Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 08:32, курсовая работа
Положение в электроэнергетике России сегодня близко к кризисному - продолжается спад производства. Государственная политика формирования рыночных отношений в электроэнергетике России не учитывает свойств и особенностей этих отраслей. Концепция, как нужно строить рыночные отношения в области энергетики, ИМЕЕТСЯ , НО ДЕТАЛЬНО ПРОРОБОТАННОЙ , ПОЛНОЦЕННОЙ ПРОГРАММЫ ПЕРЕХОДА К РЫНК-У СЕГОДНЯ НЕТ.
1. Вcтупление : что такое ТЭС и ТЭЦ
2. Состав ТЭС и ТЭЦ.
3. Кризис в экономике и энергетике ТЭС и ТЭЦ.
4. Антикризисные меры.
5. Существующее положение теплового хозяйства на примере Сибири.
6. Перспективные уровни теплопотребления.
7. Эффективность теплоснабжающих систем.
8. Вопросы реконструкции и модернизации действующих ТЭС и ТЭЦ.
9. Возможные варианты перспективного развития теплоснабжающего региона.
10. Основные задачи НТП в теплоснабжении.
Подвод газа в Омскую область позволяет рассматривать в качестве варианта, альтернативного централизованному энергоснабжению на базе ТЭЦ-6 и ТЭЦ-7, строительство ГТУ ТЭЦ мощностью порядка 100+200 МВт в городах Исилькуль, Калачинск, Тара, Называевск. Это позволит обеспечить наличие теплоснабжения в этих городах и дополнительно получить энергетические мощности в размере 400-800 МВт на более экономичном оборудовании. Кроме того, в этих городах появится возможность развития промышленности, и затормозится процесс оттока населения в Омск, где за 30 лет население удвоилось. Одновременно, возможно, удастся стабилизировать сельское население.
БАРНАУЛ - развитие теплопотребления просматривается достаточно четко, хотя и более низкими темпами, чем предусматривалось ранее по схемам теплоснабжения, поэтому представляется, что развитие ТЭЦ-3 по мощности 930 МВт вполне оправданно. Однако, если удасться удержать до 2000-2010 гг. уровень покрытия тепловых нагрузок от ТЭЦ-1, то реальным может оказаться ввод турбин Т-185-130 на ТЭЦ-3 за 2010 г. Строительство ТЭЦ-4 под вопросом.
БИЙСК - снижение выдачи тепловой энергии после 2000 г. от ТЭЦ-1 можно компенсировать только за счет промышленно-отопительных котельных или путем ввода блока Т-185-130 на новой ТЭЦ-2.
РУБЦОВСК - развитие ТЭЦ тракторного завода позволяет покрывать потребности в тепле до 2000 г., при этом возможен ввод второго и третьего агрегатов Т-180-130 за 2010 г. Развитие теплоснабжения в городах Благовещенка, Славгород, Заринск, Алейск и других, по видимому целесообразно ориентировать на базе ТЭЦ предприятий металлургии, нефтехимии и сельского хозяйства.
КЕМЕРОВО - строительство Петровской ТЭЦ и пуск первых двух блоков до 2000г. и последующих двух до 2010 г. представляется необходимым. Возможен рост уровня индивидуального теплоснабжения.
НОВОКУЗНЕЦК -по структуре тепловых нагрузок на 2010 г. можно допустить задержку с вводом от одного до 2-х блоков Т-180-130 на Западно-Сибирской ТЭЦ или Кузнецкой ТЭЦ, однако при этом необходимо дополнительно решить вопросы теплоснабжения на 2000 г., особенно потребителей от Западно-Сибирской ТЭЦ.
ЮРГА -основной прирост тепловых нагрузок приходится на промышленные предприятия (из-за расширения и реконструкции и на жилищно-коммунальное строительство. По-видимому, целесообразно осуществить до 2010 г. расширение Юргинской ТЭЦ на один блок Т-185-130 и строительство новых котельных.
Развитие Прокопьевск- Киселевской ТЭЦ за 2005 г. возможно только при уточнении тепловых нагрузок, либо необходимо приблизить площадку к Прокопьевску, так как на уровне 2010 г. теплопотребление этого города достигает почти 7000 тыс. Гкал/год.
