Экономическое районирование России

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 12:33, контрольная работа

Краткое описание

Россия, как крупнейшее федеративное государство мира, имеет самые разнообразные природно-климатические условия. Различные природные регионы страны, обладающие внутренним единством и своеобразными индивидуальными чертами природы, образуют различные системы физико-географических районов. Сами субъекты Федерации (регионы) делятся на административно-территориальные единицы: города, районы регионов и городов, поселки городского типа, сельские администрации и сельские поселения.

Оглавление

Введение…………………………………………………..…………………....3
Основы современного экономического районирования и формы территориальной организации хозяйства России……………………….…4
Основные принципы и звенья экономического районирования…………………………………………………………..….….6
Комплексное развитие хозяйства на примере Приволжского федерального округа………………………………………………….……....15
Информация из статей о развитии регионов………………………..…22
Заключение…………………………………………………………………….25
Список литературы……………………………………………………………27

Файлы: 1 файл

Районирование.docx

— 161.40 Кб (Скачать)

      Промышленность  строительных материалов развита повсеместно. По производству цемента выделяются Вольск (Саратовская область), Жигулевск (Самарская область), Новоульяновск и Сенгилей (Ульяновская область). На Борском стекольном заводе производится стекло для автомобилей, оконное стекло.

      Среди отраслей легкой промышленности округа особенно выделяются льняная (Нижний Новгород, Димитровград), шерстяная (Ульяновск и Пенза), кожевенная и кожевенно-обувная (Ульяновск, Богородск, Киров и др.), меховая и овчинно-шубная (Казань, Слободской и др.), ковровая (Димитровград). В Балашове производятся плащевые ткани, в Чебоксарах расположен крупный хлопчатобумажный комбинат. Во многих городах развита швейная и трикотажная промышленность

      Внутрирегионалъные различия. Характерная особенность территориальной организации населения и экономического потенциала округа — их ярко выраженное тяготение к Волге и наиболее крупным ее притокам. Крупные города и их агломерации приближены к местам пересечения этих рек грузо- и пассажиронапряженными широтными железнодорожными магистралями

      Определение отраслей специализации

      Коэффициент душевого производства (К д.п.) исчисляется  отношением удельного веса отрасли  хозяйства округа в соответствующей  структуре отрасли страны к удельному  весу населения района в населении  страны:.

       , где О р/с – доля отрасли региона во всей стране; Н р/с – доля населения региона в населении страны.

      Все виды производства, имеющие коэффициент  душевого производства больше 1, являются отраслями специализации экономики.

      Добыча  нефти

      Ор/с = 25,0 %

      Н р/с = 30241581/141927000*100 %=21,31 %

      Кд.п. = 20,3 %/21,31 % = 1,17

      Вывод: Добыча нефти является отраслью специализации  в Приволжском ФО.

      Переработка нефти

      Ор/с = 42,0 %

      Н р/с = 21,31 %

      Кд.п. = 42,0 %/21,31 % = 1,97

      Вывод: Переработка нефти является отраслью специализации в ПФО.

      Электроэнергетика

      Ор/с = 22,2 %

      Н р/с = 21,31 %

      Кд.п. = 22,2 %/21,31 % = 1,04

      Вывод: Электроэнергетика является отраслью специализации в ПФО.

      Промышленность

      Ор/с = 23,9 %

      Н р/с = 21,31 %

      Кд.п. = 23,9 %/21,31 % = 1,12

      Вывод: Промышленность является отраслью специализации  в ПФО.

 

    1. Информация  из статей о развитии регионов
 

      Минрегион оценит каждый регион

      Министерство  регионального развития будет оценивать  социально-экономическое положение  субъектов Федерации и работу руководителей регионов по новой  методике. В ее основу легли важнейшие  показатели развития регионов, содержащиеся в Указе Президента России № 825 от 28 июня прошлого года. За последние  два года, по словам министра регионального  развития Дмитрия Козака, Правительство заслушало отчеты 22 губернаторов о социально-экономическом положении в их регионах. Анализ этих отчетов позволил сделать вывод, что методики, использованные для их подготовки, сегодня нуждаются в существенной корректировке.

      «Нам  необходимо иначе подойти к выбору субъектов, которые мы рассматриваем  на заседаниях Правительства, — отмечает Д. Козак. — В первую очередь надо рассматривать проблемные регионы, где нуждаются в срочном федеральном вмешательстве».

      Д. Козак считает необходимым дать оценку деятельности территориальных органов федеральной исполнительной власти, которые действуют в регионах. По его оценке, этих органов на местах больше, чем региональных и местных властей, вместе взятых. Поэтому каждому из них нужно дать оценку, для которой сегодня тоже подготовлена соответствующая методика. Необходимо понять: какой вклад федеральные органы исполнительной власти вносят в социально-экономическое развитие каждого региона.

      Минрегион уже сделал предварительный отбор 12 наиболее проблемных регионов, руководители которых будут заслушаны на заседаниях Правительства. Глава министерства считает возможным в дальнейшем делать рейтинг социально-экономического развития регионов [2, c.13]. 

      Регионы

      Дмитрий Медведев, президент РФ:

      — В регионах необходимо принять правила, чтобы инвестиционные программы  принимались в максимально короткие сроки. Хотел бы, чтобы законодатели этим занялись и подтолкнули местную  исполнительную власть, от которой  многое зависит.

