Индия

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 02:42, реферат

Краткое описание

ИНДИЯ (на яз. хинди Bharat), Республика Индия, государство в Южной Азии, на полуострове Индостан, включает Лаккадивские, Андаманские и Никобарские острова. Граничит с Китаем, Пакистаном, Афганистаном, Непалом, Бутаном и Шри-Ланкой. Граница с Китаем в Гималаях немаркирована. Площадь 3,3 млн км2 (7-е место в мире). По численности населения занимает 2-е место в мире (после Китая) — 1 млрд 49,7 млн человек (2003). Входит в Содружество. Столица Дели (Нью-Дели). Крупнейшие города: Калькутта, Бомбей, Дели, Ченнай, Бангалор, Ахмадабад, Хайдарабад, Пуна, Канпур, Нагпур, Джайпур, Лакхнау.

Оглавление

Географическая и геополитическая характеристика Индии на современном этапе.
Характеристика населения, оценка трудовых ресурсов.
Природно-ресурсный потенциал страны.
Общая характеристика хозяйства страны (анализ промышленности и c/х: структура, достижения).
Внешнеэкономические связи.
Заключение.

Файлы: 1 файл

ИНДИЯ.doc

— 164.50 Кб (Скачать)

Отрасль ориентирована, в первую очередь, на удовлетворение внутренних потребностей страны в средствах автомобильного транспорта. Расширение индийского авторынка связано, в первую очередь, с приходом на него мировых автомобилестроительных компаний, таких как General Motors, Toyota, Volvo, BMW, Volkswagen, Nissan и др. В 2006 г. в г. Халдия (шт. Западная Бенгалия) было открыто первое сборочное производство российского автопроизводителя ОАО "УралАЗ".

В Индии  представлено большинство крупнейших мировых производителей энергооборудования – General Electric, Siemens, Areva, Alstom, ABB, ОАО "Силовые машины" и др. Несмотря на это, индийская госкорпорация Bharat Heavy Electricals Ltd. (BHEL) сохраняет доминирующее положение на внутреннем рынке этой продукции (ее доля на нем составляет 70%) и относится к лидерам мирового тяжелого машиностроения.

Пищевая промышленность

Индийская пищевая промышленность является одной из самых динамично развивающихся отраслей экономики страны. В настоящее время наблюдается заметное расширение в местном обществе культуры потребления ее продукции в виде полуфабрикатов, консервированных продуктов и т.п. Иностранным инвесторам это обстоятельство позволяет рассчитывать на быструю окупаемость своих вложений в отрасль, а с учетом пока еще здесь низкой активности зарубежных компаний конкуренция среди них незначительна. Подобное положение создает условия для прихода в индийский сектор пищевой промышленности и российских компаний-производителей для организации здесь производств по собственным технологиям, причем со значительной поддержкой со стороны Правительства Индии.

Пищевая отрасль в Индии включена в  число приоритетных для получения займов по льготным ставкам. В соответствии с концепцией "Национальной сельскохозяйственной политики" Министерство пищевой промышленности подготовило проект "Национальной политики в области перерабатывающей и пищевой промышленности" с целью создания благоприятных условий для местных и иностранных инвесторов. Документ предусматривает увеличение доли перерабатываемых фруктов и овощей с 2% в настоящее время до 10% в последующие 10 лет, для чего потребуются инвестиции на сумму 1400 млрд. рупий.

Для поддержки пищевой промышленности Правительство Индии отменило государственное регулирование и лицензирование, а также акцизы на переработку фруктовой и овощной продукции, кроме производства алкогольных напитков. Разрешено привлечение иностранных инвестиций в пищевую промышленность (за исключением производства алкогольной продукции). Экспортные компании получили право беспошлинно импортировать отсутствующее в стране сырье и средства производства для пищевой промышленности, что дало возможность использовать иностранные товарные знаки.

Розничный сектор

"Самые  крупные международные  розничные сети  ждут момента,  когда смогут отхватить  лакомый кусок  розничного бизнеса  Индии", - пишет  Шанкар.

Эта история  похожа на мыльную оперу, которая  продолжается уже почти год. В  каждой серии новый поворот событий. Индийская публика с огромным интересом наблюдает за подготовкой тихой революции в индийском розничном бизнесе.

На сегодняшний  день зарплаты индийских потребителей постоянно растут, поэтому каждая уважающая себя крупная фирма начинает вкладывать средства в розничный бизнес. А почему бы и нет? Статистика показывает, что розничная торговля составляет 10% валового внутреннего продукта Индии, который, по прогнозам экономистов, растет с каждым годом на 8%.

