Экономическое районирование в Современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 18:13, курсовая работа

Краткое описание

Целью реферата является анализ проблемы экономического районирования в современной России.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
-изучить исторические условия развития экономического районирования в России;

Оглавление

Введение………………………………………………………………..3

1.Исторические аспекты экономического районирования России…………………………………………………………………….7

1.1.Этапы районирования в истории…………………………8

2.Основы современного районирования ………….…………….17

2.1.Основные принципы районирования…………………..18

2.2.Территориальное деление Российской Федерации.

Современная схема экономических районов……………..21

2.3.Варианты будущего районирования России………….29

Заключение……………………………………………………………32

Литература……………………………………………………………35

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 44.35 Кб (Скачать)

Уральский:

Курганская область, Свердловская область, Тюменская область, Челябинская  область, Ханты-Мансийский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ.

Сибирский:

Республика Алтай, Республика Бурятия, Республика Тыва, Республика Хакасия, Алтайский край, Красноярский край, Иркутская область, Кемеровская  область, Новосибирская область, Омская область, Томская область, Читинская  область, Агинский Бурятский автономный округ, Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ, Усть-ордынский Бурятский  автономный округ, Эвенкийский автономный округ.

Дальневосточный:

Республика Саха (Якутия), Приморский край, Хабаровский край, Амурская область, Камчатская область, Магаданская область, Сахалинская область, Еврейская  автономная область, Корякский автономный округ, Чукотский автономный округ.

     Одновременно, с созданием новых единиц территориального деления страны институт представителей Президента в регионах, был преобразован в институт полномочных представителей Президента в округах. Округа выполняют исключительную роль промежуточного звена между центральным и региональным уровнями федеральной исполнительной власти. Целью создания административных округов, является оптимизация системы государственного управления. Приоритетными направлениями деятельности Аппарата полномочного представителя Президента РФ в округе и Главного федерального инспектора в любой области по-прежнему остаются контроль за исполнением федеральных законов и программ, координация деятельности территориальных органов федеральной исполнительной власти, обеспечение проведения реформ управления. На сегодняшний день, необходимо организовать работу таким образом, чтобы власть – федеральная, исполнительная, законодательная – дополняли друг друга.        Подводя итоги роли и значения федеральных округов в преобразовании системы территориального управления, необходимо, прежде всего, отметить, что создание федеральных округов стало реакцией на фактическое распадение России в конце 1990-х годов на ряд «региональных баронств», стремившихся к предельно расширительному толкованию предложенного в Конституции понятия «суверенитета» субъектов. Не случайно, что именно после создания федеральных округов Конституционным судом была дана и жесткая юридическая трактовка сепаратистских поползновений отдельных субъектов:  «Конституция Российской Федерации не допускает какого-либо иного носителя суверенитета и источника власти, помимо многонационального народа России, и, следовательно, не предполагает какого-либо иного государственного суверенитета, помимо суверенитета Российской Федерации. Суверенитет Российской Федерации, в силу Конституции РФ, исключает существование двух уровней суверенных властей, находящихся в единой системе государственной власти, которые обладали бы верховенством и независимостью, т.е. не допускает суверенитета ни республик, ни иных субъектов Российской Федерации»,– предельно четко сформулирована эта позиция, в частности, в  определении Конституционного Суда РФ от 27 июня 2000г. 

Из выше сказанного следует:

- Федеральные округа выступают  в территориальном строительстве  России как элемент унитарности  внутри федеративного государства,  стягивающий систему территориального  управления и предохраняющий ее от рецидивов «регионального баронства».  

- Создание федеративных округов  позволило привести в относительное  единство систему территориального  управления, не только нормализовав  нормативно-правовую базу, но и  приведя в действие политические  рычаги воздействия на регионы.

- Тем не менее, проблема оптимизации  территориального управления остается  до конца неразрешённой, и это  приводит к дальнейшим попыткам  унификации политических систем  субъектов федерации с общефедеральной  политической системой.

      В настоящее время в наиболее сложном положении оказались регионы, где развита тяжелая промышленность – особенно угольно-металлургическая, крупными предприятиями – монополистами – Кемерово, Челябинск, Екатеринбург, 
Ростов, Тула, крупные города Красноярского края, а также регионы, где сосредоточены предприятия оборонного комплекса – Москва и Санкт-Петербург, 
Московская, Ленинградская, Челябинская, Нижегородская, Свердловская, 
Пермская, Тульская области, Удмуртия и отдельные промышленные узлы с узкой производственной базой, в основном на Севере.                                                                   В период структурной перестройки для регионов особенно реальна угроза резкого спада производства, массовой безработицы и обострения социальной напряженности. Поэтому для существования этих регионов необходимы льготы по федеральным и местным налогам, кредиты, льготы на налоги от прибыли коммерческих банков, расширении прав местных органов и социальная защита населения.                  

