Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 21:33, реферат
Целью исследования является изучение особенностей организации госслужбы во Франции.
Задачи, требующие подробнейшего рассмотрения, следующие:
1.Законодательная основа госслужбы во Франции;
2.Понятие и категории госслужащих;
3.Процесс службы: конкурсный отбор, поступление на службу, прохождение карьеры, прекращение службы;
4. Правовой статус госслужащего;
5.Руководство государственной службой.
ВВЕДЕНИЕ
Государственная (публичная) служба во Франции включает государственную, местную и медицинскую службы. На государственной службе занято около 2 млн. человек, местной – 1,4 млн. и медицинской – 0,8 млн.
Местная публичная служба начала формироваться во Франции в середине 1980-х годов. Законами от 13 июля 1983 года и от 26 января 1984 г. для государственной и местной служб был установлен единый табель классификации персонала, должностей и чинов.
Французская система администрации во многом представляла для России нечто вроде недостижимого идеала упорядоченной государственной организации. И во многом организации госслужбы в России и Франции были похожи (внешними чертами), особенно в некоторые исторические периоды.
Изучение
бюрократической системы
Целью исследования является изучение особенностей организации госслужбы во Франции.
Задачи,
требующие подробнейшего
1.Законодательная основа госслужбы во Франции;
2.Понятие и категории госслужащих;
3.Процесс службы: конкурсный отбор, поступление на службу, прохождение карьеры, прекращение службы;
4. Правовой статус госслужащего;
5.Руководство
государственной службой.
ГЛАВА
1. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ
ОСНОВА ГОСУДАРСТВЕННОЙ
СЛУЖБЫ ВО ФРАНЦИИ
Французское
законодательство достаточно полно
и четко регулирует организацию
государственной службы. Ее основные
принципы закреплены в Конституции
1958 года, а также в Декларации
прав человека и гражданина 1789 г. и
в Преамбуле Конституции 1946 года.
Статья 34 Конституции 1958 года относит
"установление категорий публичных
учреждений" и "основных гарантий,
предоставляемых гражданским и
военным государственным
Отдельное
место в механизме нормативно-
Кроме того, существуют и особые статуты, регламентирующие специфику применения общего статута к служащим, входящим в определенный штат (корпус) чиновников). В них, как правило, фиксируются функциональные обязанности служащих, условия и порядок принятия на службу, продвижение по службе и присвоение соответствующих чинов и рангов. Особые статуты принимаются декретом Государственного совета после консультации с Высшим советом центральной государственной службы.
Ряд принципиальных положений, касающихся государственной службы, содержится в решениях Конституционного совета.
ГЛАВА 2.ПОНЯТИЕ
И КАТЕГОРИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
СЛУЖАЩИХ.
Во
французском законодательстве отсутствует
определение понятия «
По
французскому праву чиновником является
лицо, назначенное на постоянную должность,
включенное в штат и получившее ранг
в административной иерархии. Госслужащий
– понятие более широкое: это
лицо, основной деятельностью которого
является участие в несении
Таким
образом, правовая доктрина и административная
практика различают понятия "служащий"
и "чиновник". Правовое положение
чиновника характеризует
Важным
понятием является штат (корпус) – объединение
чиновников, выполняющих примерно одинаковую
работу (гражданские администраторы,
инспекторы казначейства, учителя и
др.). В системе центральной
Высшая – A – объединяет штаты чиновников с магистерской степенью, выполняющих функции по разработке концепций и руководству (атташе, гражданские администраторы и пр.). В категорию B входят чиновники среднего звена, имеющие диплом бакалавра или равноценные (административные секретари, контролеры и пр.). Последующие две категории охватывают работников практического уровня с более низким образованием, при этом категория D постепенно сокращается.
Как правило, вся карьера чиновника проходит внутри одной категории. Переход в более высокую, скорее, исключение. Каждой категории соответствует индексированная классификация, определяющая минимальный и максимальный оклады входящих в нее чиновников.
Каждая категория охватывает несколько рангов. Ранги – основное звено карьерной классификации. Это звание, дающее его владельцу право на занятие ряда соответствующих рангу должностей, является для чиновника важной гарантией стабильности его положения, его защитой от превратностей административной жизни. Иногда ранги называют классами. Каждый ранг делится на ступени, и вся карьера чиновника проходит, как правило, через повышение ступеней и рангов.