Туристический бизнес в Индии

В ближайшие  десять лет Индия выйдет на третье место в мире по популярности среди  туристов. Такое мнение высказал президент  Всемирного совета по путешествиям и  туризму Жан-Клод Баумгартен. Предполагается, что в течение ближайших десяти лет поток туристов в Индию будет увеличиваться на 8,8% ежегодно. По мнению Баумгартена, у Индии колоссальный потенциал, т.к. здесь имеется все - от тигров до высокой духовности. В этой связи, одной из главных задач индийского правительства должно стать не только привлечение иностранных туристов, но и стимулирование "внутреннего туризма" - поездок индийцев по собственной стране. В 2004 году в Индии насчитывалось 170 миллионов "внутренних туристов" - это на 70 миллионов больше, чем 10 лет назад. Так что рассматриваться должны оба направления.

Правительство Индии уже предприняло ряд мер для того, чтобы сделать страну более привлекательной как для туристов, так и для инвестиций в туристический бизнес.

Сельское  хозяйство

Основными проблемами индийского сельского хозяйства  являются низкая урожайность большинства сельскохозяйственных культур, отсутствие новых технологий, нестабильность производственных показателей и их значительная зависимость от погодных условий, в первую очередь от количества сезонных осадков, диспропорции в уровне производительности по регионам и видам возделываемых культур.

Индийский аграрный сектор характеризуется растущей экономической дифференциацией. В  настоящее время 25% крупных фермерских хозяйств производят 60% всей аграрной продукции. Основная же масса сельскохозяйственных производителей представлена арендаторами мелких земельных наделов, которые используют традиционные методы земледелия и не имеют финансовых возможностей для приобретения современной агротехники и технологий с целью повышения объемов товарной продукции.

Развитие  сельского хозяйства в Индии  существенно сдерживается неразвитостью  инфраструктуры, особенно нехваткой  современных средств переработки  и хранения. Потери овощей и фруктов  в процессе их доставки до потребителя  составляют 40%, а всей аграрной продукции – около 20%.

Развивается сеть специальных зон сельскохозяйственного  экспорта (Agri Export Zone). В 2006/07 фин. г. их число  увеличилось до 60. Этим зонам разрешен беспошлинный импорт оборудования для  сельскохозяйственного производства, предусматриваются специальные схемы финансирования развития экспортного производства на их территории.

В 2006/07 фин. г. из-за неурожая и снижения госзапасов пшеницы правительство Индии (через  государственную торговую корпорацию STC) и частные компании закупило около 8 млн. т пшеницы, в т.ч. 1,8 млн. т в России.

  1. Внешнеэкономические связи
 

 

По данным Минторгпрома Индии, товарооборот Индии с зарубежными странами в 2009/10 фин. г. сократился на 6,9% по сравнению с 2008/09 фин. г. и составил 455,2 млрд. долл. США. Индийский экспорт снизился на 4,7% до 176,6 млрд. долл. США, импорт - на 8,2% до 278,7 млрд. долл. США. При этом в апреле-декабре 2009 г. отмечался значительный рост экспорта с территории индийских специальных экономических зон (на 127% до 32 млрд. долл. США, что составило более четверти всего экспорта страны за указанный период).

Основу  индийского экспорта составляют машины, оборудование, инструменты и металлоизделия (19,5% стоимости экспорта), обработанные драгоценные камни и готовые ювелирные изделия (18%), нефтепродукты (14%), химическая и фармацевтическая продукция (5%), а также сельскохозяйственные и продовольственные товары, текстильные изделия, компьютерная техника и ПО, изделия из пластмасс, ремесленные изделия.

К основным товарным группам индийского импорта относятся сырая нефть и нефтепродукты (30% импорта), машины, электрооборудование (16%), золото (9%), удобрения (5%), драгоценные и полудрагоценные камни (4%), а также коксующийся уголь, черные и цветные металлы, растительные масла, синтетический каучук и пр.

В число  ведущих торговых партнеров Индии  входят страны Европейского Союза (прежде всего Германия, Великобритания и  Бельгия), Китай, ОАЭ, США, Саудовская Аравия, Иран, Сингапур и Швейцария.

Внешнеторговая  политика на 2009-14 гг., принятая в августе 2009 г., определяет национальные внешнеэкономические приоритеты и в качестве главной цели предусматривает двукратное увеличение доли Индии в мировой торговле товарами с нынешних 1,8%.

По данным ФТС России, в 2009 г. товарооборот России и Индии составил 7,46 млрд. долл. США (рост 7,5% по сравнению с 2008 г.) в т.ч. российский экспорт 5,94 млрд. долл. США (рост 13,5%) и российский импорт 1,52 млрд. долл. США (сокращение 10,7%).

В январе-марте 2010 г. товарооборот России и Индии по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличился на 43% (до 2042 млн. долл. США), в т.ч. российский экспорт в Индию - на 46,5% (до 1642 млн. долл. США) и российский импорт из Индии – на 29% (до 400 млн. долл. США).

Сохранение  таких темпов роста товарооборота позволит решить задачу увеличения двустороннего товарооборота до 10 млрд. долл. США в 2010 г.

