Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 18:13, курсовая работа
Целью реферата является анализ проблемы экономического районирования в современной России.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
-изучить исторические условия развития экономического районирования в России;
Введение………………………………………………………………..3
1.Исторические аспекты экономического районирования России…………………………………………………………………….7
1.1.Этапы районирования в истории…………………………8
2.Основы современного районирования ………….…………….17
2.1.Основные принципы районирования…………………..18
2.2.Территориальное деление Российской Федерации.
Современная схема экономических районов……………..21
2.3.Варианты будущего районирования России………….29
Заключение……………………………………………………………32
Литература……………………………………………………………35
Уральский:
Курганская область, Свердловская область, Тюменская область, Челябинская область, Ханты-Мансийский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ.
Сибирский:
Республика Алтай, Республика Бурятия, Республика Тыва, Республика Хакасия, Алтайский край, Красноярский край, Иркутская область, Кемеровская область, Новосибирская область, Омская область, Томская область, Читинская область, Агинский Бурятский автономный округ, Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ, Усть-ордынский Бурятский автономный округ, Эвенкийский автономный округ.
Дальневосточный:
Республика Саха (Якутия), Приморский край, Хабаровский край, Амурская область, Камчатская область, Магаданская область, Сахалинская область, Еврейская автономная область, Корякский автономный округ, Чукотский автономный округ.
Одновременно, с созданием новых единиц территориального деления страны институт представителей Президента в регионах, был преобразован в институт полномочных представителей Президента в округах. Округа выполняют исключительную роль промежуточного звена между центральным и региональным уровнями федеральной исполнительной власти. Целью создания административных округов, является оптимизация системы государственного управления. Приоритетными направлениями деятельности Аппарата полномочного представителя Президента РФ в округе и Главного федерального инспектора в любой области по-прежнему остаются контроль за исполнением федеральных законов и программ, координация деятельности территориальных органов федеральной исполнительной власти, обеспечение проведения реформ управления. На сегодняшний день, необходимо организовать работу таким образом, чтобы власть – федеральная, исполнительная, законодательная – дополняли друг друга. Подводя итоги роли и значения федеральных округов в преобразовании системы территориального управления, необходимо, прежде всего, отметить, что создание федеральных округов стало реакцией на фактическое распадение России в конце 1990-х годов на ряд «региональных баронств», стремившихся к предельно расширительному толкованию предложенного в Конституции понятия «суверенитета» субъектов. Не случайно, что именно после создания федеральных округов Конституционным судом была дана и жесткая юридическая трактовка сепаратистских поползновений отдельных субъектов: «Конституция Российской Федерации не допускает какого-либо иного носителя суверенитета и источника власти, помимо многонационального народа России, и, следовательно, не предполагает какого-либо иного государственного суверенитета, помимо суверенитета Российской Федерации. Суверенитет Российской Федерации, в силу Конституции РФ, исключает существование двух уровней суверенных властей, находящихся в единой системе государственной власти, которые обладали бы верховенством и независимостью, т.е. не допускает суверенитета ни республик, ни иных субъектов Российской Федерации»,– предельно четко сформулирована эта позиция, в частности, в определении Конституционного Суда РФ от 27 июня 2000г.
Из выше сказанного следует:
- Федеральные округа выступают
в территориальном
- Создание федеративных округов
позволило привести в
- Тем не менее, проблема
В настоящее
время в наиболее сложном положении оказались
регионы, где развита тяжелая промышленность
– особенно угольно-металлургическая,
крупными предприятиями – монополистами
– Кемерово, Челябинск, Екатеринбург,
Ростов, Тула, крупные города Красноярского
края, а также регионы, где сосредоточены
предприятия оборонного комплекса – Москва
и Санкт-Петербург,
Московская, Ленинградская, Челябинская,
Нижегородская, Свердловская,
Пермская, Тульская области, Удмуртия
и отдельные промышленные узлы с узкой
производственной базой, в основном на
Севере.
Современный экономический район – это целостная территориальная часть народного хозяйства страны, имеющая свою производственную специализацию, прочные внутренние экономические связи. Экономический район неразрывно связан с другими частями страны общественным территориальным разделением труда как единое хозяйственное целое с прочными внутренними связями. Современное экономическое районирование России включает три основных звена :
- высшее звено – крупные экономические районы;
-районы среднего звена – края, области, республики;
-низовые районы – административно-хозяйственные районы, городские и сельские районы).
Каждый вид
экономического районирования отвечает
определенным задачам территориального
развития. Высшее звено районирования
– крупные экономические районы – используются
центральными республиканскими органами
власти для общегосударственного управления
экономкой в территориальном разрезе.
Крупные экономические районы
– это четко специализированные и относительно
завершенные территориальные хозяйственные
комплексы: играющие важную роль в общероссийском
разделении труда. Располагая значительной
территорией, большой численностью населения,
разнообразным природно-ресурсным потенциалом,
крупные экономические районы имеют четко
выраженную специализацию (до 5-7 отраслей).
Чем больше территория крупного экономического
района, тем шире его производственный
профиль, сложнее хозяйственный комплекс.
Среднее звено районирования используется
для руководства некоторыми отраслями
хозяйства в пределах области, края, республики.
Велика его роль в руководстве сельским
хозяйством и сферой услуг. Областные
районы имеют свои экономические признаки.
Своеобразная форма комплексного развития
областей, объединение сельскохозяйственных
районов вокруг промышленных центров
обеспечивают ведущее место города.
