Экономика Германии в мировом хозяйстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 15:51, реферат

Краткое описание

Цель данной работы – детальное рассмотрение общей характеристики национальной модели экономического развития страны, занимающей одно из первых мест в мировом хозяйстве – Германии.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Общие сведения о Германии…………………………………………………..5
1.1 Общая характеристика экономики…………………………………………..5
2. Особенности экономической модели Германии……………………………10
2.1 Отраслевая структура экономики и промышленность Германии………..10
2.2 Государственное регулирование экономики………………………………19
2.3 Транснациональные корпорации (ТНК) Германии………………………..23
2.4 Внешние экономические связи Германии…………………………………26
Заключение……………………………………………………………………….30
Используемые источники……………………………………………………….34

Файлы: 1 файл

Экономическая модель Германии.doc

— 187.50 Кб (Скачать)

     Доля  нефти в обеспечении энергией также сократилась вследствие резко  увеличившихся в 1970-е годы цен на нефть. В 2001 г. она составила 38,5%. Тем не менее, нефть остается важнейшим энергоносителем в стране (Таблица 2.1). Более чем на 9/10 нефти импортируется из Алжира, Саудовской Аравии, Ливии и других стран. Старый центр нефтепереработки – Гамбург, а новые возникли во внутренних районах – Рейнско-Рурском, на юго-западе и в Баварии. [18]

     Значительную  часть природных ресурсов Германия импортирует, причем роль Российской Федерации  как основного поставщика энергоресурсов очень велика. За счет собственных ресурсов потребность Германии в газе может покрываться лишь на четверть. На фоне нехватки сырья и необходимости учитывать экологические требования, ФРГ предпринимает активные действия по экономии и рациональному использованию энергии. Сюда же следует добавить использование возобновляемых источников энергии (ВИЭ), благодаря которым, согласно планам, в долгосрочной перспективе должна покрываться пятая часть потребностей в электроэнергии. В 2000 г. доля ВИЭ составила всего 2,1%. К концу 2010 г. федеральное правительство намерено увеличить этот показатель как минимум до 4,2%.[19]

 

      Таблица 2.1 - Движение нефти и природного газа в Германии [4]

  Производство (2008), барр/день Потребление (2008), млн.барр/день Экспорт(2008), барр/день Импорт(2008), млн.барр/день Располагаемые запасы (2009), млн.барр
нефть 150,800 2,569 582,900 2,777 276
  Производство (2008), млрд. куб м Потребление (2008), млрд. куб м Экспорт(2008), млрд. куб м Импорт(2008), млрд. куб м Располагаемые запасы (2009), млрд. куб м
Природный газ 16,36 95,79 12,68 91,99 175,6
 

     Большие территории страны используются для  занятия сельским хозяйством. Несмотря на это, в сельском хозяйстве заняты лишь 2-3 % от общего числа работоспособного населения. [4] Высокая производительность труда достигается за счет механизации, применения современных агропромышленных технологий. Около 70% товарной продукции сельского хозяйства дает животноводство. Скотоводство дает более 2/5 всей товарной продукции сельского хозяйства, причем основная часть приходится на молоко (около 1/4). Второе место занимает свиноводство. Самообеспеченность страны по молоку и говядине превышает 100%, по свинине менее 4/5. Бройлерное производство, производство яиц, телятины, а также свиноводство концентрируются в крупных животноводческих хозяйствах, размещение которых мало зависит от природных факторов.[5]

     На  Германию приходится несколько более 1/5 общего производства зерна в Европейском  Союзе, ржи - 3/4 сбора, овса - около 2/5, ячменя - более 1/4. Значительны объемы производства кормов для животноводства, особенно ячменя, который также используется при производстве пива. В районах с высоким естественным плодородием почв выращивается пшеница, ячмень, кукуруза и сахарная свекла. Более бедные почвы используются под посевы ржи, овса, картофеля и естественных кормовых культур. Виноградарство превосходит по товарной продукции плодоводство и овощеводство, вместе взятые. Сельское хозяйство в основном базируется на мелком семейном фермерстве. Широко применяется труд сезонных работников.[16] 

     2.2 Государственное регулирование экономики 

     В экономике Германии государству  отведены, главным образом, регулирующие функции в интересах обеспечения  свободы конкуренции, устойчивости цен, высокой занятости, внешнеэкономической динамики и сбалансированности.

