География миграционных процессов в России (историко-географический аспект)

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 20:12, контрольная работа

Краткое описание

Миграционные процессы в современном мире оказывают значительное влияние на хозяйственную жизнь, размещение, численность и состояние людских ресурсов различных территорий планеты. Термин «миграция населения» (лат. migro - переселение) обозначает процесс переселения, перемещения людей, пересекающих границы тех или иных территорий со сменой места жительства навсегда или на длительный срок. По определению ООН миграцией считается перемещение лиц на срок более 6 месяцев. Миграция может различаться по причинам (добровольная или вынужденная), типу (внешняя или внутренняя), виду (возвратная или безвозвратная). В любом своем проявлении миграция – это неоднозначный социальный процесс.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..….……3
1. Современная миграция: закономерности и определение понятий………….....6
2. Занятость населения: понятийный аппарат……..………………….….............14
3. Миграция в Самарской области…………………………………...…...............17
Список использованных источников………………………………………….…..22
Приложение 1……………………………………………………………………….23
Приложение 2……………………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

КР миграция география.doc

— 350.50 Кб (Скачать)

    С начала 90-х годов вместе зарождением  и формированием мощных миграционных потоков в РФ из стран ближнего зарубежья и внутри страны возникла необходимость разработки новой  миграционной политики и создания структуры, обеспечивающей реализацию этой политики. [Приложение 1 и 2]

       В качестве первоочередных целей современной государственной миграционной политики определены: регулирование миграционных потоков; преодоление негативных последствий стихийно развивающихся процессов миграции; создание условий для беспрепятственной реализации законных прав мигрантов; обеспечение гуманного отношения к лицам, ищущим убежища на территории России.

          Основными задачами миграционной политики являются:

    • защита прав и интересов мигрантов;
    • соблюдение государственных интересов при реализации миграционных программ и мероприятий;
    • организация иммиграционного контроля;
    • регулирование миграционных потоков с учетом социально-экономического развития принимающего региона, национальной совместимости, специфики психологии мигрантов и климатических особенностей мест расселения;
    • создание условий приема и размещения мигрантов, стимулирующих их активное участие в процессе адаптации к существующему социально-экономическому положению.

    К основополагающим принципам миграционной политики России относятся выбор  мигрантами мест проживания и видов  занятости в соответствии с федеральной  и региональными программами  миграции и согласно действующему законодательству РФ.

    В миграционном потоке можно выделить различные категории мигрантов.

    К внешним мигрантам относятся  эмигранты, иммигранты. К внутренним мигрантам относятся граждане РФ и лица, находящиеся в России на законных основаниях, осуществляющие перемещения по ее территории.

    Вынужденные мигранты – это лица ищущие убежище на территории РФ и могут быть как внешними (в т.ч. беженцы), так и внутренними (перемещенные лица, вынужденные переселенцы и д.р.). Правовые основы предоставления убежища, определения статуса и оказания помощи этим лицам регулируются законами «О беженцах», «О вынужденных переселенцах» и «О гражданстве Российской Федерации».

    Беженцем  признается лицо, прибывшее или желающее прибыть на территорию РФ, не имеющее гражданства РФ, которое было вынужденно или имеет намерение покинуть место своего постоянного жительства на территории другого государства вследствие нарушения его прав [5, с.26].

    Статус  вынужденного переселенца дается гражданам  РФ, покинувшим место жительства вследствие совершенного в отношении его  и членов его семьи насилия или преследования в иных формах [5, с.26]. Также вынужденным переселенцем может быть признан иностранный гражданин или лицо без гражданства, постоянно проживающие на законных основаниях на территории РФ.

    Беженцы и вынужденные переселенцы выступают наименее желательными мигрантами для властей. Как правило, они не хотят возвращаться ни при каких обстоятельствах. Возглавляют этот список:

    • русскоязычные мигранты из «горячих точек» с затяжной формой военного противостояния;
    • вынужденные переселенцы из «азиатских» стран СНГ;
    • люди, пережившие «погромы» и «резню», испытавшие на себе «несправедливость государства».

    Основную массу этой категории мигрантов составляли и составляют не высокостатусные, а низкостатусные переселенцы из регионов с подорванной производственной базой. Во многих регионах России и странах СНГ реальная безработица среди трудоспособного, и, прежде всего мужского населения, достигает 95%.