          Современный экономический район – это целостная территориальная часть народного хозяйства страны, имеющая свою производственную специализацию, прочные внутренние экономические связи. Экономический район неразрывно связан с другими частями страны общественным территориальным разделением труда как единое хозяйственное целое с прочными внутренними связями.   Современное экономическое районирование России включает три основных звена :

  - высшее звено – крупные экономические районы;

  -районы среднего звена – края, области, республики;

  -низовые районы – административно-хозяйственные районы, городские и сельские районы).

     Каждый вид экономического районирования отвечает определенным задачам территориального развития.  Высшее звено районирования – крупные экономические районы – используются центральными республиканскими органами власти для общегосударственного управления экономкой в территориальном разрезе. 
     Крупные экономические районы – это четко специализированные и относительно завершенные территориальные хозяйственные комплексы: играющие важную роль в общероссийском разделении труда. Располагая значительной территорией, большой численностью населения, разнообразным природно-ресурсным потенциалом, крупные экономические районы имеют четко выраженную специализацию (до 5-7 отраслей). Чем больше территория крупного экономического района, тем шире его производственный профиль, сложнее хозяйственный комплекс. Среднее звено районирования используется для руководства некоторыми отраслями хозяйства в пределах области, края, республики. Велика его роль в руководстве сельским хозяйством и сферой услуг.   Областные районы имеют свои экономические признаки. Своеобразная форма комплексного развития областей, объединение сельскохозяйственных районов вокруг промышленных центров обеспечивают ведущее место города.     Низшее звено районирования – городские и сельские районы представляют собой первичные звенья в таксономии экономического районирования. На их основе образуются начальные специализированные территориальные производственные комплексы. Низовые районы играют важную роль в разработке и выполнении перспективных и годовых программ развития районного хозяйства и социально-культурного строительства, в размещении и специализации предприятий по производству и переработки сельскохозяйственной продукции, местной промышленности, бытового обслуживания, торговли и общественного питания.       Экономические районы могут объединяться в макро регионы или экономические зоны, отличающиеся общими природными условиями, чертами экономики, тенденциями дальнейшего развития.                Главные принципы выделения экономических зон – уровень хозяйственного освоения территории, соотношение между важнейшими ресурсами и степенью их использования. Территория Российской Федерации разделена на две экономические зоны–Западную (европейская часть России и Урал)и Восточную(Сибирь и Дальний 
Восток). Для выполнения долгосрочных целевых программ, сбалансированности производства и потребления важных видов продукции группы районов в экономических зонах объединяются в укрупненные районы. В Западной зоне три укрупненных района – Север и Центр европейской части России, Урало-Поволжье и Европейский Юг. В Восточной зоне два укрупненных района – Сибирь и 
Дальний Восток.                                                                       В настоящее время в составе России находятся 11 крупных экономических районов:Северный, Северо-Западный,Центральный,Центрально-Черноземный, Волго-Вятский,Поволжский,Северо-Кавказский,Уральский,Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный и Калининградская область. Статус самоуправления имеют Москва и Санкт-Петербург.                                                    

 

        

           2.3.Варианты будущего районирования России

     В настоящее время формируются свободные экономические зоны.Свободная экономическая зона (СЭЗ) – территория, для которой устанавливается особый режим хозяйственной деятельности иностранных и отечественных инвесторов: льготное экспертно-импортное, налоговое, таможенное, валютное, банковское регулирование; высокий удельный вес (45-50%) приватизированных предприятий. Приняты два типа СЭЗ – экспортного производства и свободной таможенной зоны.  Территории охваченные СЭЗ: Калининградская область – Янтарь,Московская область – Зеленоград, Санкт-Петербург, Новгородская область,Кемеровская область, Читинская, Алтай, Сахалин.

     В условиях становления и развития рыночных отношений формируется новая региональная политика. Следует отметить особую важность регионального аспекта экономических реформ, проводимых в стране.  Вследствие огромных различий природно-географических, социально- демографических, экономических и других условий экономики каждого отдельного региона России. При этом главными ориентирами будут:

  1.Учет специфики работы регионов в осуществлении общероссийской структурной, инвестиционной, финансовой, социальной, внешнеэкономической политики;

  2.Перенос ряда направлений реформы в основном на региональный уровень, особенно в малом предпринимательстве, социальной сфере, охране природы и использования природных ресурсов;

  3.Децентрализация процессов управления реформой, активизация экономической деятельности на местах;

  4.Необходимость разработки социальных программ проведения реформ в регионах с особо своеобразными условиями.