Должность – понятие, отдельное от ранга. Это конкретная рабочая позиция и соответствующая ей ставка в бюджетном расписании. Административный орган самостоятельно назначает чиновника на должность, соответствующую его рангу. Каждому рангу соответствует ряд должностей.
ГЛАВА 3.ПРОЦЕСС
СЛУЖБЫ
Принцип
равного доступа, закрепленный в
Конституции, предполагает запрет любой
дискриминации на основании пола,
убеждений или взглядов кандидата.
Однако этот принцип не является абсолютным.
Если кандидат выражает несовместимые
с должностью, на которую он претендует,
взгляды, это служит основанием для
отклонения его кандидатуры. В целом
же Закон устанавливает пять условий
допуска: наличие французского гражданства,
обладание политическими
Допуск к государственной службе определяется принципом равенства, закрепленном в статье 6 Декларации прав человека и гражданина, согласно которой все граждане «в равной мере допускаются ко всем постам, публичным должностям и занятиям сообразно их способностям без каких-либо иных различий, кроме тех, которые обусловлены их добродетелями и талантами». Законодательно запрещается дискриминация при приеме на службу по признакам пола. Предпочтение при приеме на службу мужчинам или женщинам делается только исходя из специфики службы. На основании принципа свободы мнения и совести, провозглашенного Декларацией прав человека и гражданина, не допускаются ограничения при допуске к государственной службе по мотивам политического, философского или религиозного характера. Кроме того, особые статуты, конкретизируя общий статут, могут содержать особые условия приема на службу в конкретный персонал. Как правило, они касаются возраста, образования и стажа службы. Что касается возраста, то обычно закрепляется максимальный возраст. Применительно к служащим категории A он составляет обычно 35 лет, категорий B,C и D – 45 лет.
Конкурсный отбор
Конкурс считается наиболее демократичной процедурой, обеспечивающей соблюдение принципа равного доступа, а также наиболее эффективным способом отбора, поскольку позволяет выделить самых способных, основываясь на их заслугах и талантах.
Закон определяет конкурс как способ распределения ограниченного числа госдолжностей посредством испытаний, позволяющих независимому коллегиальному органу – жюри – классифицировать конкурсантов по их заслугам для последующего назначения на должности. Конкурс открывается постановлением соответствующего министра и может быть по его усмотрению объявлен либо исключительно «внешним» (еще его называют «учебным»), т.е. предназначенным только для кандидатов, лишь предполагающих поступить на госслужбу, либо «внутренним» или «конкурсом чиновником» , т.е. для продвижения служащих, уже имеющих определенный стаж, либо смешанным, открытым и для тех, и для других, что на практике чаще всего и делают. Постановление об открытии конкурса должно быть предано широкой огласке, достаточность которой определяет Административный суд.
Жюри образует орган, обладающий полномочиями назначать на открывающиеся должности. Оно должно быть беспристрастным и подчиняться регламенту конкурса. По результатам испытаний жюри составляет список пригодных, с точки зрения, кандидатов, ранжируя их в соответствии с полученными оценками. Оно вправе вообще не одобрить ни одного кандидата либо представить дополнительный список. Этим полномочия жюри исчерпываются. Его положительная рекомендация дает лишь возможность, а не право получить должность.
Само назначение проводится органом или лицом, объявившим конкурс. Организатор конкурса должен учитывать рекомендации жюри: придерживаться представленного жюри списка, а также установленной им ранжировки кандидатов, но в принципе может и вообще отказаться от назначения кого-либо на должность. Лицо, получившее назначение, не сразу приобретает статус чиновника, а получает должность-стажера либо ученика.
Административный суд контролирует законность конкурсов и производимых по их итогам назначений. Любой участник конкурса имеет право обжаловать его результаты. Если жалоба признана правомерной, то итоги конкурса аннулируются, и он проводится заново.
Принцип
конкурса не является универсальным. Закон
и общий статут допускают и
другие процедуры – использование
списков пригодности, профессиональные
экзамены или даже в некоторых
случаях произвольный выбор. Есть перечень
высших должностей, назначение на которые
производится по решению правительства.
Это так называемые политические
должности – генеральный