    Среди вынужденных мигрантов – беженцев и вынужденных переселенцев –  приток лиц с высшим образованием в Москву составил на 1996г. 33,9%. По России в целом он составляет лишь 19,5%.  Вместе со специалистами с неоконченным высшим и средним специальным образованием доля квалифицированных работников в числе приезжих повышается до 47%. Среди добровольных внутренних мигрантов процент лиц с высшим образованием еще выше.

    Уровень образования и профессиональная подготовка во многом определяют положение  трудовых мигрантов в принимающем  их обществе. Российские данные, в том  числе результаты обследований Центра миграционных исследований, фиксируют снижение образовательного уровня трудовых мигрантов, прибывающих из стран СНГ. Если в начале десятилетия почти половина приезжающих на заработки мигрантов имели высшее образование, то в 2006 г. – только 13%. Половина приезжающих в РФ мигрантов не имеет профессионального образования и поэтому может заниматься только неквалифицированным трудом. Мигранты с низким уровнем образования и без профессиональной подготовки - наименее адаптивная и наиболее проблемная группа на рынке труда. Почти 20% мигрантов плохо знают русский язык, и доля таких мигрантов увеличивается. [6]

    Понять  особое отношение власти к этим группам  несложно. Они наиболее всего нуждаются  в моральной и правовой поддержке, и они же в большей степени  ее лишены.

    Группа  русскоязычных вынужденных мигрантов объединена общими проблемами правового характера и представляет собой «опасность» тем, что само их существование требует от власти осуществления их права на жилье, обучение детей в школах, создание рабочих мест, выплату пенсий.

    Главными  социальными проблемами считаются  получение легитимного статуса, поиск жилья и работы. Главной  психологической проблемой считают  не реальные трудности, а то, что  государство «зарабатывает» на их проблемах.

    Период  адаптации занимает не менее 1 года. Период пробы сил и профессионального  становления – 4-5 лет. Период «укоренения» – 7-10 лет.

    Для решения проблемы вынужденной миграции осуществляется целый комплекс мер  с участием различных ведомств федерального и регионального уровня, среди которых одно из важных мест занимает обеспечение занятости вынужденных мигрантов. Работа по обеспечению занятости мигрантов осуществляется территориальными органами  и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти [5, с. 176].

 

2. Занятость населения: понятийный аппарат

   В условиях переходной экономики, в которых  находится сейчас Россия, первостепенное значение имеет укрепление прав и  социальных гарантий в сфере занятости  населения, в защите уязвимых слоев граждан, обеспечения им душевого дохода не ниже прожиточного минимума, в предотвращении снижения реального уровня жизни (реальных доходов населения).

   Под занятостью имеют в виду показатель, характеризующий численность и  структуру рабочей силы, а под  занятостью населения – легитимное участие граждан в производственной деятельности с целью заработка (трудового дохода) и удовлетворения на этой основе личных и общественных потребностей [5, с.109].

   Право на выбор профессии, сферы приложения труда, форм экономической деятельности, получение общего и профессионального образования, право человека на реализацию своего трудового потенциала, способностей и адекватного вознаграждения в соответствии с количеством и качеством труда относятся к основным социальным гарантиям [5, с. 51].

         В Федеральной целевой  программе содействия занятости  населения РФ на 1996-1997гг. определяется, что государственная политика занятости  направлена на предотвращение роста  безработицы (т.е. незанятости в производстве трудоспособного желающего работать населения), порождающей целый комплекс проблем: снижение покупательной способности и уровня жизни значительной части населения, утрата квалифицированных кадров, увеличение риска социальной напряженности, дополнительные расходы на поддержку безработных усиливают налоговое бремя. Устранение или смягчение действия факторов, порождающих безработицу, - непременное условие достижения социальной и экономической стабильности и успешного проведения реформ.

   Определимся с понятиями, которые встречаются  при рассмотрении проблем занятости населения.

   В первую очередь, говоря о занятости  населения, имеют в виду трудовые ресурсы – это лица трудоспособного  возраста (за исключением неработающих инвалидов труда и войны 1 и 2 групп  и лиц, получающих пенсию по возрасту на льготных условиях), а также работающие лица нетрудоспособного возраста (подростки и население старше трудоспособного возраста). Согласно действующему законодательству трудоспособный возраст для мужчин от 16 до 59 лет, для женщин от 16 до 54 лет включительно [5, с. 109]. Причем трудовые ресурсы включают как функционирующую рабочую силу (занятых), так и потенциальную (трудовой резерв).

   К занятым относятся лица трудоспособного  возраста и старше, а также младших  возрастов, работающие по найму за вознаграждение на условиях полного или неполного рабочего времени или не по найму, на приносящем доход рабочем месте, самостоятельно или у отдельных граждан, в том числе – без оплаты на семейном предприятии.