В 2009 г. в структуре российского экспорта машинно-техническая продукция (коды 84-90) составляла 51% (3027,4 млн. долл. США) общего объёма поставок, удобрения (код 31) – 13,1% (777,1 млн. долл. США), черные металлы и изделия из них (коды 72-73) – 9% (530,1 млн. долл. США). В совокупности на эти товарные группы приходится 73,1% российского экспорта в Индию.

В стоимостном  выражении в 2009 г. наибольший прирост  российского экспорта в Индию по сравнению с аналогичным периодом прошлого года зафиксирован в товарных группах 87 (средства наземного транспорта, кроме железнодорожного) – 218,7% или 459,5 млн. долл. США, 88 (летательные аппараты и их части) – 179,5% или 432,3 млн. долл. США, 27 (топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки) – 438,6% или 315,8 млн. долл. США, а также 28 (продукты неорганической химии) – 387,3% или 122,4 млн. долл. США.

В тоже время в 2009 г. значительно сократились  российские поставки в Индию в рамках товарных групп 31 (удобрения) – на 31,6% или 358,3 млн. долл. США, 72 (черные металлы) – 34,7% или 190,8 млн. долл. США, 29 (органические химические соединения) – 67,6% или 65,6 млн. долл. США.

В структуре  российского импорта из Индии  в 2009 г. доминирующее положение занимали фармацевтическая продукция (код ТН ВЭД 30) – 30,4% общего объёма поставок (464 млн. долл. США), машины, оборудование, транспортные средства и инструменты (коды 84-88, 90) – 17,6% (267,9 млн. долл. США), сельскохозяйственные и продовольственные товары (коды 03, 05-09, 11-17, 19-21, 23-24) – 10,8% (164,6 млн. долл. США), а также текстильные изделия (коды 52-63) – 10,2% (155,5 млн. долл. США). В совокупности на эти товарные группы приходится около 69,0% российского импорта из Индии.

В стоимостном  выражении в 2009 г. наибольший прирост  российского импорта из Индии  по сравнению с аналогичным периодом прошлого года зафиксирован в товарных группах 24 (табак и промышленные заменители табака) – 76,7% роста или 41,3 млн. долл. США, 87 (средства наземного транспорта, кроме железнодорожного) – 75,9% роста или 18,1 млн. долл. США, 85 (машины и оборудование) – 10,8% роста или 12,3 млн. долл. США и 29 (органические химические соединения) – 21,5% роста или 7,7 млн. долл. США.

Одновременно в 2009 г. существенно сократился российский импорт из Индии фармацевтических изделий (код 30) – 12,9% или 68,6 млн. долл. США, черных металлов (код 72) – 45,0% или 29,4 млн. долл. США, энергооборудования (код 84) – на 22,9% или 26,5 млн. долл. США.

Оборот внешней торговли Индии со странами СНГ (за исключением России) за 6 месяцев 2009/10 фин. года (апрель-сентябрь 2009 г.), по данным индийской таможенной статистики, сократился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 27,7% и составил 1,318 млрд. долл. США. Индийский экспорт снизился на 41,4% до 0,282 млрд. долл. США, индийский импорт – на 22,8% (1,035 млрд. долл. США). 

 

  1. Заключение. Перспективы развития индийской  экономики 

Современная Индия – страна с одной из наиболее динамично развивающихся экономик в мире. Несмотря на мировой финансово-экономический кризис она демонстрирует высокие темпы экономического роста, которые в ближайшие годы, по оценке, составят 9-10%.

Преобразования, проводимые в Индии с 1991 г., создали  условия для ускоренного развития экономики, сделали экономическую среду страны более либеральной, прозрачной и благоприятной для внутренних и внешних инвестиций.

Современная экономика страны характеризуется  достаточно стабильным финансовым положением, наличием значительных золотовалютных резервов, динамично развивающейся промышленностью, огромным потребительским рынком, наличием многомиллионной достаточно квалифицированной и сравнительно дешевой рабочей силы.

Национальная  экономика обеспечивает потребности  страны по многим промышленным и сельскохозяйственным товарам и постоянно увеличивает объемы экспорта, в том числе машинно-технической продукции. Наиболее перспективными направлениями экономического развития страны остаются металлургия, производство программного обеспечения и электронных компонентов, энергетического оборудования и электротехнических товаров, автотехники и запчастей, химических и фармацевтических товаров, текстиля, готовой одежды, ювелирных изделий.

Правительство Индии уделяет большое внимание развитию специальных экономических зон. До последнего времени они создавались преимущественно по инициативе государства, и их число не превышало нескольких десятков. После либерализации правил организации СЭЗ резко возрос интерес к ним со стороны частных и иностранных инвесторов. Создаются специализированные зоны и парки в таких отраслях, как информационные технологии, производство сельскохозяйственных, текстильных, химических и пищевых продуктов, автомобильных компонентов, автомобилей и тракторов, электроники.

Информация о работе Индия