Развитие
систем теплоснабжения в других городах
Кемеровской области
НОВОСИБИРСК - до 1990 г. в работе находилось большое количество промышленно-отопительных котельных, поиводящих около 8-10 млн. Гкал тепла в год в виде пара и горячей воды. С вводом двух новых отопительных ТЭЦ (ТЭЦ-6 и ТЭЦ-7) вряд ли удастся решить проблемы пароснабжения промышленных предприятий, поэтому нецелесообразно снижать отпуск тепла от котельных ниже 6-8 млн. Гкал/год. Следует также дополнительно проработать вопрос целесообразности ввода на ТЭЦ-4 блока Р-50-130 в 1995 г.
КУЙБЫШЕВ - развитие барабинской ГРЭС-ТЭЦ, по-видимому, будет сдерживаться относительно небольшим ростом тепловой нагрузки. Однако для устойчивого энергоснабжения городов Куйбышев, Барабинск, Татарск, Карасук и др. необходимо дополнительно рассмотреть (помимо строительства ЛЭП-500) возможность организации относительно небольших узлов производства электроэнергии на базе малых ТЭЦ, что, несомненно, будет способствовать экономии топлива, повышению комфортности теплоснабжения и экологической разгрузке этих городов. В настоящее время в городах такого типа работают угольные котельные с удельными расходами условного топлива на производство тепловой энергии в размере 190-290 кг/Гкал, которые практически не имеют систем золоочистке дымовых газов.
ТОМСК - сооружение ТЭЦ-3 необходимо, при этом следует отметить, что к 2010 г. может потребоваться ввод станции на полную тепловую мощность, т.к. темпы развития теплопотребления просматриваются достаточно устойчиво. Не исключено, однако, что ввод двух агрегатов ПТ-1 140-130 и ПТ-185--130 может быть сдвинут по времени.
В ряде городов Тюменской области ожидается строительство КЭС, которые должны принимать участие в решении вопросов теплоснабжения близлежащих населенных пунктов.
ИРКУТСК - развитие теплопотребления оценивается достаточно устойчиво в связи с относительно небольшой долей промышленных производств и стабильными темпами прироста численности населения. В качестве основного источника выступает Ново-Иркутская ТЭЦ. Намечается повышение роли индивидуальных источнике теплоты. Основная проблема будет связана с развитием котельных. Возможен ряд вариантов, в том числе использование за 2000 г.газа Ковыктинского месторождения. Повышение роли теплофикации в Иркутске возможно за счет строительства ГТУ ТЭЦ на площадках ТЭЦ завода им. Куйбышева, ТЭЦ-2 и планировавшейся ТЭЦ-8 (вблизи этой площадки), что позволит установить ГТУ ТЭЦ суммарной мощностью порядка 400-800 Мвт с отпуском тепла до 3500 тыс. Гкал/год. Такое решение будет способствовать повышению надежности теплоснабжения, экологической разгрузке города, а также дальнейшему производству электроэнергии на бо-лее современном оборудовании (снижая выработку электроэнергии на менее экономичных устаревших угольных ТЭЦ).
АНГАРСК - сокращение уровней промышленного теплопотребления позволяет ориентировать систему теплоснабжения на два основных источника -ТЭЦ-1 и ТЭЦ-9 с принятой схемой модернизации и демонтажа оборудования, а возможность перевода ТЭЦ на газ позволит уменьшить экологическую нагрузку города. При этом ТЭЦ-10 может рассматриваться как источник локального теплоснабжения или даже как источник теплоснабжения части г. Иркутска. Необходимость моденизации оборудования ТЭЦ-10 должна учитывать условия развития электроэнергетики в ОЭЭС Сибири. Расширение ТЭЦ-9 будет идти с задержкой во времени. Целесообразность ввода новых агрегатов (ПТ-135-30 и Р-100-130) на ТЭЦ 1 проблематична.
БРАТСК - Развитие ТЭЦ-6, ТЭЦ-7 и ТЭЦ ЛПК будет определяться условиями промышленного теплопотребления, существующие темпы не позволяют рассматривать строительство новой ТЭЦ. При этом появляется необходимость решения вопросов модернизации оборудования котельных, повышения уровня надежности всей системы и снижения уровня загрязненности. Необходимо дополнительно рассмотреть вопрос использования природного газа локальных месторождений в системах теплоснабжения города близрасположенных поселков.
