Экономическая реформа

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 22:05, контрольная работа

Краткое описание

В данной работе я рассматриваю четыре основных вопроса в истории экономики, которые подробнее раскрываются в моей работе
1. социально-экономические функции цехов в организации ремесленного производства на различных этапах их существования;
2. особенности развития аграрного сектора экономики США в последней трети ХIХ начале ХХ века;
3. преодоление последствий мирового экономического кризиса во Франции;
4. экономическая реформа в Китайской Народной Республики.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………….3

Социально-экономические функции цехов в организации ремесленного производства на различных этапах их существования……………………4
Особенности развития аграрного сектора экономики США в последней трети ХIХ начале ХХ века………………………………………………….. 15
Преодолений последствий мирового экономического кризиса во Франции……………………………………………………………………….. 18
Экономическая реформа в Китайской Народной Республики…………. 22

Заключение…………………………………………………………………………26

Библиографический список……………………………………………………….....27

Файлы: 1 файл

Контрольная по Истории экономики.doc

— 135.00 Кб (Скачать)

  Увеличение  расходов по социальным статьям поставило  правительство перед проблемой  непомерно разбухшего дефицита государственного бюджета. Это заставило правительство  пойти на первую девальвацию франка, что не замедлило отрицательно сказаться на уровне жизни самых широких слоев граждан. Левая направленность политики правительства социалистов способствовала усилению бегства капиталов из страны, углублению процесса сокращения производства, появлению иных форм противодействия правительственному кризису со стороны прежде всего крупного капитала.

  В этих условиях правительство Блюма  не решалось поставить под государственный  контроль деятельность Французского банка  и начать налоговую реформу. Пауза  в действиях правительства вызвала  политический кризис и как результат – смену кабинета министров.

  Правительство социалиста – радикала Камиля Шотана попыталось найти компромисс между  интересами широких слоев населения  и представителей крупного капитала за счет некоторого ограничения требований программы 
Народного фронта. Однако, несмотря на существенное свертывание бюджетных расходов состояние финансовой системы еще более ухудшилось, что вынудило правительство вторично произвести девальвацию национальной валюты.

  Непоследовательность  антикризисных действий привели к расколу внутри самого Народного фронта, в результате чего трансформировалась и его программа.

  В результате нового правительственного кризиса весной 1938 г формируется 2-й кабинет Блюма, который проводит дальнейшее свертывание политики Народного фронта.

  За  счет сокращения социальных ассигнований Блюм надеялся ускорить военно-оборонительное строительство в стране. Одновременно в качестве источников средств для  выполнения оборонной программы  правительством были названы: увеличение размеров налога на капитал, на привилегированные предприятия, на сверхприбыли оборонных предприятий, а так же установление жесткого государственного контроля за валютными операциями, импортом и некоторые другие мероприятия. Политика пересмотра доходной и расходной статей бюджета вызвала недовольство представителей крупных промышленных и финансовых кругов, с одной стороны, и не получила широкой поддержки граждан, с другой, что определило скорое падение кабинета.

  Сформированное  в апреле 1938 г правительство Эдуарда Даладье окончательно отказалось от программы Народного фронта на основе полученных им от парламента чрезвычайных полномочий.

  Состояние экономической нестабильности было характерно для Франции вплоть до конца 30-х годов, что во многом объясняется  непоследовательностью антикризисных мероприятия, а по сути отсутствием согласованной общенациональной программы выхода из кризиса. В результате этого Франция существенно уступила свои позиции на мировых рынках. Некоторое оживление в экономике страны было вызвано накануне войны усилением государственных ассигнований на военное строительство.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    4.  Экономическая реформа  в Китайской Народной  республики.

 

     Решение об экономической реформе  было принято в 1978 г. В чем  заключались особенности китайской реформы?

     Во-первых, в том, что если в  нашей стране и странах Восточной Европы реформа началась с политических перемен, то в Китае – с экономических. Коммунистическая партия, как и прежде, управляет страной и продолжает курс на строительство социализма, только «с китайской спецификой».

     Во вторых, там не проводилась  приватизация. Само слово «приватизация»  в Китае имеет отрицательный  оттенок. Частные, эгоистические  интересы не соответствуют менталитету  китайцев, сохранившему многое от  азиатского способа производства. К тому же слишком свежи были в памяти вспоминания о «бюрократическом капитале».