   Следующее понятие – незанятые. Под незанятыми подразумеваются лица трудоспособного возраста и старше, которые не имеют работы (доходного занятия). Среди них есть активные незанятые (безработные) – те, кто ищет работу, и неактивные (пассивные) незанятые – те, кто не ищет работу.

   Соответственно  к безработным причисляются лица трудоспособного возраста и старше, которые не имеют работы (доходного занятия), занимаются поиском работы и готовы приступить к ней. Из их общей численности выделяются безработные, официально признанные и получившие статус в соответствии с законодательством в органах государственной службы занятости.

   Также существуют частично безработные –  лица наемного труда, вынужденные работать (по инициативе администрации, работодателя) меньше установленной законом нормативной  продолжительности рабочего времени [5, с.110].

   Существуют  различные виды безработицы: структурная (связанная с изменением структуры  экономики), неструктурная (обусловленная  общим снижением экономической  активности), фрикционная (временная, связанная  с переходом на другую работу), циклическая (при циклических кризисах), скрытая, сезонная и др. [5, с.27].

   Уровень безработицы – индикатор экономической  активности, показывающий отношение  величины трудоспособного населения  к общему количеству людей, ищущих работу; процент трудоспособного населения, не имеющего возможности найти себе работу [5, с.28].

   Помощью в трудоустройстве населения  занимаются службы занятости – государственные  и негосударственные организации, созданные для реализации государственной  политики занятости населения и  обеспечения гражданам соответствующих гарантий.

   Еще одно понятие, касающееся занятости населения – рынок труда, которое обозначает  совокупность социально-экономических отношений в сфере обмена между субъектами хозяйствования (собственниками рабочей силы и работодателями) по поводу спроса на рабочую силу. Данные экономические отношения в случае их практической реализации облекаются в определенную форму – контракт, договор, - зафиксированную трудовым законодательством [5, с.286].

   В рыночной экономике рынок труда  играет одну из первостепенных ролей, решая задачи воспроизводства рабочей силы соответствующего качества, ее распределения и перераспределения; активизации мобильности рабочей силы, увеличение ее отраслевой, межотраслевой, региональной и межрегиональной миграции, усиления экономической мотивации труда, ведущей к росту его эффективности через универсализацию работников, их многопрофильную профессиональную подготовку, развитие способности к перемене видов труда соответственно структурным изменениям в экономике и конъюнктуре на рынке труда и т.д.

   Рынок труда имеет свою специфику и  общие элементы. Среди них: субъекты рынка (наемный рабочий и работодатель); соответствующие экономические, юридические нормы, решения, программы, принятые субъектами рынка; конъюнктура рынка (спрос, предложение рабочей силы, цена труда и т.д.); рыночная инфраструктура (центры занятости, переподготовки, фонды, банки, и т.д.) [5, с.286].

  1. Миграция в Самарской области

    Например, Самарская область обладает мощными трудовыми ресурсами, способными воспроизводить и развивать материальный и интеллектуальный потенциал области. Только за период с 2000 года численность трудовых ресурсов увеличилась на 1,7 %. Преобладающая часть  - это граждане трудоспособного возраста (95%).

   Трудовые  ресурсы области выгодно отличает высокая экономическая активность населения, уровень которой (в возрасте 15-72 года) превышает 65%.[7]

    Таблица 1. Уровень экономической активности населения, уровень занятости и  уровень безработицы (в процентах). [8]

 
  Уровень экономической активности (экономически активное население к численности населения соответствующей возрастной группы) Уровень занятости (занятое  население к численности  населения соответствующей  возрастной группы) Уровень безработицы (безработные  к численности  экономически активного населения соответствующей возрастной группы) Уровень зарегистрированной безработицы (зарегистрированные безработные к  численности экономически активного населения)
в возрасте 15-72 года в возрасте 15-72 года в возрасте 15-72 года
1998 63,2 57,7 8,7 4,1
1999 67,6 59,4 12,3 2,6
2000 66,8 60,0 10,2 1,7
2001 67,0 62,9 6,1 1,3
2002 68,2 64,5 5,4 1,6
2003 66,0 63,1 4,4 1,5
2004 68,5 64,8 5,3 1,9
2005 68,0 64,4 5,3 1,7
2006 69,0 66,1 4,3 1,4
2007 70,5 67,5 4,3 1,5
2008 70,4 67,4 4,2 1,3

Информация о работе География миграционных процессов в России (историко-географический аспект)