Так, предполагается, что  в будущем с развитием рыночных отношений можно будет выделить пять сельскохозяйственных районовРоссии: 
  1.Фермерские регионы со значительной долей частной собственности – основная часть Нечерноземной зоны, земледельческие районы южной части Восточной Сибири и ДальнегоВостока. 
2. Регионы, где сочетаются крупные коллективные хозяйства с фермерскими –Черноземный Центр, Поволжье, предгорье Северного Кавказа, Южный Урал, юг Западной Сибири; 
3. Горные регионы – республики Северного Кавказа, Алтайскаяреспублика. 
4. Регионы отгонно-пастбищного животноводства – Калмыкия, Тува,Бурятия,Читинскаяобласть. 
5. Слабо освоенные территории с очаговым развитием земледелия и особым режимом землепользования – это основная часть зоны Севера.

     Наиболее радикальные аграрные преобразования намечаются в регионах первого типа. Здесь предусматривается форсированное развитие фермерских хозяйств за счет дополнительных государственных инвестиций и субсидий, а также переселение в эти регионы экономически активного населения – демобилизованных военнослужащих, русскоязычного населения из стран нового зарубежья, а также переселенцев из городов. Особенно уязвимы регионы нового освоения с суровыми экстремальными условиями – зоны Севера, а также регионы со структурной безработицей, аграрным перенаселением (например, Северный Кавказ) и территории со слабой финансово-экономической базой – Забайкалье, Тува, Калмыкия, Дагестан. Эти регионы будут поддерживаться из республиканских федеральных фондов.              В экономических реформах большое внимание уделяется мероприятиям по пространственной интеграции экономики России. К ним относятся создание механизмов вертикальных и горизонтальных взаимодействий субъектов хозяйствования и органов управления, всемерное содействие развитию общероссийского территориального разделения труда и единого рыночного пространства, меры по преодолению распада межрегиональных хозяйственных связей, экономического и политического сепаратизма.             Важнейшими задачами в период экономических реформ России являются поддержка процесса суверенизации национально-государственных и автономных образований Российской Федерации. В рамках Федеративного договора, достижение и укрепление межнационального согласия, доверия и партнерства народов, устранения причин противоречий и этнических конфликтов, соблюдения приоритета и равенства условий для представителей различных национальностей, ликвидация межэтнический диспропорций, выравнивание уровней развития.

                                 ЗАКЛЮЧЕНИЕ    

     В данной работе  было рассмотрено образование, формирование и развитие экономических районов России, что является актуальной темой современного общества.   Современная Россия состоит из двух огромных частей: Западного макрорегиона (Европейская Россия) и Восточного макрорегиона (Азиатская Россия). Они отличаются историческими особенностями освоения территории, особенностями природы, уровнем и проблемами экономического развития, соотношением ресурсов и их использованием, перспективами развития. Территория России была подразделена на 11 экономических районов (8 – в Западном макрорегионе и 3 – в Восточном). Однако сетка экономических районов, используемая до сих пор, устарела.   Во-первых, районы не имеют собственного территориального управления (оно существует лишь на ступеньку ниже – в республиках, областях и краях).                                              Во-вторых, многие районы (сибирские, Урал, Поволжье) образованы более 50 лет назад, другие существуют три десятилетия. Но экономика мобильна. В ряде районов за эти годы создана мощная добывающая промышленность, в других она ослаблена за счет истощения ресурсов. Сформировались крупнейшие базы оборонной промышленности, не соответствующие границам этих районов. В целом, по стране, изменился географический рисунок экономики. Многие районы имеют нечеткую специализацию.                                  В-третьих, выделенные районы оказались крайне неравноценны как по численности жителей, так и по экологическому потенциалу. Естественно, что они отличаются по размерам территории. Поэтому Центральный район, где проживает более 1/5 населения страны и сосредоточено 1/3 промышленного, 1/2 научного потенциала России, трудно сравнить с Дальним Востоком – огромным по территории (36% площади страны), но слабо заселенным (5% жителей) или с северными районами (4% жителей).                                 Другими словами, сетка районов не соответствует огромным изменениям, происшедшим в экономике страны. В то же время осложнены возможности использования существующих рамок районов и для рыночной экономики.                                           И самое главное, районирование должно способствовать формированию не только эффективной экономики, территориально-производственных комплексов, но и новых рыночных структур (ассоциаций, концернов, корпораций, холдингов) в определенных территориальных границах.  Необходимо не одностороннее экономическое, а комплексное социально-экономическое районирование, учитывающее исторические особенности заселения, географические особенности расселения и условия жизни людей, проблемы и географию городов (от крупнейших до маленьких) и сельских поселений, миграции населения.                            Районирование должно быть эколого-экономическим, т.е. способствовать улучшению экологических условий, учитывать местные природные особенности, проблемы дефицита отдельных ресурсов. Районирование должно способствовать укреплению единства всех частей государственной территории России и обеспечивать управление ими, т.е. решать политические задачи. В то же время, территориальное управление, отсутствующее в экономических районах, присутствует в элементах административно – территориального деления (областях, краях), а также в республиках. Само административно – территориальное деление устарело. Поэтому, необходимо: 

Информация о работе Экономическое районирование в Современной России