     Тем не менее доля государства  в валовом национальном продукте  сократилась с 70 до 40%, доля занятых  в государственном секторе –  с 95 до 18%. Для сравнения: в России в государственном секторе занята приблизительно треть людей. Государственные расходы уменьшились с 36 до 13% от валового национального продукта.

     В-третьих, там сохраняется административное планирование, а рынок должен только дополнять государственные планы. Государство планирует производство важнейших видов промышленной продукции и устанавливает цены на них. Частным торговцам запрещено делать оптовые закупки важнейших сельскохозяйственных культур. Они закупаются государством по установленным государственным ценам. [202]

     Реформа началась с сельского  хозяйства, сразу охватив подавляющую  массу населения. Главной формой  стал семейный подряд. Крестьянин  получает в подряд участок  земли, а среднем 0,5 га на  двор. Этот участок закрепляется  за ним на 50 лет. Одновременно с государством заключается контракт на поставку определенного количества продукции (как уже сказано, по государственным закупочным ценам). Остальной частью продукции крестьянин распоряжается по своему усмотрению. [203]

     Было учтено и то обстоятельство, что китайский крестьянин с древности занимался и ремеслом. В деревнях стали создаваться «поселковые предприятия», где трудились крестьяне. Естественно, эти предприятия действовали на рыночной основе. Больше половины валового дохода деревни теперь стали давать эти предприятия. К концу 80-х гг. они производили 20% промышленной продукции Китая.

     Переход к семейному подряду  позволил накормить и одеть  население. Сборы зерна выросли  с 1979 по 1984 г. с 300 до 400 млн т  на душу    населения – с 300 до 400 кг в год. Доходы крестьян за это время увеличились втрое. По оценкам специалистов, это был самый большой рост благосостояния народа, достигнутый за столь короткий срок.

     Как уже сказано, переход к подряду позволил не только накормить, но и одеть население. «Поселковые предприятия» выпускали товары народного потребления, а кроме того, повышение доходов крестьян увеличивало рынок и для городской промышленности. Если к началу реформы легкая промышленность выпускала продукции вдвое меньше, чем тяжелая, то к 90-м гг. легкая обогнала тяжелую. Начался форсированный выпуск товаров, которые многие узнали впервые телевизоров, холодильников, стиральных машин. [203]

     Но с 1984 г. рост сельскохозяйственного  производства резко замедлился. Снизилось производство зерна, и теперь из-за высоких темпов роста населения его потребление на душу стало уменьшаться. По оценкам специалистов, 40% прироста национального дохода поглощалось увеличением населения. В городах снова пришлось ввести талоны на свинину и яйца, а также повысить цены на нормированные продукты. Одновременно принимались меры для снижения темпов роста населения. За рождение второго ребенка в семье стал взиматься крупный штраф. Как мы видим, даже в этом проявлялся диктат государства. [204]

     Но почему замедлился рост сельскохозяйственного производства?

     Во-первых, когда доход крестьянина  достигал определенного уровня, начиналось «проедание» накоплений. Крестьяне начинали покупать  стиральные машины, телевизоры, мотоциклы,  вместо глинобитных фанз строили добротные кирпичные дома.

     Во-вторых, рынок в росте сельскохозяйственного  производства был достигнут на  базе ручного труда. Производительность труда в сельском хозяйстве Китая 1995 г. составила только 4% от производительности труда в США. для дальнейшего увеличения нужно повышать технический уровень производства.

     Переходя к преобразованиям в  промышленности, следует снова отметить  сокращение доли государственного  сектора, но, как уже сказано,  не за счет приватизации, а  за сет расширения частного предпринимательства, особенно мелкого. Стремительное размножение мелких «поселковых» предприятий, на каждом из которых занято 8-10 человек, и обеспечил ускоренный рост промышленного производства. Естественно, техника, а следовательно, и производительность труда здесь довольно низкие. В 1995 г. производительность труда в промышленности Китая составила 42% от среднего мирового показателя.