      Что предстоит делать региональным властям? И как изменились предпочтения инвесторов за последние 2—3 года?

      Регионам  пора самим начать активно конкурировать  за инвестиции, создавать благоприятные  условия, уметь вести работу с  иностранными компаниями, для которых  крайне важны факторы соблюдения сроков согласований, строительства  и т.д. Уже сегодня есть успешные примеры — Калужская и Ленинградская  области. Им удалось разместить у  себя сборочные производства ведущих  мировых автопроизводителей. Все регионы, так или иначе, пытаются привлечь инвесторов. Необходимо отметить очевидное изменение менталитета руководства регионов, меняется их отношение к инвесторам. В условиях кризиса регионы вынуждены конкурировать между собой за инвесторов. Другое дело, что возможности у всех разные. Разные бюджеты, состояние инфраструктуры, природные, климатические условия. Тем не менее можно отметить безусловные успехи по привлечению инвестиций Республики Татарстан и Краснодарского края. Несмотря на кризис, инвестиционная активность в этих регионах достаточно высока. В Татарстане развернуто беспрецедентное по масштабам строительство нефтеперерабатывающего комплекса в городе Нижнекамске. Однако считаю, что скоро у нас могут появиться новые промышленные центры, новые лидеры. Грандиозные планы ставит перед собой руководство Республики Саха-Якутия. В республике реализовывается крупномасштабный проект, цель которого создание на основе принципов государственно-частного партнерства нового крупного промышленного района на базе объектов энергетической, транспортной инфраструктуры и кластера промышленных производств, связанных с глубокой переработкой полезных ископаемых. Очень активную политику по привлечению в регион инвесторов проводят Вологодская и Тамбовская области [4, c.21].

 

Заключение 

      Главная цель региональной политики в социальной сфере  -  обеспечение достойного уровня благосостояния в  каждом  регионе.  Региональная  политика направлена на  ослабление  внутреннего  социального  напряжения,  сохранение целостности  и  единства  страны.  Главная  цель  региональной  политики   в экономической сфере - это рациональное использование  природно-экономический возможностей  регионов,  преимуществ территориального  разделения  труда и экономических связей регионов.

             Стратегические задачи регионального  развития сводятся к следующим:

       - Реконструкция экономики старо  промышленных регионов и  крупных   городских агломерации   путем   конверсии   оборонных   и   гражданских   отраслей, модернизаций  инфраструктуры,  оздоровления   экологической   обстановки, приватизации.

       - Преодоление кризисного состояния  агропромышленных регионов  Нечерноземья, Южного Урала, Сибири,  Дальнего  Востока,  возрождение  малых   городов  и российского села, ускорение восстановления утраченной  жизненной  среды  в сельской  местности,  развитие  местной   производственной  и   социальной  инфраструктуры, освоение заброшенных  сельскохозяйственных земель.

       -   Стабилизация   социально-экономического   положения   в   регионах    с экстремальными   природными   условиями   и   преимущественно    сырьевой специализацией, создание условий для  возрождения  малочисленных  народов (прежде всего это районы Крайнего Севера, горные районы).

       - Продолжение  формирования  территориально-производственных  комплексов  и промышленных узлов   в  северных  и  восточных   регионах  России  за  счет нецентрализованных, инвестиций из приоритетным развитием  производств  по комплексному  использованию  добываемого  сырья  с  соблюдением   строгих экологических стандартов.

       - Стимулирование развития  экспортных  и  импортозаменяющих  производств  в регионах, имеющих для этого наиболее благоприятные условия;  формирование свободных  экономических  зон,  а  также  технополисов  как региональных центров внедрения достижений отечественной и мировой науки,  ускорения экономического и социального прогресса.

       -  Специализация новых приграничных  регионов, создание  в  них   рабочих мест  и  ускоренное   развитие   социальной   инфраструктуры   с   учетом потенциальных переселенцев из бывших республик СССР.

       -  Развитие  межрегиональных   и  региональных  инфраструктурных  систем   транспорта,   связи,   информатики,   обеспечивающих   и    стимулирующих региональные  структурные сдвиги и эффективность  региональной экономики.

       - Преодоление чрезмерного отставания  по уровню и качеству  жизни   населения отдельных республик  и областей России.

      Политика  устранения  зависимости  России  от  импорта  продовольствия потребует  ускоренной  интенсификации  сельского  хозяйства  Нечерноземья  и Южных районов России.  Большая  часть  задач  региональной  политики  России будет  перемещаться   на   уровень   регионов.   Будет   создан   социально- экономический   механизм,   сочетающий   государственное   регулирование   с региональным самоуправлением.

 

       Список литературы 

      
  1. Конституция Российской Федерации – М.: Юридическая литература, 2008
  2. Минрегион оценит каждый регион. «Экономика и жизнь» №15 (9229), 18.04.2008.
  3. Экономическая география России: Учеб. пособие для вузов /Под ред.Т.Г. Морозовой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 471с.
  4. Т. Конищева. Регионы. Российская газета №30, 12.02.2010
  5. Регионы россии. Социально-экономические показатели. 2010 Статистический сборник М., Росстат, 2010, 996c.

Информация о работе Экономическое районирование России