УСОЛЬЕ-СИБИРСКОЕ - следует отметить крайне низкую надежность схемы теплоснабжения, так как город с населением свыше 100 тыс. чел. подключен к одному источнику ТЭЦ-11. При вовлечении газа в топливный баланс Иркутской обл. следует рассмотреть вопрос строительства ГТУ ТЭЦ на площадке ТЭЦ ЗГО и покрытия части тепловой нагрузки города от нового источника в размере 600-1000 тыс. Гкал/год, что позволит иметь дополнительную мощность порядка 200-300 МВт и тем самым разгрузить ТЭЦ -11 от части нагрузки ЖКХ и способствовать дальнейшему развитию промышленности. Ввод турбин Т-185-130 и Р-100-130 следует рассматривать только за 2010 г. и если не будет развиваться ТЭЦ ЗГО.
УСТЬ-ИЛИМСК - сдерживающим фактором развития ТЭЦ может стать снижение промышленного теплопотребления, поэтому ТЭЦ ЛПК и Усть-Илимс-кая ТЭЦ будут работать с пониженной тепловой нагрузкой.
ЗИМА и САЯНСК - прогнозировать их дальнейшее развитие очень затруднительно. ТЭЦ-3 (ЗИМА) следует ориентировать только на отпуск тепла, а на НОВО-ЗИМИНСКОЙ ТЭЦ (Саянск) ввод четвертого блока до 2000 г., а пятого (т-185-130) будет зависеть от времени пуска последующих очередей химических производств и концепции использования природного газа.
БАИКАЛЬСК - ТЭЦ БЦБК желательно сохранить независимо от вопроса по по перепрофилированию БЦБК.
ЧЕРЕМХОВО - развитие ТЭЦ-12 проблематично, т.к. идет широкий отток населения и поэтому ввод 2-х турбин ПТ-1 135-130 может иметь место только за 2010 г. и при значительном росте промышленного теплопотребления.
ШЕЛЕХОВ - на площадке ТЭЦ-5 наиболее целесообразно строительство ГТУ ТЭЦ особенно при подводе газа в район Иркутска. В противном случае наращивание тепловых мощностей возможно только за счет паровых и водогрейных котлов.
В остальных городах Иркутской области развитие теплофикации целесообразно только с использованием ТЭЦ малой мощности, особенно если будет газ (ТЭЦ Тулунского и Бирюсинского гидролизных заводов),
KPACHOЯPCK - рост численности населения с 923 тыс.чел. до 1 млн. 150 тыс.чел. в 2010 г. будет сопровождаться приростом промышленного теплопотребления, хотя и более медленными темпами, чем прогнозировались ранее. Представляется, что расширение ТЭЦ-1 с заменой устаревшего оборудования необходимо, как и строительство новой ТЭЦ-3. Правда к 2010 г. мощность ТЭЦ-3 достигнет 360 МВт и ввод новых трех агрегатов Т-180-130, по-видимому, следует рассматривать за 2010 г. Аналогичное положение и с ТЭЦ-1, на которой ввод турбины ПТ-140-130 следует ожидать после 2000 г., и трех других агрегатов за 2010 г. До 2000-2005 гг. реальным представляется реконструкция крупных котельных и расширение зоны охвата современными индивидуальными источниками тепла.
МИНУСИНСК -развитие Минусинской ТЭЦ на полную мощность 700 МВт будет сдерживаться резким падением промышленного теплопотребления (более чем в 2 раза) и, по-видимому, целесообразно ограничить ее развитие на уровне 2000 г. на мощности 335 МВт.
АБАКАН - несмотря на снижение промышленного теплопотребления, расширение ТЭЦ вагоностроительного завода за 2000 г. на один блок вполне реально, а ввод еще одного агрегата Т-185-130 проблематичен и так же, как дальнейшее расширение требует дополнительного обоснования.
КАНСК - строительство Ново-Канской ТЭЦ до 2010 г. проблематично, так как теплопотребление уменьшилось в 2 раза по сравнению с ранее прогнозируемым. .