Низшее звено районирования – городские
и сельские районы представляют собой
первичные звенья в таксономии экономического
районирования. На их основе образуются
начальные специализированные территориальные
производственные комплексы. Низовые
районы играют важную роль в разработке
и выполнении перспективных и годовых
программ развития районного хозяйства
и социально-культурного строительства,
в размещении и специализации предприятий
по производству и переработки сельскохозяйственной
продукции, местной промышленности, бытового
обслуживания, торговли и общественного
питания. Экономические
районы могут объединяться в макро регионы
или экономические зоны, отличающиеся
общими природными условиями, чертами
экономики, тенденциями дальнейшего развития.
Главные принципы выделения экономических
зон – уровень хозяйственного освоения
территории, соотношение между важнейшими
ресурсами и степенью их использования.
Территория Российской Федерации разделена
на две экономические зоны–Западную (европейская
часть России и Урал)и Восточную(Сибирь
и Дальний
Восток). Для выполнения долгосрочных
целевых программ, сбалансированности
производства и потребления важных видов
продукции группы районов в экономических
зонах объединяются в укрупненные районы.
В Западной зоне три укрупненных района
– Север и Центр европейской части России,
Урало-Поволжье и Европейский Юг. В Восточной
зоне два укрупненных района – Сибирь
и
Дальний Восток.
2.3.Варианты будущего районирования России
В настоящее время формируются свободные экономические зоны.Свободная экономическая зона (СЭЗ) – территория, для которой устанавливается особый режим хозяйственной деятельности иностранных и отечественных инвесторов: льготное экспертно-импортное, налоговое, таможенное, валютное, банковское регулирование; высокий удельный вес (45-50%) приватизированных предприятий. Приняты два типа СЭЗ – экспортного производства и свободной таможенной зоны. Территории охваченные СЭЗ: Калининградская область – Янтарь,Московская область – Зеленоград, Санкт-Петербург, Новгородская область,Кемеровская область, Читинская, Алтай, Сахалин.
В условиях становления и развития рыночных отношений формируется новая региональная политика. Следует отметить особую важность регионального аспекта экономических реформ, проводимых в стране. Вследствие огромных различий природно-географических, социально- демографических, экономических и других условий экономики каждого отдельного региона России. При этом главными ориентирами будут:
1.Учет специфики работы регионов в осуществлении общероссийской структурной, инвестиционной, финансовой, социальной, внешнеэкономической политики;
2.Перенос ряда направлений реформы в основном на региональный уровень, особенно в малом предпринимательстве, социальной сфере, охране природы и использования природных ресурсов;
3.Децентрализация процессов управления реформой, активизация экономической деятельности на местах;
4.Необходимость разработки социальных программ проведения реформ в регионах с особо своеобразными условиями.
Так, предполагается, что
в будущем с развитием рыночных
отношений можно будет выделить
пять сельскохозяйственных районовРоссии:
1.Фермерские регионы со значительной
долей частной собственности – основная
часть Нечерноземной зоны, земледельческие
районы южной части Восточной Сибири и
ДальнегоВостока.
2. Регионы, где сочетаются крупные коллективные
хозяйства с фермерскими –Черноземный
Центр, Поволжье, предгорье Северного
Кавказа, Южный Урал, юг Западной Сибири;
3. Горные регионы – республики Северного
Кавказа, Алтайскаяреспублика.
4. Регионы отгонно-пастбищного животноводства
– Калмыкия, Тува,Бурятия,Читинскаяобласть.
5. Слабо освоенные территории с очаговым
развитием земледелия и особым режимом
землепользования – это основная часть
зоны Севера.
Наиболее радикальные аграрные преобразования намечаются в регионах первого типа. Здесь предусматривается форсированное развитие фермерских хозяйств за счет дополнительных государственных инвестиций и субсидий, а также переселение в эти регионы экономически активного населения – демобилизованных военнослужащих, русскоязычного населения из стран нового зарубежья, а также переселенцев из городов. Особенно уязвимы регионы нового освоения с суровыми экстремальными условиями – зоны Севера, а также регионы со структурной безработицей, аграрным перенаселением (например, Северный Кавказ) и территории со слабой финансово-экономической базой – Забайкалье, Тува, Калмыкия, Дагестан. Эти регионы будут поддерживаться из республиканских федеральных фондов. В экономических реформах большое внимание уделяется мероприятиям по пространственной интеграции экономики России. К ним относятся создание механизмов вертикальных и горизонтальных взаимодействий субъектов хозяйствования и органов управления, всемерное содействие развитию общероссийского территориального разделения труда и единого рыночного пространства, меры по преодолению распада межрегиональных хозяйственных связей, экономического и политического сепаратизма. Важнейшими задачами в период экономических реформ России являются поддержка процесса суверенизации национально-государственных и автономных образований Российской Федерации. В рамках Федеративного договора, достижение и укрепление межнационального согласия, доверия и партнерства народов, устранения причин противоречий и этнических конфликтов, соблюдения приоритета и равенства условий для представителей различных национальностей, ликвидация межэтнический диспропорций, выравнивание уровней развития.
В данной работе
было рассмотрено образование, формирование
и развитие экономических районов России,
что является актуальной темой современного
общества. Современная Россия состоит
из двух огромных частей: Западного макрорегиона
(Европейская Россия) и Восточного макрорегиона
(Азиатская Россия). Они отличаются историческими
особенностями освоения территории, особенностями
природы, уровнем и проблемами экономического
развития, соотношением ресурсов и их
использованием, перспективами развития.
Территория России была подразделена
на 11 экономических районов (8 – в Западном
макрорегионе и 3 – в Восточном). Однако
сетка экономических районов, используемая
до сих пор, устарела. Во-первых, районы не имеют
собственного территориального управления
(оно существует лишь на ступеньку ниже
– в республиках, областях и краях).
Информация о работе Экономическое районирование в Современной России