     Государственное влияние на развитие отдельных отраслей и экономики осуществляется с  помощью инструментов налоговой, кредитно-финансовой, таможенной, инвестиционной, антимонопольной политики, а также политики в сфере занятости. Правительство ФРГ основное внимание уделяет росту экономики и занятости населения.

     Центральная задача экономической политики государства  – сокращение безработицы. Ключ к  обеспечению большей занятости  лежит в увеличении объёма инвестиций и в инновациях, создающих перспективные  рабочие места. Цель – создать большее количество рабочих мест, открыть перспективы в сфере занятости.[20]

     В целом, в соответствии с полученным общим индексом регулирования экономики (при значении индекса 0 – государство  не вмешивается в экономику, 100 –  государство полностью регулирует экономику) Германия находится на 22 месте (50 баллов) из 28 стран, пропустив далеко вперед такие страны, как Новая Зеландия (23 балла), США (24 балла) и Великобритания (26 баллов). При подсчете общего индекса, наряду с регулированием рынка труда, учитывались также рамочные условия работы на товарном и финансовом рынках, а также в образовательном и исследовательском секторах.[5]

     Правительство ФРГ преследует цель разгрузить предприятия  и граждан от излишней бюрократии и связанных с ней издержек, высвободив тем самым ресурсы для инноваций и инвестиций.[20]

     Проводится  работа по законодательному облегчению давления на малый бизнес в следующих  областях:

     - статистической, справочной документации и бухгалтерского учета;

     - ускорения и упрощения лицензирования при осуществлении внешнеторговых операций;

     - сокращения и упразднения двойных проверок;

     - унификации пороговых величин.

     В координации и осуществлении  экономической и финансовой политики государства участвуют следующие органы:

     - конъюнктурный совет государственных органов;

     - совет финансового планирования;

     - экспертный совет по оценке общеэкономического развития. [21]

     Регулирующие  функции в области экономики  от имени государства выполняют  ряд министерств и ведомств ФРГ  и, в первую очередь, Федеральное министерство экономики и технологий, Министерство финансов и Министерство продовольствия, сельского хозяйства и защиты прав потребителей Германии.

     Помимо  указанных министерств в экономическом  блоке регулирующие функции государства несут и другие федеральные ведомства, в том числе, Федеральное министерство транспорта, строительства и жилищного хозяйства, Федеральное министерство по защите окружающей среды, природы и безопасности ядерной энергетики, и, частично, Федеральное министерство экономического сотрудничества и развития Германии. Кроме того, есть ряд федеральных государственных и полугосударственных ведомств и организаций, которые выполняют функции регулирования или содействия немецкой экономике.

     Для решения задач государственной экономической политики Правительство ФРГ привлекает как государственные органы власти (федеральные и земельные министерства и ведомства), так и общественные организации и объединения (отраслевые союзы и ассоциации, торгово-промышленные палаты, институты экономических исследований, экспертные советы и т.д.). В данном случае общественные организации и объединения выполняют посредническую функцию и являются связующим звеном между государством и предпринимателями. В качестве поддержки предпринимателей со стороны государства могут служить постоянные консультации между правительством, предпринимателями и профсоюзами. А правительство, в свою очередь, использует выкладки и оценки союзов и институтов экономических исследований при выработке ежегодных прогнозов развития страны на макроэкономическом уровне.[22]

     Картельное  сотрудничество в Германии принципиально  запрещено. Однако этот принцип не применяется  при наличии ряда регулируемых законом  обстоятельств. Высшим государственным  надзорным органом по картелям является Федеральное картельное ведомство. Эту же роль, в зависимости от ситуации, может выполнять Федеральный министр экономики и технологий Германии или компетентное высшее земельное ведомство. Картельные дела подсудны Федеральному Верховному суду и Верховным земельным судам.[21]

     Значительна роль государства в оказании поддержки  предпринимателей и экспортёров. Причём, эта помощь осуществляется за счёт федеральных и земельных бюджетов порой в отношении целых отраслей. Государственной поддержкой охвачены и разработки в области НИОКР (до 50% расходов фирм), в том числе в области альтернативных видов энергии, энергосберегающие и природоохранные технологии, малое и среднее предпринимательство, в частности, ремесленное производство.

