,5%. Однако, относительно сильная позиция евро, более напряженные условия на кредитных рынках, а так же предсказуемый бум безработицы могут весьма омрачить среднесрочные перспективы восстановления Германии. Стимулы и усилия, направленные на стабилизацию, начатые в 2008 и 2009, и снижение налоговых ставок согласно политики канцлера Ангелы Меркель, увеличат бюджетный дефицит страны, который, как ожидается, в 2010г. превысит 5 % валового внутреннего продукта. ЕС дал Германии срок до 2013 года на снижение ее общего бюджетного дефицита до уровня ниже 3 % от ВВП. Новая конституционная поправка аналогично ограничивает федеральное правительство структурными дефицитами не больше, чем 0.35 % валового внутреннего продукта в год на 2016.
- ознакомление с территориальными особенностями ФРГ, характеризующимися большим разнообразием - сочетанием равнинных регионов на севере страны со среднегорьем в центральной части, которое на юге Германии постепенно переходит в альпийский горный массив. Страну покрывает густая сеть рек, являющихся главными водными артериями, соединенными между собой каналами, что делает внутренние перевозки весьма удобными. В стране много источников целебных минеральных вод. Климатические условия Германии благоприятны для проживания населения и ведения хозяйства.
Природно-ресурсный потенциал страны довольно истощен. Главным богатством Германии является каменный и бурый уголь. (Рурский бассейн по запасам занимает первое место в Западной Европе) однако, условия добычи сложные. Есть также большие запасы калийных солей. Промышленное значение имеют залежи строительных материалов. По другим важнейшим видам сырья и топлива ФРГ далеко не обеспечивает своих потребностей. Железная руда отличается невысоким качеством и не выдерживает конкуренции импортируемой. ФРГ не богата также легирующими и цветными металлами. Относительно лучше положение со свинцово–цинковой рудой.
Наконец, страна не обеспечена важнейшими современными видами топлива. Добыча нефти в районе Северной низменности составляет 5-6 миллионов тонн, что не удовлетворяет и 5 % потребностей, к тому же продуктивность скважин очень невелика. Общее их число превышает 2900, то есть лишь на 3/10 меньше, чем на ближнем и Среднем Востоке, но себестоимость очень высока. Недавно открытые месторождения природного газа на севере и уже имеющиеся, дают лишь небольшую часть природного газа, остальное импортируется. Ввозится также и атомное сырьё.
- Наиболее конкурентоспособными отраслями Германии являются: автомобилестроение; электротехническая промышленность; общее машиностроение (производство станков, различных приборов); транспортное машиностроение (вагоностроение, самолетостроение); химическая, фармацевтическая и парфюмерно-косметическая промышленность; точная механика и оптика; черная металлургия; авиационная и космическая промышленность; производство информационной и коммуникационной техники; судостроение.
- Германские транснациональные корпорации пятого поколения занимают ведущие позиции в мировых рейтингах, уступая лишь немногим глобальным конкурентам. в перечне крупнейших ТНК, чьи материнские компании размещаются в Германии, фигурируют 35 концернов; 14 из них относятся к сфере материального производства (автомобильная промышленность, химическая отрасль, производство электронного оборудования). Среди 13 ТНК сферы услуг преобладают торговые корпорации, за ними следуют телекоммуникационные и транспортные концерны. Помимо этого, в Германии фигурируют восемь финансовых и две страховые ТНК. В 2005 г. В число 50 ведущих финансовых корпораций входят страховой концерн ”Альянц” и банки - ”Дойче Банк АГ” и ”Коммерцбанк АГ”.