АЧИНСК - развитие на базе ТЭЦ глиноземного комбината и нефтеперерабатывающего завода, а также небольших котельных и индивидуальных генераторов тепла. По-видимому, до 1995 г. не будет ввода ТЭЦ Ачинского НПЗ и к 2010 г. возможная мощность ТЭЦ достигнет 160 МВт (2хПТ-80-130).
В Норильском узле возможно отставание с вводами турбин на Норильской ТЭЦ-3.
Систему теплоснабжения республики Тува необходимо рассматривать самостоятельно. В городах Сорск, Абаза, Назарове и других развитие этой системы на базе новых ТЭЦ не представляется возможным.
УЛАН-УДЭ - развитие новой ТЭЦ мощностью 720 МВт крайне необходимо, однако до 2010 г. больше двух блоков Т-1180-130 ввести не удастся.
ЧИТА - необходимо развитие ТЭЦ-1 до мощности 600 МВт, поэтому целесообразен ввод Т-110-130 до 1995 г. Строительство новой ТЭЦ-3 сдвинется за 2010 г.
КРАСНОКАМЕНСК - развитие ТЭЦ. по-видимому, будет приостановлено на уровне 440 МВт, и ввода новых турбоагрегатов не потребуется.
Остальные. ТЭЦ Читинской области (Приаргунская, Шерлово-горская, Удоканская и Петровск-Забайкальская) следует развивать как локальные малые энергоисточники.
Таким образом, падение спроса на тепловую энергию в период 1993-1997 гг., вызванное уменьшением промышленного теплопотребления, может не затормозить темпы внедрения перспективного оборудования ТЭЦ, если не будет резкого торможения строительства уже начатых объектов. Это позволит избежать дефицита тепла в жилищно-коммунальной сфере. В результате менее острыми окажутся проблемы по сохранению в работе физически изношенного и морально устаревшего оборудования на ТЭЦ Западной и Восточной Сибири. Одновременно будет сдерживаться рост числа незапланированных котельных готовностью централизованных систем теплоснабжения (на базе существующих ТЭЦ) взять на себя часть тепловой нагрузки децентрализованного сектора до конца 1995-1997 гг.
Однако для преодоления технической, технологической и ; орагнизационной отсталости ТХ Западно-Сибирского и Восточно- Сибирского регионов такого структурного маневра может быть недостаточно и необходимо наряду с традиционным развитием ТЭЦ и котельных рассмотреть после 2000 г. как альтернативу широкомасштабное внедрение теплоснабжающих установок средней и малой мощность на твердом и газообразном топливе. Это даст возможность вовлечь более активно в процесс разработки и реализации энергетической политики региона малые и средние города. Тогда процесс развития ТХ региона можно разделить на два этапа.
Первый этап охватывает период примерно до 1997 г. и включает антикризисные меры, не требующие длительного времени для их реализации и связанные, в основном, с организационно-правовой политикой и новыми экономическими отношениями. Основными из них являются:
1. Акционирование и приватизация объектов теплоснабжения. Законодательством РФ объекты инженерной инфраструктуры города (в том числе сооружения и сети теплоснабжения) относятся к муниципальной собственности, а другие источники теплоснабжения (ТЭЦ, ГРЭС, промышленные котельные) могут быть собственностью других юридических лиц. В соответствии с этим тепловые сети систем централизованного теплоснабжения (принадлежащие Минтопэнерго и ведомствам ЖКХ) должны были полностью муниципализироваться. .Это имело бы свои положительные стороны, поскольку способствовало бы созданию в городах единых предприятий тепловых сетей, включающих магистральные и распределительные сети от источников тепла до потребителей, что упростило бы организацию режимов эксплуатации систем. Однако опыт показывает, что передача собственности из одних рук в другие встречает практически непреодолимые трудности. В связ^ с этим можно ожидать, что процессы акционирования и приватизации будут проходить в рамках сложившейся ведомственной принадлежности. Магистральные тепловые сети (там, где они находились в ведении Минтопэнерго) будут акционироваться вместе с ТЭЦ и перейдут в областные энергетические объединения. В муниципальной же собственности останутся мелкие отопительные котельные и распределительные сети, имеющие крайне низкий технический уровень.
Информация о работе География тепловой электроэнергетики России