     Особенно  сильно влияние государства в аграрном секторе. Регулирование производства сельхозпродукции происходит как с помощью стимулирующих методов, так и ограничений в производстве отдельных продуктов с целью стабилизации цен. В соответствии с имеющимися программами государство за счёт бюджета компенсирует разницу между ценой немецкого производителя и мировыми ценами при согласованном объёме экспорта.[23]

     Система государственной поддержки национальной экономики и экспорта осуществляется не только с помощью субсидирования и дотаций производителям и страхования экспортных поставок, но и путём содействия в осуществлении ярмарочно-выставочной деятельности фирм ФРГ за рубежом, консультационно-информационной помощи как в стране, так и за рубежом через департаменты или отделы экономики и науки посольств Германии.[4]

     Существует  также определённое влияние государственных  контрольных органов по вопросу  регулирования цен, в том числе  в области электроэнергии, пассажирских перевозок, отдельных медицинских  услуг, почтовых услуг и т.п. с  определением верхних и нижних уровней цены. К частично регулируемым ценам относится и квартплата в муниципальном секторе, внутренние тарифы пассажирских перевозок, коммунальные платежи для жилого муниципального сектора.[5]

     Таким образом, цель Федерального правительства заключается в том, чтобы улучшить общие условия для предпринимательской деятельности в Германии, в основе которой должна быть обеспечена свободная конкуренция. Необходимо повысить конкурентоспособность предприятий на глобализированных рынках за счёт налоговой реформы, наступательной политики в области инноваций и экологии, более эффективного содействия малому и среднему бизнесу.[23]

     19 марта 2007г. Федеральное статистическое  ведомство Германии впервые подготовило  и опубликовало данные о финансовом  имуществе государственного сектора, в который входят федерация, федеральные земли, коммуны, их отдельное имущество, а также объединения целевого назначения. По последним же имеющимся данным, общая сумма государственных финансов на 2009 год составила 109,7 млрд. долларов (против 243,6 млрд. долларов 2008 года, что превышает показатель 2009 года аж в два раза). Основная часть государственного финансового имущества состоит из предоставленных кредитов. Сумма внутреннего кредита по состоянию на 31 декабря 2008 года составила 5,019 трлн. долларов (это ставит Германию на пятое место в мире). Доходы государственного бюджета на 2009 год имеют объем в 1,398 трлн. долларов, а расходы – 1,54 трлн. долларов. Рыночная стоимость проданных акций на 31 декабря 2007 года составила 2,106 трлн. долларов. [4]

     Федеральное правительство Германии имеет акции 8 предприятий. Следует отметить, что  на 2-х предприятиях Федеральное правительство имеет 100%-й пакет акций (Таблица 2.2). 

     Таблица 2.2 - Доля участия государства в предприятиях на федеральном уровне [4]

Название  фирмы Доля федерации  в %
Deutsche Bahn 100
Deutsche Flugsicherung 100
Deutsche Post 35,5
Hafen Duisburg 33,3
Flughafen Köln Bonn 30,9
Deutsche Telekom 32,0
Flughafen München 26,0
Fraport 6,6
 

     2.3 Транснациональные корпорации (ТНК) Германии 

     В соответствии с распространенной классификацией ТНК, возникшие на рубеже ХХ в. и XXI в., относятся к пятому поколению  корпораций. Им свойственны черты, которые  не были присущи их предшественникам:

     - финансовая и экономическая мощь, порой превосходящая потенциал национальных государств; самостоятельность, появившаяся благодаря углублению экономической либерализации и трансформации законодательства. Так, оборот автомобильного концерна ”Даймлер АГ” в 2007 г. превысил ВВП таких развитых стран, как Финляндия и Норвегия, и вдвое превзошел ВВП Новой Зеландии;

Информация о работе Экономика Германии в мировом хозяйстве