     В крупной промышленности государство  сохраняет господствующее положение.  В 1998 г на государственных предприятиях было получено 28,5% всей промышленной продукции и было занято 66% рабочих и служащих промышленности. Для повышения экономической эффективности государственных предприятий они переводятся на хозрасчет, сдаются на подряд или аренду.[204]

     Существенную роль в успехах китайской промышленности играет привлечение иностранного капитала. Для этого служат «специальные экономические зоны», где для иностранного капитала созданы особенно благоприятные условия. Иностранных предпринимателей сюда привлекает дешевизна рабочей силы: здесь зарплата в 20 раз ниже, чем в США, хоть намного выше, чем в остальных районах Китая. 70-80% иностранных капиталов приходится на долю «хуацяо» - китайцев, которые в свое время эмигрировали из страны и разбогатели на чужбине. А всего предприятия иностранного капитала дают четверть промышленного экспорта.[205]

     За 19 лет реформы валовой внутренний  продукт этой страны увеличился  в 5,7 раза, а производство ВВП  на душу населения – в 4,4 раза. Китай вышел на первое  место в мире по производству хлопчатобумажных тканей и цемента, на второе – по выпуску телевизоров и добыче угля, на третье – по производству химических удобрений. Среди стран с низким уровнем экономического развития только Китай достиг таких высоких темпов роста.

     И все же не следует преувеличивать достижений Китая. Необходимо учитывать огромные масштабы страны и особенно – численность населения. Китай вышел на седьмое место в мире по валовому национальному продукту, но по его производству на душу населения он приблизительно на 70-м месте. Личное потребление на душу населения в 1995 г. здесь было в 15 раз меньше, чем в США, в 10 раз меньше, чем в Германии. Телефон и ванна, горячее водоснабжение в жилищных здесь остаются недоступной большинству роскошью, 200 млн крестьян продолжают жить без электричества. Телевидение здесь распространилось раньше, чем была достигнута всеобщая грамотность. И к началу 90-х гг. на Китай приходилась четверть всех неграмотных в мире.

     Потребительский спрос здесь  отстает от роста производства, поэтому в Китае вынуждены планировать снижение темпов роста промышленности.

     Впечатляющие экономические успехи  этой страны в значительной  степени определяется тем, что  рост начался с крайне низкого  уровня. Этим низким уровнем и  особенностями истории объясняются и противоречия современного хозяйства:

  • ручной труд и исключительное трудолюбие народа;
  • крошечные хозяйства и сочетание земледелия с промышленность;
  • строительство социализма;

расширение  рыночных отношений.[205]

Заключение.

      В данной работе я раскрыла подробнее вопросы:

  • социально-экономические функции цехов в организации ремесленного производства на различных этапах их существования

     Сходное с коммунами положение заняли в XII -XIII вв. в Германии наиболее значительные из императорских городов (подчиненных непосредственно императору) на деле они были городскими республиками (Любек, Гамбург, Бремен, Нюрнберг, Магдебург, Франкфурт-на-Майне, Аугсбург). В странах же с относительно сильной централизованной властью города не могли добиться самоуправления. Хотя ряд привилегий у них и был, но выборные учреждения действовали под контролем королевских чиновников. Наибольшие свободы таких городов - отмена произвольных налогов, ограничений в наследовании имущества, экономические привилегии. Так было во многих городах Франции (Париж, Орлеан, Нант) , Англии (Лондон, Линкольн, Оксфорд, Кембридж, Глостер) . Большинство европейских городов в XI - XV вв. получили лишь частичные привилегии, но и они благоприятствовали их развитию, горожане, как правило, освобождались от личной зависимости. В XIV-XV вв. новых крупных городов появилось мало, возникали в основном мелкие и мельчайшие.

  • особенности развития аграрного сектора экономики США в последней трети ХIХ начале ХХ века;

    Основой аграрной политики первого периода стало законодательство, закрепляющее право частной собственности на землю (1862 г.). Юридическое оформление собственности позволило за короткий период наделить землей большое число фермерских хозяйств, способствовало формированию рынка земли, его инфраструктуры и института ипотеки. Однако, в начале ХХ в. стали проявляться признаки неустойчивого развития аграрного сектора, которые приобрели угрожающие размеры к началу Великой депрессии 1929-1933 гг.

Информация о работе Экономическая реформа